Мотороллер Чезета 502

Чехословацкий мотороллер

 

Чезета 502

В течение последнего времени чехословацкий завод ЧЗМ вел работу по модернизации двигателя для выпускающегося с 1957 года мотороллера «Чезета». Эта работа увенчалась успехом. Создан новый двигатель повышенной мощности, что в свою очередь, потребовало существенных изменений в конструкции других агрегатов и деталей машины, особенно в ходовой части. В результате всех изменений и возникла ионии модель мотороллера, серийное производство которого начато в декабре 1960 года.

Главной особенностью мотороллера «Чезета» модель 502, является его новый двигатель с одной выпускной трубой. Двигатель этот имеет рабочий объем 171,7 см3 (диаметр цилиндра 58 мм, ход поршня 65 мм), т. е. те же размерности, что у старой модели, но мощность его возросла с 8 л. с. до 9.5 л. с. при 4750 об/мин. Увеличение мощности связывают в основном с применением одновыпускной системы, что улучшило наполнение цилиндра рабочей смесью и сделало более равномерной температурную нагрузку двигателя. В сочетании с прямоточной продувкой псе это дало не только повышение мощности на 1.5 л.с., но снизило расход топлива при частичных нагрузках. В результате общий эксплуатационный расход топлива мотороллера «Чезета-502» сохранился на уровне прежних моделей, несмотря на повышение динамических качеств машины.

Хотя размеры кривошипно-шатунного механизма двигателя также не изменились, он значительно отличается от прежнего. Шатуны изготовлены из хромомарганцевого сплава, допускающего непосредственное цементирование; поэтому нижняя головка шатуна выполнена без запрессованной втулки и сама подвергается цементации и закалке. По бокам шатуна установлены, кроме того, твердые стальные кольца, обеспечивающие правильное положение шатуна на пальце, диаметр которого значительно увеличен. Вес кривошипно-шатунного механизма после такой .модернизации уменьшился, что повлекло за собой изменение балансировочных отверстий в маховике.

Для наилучшего охлаждения и более плавного обтекания двигателя предусмотрена частичная капотировка цилиндра и его головки. Охлаждение — принудительное, с помощью вентилятора, крыльчатка которого приводится от шкива на хвостовике цапфы коленчатого вала; при максимальном числе оборотов на привод вентилятора затрачивается мощность не более 0,25 л. с.

Так же, как и предыдущая модель «Чезета-502» выпускается в двух основных вариантах — с династартсром и без династартера. В первом случае (модель 502/00) на машине устанавливается династартер, предназначенный как для пуска двигателя, так и для использования в качестве генератора во время работы двигателя. Все электрооборудование мотороллера в этом случае — двенадцативольтовое: две пусковые шестивольтовые аккумуляторные батареи подключены последовательно.

В более дешевом исполнении мотороллер выпускается без династартера и оборудуется 6-вольтовым мотоциклетным электрооборудованием с одной аккумуляторной батареей (модель «Чезета-502/01»).

В глушителе шума впуска двигателя установлены значительно измененные плоские элементы; наружная же форма глушителя сохранилась. Новая конструкция не только способствует лучшему глушению шумов всасывания, но и повышению наполнения цилиндра рабочей смесью.

Карбюратор «Иков» оснащен пусковым устройством, которое помещается с левой стороны передней стенки мотороллера возле ящика приборов. Здесь оно не мешает при посадке на мотороллер и при движении. Жиклеры карбюратора изготовлены с более высокой точностью, чем раньше, имеют более тонкую градацию размеров.

В механизме переключения коробки передач изменений немного; самым существенным из них является новый силоновый указатель нейтрального положения с упругим пальцем, усилие которого направлено против кулисы. Речь идет о повышении надежности работы коробки передач, т. к. механизм указателя практически невозможно вывести из строя.

Автоматическое выключение сцепления у механизма переключения передач вполне оправдало себя на прежних моделях «Чезеты». Поэтому оно сохранено и в новой модели, но с некоторыми изменениями. Так, для достижения полной безотказности в работе механизма соединительная тяга от двухплечевого рычага переключения передач установлена в шаровых шарнирах. Это потребовало изменения порядка переключения передач: теперь оно осуществляется в обратном порядке по сравнению со старой моделью — чтобы включить первую передачу, нужно отжать переднюю часть педального рычага, а вторая, третья и четвертая передачи включаются нажатием задней части педального рычага.

