За всю историю первенств мира в мотоциклетных гонках по льду те, кто становились чемпионами, выступали на мотоциклах ЯВА. Это лучшая рекомендация завода в Дивишове, выпускающего трековые гоночные мотоциклы. Что же представляет собой специальная модель ЯВЫ для гонок по льду? Разрабатывая ее конструкцию, чехословацкие специалисты опирались на богатый опыт советских спортсменов. За основу была взята рама, созданная в свое время В. Карнеевым. С годами она, естественно, совершенствовалась, изменялась также конструкция передней вилки, некоторых второстепенных деталей. Сегодня после пяти модернизаций модель Jawa-891.5 (она выпускается с 1978 года) продолжает оставаться машиной чемпионов, и значительное количество этих мотоциклов поступает в СССР. Ежегодно советские спортивные клубы, располагающие сильнейшими в мире спортсменами в гонках по льду, получают более ста этих машин.
Помимо рамы, передней вилки, масляного бака измененной конструкции ЯВА-891.5 отличается от мотоцикла, предназначенного для гонок по гаревой дорожке, также шинами, оснащенными 225 шипами длиной 28 миллиметров, и предохранительными щитками колес. При возможных столкновениях, падениях они защищают гонщиков от травм. Все эти отличия, между прочим, сказались на массе мотоцикла: «ледовая» ЯВА тяжелее «гаревой» на 27 килограммов.
Поскольку при прохождении поворотов во время гонок по льду спортсмены наклоняют машины влево на большой угол, трансмиссия ЯВЫ-891.5 размещена довольно высоко, чтобы барабан сцепления не мог задеть за лед.
Топливом для двигателя ЯВА-891.5 служит метанол (метиловый спирт), который позволяет поднять степень сжатия и повысить мощность. Однако зимой запуск мотора, работающего ча спиртовом топливе, затруднен. Неудивительно поэтому, что при морозе в перерывах между заездами механики прогревают цилиндр двигателя паяльной лампой. Большая степень сжатия в нем обеспечивает и высокую эффективность торможения двигателем. Это позволяет в условиях гонок по льду вообще отказаться от тормозов.
В системе смазки используется касторовое масло, которое, сгорая, дает легкий специфический запах, так хорошо знакомый зрителям. Интересно, что масло не возвращается в систему после смазки деталей, оно выбрасывается наружу.
Поскольку ЯВА-891.5 для гонок по льду имеет шины с шипами, у нее очень хорошее сцепление с дорогой. С учетом этого пружины в механизме сцепления сделаны очень жесткими, чтобы уменьшить его пробуксовку. И когда на старте гонщик слишком быстро отпускает рычаг сцепления, резкая подача довольно большого крутящего момента к заднему колесу может поставить машину «на дыбы». Противодействуя этому, гонщик стремится перенести часть своего веса на переднее колесо — для этого рулю ЯВЫ-891.5 придана специальная конфигурация и низко опущены его рукоятки.
Общее количество мотоциклов ЯВА-891.5 в клубах СССР достигает нескольких сотен. На них стартуют и признанные мастера с мировым именем, такие, как С. Тарабанько, А. Бондаренко, В. Любич, и гонщики, которым еще предстоит стать чемпионами.
Л. ЧЕКАЛ
Двигатель: рабочий объем — 495 см3; распределительный механизм — OHV; степень сжатия — 14,0; мощность — 53 л. с./39 кВт при 7000 об/мин; карбюратор — «Бинг» со смесительной камерой диаметром 36 мм; запас топлива — 2,5 л.
Трансмиссия: сцепление — сухое многодисковое; коробка передач — двухступенчатая; передняя и задняя передачи — цепные.
Ходовая часть: рама — одинарная трубчатая; передняя вилка — телескопическая (ход 85 мм) с гидравлическим амортизатором; задняя вилка — жесткая; размер шин: передней — 2,75—23, задней — 3,00—21; число шипов на шинах: впереди — 95, сзади — 130; тормоза — отсутствуют.
Габарит и масса: длина — 2320 мм; ширина — 750 мм; высота — 1050 мм; база — 1430 мм; масса в снаряженном состоянии — 110 кг; масса двигателя — 33 кг.
