От чего зависит синхронность работы цилиндров и как её добиться

О равномерной работе цилиндров

 

Многие владельцы мотоциклов с двухцилиндровым двухтактным двигателем, каким являются «ИЖ—Юпитер» и ЯВА-350, просят рассказать, отчего зависит «синхронность» работы цилиндров и как ее добиться.

Предоставляем слово инженеру Э. В. КОНОПУ.

О равномерности работы цилиндров обычно судят, сопоставляя характер выхлопа и состояние свеч в них. Если из одного глушителя газы выходят более частыми и четкими порциями, чем из другого, — значит в первом из них рабочий процесс протекает более равномерно. Как правило, свеча в нем оказывается сухой, а в отстающем цилиндре — замасленной или покрытой копотью.

Такая картина в большей или меньшей степени характерна для всех двухцилиндровых двигателей с одним карбюратором. В чем здесь дело? Известно, что работа двигателя (каждого его цилиндра) зависит от состава смеси и искры, воспламеняющей ее. Приготовление смеси начинается в карбюраторе, продолжается во впускном тракте и кривошипной камере, а заканчивается в цилиндре к моменту воспламенения. Таким образом, качество смеси зависит в основном от герметичности пути, по которому она проходит, и от количества ее, которое находится в цилиндре.

Из-за негерметичности, возникающей вследствие неплотного соединения деталей (повреждены прокладки под цилиндром, головкой, патрубком карбюратора), в смесь попадает обедняющий ее посторонний воздух. Количество же смеси зависит от проходного сечения канала и от того, насколько отработавшие газы освобождают цилиндр. Несовпадение контуров окон в прокладках, цилиндре и картере, наличие нагара в системе выпуска, износ цилиндра, поршня, колец уменьшают порцию свежей смеси в цилиндре.

В условиях серийного производства изготовить двигатель с совершенно одинаковыми деталями в обоих цилиндрах невозможно. В некоторых агрегатах сочетание размеров может дать идеальную картину, в других, наоборот, самую худшую. Основная же масса двигателей в этом отношении представляет собой нечто среднее с тем или иным отклонением в ту или другую сторону. Заводы учитывают это и в технических условиях,в инструкциях указывают параметры для «худших» двигателей. Поэтому в подавляющем большинстве случаев мощность и скорость машин выше объявленных. Наиболее заметна неравномерность работы цилиндров на холостых оборотах, когда рабочая смесь вообще более богата. В одном из цилиндров она нередко оказывается настолько переобогащена, что возникают перебои, и свеча быстро замасливается.

При повышении оборотов и нагрузки двигателя карбюратор работает в более благоприятном режиме, так как увеличившаяся скорость потока способствует улучшению образования смеси и ее состав в цилиндрах становится более равномерным. Поэтому у исправных, правильно отрегулированных мотоциклов с ростом числа оборотов коленчатого вала работа цилиндров выравнивается и уже на средних режимах становится практически одинаковой. Это можно проверить, измеряя тахометром частоту вращения коленчатого вала при поочередно работающих цилиндрах.

У мотоциклов «ИЖ — Юпитер» между впускным патрубком и карбюратором стоит специальная фигурная шайба, поворотом которой в ту или другую сторону можно обеспечить более равномерную работу цилиндров на холостом ходу. У мотоциклов ЯВА, как показывает опыт, также можно в некоторой мере

выровнять состав смеси по цилиндрам, подложив под фланец карбюратора прокладку, вырезанную из тонкого картона. Чтобы подобрать наиболее подходящую форму прокладки, вырезают несколько штук с разным смещением отверстий и поочередно их опробуют.

Подобные методы выравнивания состава смеси в цилиндрах, однако, несколько снижают мощность двигателя, так как любая прокладка, вы-ступающая внутрь канала, создает дополнительные завихрения и уменьшает «живое» сечение канала. По этой причине опытные мотоциклисты нередко корректируют состав смеси поворотом самого карбюратора вокруг его продольной оси, то есть наклоняя влево или вправо. Для этого, например, немного распиливают отверстия в его присоединительном фланце или, наоборот, опиливают в соответствующих местах шпильки (на ЯВАХ) и применяют болты меньшего диаметра (на ИЖах).