В связи с увеличением максимальной скорости и ускорений мотороллера приняты меры по повышению прочности некоторых деталей, а конструкцию передней и задней рычажных подвесок пришлось полностью пересмотреть. В передней рычажной вилке вместо резцовых подушек с обеих сторон установлены гидравлические телескопические амортизаторы. Если в старой модели «Чезеты» на передней вилке было всего две точки смазки, то теперь каждая из втулок вилки снабжена масленкой. Толчки воспринимаются спиральными пружинами.

Задняя рычажная вилка мотороллера отличается жесткой трубчатой конструкцией: вместо прежнего консольного крепления у заднего колеса применена двойная маятниковая подвеска. Так же, как и на переднем колесе, подноска заднего колеса имеет гидравлический амортизатор мотоциклетного типа.

Переднее и заднее колеса мотороллера взаимозаменяемы, что обеспечивает определенные удобства при эксплуатации. Для снятия переднего колеса достаточно лишь отвернуть одну гайку и вынуть ось. При этом освобождается реактивный рычаг и колесо легко выдвигается из звездочки.

Эффективность тормозов обоих колес существенно повышена благодаря изменению конструкции разжимного тормозного кулачка. В сочетании с выбранными размерами тормозов (140x35 мм) новая конструкция кулачка обеспечивает при торможении со скорости 40 км/час тормозной путь в 9.5 м.

Задняя цепная передача полностью закрыта в разъемном кожухе, имеющем смотровой люк с наружной стороны; люк служит не только для осмотра, но также и для смазки приводной цепи: он закрывается резиновой пробкой.

Вместо подставки прежней конструкции на новой «Чезете» применен откидной боковой упор, облегчающий установку машины на стоянке. Кроме того, в комплекте возимого инструмента предусмотрена съемная монтажная подставка. облегчающая ремонтные работы

Мотороллер снабжен мигающими указателями поворота современной каплеобразной формы. Электрический звуковой сигнал встроен в кузов.

В несущий кусов мотороллера тоже внесены изменения. Головка руля усилена двумя ребрами: новыми ребрами усилены и боковины, несущие бензобак. Несколько расширен половой настил в задней части кузова; условия поездки для пассажира улучшены также и тем. что вентиляционные люки в задней части кузова устранены, и она остается чистой также и при плохой погоде.

Мотороллер Чезета-502 развивает максимальную скорость 83 км/час; он способен преодолевать подъемы до 38 проц.; эксплуатационный расход топлива составляет 3.5 л на 100 км пробега; при скорости 50 км/час расход не превышает 2.8 л/100 км. Емкость топливного бака — 12 л.

Сухой вес мотороллера — 140 кг.



1961N05P28-29

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Продление срока службы реле РП1С у мотоциклов ИЖ-Планета 3, Юпитер-3

Более надежный способ   У части мотоциклов ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 электронное реле РП1С указателей поворота постоянно включено вместе с зажиганием, что сокращает срок его службы.Чтобы оно работало только при включении указателей поворота, предлагалась (в книжке Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам», изд. ДОСААФ, 1986 и журнале «За рулем») незначительная переделка реле посредством изменения цепей питания и введения двух диодов. Однако они, как оказалось, ухудшают четкость срабатывания реле. С целью исключить этот недостаток я нашел более надежный способ подключения реле с тем же изменением цепей питания, но без дополнительных диодов. Вместо штатного переключателя указателей поворота ставим переключатель света П25 А (он продается во всех автомотомагазинах) и подключаем его, как показано на рисунке (б). Три дополнительных вывода из реле не забудьте загерметизировать наподобие имеющихся. А. КОРОЛЬЧУК Волынская область, с. Милуши     Выходной каскад реле РП1С и...

