Почему умолк двигатель

Молодым мотоциклистам

 

Почему умолк двигатель

Кажется, что может быть неприятней в пути, чем возня с безнадежно замолкшим двигателем. Правда, бывалые люди говорят, что спустившая шина хуже. В первом случае не поедешь, но можно хоть катить, во втором — лишаешься и этого преимущества. Все же мне хочется рассказать об одном таком типичном случае.

Двое бегом катят «Ковровца». Расположение участников «прогулки» классическое: один, ухватив руль, бежит сбоку, другой — толкает сзади. Слышно, коленчатый вал крутится вовсю, но двигатель хлопков не издает. Мотоциклисты — дюжие ребята — уже изрядно взмокли. Набегавшись досыта, они принялись заводить двигатель так, как это стали бы делать очень многие на их месте. Они без устали толкали, сменяя друг друга, пусковую педаль, энергично вертя ручку управления дросселем карбюратора. При этом то закрывали, то открывали бензокран, заменяли намокавшую свечу. «Ковровец», вероятно, боясь, что его доконают, изредка обнадеживающе чихал и подхлопывал, чем воодушевлял мотоциклистов, уже хватавшихся было за инструменты, чтобы что-нибудь развинтить.

Вероятно, новички не знали, что для пуска двухтактного двигателя необходимы определенные условия.

Первое: достаточно сильная искра в свече зажигания. Проверка проста — свечу в наконечнике приближают к массе не меньше чем на 4 мм. Между электродами и между корпусом и массой должна проскакивать искра.

Второе: рабочая смесь в цилиндре. У холодного двигателя после безуспешных попыток пуска вывернутая свеча бывает влажной (в дальнейшем могут появиться потеки топлива на выпускной трубе и даже капли его из глушителя). У горячего — из глушителя выходят пары не сгоревшего топлива.
Третье: установка зажигания, соответствующая норме, указанной заводом.

Четвертое: правильное газораспределение.Оно обеспечивается выполнением соответствующих правил при сборке, а также свободным проходом воздуха, горючей смеси и отработавших газов соответственно через воздухоочиститель, каналы цилиндра и через глушитель.

Пятое: достаточная компрессия в цилиндре, обнаруживаемая при прокручивании кривошипа пусковой педалью. Чтобы уточнить это, кривошип прокручивают при завинченной и вывинченной свече. В первом случае упругое сопротивление велико, во втором - незначительно.

Шестое: герметичность картера, при которой в нем образуются достаточные разрежение и давление для впуска и продувки. При нарушении герметичности (из-за повреждения сальников, прокладок, ослабления затяжки соединений и износа) свеча сухая, и горючая смесь попадает в цилиндр только после многих попыток пуска.

Седьмое: нормальное содержание масла в бензине.

Состояние двигателя «Ковровца» как будто отвечало всем этим условиям. Почему же тогда не было вспышек? Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы восстановить цепь обстоятельств, в результате которых поездка на мотоцикле превратилась в пешую прогулку с ним. Двое оседлали в летний день, может быть, еще не полностью обкатанного «Ковровца». Остановились для перекура. Не будем усложнять обстоятельств и предполагать, что в топливе содержалось излишнее масло, дозирующая игла установлена слишком высоко, завышен уровень топлива, под запорную иглу попала соринка, пропускал сальник на левой шейке кривошипа, — причин ухудшения воспламеняемости рабочей смеси можно привести много.

Вероятнее, все дело обстояло более прозаично: горячий двигатель попросту не завелся с первого нажима на педаль, и водитель недавил утолитель поплавка.

В этом простом случае (как и в более сложном) в картере двигателя в результате избыточного попадания топлива при пуске, переобогащения смеси и увеличенного содержания масла в бензине возможно скопление конденсата жидкого топлива. На ходу двигатель может, как говорят, «проработать» обогатившуюся смесь, и существенного нарушения в его работе не произойдет. Но если двигатель сильно нагреется да мотоцикл еще постоит, то пары испаряющегося конденсата вызовут переобогащение рабочей смеси в цилиндре и вспышки не будет. Чтобы смесь опять приобрела способность воспламеняться, необходимо либо продуть двигатель, либо дать ему остыть. Желательно и то и другое.

Продувают двигатель, медленно проворачивая коленчатый вал при открытом дроссельном золотнике и декомпрессоре. Иногда для ускорения вывинчивают свечу, а в тех случаях, когда топливо уже капает из глушителя, полезно перекрыть бензокран. При «пересосе» и перегреве продувка воздухом облегчает пуск и служит самым надежным способом заставить двигатель давать вспышки.

Из-за быстрого же прокручивания коленчатого вала, в особенности при прикрытом дросселе, происходит не ожидаемая продувка воздухом, а дальнейшее засасывание горючей смеси. Перекрывая бензокран, необходимо учитывать, что вначале это не дает результата, так как уровень топлива в поплавковой камере понижаетсямедленно (вспомните: «на карбюраторе» проезжают не одну сотню метров). Эффект будет при длительном прокручивании.

