Расход топлива на мотоцикле. Продолжение. Что влияет на экономичность мотоцикла ( цепная передача, шины, обтекаемость, стиль вождения )

По характеристике и на деле

 

Расход топлива на мотоцикле

В предыдущей статье под таким заголовком («За рулем», 1987, № 9) мы рассмотрели лишь часть вопросов, раскрывающих влияние некоторых систем мотоцикла на его экономичность. Продолжим этот разговор.

Цепная передача. Как уже было сказано, до 20% мощности двигателя теряется на пути от коленчатого вала до ведущего колеса. Часть этих потерь падает на заднюю цепную передачу. Грязная, изношенная, плохо отрегулированная цепь неизбежно повысит расход топлива. Слишком туго натянутая, она увеличит нагрузки на подшипники, особенно при полных ходах подвески. Сильно провисающая цепь работает как пила, тратя энергию на трение о кожухи и картер.

Открытую цепь, не имеющую защитных кожухов и резиновых чехлов, нельзя смазывать в обычном значении слова — это будет лишь способствовать налипанию пыли и образованию сильнодействующего абразива. Такую цепь нужно «проваривать» в графитовой смазке УССа или смеси ЦИАТИМа-201 с графитовым порошком. Смазку в широкой плоской банке подогревают на водяной бане до жидкого состояния, затем туда помещают свернутую цепь и «проваривают» 20—30 минут, периодически закручивая и раскручивая, чтобы смазка проникла во все соединения. После этого цепь подвешивают за конец, дают стечь излишкам смазки и перед установкой на мотоцикл насухо вытирают.

Точно так же поступают, если порваны защитные чехлы или негерметичны кожухи.

Закрытую цепь с исправными кожухами и чехлами лучше смазывать ФИОЛом-1, уже упомянутым ЦИАТИМом или «Литолом-24». Умеренное количество смазки предпочтительнее.

Шины. На сопротивление качению шин тоже тратится часть мощности двигателя. Эта часть пропорциональна скорости и в значительной мере зависит от типа дорожного покрытия и давления в шинах. При пониженном давлении сопротивление качению намного увеличивается, при высокой скорости такая шина очень разогревается, и в конечном счете разрушается боковина покрышки. Необходимость поддерживать Давление, соответствующее нагрузке, очевидна. Экономия на манометре неизбежно приведет не только к ускоренному износу шин, но и к перерасходу бензина. При движении По автострадам есть смысл поддерживать давление выше рекомендуемого на 10—20 кПа (0,1—0,2 атм). Это снижает сопротивление качению шин. Увеличивать давление еще выше нельзя, так как резко ускорится износ средней части протектора и быстрее выйдут из строя амортизаторы.

При движении на слабых грунтах для повышения проходимости можно снижать давление на 16—20%. При малых скоростях большого вреда от этого не будет, но, конечно, ресурс шин несколько снизится. Об экономном расходе топлива на бездорожье говорить, разумеется, не приходится.

Обтекаемость. Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, прямо пропорциональна площади, коэффициенту лобового сопротивления и кубу скорости.

Последнее — пропорциональность кубу скорости — предопределяет то, что при малых скоростях эта потеря невелика, при 40—50 км/ч — составляет уже около половины, а при максимальных скоростях — 75—85% всей мощности, выдаваемой двигателем. При малой лобовой площади мотоциклы имеют парадоксально высокий коэффициент лобового сопротивления Сх. Так, у мотоциклов средних кубатур при нормальной посадке водителя Сх составляет 1,1— 1,2, в то время как у ВАЗ—2108 всего 0,38. В отличие от автомобиля, имеющего достаточно обтекаемый кузов, мотоцикл не разрезает, а буквально рвет воздух. Высокое аэродинамическое сопротивление — главная причина его непомерного аппетита.

Оснащая мотоцикл ветровыми наколенными щитками, багажником, следует обратить особое внимание на то, как это повлияет на обтекаемость. Ветровой щиток, правильно сделанный, почти не увеличивает лобовую площадь, а если его стекло имеет наклон, заметно больший, чем у перьев передней вилки, то обтекаемость улучшается и можно говорить уже не о щитке, а об обтекателе. Впрочем, обтекатель — это отдельная тема, которой уже были посвящены статьи в «За рулем» (1983, №2 и 10).

Пусть извинят меня читатели за то, что я так часто отсылаю их к предыдущим публикациям, но иного выхода нет. Все, что непосредственно относится к экономичности, невозможно вместить в одну-две журнальные статьи. Старые же номера «За рулем» часто продаются в букинистических отделах книжных магазинов, наконец, они имеются в подшивках многих библиотек.