Читать далее >>

Мотоциклы, которых ждут. Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2

Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2   Сотни голубых ИЖей сходят ежедневно с заводского конвейера. Этому мотоциклу тоже недолго ждать. Еще несколько усилий, и машина оживет. Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Выпускает их наш завод с 1961 — 1962 годов. И с того же времени непрерывно идет работа над их улучшением. Намного повысилась надежность машин, и благодаря этому на 20 процентов увеличен гарантийный пробег мотоциклов. Заводские конструкторы работают не только над устранением выявленных в процессе эксплуатации изъянов, совершенствованием модели, стоящей на конвейере. Наше КБ готовило и новые, модернизированные модели мотоциклов, особое внимание уделяя таким качествам, как надежность и долговечность. Сейчас осе работы по созданию и испытанию новых машин закончены. «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» готовы к старту.Чем же они отличаются от своих широко известных предшественников? Первое, что бро...

Читать далее >>

Выпуск мотоциклов ИЖ после войны. Сколько и каких ИЖей изготовлено на 1.01.1986

Сколько и каких ИЖей изготовлено на 1.01.1986  Мотоциклист О. Колесниченко из Алтайского края просит назвать все послевоенные модели мотоцилов ИЖ и сообщть годы их выпуска и количество изготовленных машин каждой модели. За справочными данными мы обратились в объединение «Ижмаш». Ниже приведены сведения на 1 январе 1986 года. Модель Годы выпуска Количество изготовленных машин Год, номер, страница «За рулем» с описанием мотоцикла 350«49» «56» «Юпитера «Планета» «Планета-2» « Юпитер-2» «Планета-3» «Юпитер-3» «Планета-спорт» «Планета-3-01» «Планета-3-02« «Юпитер-3-01» «Юпитер-3 02» «Планета-4» «Юпитер-4» «Юпитер-5» 1946 — 19511951 — 19581955 — 19621961 — 19661962 — 19671965 — 19711965 — 19711970 — 19771971 — 19771973 &mda...

Читать далее >>

Какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер

 Читатель А. Устинов из Кемерова спрашивает, какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах «ИЖ — Планета» и «ИЖ — Юпитер», и просит сообщить их номера.Коленчатый вал мотоцикла «Планета» (всех моделей) опирается на два роликовых подшипника 2505К и на один шариковый подшипник 304 (слева). Его цапфы уплотняются сальником, имеющим обозначение ИЖ-49 сб. 1-30-1 с крышкой (справа) и сальником ИЖ-49 сб. 1-40-3 (слева).Коленчатый вал «Юпитера» (тоже всех моделей) устанавливается на трех шарикоподшипниках 205 и на шарикоподшипниках 304 (слева). Сальники такие: правый — ИЖ-49 сб 1-30-3 с крышкой, левый — ИЖ-Ю сб. 1-50 и по одному сальнику ИЖ-Ю сб. 1-14-1 в каждой из двух крышек кривошипных камер.Вторичный вал коробки передач и у о Планеты» и у «Юпитера» опирается на роликоподшипник 192906 К1М и уплотняется сальником ИЖ-49 сб. 1-28-1.Первичный вал у всех мотоциклов слева опирается на шарикоподшип...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Первая тысяча километров

Юпитер четвертого поколения  Коллектив производственного объединения «Ижмаш» завершил десятую пятилетку двойной трудовой победой: введен в строй новый механосборочный корпус, где освоено производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер—4».«Юпитер—4» отличает удачное сочетание лучших решений, проверенных как на его предыдущих моделях, так и на «Планете-спорт».ДВИГАТЕЛЬ подвергся дальнейшей модернизации. Благодаря улучшению наполнения, изменению конструкции продувочных каналов его максимальная мощность увеличена с 25 до 28 л. с., а крутящий момент — с 3,23 до 3,58 кгс.м. В связи с этим в СЦЕПЛЕНИЕ введена дополнительная пара дисков.РАМА также взаимозаменяема с прежними моделями «Юпитера». Изменения коснулись лишь крепления бензобака, где для уменьшения вибраций применены резиновые амортизаторы. Форма бака стала более современной, по-новому выглядит и заводская эмблема.В ХОДОВОЙ ЧАСТИ благодаря модернизации передней...

Читать далее >>