Мотоцикл отправляется в дальний путь. Подготовка к дальней поездке

Подготовка мотоцикла, запасные части, дополнительное оборудование

 

Вначале нас было трое. Мы купили старый К-125 и по очереди ездили на нем. Со временем каждый из нас приобрел собственный мотоцикл, и мы начали путешествовать. Сперва по пригородам Москвы, а потом все дальше и дальше — на юг, на запад, на восток.

Вскоре мы познакомились с энтузиастами мототуризма из других городов: организовался как бы самодеятельный мототуристский клуб. И вот уже в течение нескольких лет мы вместе проводим отпуск в путешествиях по родной стране. Наши машины «глотали» километры на магистрали Москва — Брест, преодолевали перевалы Карпат, мокли под дождями Прибалтики, карабкались на склоны Крымских и Кавказских гор. Общая протяженность наших маршрутов превысила 80 тыс. километров.

Теперь у нас накопился солидный опыт подготовки мотоциклов к дальним пробегам. Нам кажется, что он сможет представить интерес не только для туристов, но и для всех тех, кто пользуется мотоциклом для поездок на дальние расстояния: будь то бригадир целинного совхоза. механик РТС или досаафовец — участник мотоциклетного агитпробега.

Кратко о подготовке мотоцикла

Если в дороге придется заниматься ремонтом — путешествие доставит только огорчение. Поэтому заранее необходимо провести профилактический осмотр, чистку, смазку и регулировку мотоцикла даже в том случае, если он совершенно исправен.

В первую очередь следует удалить нагар на поршне и головке цилиндра, прочистить выхлопные трубы. Глушитель необходимо разобрать, внутренние детали прожечь и вычистить металлической щеткой, иначе выхлопная система ухудшит продувку цилиндра и вызовет перегрев двигателя.

Очень важно правильно установить опережение зажигания, предварительно проверив зазор между контактами прерывателя (он должен быть 0,35—0,4 мм). Последние зачищаются надфилем так, чтобы они могли соприкасаться друг с другом всей поверхностью.

Ось молоточка прерывателя и фетровую подушечку кулачка слегка смазывают маслом. Однако надо помнить, что обилие смазки может только повредить. Затем должна быть проверена вся система питания, снят и хорошенько промыт бак и карбюратор. Фильтр и отстойник надо очистить от грязи и устранить подтекание бензина в резьбовых соединениях. Не забудьте о смазке шарика в механизме выжима сцепления — иначе он может привариться к штоку, и механизм выйдет из строя.

Масло в двигателе, коробке перемены передач и заднем мосту (если мотоцикл с карданной передачей) следует заменить независимо от того, когда оно заливалось в последний раз. Обязательно проверьте натяжение и смазку цепи.

Тросы и вал спидометра можно смазывать, не снимая с мотоцикла. Для этого надо только отсоединить их верхнюю часть и надеть на нее отрезок резиновой или хлорвиниловой трубки, замотав щель между трубкой и оболочкой троса изоляционной лентой. В трубку наливается масло, разбавленное керосином или бензином.

Во время профилактического осмотра следует смазать все точки ходовой части, согласно инструкции по обслуживанию мотоцикла, снять колеса и проверить состояние подшипников ступиц, промыть и набить их тугоплавкой смазкой «1-13». Загрязненные тормозные барабаны и тормозные накладки надо зачистить мелкой наждачной бумагой и хорошо промыть в ацетоне или чистом бензине, выступившие головки заклепок на накладках — углубить.

Много неприятностей доставляют шины, если они плохо подготовлены к пробегу. Желательно поставить новые камеры, особенно на переднее колесо. Заплаты должны быть вулканизированы, так как при длительных пробегах, особенно на юге, покрышки нагреваются и не вулканизированные заплаты отстают.

Чтобы в пути не подвело электрооборудование, проверьте, плотно ли прилегают щетки к коллектору, надежно ли закреплены контакты. Обратите внимание на качество пайки проводов.

Если изолирующее покрытие провода высокого напряжения повреждено н имеет трещины, лучше его заменить или надеть сверху хлорвиниловую трубку. Иначе при влажной погоде произойдет утечка напряжения и свеча будет работать с перебоями.