Простейшие малообтекаемые наколенные щитки повышают коэффициент сопротивления, что немедленно ведет к перерасходу топлива. Поэтому желательно иметь наколенные щитки обтекаемых форм. Возможен и другой вариант. Я, например, сшил себе из двухслойной болоньи гетры, которые закрывают ноги от ботинок до колен. Для удобства снабдил их разъемной молнией.

Вообще одежда водителя заметно влияет на обтекаемость мотоцикла. Многие видели, в каких удобных кожаных комбинезонах выступают мотогонщики-кольцевики, но не все знают, что для достижения высоких результатов костюм шьется индивидуально по фигуре. На спортсмене комбинезон идеально плотно, без складок облегает тело, делая его более обтекаемым. И наоборот, надувшаяся пузырем куртка или громко хлопающий плащ, — вспомните, как часто видим мы это на наших дорогах, — снижают скорость и повышают расход топлива.

А как сказывается на нем масса мотоцикла с водителем и грузом? Ответ практически однозначен: каждый лишний килограмм перевозимого груза неизбежно требует затраты лишнего топлива. И этот закон «обмануть» невозможно. Разве что — установкой обтекателя. И то лишь до некоторой степени.

Устанавливая обтекатель, стоит оценить его действительное влияние на улучшение обтекаемости. Удобнее сделать это, замеряя выбег. Подберите пологую горку, такую, чтобы, скатившись с нее, мотоцикл проехал не менее 300—500 метров. Сравнивая длину выбега с обтекателем и без него, определите изменение Сх.

Стиль вождения. Взглянем еще раз формулу мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления воздуха. И еще раз отметим: с ростом скорости расход топлива резко возрастает. В то же время те следует думать, что чем меньше скорость тем экономиченее езда.При малой скорости двигатель, особенно двухтактный, начинает расходовать больше топлива. Для основной части мотоциклов самая экономичная скорость 45—55 км/ч.

Интересно посмотреть, на сколько возрастает расход топлива с увеличением скорости. Для примера возьмем отчет об испытаниях серийной ЯВЫ-634. При 50 км/ч она потребляет 2,5 л/100 км; при 70 км/ч — уже 3,0 л/100 км: при 90 км/ч топлива вырос еще на 2 л/100 км (5,0 л/100 км), а при 100 км/ч подскочил сразу на 3,5 л/100 км и составил 8,5л/100 км. Попробуете сами построить этот простой график, и вы увидите, как существенно загибается вверх кривая расхода топлива с ростом скорости. Столь же круто будут увеличиваться и ваши затраты на бензин.

На расход топлива заметно влияет умение водителя вести машину плавно, без частых резких ускорений и торможений. Всякий раз, как вы прибегаете к экстренному торможению, а затем к разгону, считайте, что большую часть топлива сожгли впустую. Здесь зависимость простая: чем чаще вы меняете тормозные накладки и стертые шины (и, значат, чем острее ваш стиль езды!) — тем больше и затраты на бензин. Умелый водитель и в городе ведет мотоцикл по возможности равномерно, рассчитывая движение с учетом работы светофоров и действий других участников движения. Разумеется, это не значит, что не нужно снижать скорость перед препятствием, но в том-то и заключается водительское мастерство, чтобы точнее рассчитывать каждый маневр и меньше прибегать к разгонам и торможениям.

Если же обстановка вынуждает замедляться так, что частота вращения коленчатого вала падает ниже средней (скорость на прямой передаче меньше 50—60 км/ч для ИЖ-Юпитер или ЯВЫ и ниже 40—50 км/ч для «Восхода»), то для последующего разгона нужно включить пониженную передачу: это улучшит динамику и повысит экономичность. Следует знать, что двигатель мотоцикла не любит низких оборотов при большом открытии дросселя.

В заключение хочу сказать: умело используя все факторы, о которых мы говорили, можно не только не допускать повышенного расхода топлива, но и заметно снижать его против указанного в заводской характеристике.

В. СЕКРЕТОВ
Владимирская область,
с. Санниково


 

1987N11P14

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Три совета владельцам Явы 634

На мотоциклах Ява 634-01, 634-08 трубка, по которой отводятся пары электролита из батареи, заканчивается у заднего колеса. Во время движения, особенно летом, электролит попадает на колесо, глушитель, другие детали и повреждает их покрытие. Фото 1. Установка пузырька для сбора электролита. Я избавился от этой неприятности, укоротив трубку и опустив ее в пузырек с пробкой, который установил в правом инструментальном ящике, как показано на фото 1. Чтобы пузырек не разбился, сделал для него рамку из пенопласта. Скопившийся в пузырьке электролит можно использовать, доливая его в батарею. * * * Снять поршень с шатуна, имеющего игольчатый подшипник в верхней головке, — дело простое (нужно лишь следить, чтобы иглы не попали в картер). А вот без специальных приспособлений, описанных в февральском номере «За рулем» за 1978 год. установить его трудно. Если это приходится делать в дороге, можно воспользоваться простейшей втулкой внутренним диаметром 16 мм, длиной 21 мм, ко...