Наши знакомые, пытавшиеся пустить «Ковровца», вероятно, всего этого не знали и не имели опыта, не привыкли еще к особенностям новой машины, зря торопились и старались как можно сильнее толкать педаль. Недостаточно продув двигатель, они спешили пробовать: «авось, заведется». Прикрывали дроссельную заслонку и даже топили поплавок, после чего опять требовалось продувать двигатель.

О нормализации рабочей смеси при прокручивании двигателя с открытыми дроссельной заслонкой и декомпрессором сигнализируют вспышки в цилиндре. Чтобы не вызвать в горячем двигателе «пересоса», рекомендуется начинать пуск при полностью открытом дросселе, а в случае неудачи постепенно прикрывать его.

Эту короткую лекцию мотоциклисты выслушали с явным недоверием. Пришлось взяться за ручку управления дросселем. Минуты ожидания — и замученный «Ковровец», раздраженно вздрагивая, начал давать редкие вспышки, выталкивая струи дыма. Затем он пришел в себя и как ни в чем не бывало бодро застрекотал, приглашая мотоциклистов в путь-дорогу.

М. ГИНЦБУРГ




1966N11P17

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Два года на Яве

Я давно езжу на мотоциклах, в том числе на чехословацких Явах ( Jawa ). Были у меня модели "360" и "634", и вот почти два года эксплуатирую новую ЯВУ-638-5. Их уже немало в нашей стране, и мотолюбителям знакомы основные характеристики, хотя бы по описанию в журнале "За рулем" (1986, N3). Поэтому я расскажу о качествах машины, проявляющихся в деле. Первые поездки, которые пришлись на зиму, были не очень радостными из-за трудностей пуска двигателя в морозную погоду. Дело в том, что карбюратор не обеспечивает подачу в цилиндры достаточного количества топлива. Его пусковое устройство эффективно действует лишь при положительных температурах, а утопителя поплавка у него нет. Вероятно, тем, кто ездит зимой, есть смысл сделать его, позаимствовав детали, если они сохранились, с приборов прежних моделей. Я же вынужден был, чтобы оживить двигатель, заливать бензин в цилиндры через свечные отверстия. Занимаясь карбюратором, обнаружил приятную особенность - для разборки его можно не снимать с двиг...

Читать далее >>

Как укоротить кожух цепи на Ява 634 для предотвращения быстрого износа (перетирания)

   В мартовском номере журнала за 1975 год в материале о редакционном тесте мотоцикла Ява 634 отмечалось. что при изгибе защитные кожухи цепи из-за большей, чем нужно, длины быстро перетираются. Рис. 1. Так укорачивается чехол. Пунктирной линией показана удаляемая часть. Чтобы избежать этой неприятности, следует заранее укоротить чехлы, как показано на рис. 1. Для этого сначала намечаем на переднем конце чехла линию. отстоящую от края на 16—17 мм. и острым ножом разрезаем по ней чехол. Снимаем обе части с кожуха, обильно смазываем цепь графитовой смазкой и надеваем чехол так. чтобы его внутренняя канавка села на буртик кожуха. Сверху закрепляем чехол хомутом, сделанным согласно рис. 2. Рис. 2. Хомут. Если в чехлах из-за касания цепи уже образовались отверстия, то их можно заклеить резиной при помощи клея №88 или БФ-2. Л. ГЕРАСИМОВ 332440,Запорожская область, г. Бердянск,ул. Восстания. 14. кв. 28 1975N10P19

Читать далее >>

Доводка двухтактного мотоциклетного мотора ( Ява 634 )

Найденная мощность Журнал уже много рассказывал об эксплуатации мотоцикла — об уходе за электрооборудованием, балансировке колес, о расходе топлива.Эта статья посвящена доводке двухтактного мотоциклетного мотораМногие мотолюбители полагают, что для восстановления былой мощности двигателя достаточно заменить изношенные детали новыми и аккуратно обкатать машину. Обычно так и бывает, но нередко, завершив ремонт, с недоумением констатируют его малую эффективность и, безуспешно испытав различные варианты регулировок, делают вывод, что нельзя получить от этого двигателя большего. На самом же деле, если все другие системы исправны, очень часто можно заметно повысить основные параметры (мощность, приемистость, экономичность) такого мотора доводкой, а точнее, взаимной подгонкой некоторых его деталей.Дело в том, что, в силу требований массового производства, каким является мотоциклостроение, некоторые размеры деталей, особенно получаемых литьем, имеют довольно значительный разброс. Ес...

Читать далее >>

Энергоснабжение Явы

Читать далее >>

Недостатки 12В системы и пути ее совершенствования

12-вольтовая   12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволила решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет. Но тема нашего сегодняшнего разговора - о недостатках системы, о путях ее совершенствования. И снова, как и в прошлый раз («За рулем», 1988, № 3), речь пойдет, главным образом, о приборах мотоциклов ИЖ, самых массовых. Объект номер один - аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому - не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом...

Читать далее >>