Следует проверить плотность и уровень электролита в аккумуляторе, а также степень его зарядки. (Если одновременно включить дальний свет и сигнал, хорошо заряженный аккумулятор «справится» с такой нагрузкой)

 

Расположение свечного ключа, манометра и запасных свечей в инструментальном ящике

Расположение свечного ключа, манометра и запасных свечей в инструментальном ящике.

 

Расположение баночки для масла, бензомера, отвертки, переносной лампы и бензошланга в аккумуляторном ящике

Расположение баночки для масла, бензомера, отвертки, переносной лампы и бензошланга в аккумуляторном ящике.

 

Заканчивая профилактический осмотр, не забудьте «пройтись» по всем болтам и гайкам — подтянуть ослабевшие и заменить с сорванной резьбой.

Готовить мотоцикл надо очень тщательно, я бы сказал, с любовью — только тогда он будет верным другом на протяжении всего путешествия.

Запасные части и инструмент

Если мотоцикл хорошо подготовлен к дальней дороге, то много запасных частей не потребуется. Возьмите с собой поршневые кольца, свечи, прокладки иод головку цилиндра, несколько ведомых дисков сцепления, шток сцепления, прерыватель в сборе, конденсатор, индукционную катушку, щетки генератора, предохранитель, лампы освещения, комплект тросов, подшипник колеса, несколько звеньев цени с замком, спицы, вязальную проволоку, несколько метров провода. Обязательно возьмите запасную камеру и аптечку.

В пути могут понадобиться все инструменты, прилагаемые к мотоциклу и, кроме того, ножовочное полотно, маленькое зубило, легкий молоток, ножницы, плоский надфиль, напильник.

Дополнительное оборудование

Эксплуатировать мотоцикл в дальних пробегах гораздо легче, если сделать некоторые приспособления, позволяющие иметь под рукой запасные части и инструмент. Чаще всего мотоциклисту нужны отвертка и ключ для свечей, поэтому целесообразно изготовить для них отдельные кронштейны. Такие же кронштейны можно приспособить и для запасных ламп, укрепив их в фаре и заднем фонаре.

Запасные свечи удобно хранить в зажимах, расположенных рядом с ключом. Для манометра и переносной лампы неплохо сделать держатели, разместив их в свободных местах инструментального или аккумуляторного ящиков.

В пути полезно иметь простейший бензомер. Его можно легко изготовить из эбонитового стержня или другого материала, который хорошо смачивается бензином. Стержень опускают в бак, куда по одному литру наливают бензин и делают на нем соответствующие зарубки.

Для того чтобы электролит не разбрызгивался, надо завернуть аккумулятор (до клемм) в кусок тонкой резины или хлорвинила.

На случай ремонта в ночное время хорошо иметь переносную лампу. К концам ее шнура припаивают зажимы типа «крокодил». Чтобы при ремонте одна рука не была занята лампой, ее укрепляют на резиновом кольце, которое надевают на голову (наподобие шахтерской лампочки) .

С собой необходимо иметь небольшое количество масла (400—500 мл) Бачок для него делают из листового алюминия или белой жести. В качестве бензошланга удобно использовать резиновую трубку длиной 1,5—2 метра (купить ее можно в аптеке).

Багажники и вещевые сумки

Устойчивость мотоцикла и удобство управления им во многом зависят от расположения багажа. Особенно это заметно при резком переходе со спуска на подъем или при «перекладывании» мотоцикла с одного виража в другой на горных серпантинах. Поэтому не следует увлекаться багажниками больших размеров и чрезмерно выносить их на заднюю ось.

Удобнее всего располагать тяжелый багаж на квадратных сварных рамках, укрепленных с боков заднего колеса. Эти рамки изготовляют из уголков или трубок, в нижней части делают откидные полочки. На таком багажнике при помощи ремней можно надежно укрепить рюкзак, сумку или небольшой чемодан. По весу и объему багаж, располагаемый с каждой стороны, должен быть одинаковым.

Небольшую часть груза (палатку или одеяло) можно поместить на выносной полке или дугах за седлом пассажира.

Общее требование для всех багажников — прочность и жесткая связь с рамой мотоцикла Они не должны мешать пассажиру, а также работе задней подвески, съему колеса и регулировке цепи.

Последние модели машин имеют красивые обтекаемые формы, поэтому багажник должен быть гармонично «вписан» в контуры мотоцикла.