1982N03P7
На мотоциклах Ява 634-01, 634-08 трубка, по которой отводятся пары электролита из батареи, заканчивается у заднего колеса. Во время движения, особенно летом, электролит попадает на колесо, глушитель, другие детали и повреждает их покрытие. Фото 1. Установка пузырька для сбора электролита. Я избавился от этой неприятности, укоротив трубку и опустив ее в пузырек с пробкой, который установил в правом инструментальном ящике, как показано на фото 1. Чтобы пузырек не разбился, сделал для него рамку из пенопласта. Скопившийся в пузырьке электролит можно использовать, доливая его в батарею. * * * Снять поршень с шатуна, имеющего игольчатый подшипник в верхней головке, — дело простое (нужно лишь следить, чтобы иглы не попали в картер). А вот без специальных приспособлений, описанных в февральском номере «За рулем» за 1978 год. установить его трудно. Если это приходится делать в дороге, можно воспользоваться простейшей втулкой внутренним диаметром 16 мм, длиной 21 мм, ко...
Читать далее >>В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...
Читать далее >>На всех ижевских мотоциклах — одноцилиндровых «планетах» и двухцилиндровых «юпитерах» стоят коробки передач одинакового устройства, но различающиеся механизмом переключения и передаточными числами.На выпускаемых ныне моделях ИЖ-П3, ИЖ-ПС, ИЖ-Ю4 используют унифицированные шестерни (см. таблицу), которые можно установить и на прежние модели — ИЖ—49. ИЖ—56, ИЖ-П, ИЖ-П2, но только вместе с первичным валом, барабанами сцепления и вилками переключения от ИЖ-П3.В процессе эксплуатации неисправности в коробке возникают чаще всего от перегрузок, грубого, силового переключения передач, несвоевременной замены масла. Нередки случаи повреждения деталей после домашнего ремонта коробки, когда допускают ошибки при ее сборке и регулировке. Рассмотрим наиболее частые неисправности.Не включаются вторая и третья передачи (первая и четвертая включаются). На «планетах» этот дефект появляется из-за ослабления винтов, крепящих упор механизма пе...
Читать далее >>В вопросах и ответах В редакцию за последнее время все чаще приходят письма читателей с вопросами но мотоциклу «ИЖ—Планета-спорт». Мы отобрали наиболее характерные из них и обратились на завод-изготовитель. Ответы конструкторов, специалистов — перед вами.Какие изменения претерпел мотоцикл в процессе производства с начала выпуска по настоящее время?Изменений довольно много. Назовем основные из них. В двигателе — новая головка цилиндра. Теперь ее оребрение не «веерное», а обычное, и вместо камеры сгорания типа «жокейский картуз» — камера, образованная концентричными сферами. Увеличено количество винтов, стягивающих половинки картера и крышки, а крепление двигателя к раме мотоцикла усилено. Усовершенствована форма глушителя, благодаря чему исключено соприкосновение его с дорогой при наклонах машины, а также увеличен диаметр выпускной трубы. Импортный карбюратор «Микуни» заменен отечественным К62М, имеющим ф...
Читать далее >>Юпитер четвертого поколения Коллектив производственного объединения «Ижмаш» завершил десятую пятилетку двойной трудовой победой: введен в строй новый механосборочный корпус, где освоено производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер—4».«Юпитер—4» отличает удачное сочетание лучших решений, проверенных как на его предыдущих моделях, так и на «Планете-спорт».ДВИГАТЕЛЬ подвергся дальнейшей модернизации. Благодаря улучшению наполнения, изменению конструкции продувочных каналов его максимальная мощность увеличена с 25 до 28 л. с., а крутящий момент — с 3,23 до 3,58 кгс.м. В связи с этим в СЦЕПЛЕНИЕ введена дополнительная пара дисков.РАМА также взаимозаменяема с прежними моделями «Юпитера». Изменения коснулись лишь крепления бензобака, где для уменьшения вибраций применены резиновые амортизаторы. Форма бака стала более современной, по-новому выглядит и заводская эмблема.В ХОДОВОЙ ЧАСТИ благодаря модернизации передней...
Читать далее >>