вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Чезет 350 модель 472.3

Возвращение Чезета ( CZ 472 3)

 

Cezet 472 - Чезет 472

Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.

Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.

Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.

Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоцикл, простой. надежный и. вместе с тем. вполне элегантный, если это слово вообще применимо к мотоциклам-«работягам», предназначенным для ежедневных поездок, а не для воскресных прогулок. ЧЗ-472 рассчитан на эксплуатацию только в качестве «одиночки», то есть без бокового прицепа. Именно поэтому он значительно облегчен в сравнении с Ява-634.

Выигрыш в 11 кг достигнут в основном применением легкой рамы, имеющей. однако, жесткость, вполне достаточную при эксплуатации без коляски. Кроме того, на мотоцикле установлена более короткая (но, к сожалению, и более короткоходная) передняя вилка с внутренними пружинами и верхней траверсой из алюминиевого сплава, более легкая передняя шина, бензобак емкостью 13 л без декоративных хромированных накладок. небольшая аккумуляторная батарея (8 А-ч). Максимально облегчены все рычаги. подставка, подножки водителя и пассажира, кронштейны руля и другие детали.

Двухцилиндровый двигатель нового ЧЗ рабочим объемом 343 см3 с глушителями шума впуска и выпуска развивает мощность до 23 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 5250 об/мин. а максимальный крутящий момент (3.2 кгм) достигается уже при 4500 об/мин.

Столь благоприятные параметры в сочетании с удачно подобранной коробкой передач обеспечивают мотоциклу отличную для его умеренной мощности приемистость. Заметим, что ЧЗ-472 — машина малошумная, удовлетворяющая по этой части самым жестким требованиям. Даже при опробовании приемистости (полный газ на повышенных оборотах) шум не выходит за допустимую норму.

Интересно выполнен вход воздуха в очиститель. Снизу седла, в передней части его основания сделаны две пары отверстий, одна из которых при закрытии седла плотно смыкается с резиновыми впускными патрубками воздухоочистителя. Таким образом, воздух попадает сначала в полость под седлом, совершает «петлю», гася при этом шум впуска, и только потом фильтруется (на мотоциклах Ява-634 и CZ-472 очень эффективные глушители выпуска, поэтому на высоких оборотах шум создается преимуществен но системой впуска, которой й уделено особое внимание). Хотим предупредить владельцев CZ о необходимости плотно и аккуратно закрывать седло, иначе мотоцикл будет слишком шумным и к тому же появится опасность обеднения смеси. Кроме того, под седлом не стоит возить тряпки: они могут подсосаться к воздухо-заборным каналам.

В связи с действующим у нас ограничением скорости мотоциклов (70 км/час), видимо, следует сказать несколько слов относительно обкатки. Как теперь ее выполнять? Ведь даже на первых километрах допускается движение со скоростью до 75—80 км/час на четвертой передаче. Значит ли это, что ныне обкатка двига теля стала совсем не нужна? Очевидно, нет, хотя требования к двигателю можно несколько изменить. Если раньше его приходилось медленно, планомерно «приучать» к работе на высоких оборотах (в известной мере ценой излишнего увеличения зазоров. повышения шумности), то теперь в этом нет необходимости. 4е-ловек, умеющий владеть собой, получает возможность разумной ездой значительно продлить срок службы двигателя. Обкатка. таким образом, сводится к тому, что на первых тысячах километров его надлежит обильно смазывать (как указано в инструкции) и предохранять от перегрузок.

Поскольку большие скорости нас сегодня мало интересуют (из-за ограниченного количества скоростных магистралей). основными достоинствами мотоцикла становятся другие качества: приемистость. приспособляемость к изменению нагрузки, бесшумность, низкий расход топлива и т. п. Ведь каждый мотоциклист согласится ездить на такой машине, которая (благодаря приспособляемости) почти не требовала бы переключения передач, иначе на любой мало-мальски сложной дороге езда превратится в утомительную работу. В этом смысле сравнительно малофорсированные двухцилиндровые двигатели ЯВА-350 вполне удовлетворяют наших мотоциклистов даже на труднейших горных трассах. Нынешние двигатели — это дальнейшее развитие все той же. оправдавшей себя конструкции. Особое значение это качество приобретает сейчас, при введенных ограничениях скорости, сводящих на нет преимущества высокоо№оротных форсированных двигателей. Продолжая лучшие традиции ЯВЫ-350, новый ЧЗ стал еще менее чувствителен к подъемам или встречному ветру.

Несколько слов о стуках в двигателе— этой «наболевшей» теме владельцев ЯВЫ-634, а теперь — CZ-472. Новый мотор кое-чем существенно отличается от предшественника — модели 360/00. Более высокой степенью сжатия, увеличенной жесткостью и массой поршней, игольчатыми подшипниками в верхних головках шатунов, возросшей площадью ребер на цилиндрах и их головках более тонким литьем картера и его крышек. Источников механических шумов стало больше, и они из-за применения высокоэффективных глушителей слышны отчетливей. Порой даже опытные мотоциклисты ошибочно принимают их за признак неисправности. Вспомним к тому же, что между определенными деталями двигателя должны быть достаточные зазоры, чтобы он мог нормально работать. Так, в игольчатом подшипнике верхней головки шатуна, по данным завода. необходим зазор от 0,005 до 0,019 мм, который обеспечивается при сборке. Разумеется чем он больше, тем громче издаваемый подшипником стук, хотя тот, у которого зазор больше, требует меньших хлопот при обкатке!