 

Боковые сумки.

Боковые сумки.

 

На К-175, И Ж-56, «Яве» с обеих сторон заднего колеса рекомендуется навешивать брезентовые или кожаные сумки, подобно изображенным на рисунке. Можно использовать и болотные сумки (их продают в охотничьих магазинах). Они крепятся на площадках из листовой стали толщиной 1,5—2 мм.
Если нет пассажира, на заднее седло, имеющее форму подушки, можно надеть брезентовый чехол с карманами, стянув его внизу ремнями. Часть груза иногда располагают в мягких ранцах, которые крепятся к бензобаку резиновыми жгутами.

 

Чехол с карманами на заднее седло

Чехол с карманами на заднее седло.

 

Очень удобно использовать фару мотоцикла: в нее укладываются запасные тросы (свернутые кольцом по диаметру фары), фотопленка, бритвенный прибор и различные мелкие предметы (предварительно завернутые в тряпки, чтобы не вызвать замыкания электроконтактов).

Укреплять груз лучше всего ремнями или резиновыми жгутами с крючками на концах (такие жгуты продаются в спортивных магазинах).

 

Крепление груза к бензобаку.

Крепление груза к бензобаку.

 

Крепление палатки резиновыми жгутами к заднему багажнику

Крепление палатки резиновыми жгутами к заднему багажнику.

 

Резиновые жгуты для крепления груза.

Резиновые жгуты для крепления груза.

 

Если вы захотите перевозить багаж в рюкзаке за плечами—после нескольких сот километров пропадет всякое желание путешествовать. На себе можно везти только фотоаппарат.

Размещение багажа

Все вещи следует тщательно упаковать и рационально разместить на багажниках. Инструмент и запасные части, перевозимые в сумках, чемоданах или ящиках, необходимо завернуть в тряпки и положить на дно, а одежду, фотоматериалы, фонарь — сверху. Запасная камера размещается среди одежды. Чтобы вещи не пылились и не промокли под дождем, хорошо завернуть их в хлорвиниловые салфетки.
На наших дорогах уже довольно много автотуристских кемпингов и пансионатов. К тому же в городах есть гостиницы, турбазы, Дома колхозников. Поэтому вряд ли разумно возить с собой палатку, надувной матрац и одеяло. Нецелесообразно брать и канистру с бензином — на магистральных дорогах через каждые 200—300 километров расположены колонки, где всегда можно пополнить запас горючего.

Если маршрут предусматривает длительную остановку, то часть вещей лучше послать по почте посылкой.

Одежда для дальнего пробега

Одежда мотоциклиста, отправляющегося в дальний пробег, должна быть легкой и удобной. В жаркий день можно надеть полукомбинезон и ковбойку, а на голову — берет. Однако ехать на мотоцикле утром и в пасмурный день довольно холодно, поэтому надо захватить с собой теплые вещи. Хорошо иметь кожаную куртку — она надежно защищает от дождя и ветра. Чтобы не продувало через молнию в куртке, изнутри к ней пристегивают нагрудник из кожзаменителя с утепляющей подкладкой. Сапоги следует предпочесть любой другой обуви.

Глаза рекомендуется защищать специальными очками или козырьком из небьющегося стекла, а в яркий солнечный день — темными очками.

Порядок движения

Не стремитесь проехать много километров в день. График движения должен предусматривать отдых, знакомство с достопримечательностями и нормальный сон.

Выезжать надо в 5—6 часов утра, ложиться спать не позднее 10 вечера. Утренние часы самые благоприятные для движения — свободное шоссе, хорошее охлаждение двигателя, малая утомляемость. Недаром водители говорят: «Утром отдыхаешь, днем работаешь». Если при движении днем почувствуете усталость, можно остановиться и немного поспать.

В заключение хочется сказать, что путешествия на мотоцикле не только расширяют кругозор, знакомят с достопримечательностями нашей Родины, но и закаляют волю, повышают мастерство вождения мотоцикла.

В. АЛЕКСЕЕНКО.