 

1975N08P30-31

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Использование кожуха цепи от мотоцикла Восход на Ява 634

Чехлы для Явы На некоторых мотоциклах Ява-634 (из первых партий поставки) довольно быстро выходят из строя чехлы цепи, а приобрести новые пока еще трудно. Вместо них для защиты цепи можно использовать чехлы от мотоцикла Восход. Переделка кожуха:1— рамка; 2— пластина; 3— распорная втулка; 4 — старая часть кожуха; 5 — удлинитель Чтобы закрепить их. надо изготовить два удлинителя 5 (см. рисунок) и две распорные втулки 3, посредством которых соединяем половины кожуха. Удлинители делаем, пользуясь оправкой. К ним привариваем (или припаиваем) рамки 1, которые предварительно при помощи тонкого зубила срубаем со старыхкожухов. Все соединения на кожухе желательно загерметизировать пайкой или другим способом. Для более надежного крепления кожухов следует изготовить новые хомутики или усилить старые, приварив к ним металлические пластинки.На моем мотоцикле после пробега 5000 километров чехлы имеют первоначальный вид.А. КОРНИЛОВ 606230, Горьковская обла...

Читать далее >>

Сложности при переключении передач на мотоцикле ИЖ Юпитер

Причина в сцеплении   «На моем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключением передач. На стоянке, когда мотор не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же заведу двигатель — включить или выключить передачу чрезвычайно трудно. В чем дело!» — спрашивает Ю. Гринько из Ирбита.Устранение этого дефекта надо начинать с регулировки привода выключения сцепления. Поскольку у мотоциклов «Юпитер» переключение передач сблокировано с выключением сцепления, то в операции регулировки есть несколько особенностей. Для начала необходимо полностью ввернуть штуцер на левой стороне руля, чтобы полностью освободить трос сцепления. После этого откройте лючок на левой крышке картера (о том, что предварительно надо снять рычаг переключения передач, можно бы и не говорить), ослабьте стопорную гайку регулировки сцепления и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт в центре нажимного диска, найдите такое его положен...

Читать далее >>

Мотоциклы, которых ждут. Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2

Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2   Сотни голубых ИЖей сходят ежедневно с заводского конвейера. Этому мотоциклу тоже недолго ждать. Еще несколько усилий, и машина оживет. Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Выпускает их наш завод с 1961 — 1962 годов. И с того же времени непрерывно идет работа над их улучшением. Намного повысилась надежность машин, и благодаря этому на 20 процентов увеличен гарантийный пробег мотоциклов. Заводские конструкторы работают не только над устранением выявленных в процессе эксплуатации изъянов, совершенствованием модели, стоящей на конвейере. Наше КБ готовило и новые, модернизированные модели мотоциклов, особое внимание уделяя таким качествам, как надежность и долговечность. Сейчас осе работы по созданию и испытанию новых машин закончены. «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» готовы к старту.Чем же они отличаются от своих широко известных предшественников? Первое, что бро...

Читать далее >>

Три сезона на ИЖ Планета 4. Отзыв владельца

Отзыв владельца   Если говорить о причинах, по которым мой выбор пал на «Планету-4», то их просто не было: купил то, что оказалось в продаже. Но теперь, после 25 тысяч километров пробега я уже уверенно говорю, что не ошибся. Что же касается критических замечаний и пожеланий в адрес завода-изготовителя, то они продиктованы только заботой о деле, которое считаю общим. Прежде всего несколько слов о боковом прицепе ВМЗ-9.203. Несомненно, он очень практичен. Даже владельцы ЯВ и «уралов» завидуют нам, «ижатникам». И это имеет под собой почву. Приходилось возить и мебель, и мешки с цементом, не раз спал в прицепе — при росте 180 см неудобств почти не испытываешь. Правда, мешают ребра жесткости, которые с внутренней стороны днища хорошо бы перенести на внешнюю. Пока же, создавая постель в прицепе, без надувного матраца не обойтись. Очень удобны для посадки, погрузки и выгрузки подъемные капоты. К тому же их полный демонтаж занимает несколько минут...

Читать далее >>

Коробка передач Днепра

Обслуживание коробки передач  Владельцы тяжелых мотоциклов В. Старченко, Н. Кузовкин из Ворошиловграда, К. Степанов из Перми уста* яовили на свои старые машины коробку передач производства киевского мотозавода и просят рассказать о ее обслуживании. Предоставляем слово начальнику КВ трансмиссии завода И. ЭНДЕЛЬМАНУ.С 1971 года на все модели мотоциклов «Днепр» завод устанавливает коробку передач МТ804000 с задним ходом и механизмом принудительного выключения сцепления при переключении передач.Техническое обслуживание этой коробки несложно. Прежде всего необходимо периодически контролировать посредством щупа уровень масла. В исправной коробке оно практически не расходуется, но возникновение случайной течи может привести к выходу агрегата из строя.На заводе коробку заправляют моторным маслом М8А ГОСТ 10541—78. Первую замену масла производят через 500 километров пробега, чтобы вместе с ним удалить продукты приработки деталей. В дальнейшем, при нормальных условиях эксп...

Читать далее >>