 

1977N04P32-33

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Что общего у Jawa 634 и CZ 472?

Тем, кто ездит на Яве и ЧЗ Многие читатели — владельцы чехословацких мотоциклов ЯВА и ЧЗ сталкиваются с определенными затруднениями, особенно при эксплуатации их в сельской местности. Причины — а собственной неопытности, недостатке специальной литературы, а главным образом в том что эти мотоциклы, предназначенные в основном для дорог с твердым покрытием, нередко эксплуатируются там, где приходится довольно много ездить по грунтовым. Мы подобрали вопросы, наиболее часто встречающиеся в редакционной почте, и попросили ответить на них инженера Э. КОНОПА.Какие детали новой и старой ЯВЫ взаимозаменяемы? Что общего у мотоциклов ЯВА-634 и ЧЗ-472?Полностью перечислить все взаимозаменяемые детали и узлы в статье невозможно. Остановимся на главных. В новом двигателе мотоцикла Ява 634 больше степень сжатия, достигнутая уменьшением высоты цилиндра. Остальные основные размеры — посадочные и межцентровые одинаковы, что дает возможность в старый двигатель установить новый колен...

Читать далее >>

Переделка электрооборудования Явы 6В в 12В

Переделка электрооборудования Явы   В нашем журнале не раз шла речь о недостатках электропитания мотоцикла ЯВА-634, выпускавшегося до 1985 года. При малых оборотах коленчатого вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор не вырабатывает энергию, и все потребители в это время питаются от аккумулятора. Если включено освещение и фара, батарея быстро разряжается, что при многократных циклах приводит к выходу ее из строя. Единственная мера, позволяющая избежать этой неприятности, — поддерживать средние обороты даже на плохой дороге или остановках у перекрестков. Ясно, что это доставляет большие неудобства, особенно жителям сельской местности. В выпускаемой ныне ЯВЕ модели «638» применена 12-вольтовая система электрооборудования (ее описание и схема приведены в № 6 за 1987 год), где более совершенный и мощный генератор начинает работать уже при 1000 об/мин.Понятно, что многие владельцы старой модели хотят перейти на новое электрооборудование, но встречают препятствие:...

Читать далее >>

Электроника на ИЖевских машинах. Основные неисправности, методы обнаружения и устранения

Основные неисправности электроники, методы обнаружения и устранения.  Все ижевские мотоциклы последних лет выпуска оборудованы электронными прерывателями указателей поворота, а те из них, у которых 12-вольтовое оборудование, — еще и выпрямительными блоками.Характеристики и надежность этих приборов выше, чем механических, но и с ними случаются неполадки. Как правило, отказавший прибор заменяют новым, что влечет дополнительные затраты и расход запасных частей. Между тем, если знать схему прибора и методику ремонта, в большинстве случаев его можно восстановить. Это доступно многим мотоциклистам, знакомым с электро- или радиотехникой. Предлагаем им рекомендации, подготовленные инженерами-конструкторами из Ижевска В. АРДАШЕВЫМ и В. МЕЗРИНЫМ. Тема этой первой статьи — описание конструкции, проверка и ремонт прерывателя.На мотоциклах ИЖ П3-02, ИЖ Ю3-02, ИЖ ПС, ИЖ Ю4 с 1980 года ставят универсальный электронный прерыватель указателей поворота ИЖ РП 2СМ-10. Он полностью заменяе...

Читать далее >>

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Планета Спорт

 «Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе. (нажмите на картинке, для увеличения)  I— лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II— включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, в...

Читать далее >>

Как продлить срок службы двигателя, стоящего на мотоцикле Днепр

Как продлить срок службы двигателя, стоящего на «Днепре» Все мотоциклисты хотят, чтобы главная часть машины — двигатель всегда работала исправно и как можно дольше не требовала ремонта. Многие, однако, забывают, что долговечность его зависит не только от конструкции и технологии изготовления, но и от умения грамотно обслуживать мотор в связи с условиями эксплуатации, а это уже дело самого владельца мотоцикла. В особенности, когда речь идет о тяжелых машинах с колясками, поступающих главным образом труженикам села.Срок службы двигателя, стоящего на «Днепре», в основном определяется износостойкостью стенок цилиндров, поршневых колец и канавок для них в поршне. Эти детали наиболее подвержены действию абразива, который попадает в двигатель в виде пыли, содержащейся в воздухе, топливе и масле. Некоторые исследования показывают, что 1 г пыли в цилиндре снимает с поверхности трущихся деталей приблизительно 1 г металла! Поэтому надо принять все возможные меры...

Читать далее >>