Читать далее >>

Решение проблемы засорения поплавковой камеры в карбюраторе

Владельцам мотоцикла Ява 634 Чтобы сливное отверстие в поплавковой камере карбюратора на мотоцикле Ява 350 634 не засорялось, я вставил в него изогнутую (см. рисунок) пластмассовую трубку (пригоден использованный стержень от шариковой авторучки). Прямую трубку нагрел в кипятке и остудил на предварительно согнутой проволоке подходящего диаметра — так она сохранит форму и на ней не будет изломов. Установить ее легко если предварительно ослабить крепление крышки поплавковой камеры, а затем затянуть винты, зажав конец трубки в сливном отверстии.М. ИВАНОВ172500, Калининская область, г. Нелидово,ул. Куйбышева, 66, кв. 4 Пластмассовая трубка, предохраняющая сливное отверстие карбюратора от загрязнения: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — трубка; 3 — поплавок. 1980N06P33

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Как на испытаниях

Как на испытаниях   Осенью прошлого года мы перегоняли новый мотоцикл «ИЖ-Юпитер—4» с коляской из Ташкента в Пермь. Расстояние около 3 500 километров прошли за шесть дней. Практически больше половины пути пришлось на обкатку, поэтому допускаемые заводом скорости старались не превышать, и ограничитель сняли только после 3000 километров. Но вот обеспечить рекомендуемые инструкцией легкие дорожные условия оказалось не в наших силах. Правда, загрузка мотоцикла была невелика — только водитель (второй ехал в автомобиле), зато среднеазиатская жара, затяжные подъемы, каменистая дорога, а в конце пути размытый дождями Сибирский тракт потребовали от машины высокой надежности. В общем, суровое испытание, которым по сути оказалась поездка, «Юпитер—4», к нашей радости и, признаться, некоторому удивлению, выдержал с честью. Судите сами. Предсказание ташкентских мотоциклистов о неизбежности перегрева двигателя окончательно рассеялось на перевале между Х...

Читать далее >>

Кросс 1 - ирбитский кроссовый Урал

Ирбитский кроссовый Кросс на тяжелых мотоциклах с коляской (класс 750 см3) и последние годы приобретает все большую популярность. С 1971 года Международная мотоциклетная федерация разыгрывает н этом классе машин «Кубок ФИМ». А с 1974 года намерена возвести эти соревнования в ранг чемпионата мира.Пробуя свои силы, ирбитские гонщики выступали в некоторых этапах «Кубка» на мотоциклах «Кросс-750». Несмотря на сравнительно большой вес этих машин и мощность в пределах всего 42 — 44 л. с. спортсменам удалось занять 1-е и 3-е места в Бельгии, 5-е и 6-е — в Голландии и 7-е и 9-е — в Швеции.К нынешнему сезону Ирбитский завод создал новый мотоцикл с коляской — Кросс-1. Проектируя его, конструкторы основное внимание уделили повышению мощности, снижению веса и улучшению работоспособности всех узлов и механизмов на тяжелых кроссовых трассах.Благодаря изменению фаз газораспределения, впускного и выпускного трактов, новым бумажному фильтру и...

Читать далее >>

Минск ММВЗ-3.112

Минская новинка Мотоциклистам разных поколений давно знакомы легкие двухколесные машины, несущие на бензобаке изображение аиста. Большинство мотолюбителей именно с них начинало свою мотоциклетную биографию.За годы, прошедшие с начала производства мотоциклов в Минске, намного выросла нх мощность, улучшились динамические характеристики, повысилась комфортабельность.Обладатель двухколесной машины, как правило, редко бывает полностью удовлетворен ей. Чем больше он ездит, тем больше желает ее усовершенствовать. Минские мотоциклы — не исключение. За время выпуска модели ММВЗ—3.115 («За рулем», 1976, №1) завод получил много писем с предложениями об изменении конструкции. Предложения потребителей, как и результаты испытаний, повлияли на конструкцию. И вот в продаже появился усовершенствованный мотоцикл ММВЗ—3.112. Его цена — 450 рублей.При первом же взгляде на машину в глаза бросается новое, более удобное широкое и длинное седло. Оно откидывается на пет...

Читать далее >>