1961N06P12-13

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Сложности при переключении передач на мотоцикле ИЖ Юпитер

Причина в сцеплении   «На моем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключением передач. На стоянке, когда мотор не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же заведу двигатель — включить или выключить передачу чрезвычайно трудно. В чем дело!» — спрашивает Ю. Гринько из Ирбита.Устранение этого дефекта надо начинать с регулировки привода выключения сцепления. Поскольку у мотоциклов «Юпитер» переключение передач сблокировано с выключением сцепления, то в операции регулировки есть несколько особенностей. Для начала необходимо полностью ввернуть штуцер на левой стороне руля, чтобы полностью освободить трос сцепления. После этого откройте лючок на левой крышке картера (о том, что предварительно надо снять рычаг переключения передач, можно бы и не говорить), ослабьте стопорную гайку регулировки сцепления и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт в центре нажимного диска, найдите такое его положен...

Читать далее >>

ИЖ Юпитер 5-01 К (ИЖ-6.114-01 )

Самый молодой Юпитер   В среднем через каждые два - два с половиной года мотоциклетное производство ПО «Ижмаш» выпускает или новую модель или одну из модификаций «планет» и «юпитеров».   Общий вид мотоцикла ИЖ Юпитер-5-01. Обтекатель, новые бак, сиденье, инструментальные ящики изменили внешний вид мотоцикла, осовременили его форму.  Когда мы в мае побывали в Ижевске и прошли вдоль нитки самого крупного в стране мотоциклетного конвейера, с которого сходит уже до 400 тысяч машин в год, то сразу отметили для себя: основное место в производственной программе завода занимают новые модели «ИЖ Планета-5» и «ИЖ Юпитер-5-01». Правда, между ними можно было увидеть небольшие вкрапления «Планеты-4» с двумя глушителями и старой экипажной частью. Но, как выяснилось, предназначались они для продажи в некоторых странах Азии и Латинской Америки, где хорошо зарекомендовали себя и где на них сохраняется спрос. Нам же ...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5. Плюсы и минусы новой модели

Плюсы и минусы новой модели   В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...

Читать далее >>

Главные различия моделей тяжелых мотоциклов К-650, К-750, К-750М, М-72Н, и взаимозаменяемость их основных узлов

К-650, К-750, К-750М, М-72Н «Расскажите, пожалуйста, о главных различиях моделей тяжелых мотоциклов, выпущенных Киевским мотозаводом, и о взаимозаменяемости их основных узлов», — с такой просьбой обратились в редакцию А. Ксенофонтов из Донецка, Б. Петрученко от имени группы мотолюбителей из Полтавы и другие читатели.Отвечает на нее инженер-конструктор Киевского мотозавода В. Ф. СВЯТНЕНКО.Мотоциклы тяжелого класса с коляской выпускают у нас два завода — Киевский и Ирбитский. Развитие конструкции машин на обоих предприятиях шло практически одновременно, так что основные характеристики их почти не различались, а количество взаимозаменяемых узлов и деталей постоянно росло.Первая модель известного тяжелого мотоцикла — М-72 была освоена киевлянами в 1951 году, а в 1957 году завод приступил к выпуску более совершенной машины — М72Н. Она отличалась улучшенной отделкой, была снабжена рычажной вилкой с пружинно-гидравлическими амортизаторами, колесами с а...

Читать далее >>

Минск М-106. Техническая характеристика

Мотоциклы нашего завода давно знакомы любителям двухколесного транспорта. Самые легкие м простые в семье отечественных мотоциклов, они служат в качестве учебных машин в яружках, секциях и клубах ДОСААФ. Их любят сельские жители — за хорошую проходимость и «надежность, городские — за маневренность и небольшие размеры. Многие, и вполне резонно, прежде чем обзавестись ИЖем или тяжелой машиной, проходят школу на минском 125-кубовом.. И дорога в мотоспорт, как правило, начинается с него.Мотоциклы наш завод начал выпускать в 1951 году. Тогда это была известная модель М-1А с двигателем мощностью 4,25 л. с. Постепенно совершенствуя конструкцию, удалось поднять мощность до 7 л. с. на М-105 и до 9 л. с. на сменившей ее недавно модели М-106.Каждый новый наш мотоцикл сохранял не только прежний рабочий объем двигателя, но <и широкую взаимозаменяемость основных узлов и деталей с предшественниками. Не составляет исключения и М-106. В чем же его отличия? Прежде всего обращают на с...

Читать далее >>