вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Форма регистрации пользователей:

  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения

Юридический. Процессуальные права водителя при расследовании дел по дорожно-транспортным происшествиям. Потерпевший

Процессуальные права водителя при расследовании дел по дорожно-транспортным происшествиям

 

Потерпевший

По советскому уголовно-процессуальному законодательству потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный (например, оскорбление, клевета), физический или имущественный вред.

По делам о нарушениях Правил дорожного движения и эксплуатации автомототранспорта потерпевшими могут быть водители, пассажиры, пешеходы и другие лица, не входящие ни в одну из этих трех категорий, например кондукторы, контролеры, грузчики. Правда, когда речь идет об имущественном вреде, надо оговориться, что водитель выступает как потерпевший, если он в то же время и владелец транспортного средства. Водитель автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая, являющихся государственной собственностью или принадлежащих общественной организации, в случае повреждения транспортного средства не может быть признан потерпевшим, так как ущерб причинен не ему, а тому предприятию или организации, которым принадлежит машина. Они и выступают в процессе в качестве гражданского истца.

Признание лица потерпевшим в уголовном процессе возможно в том случае, если вред причинен в результате преступления, то есть таких противоправных действий, в частности нарушений правил движения, которые влекут уголовную ответственность. Если же в ходе проверки или расследования будет установлено, что хотя дорожно-транспортное происшествие и случилось, но в действиях водителя нет состава преступления, в возбуждении уголовного дела будет отказано, а начатое дело — прекращено. Лицо, которому причинят вред, будет считаться не потерпевшим, а пострадавшим. Между ним и виновником причинения вреда возникнут гражданские правоотношения. Пострадавший не является процессуальной фигурой, участником уголовного процесса. Чаще всего — это лицо, чьему здоровью, имуществу причинен вред, но он еще не признан потерпевшим. Для того, чтобы пострадавший обрел процессуальные права потерпевшего, необходимо постановление следователя (прокурора).

Статья 136 УПК РСФСР предусматриает, что «при установлении факта причинения преступлением физического или имущественного вреда гражданину следователь (лицо, производящее дознание) по собственной инициативе или на основании заявления этого лица выносит постановление о признании его потерпевшим». Об этом решении следователь уведомляет потерпевшего или его представителя. Затем при явке потерпевшего или при его допросе следователь обязан разъяснить ему его процессуальные права. Закон также обязывает следователя (прокурора, суд), чтобы он обеспечил осуществление этих прав (статья 27 Основ уголовного судопроизводства).

Какие же реальные возможности и права предоставляются потерпевшему для защиты своих интересов?

Прежде всего, как это указано в статье 25 Основ уголовного судопроизводства (ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР), лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе предъявлять к обвиняемому или к лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого, гражданский иск, который рассматривается судом совместно с уголовным делом.

Признанные потерпевшими — водитель, пассажир, пешеход и другие участники дорожно-транспортного происшествия, повлекшего тяжкие последствия,— имеют право в любой момент расследования давать показания по поводу обстоятельств этого события, при которых причинен вред. Потерпевший или его представитель могут представлять доказательства, например назвать свидетеля — очевидца дорожного происшествия, сообщить номер проезжавшей в это время машины, водитель которой может дать свидетельские показания, указать факты, подтверждающие нарушения правил движения другим водителем, предоставить справку о действительном размере ущерба и т. д. Ему предоставлено право заявлять различные ходатайства, например о назначении комиссионной судебно-медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненных телесных повреждений, если имеющееся в деле заключение его не удовлетворяет, или о назначении технической экспертизы для определения возможности восстановления поврежденного мотоцикла, автомобиля и точного исчисления стоимости ущерба, об истребовании различных документов, о проведении очной ставки с обвиняемым для уточнения того или иного обстоятельства. В случае необоснованного, по его мнению, отказа следователя или прокурора в удовлетворении ходатайства, а также принятия какого-либо ущемляющего его интересы решения потерпевший вправе обжаловать эти действия. При наличии конкретных данных, свидетельствующих о заинтересованности в деле эксперта, переводчика, следователя (или лица, производящего дознание), прокурора, потерпевший может заявить кому-либо из них отвод.

После окончания следствия следователь обязан ознакомить потерпевшего со всеми материалами дела. Это позволит ему в случае необходимости заявить ходатайство о дополнении следствия новыми материалами, устранить выявленные при этом пробелы, лучше подготовиться к участию в суде. В случае прекращения уголовного дела потерпевший при несогласии с таким решением имеет право его обжаловать.

Иногда задают вопрос: а каким образом потерпевший узнает о прекращении уголовного дела? Некоторые считают, что следователь обязан выслать им копию постановления на этот счет. Такое требование не основано на законе. В соответствии со статьей 209 УПК РСФСР копию постановления о прекращении уголовного дела следователь обязан направить прокурору, и это понятно, так как прокурор осуществляет надзор за законностью действий следователя, имеет право отменить его решение и поэтому в первую очередь должен знать, каков результат расследования дорожно-транспортного происшествия. Что же касается обвиняемого, потерпевшего, а также лица или учреждения, по заявлениям которых возбуждено уголовное дело, то им следователь обязан направить лишь письменное уведомление об этом, указав со ссылкой на закон основания для такого решения. Постановление следователя о прекращении уголовного дела может быть обжаловано прокурору в течение пяти суток с момента уведомления об этом. Вот один из таких примеров.

Контролер-ревизор Баланин был сбит грузовой машиной и получил тяжкие телесные повреждения. После расследования обстоятельств следователь пришел к выводу, что водитель Бакаев не нарушил правил движения, и вынес постановление о прекращении уголовного дела. Местными органами жалоба потерпевшего Баланина была отклонена. После этого он обратился с жалобой в прокуратуру республики. Изучив материалы дела, здесь пришли к другому мнению. Поскольку наезд на потерпевшего произошел в ненастную погоду, при ограниченной видимости у автобусной остановки, возникли сомнения, правильно ли действовал водитель в сложившихся условиях. Постановление о прекращении уголовного дела отменили, а дело направили для дополнительго расследования с предложением провести повторную автотехническую экспертизу. После дополнительного расследования водитель был привлечен к ответственности и осужден.

Следует уточнить, что потерпевшим считается только тот, кому непосредственно причинен ущерб преступными действиями. Его родственники, хотя косвенным образом они и понесли, в свою очередь, материальный ущерб (например, вследствие уменьшения дохода семьи в результате увечья кормильца), не могут быть признаны потерпевшими.

Только потерпевший сам лично или (если он из-за болезненного состояния не имеет возможности участвовать в процессе, находясь, например, в больнице) через избранного им представителя (которым чаще всего бывает адвокат, юрисконсульт) может защищать свои права и интересы, а тем самым права и интересы косвенно потерпевших близких ему лиц.

Возникает вопрос: как быть, если в результате дорожно-транспортного преступления человек погиб, кто сможет защищать его интересы, требовать возмещения причиненного ущерба?

По закону (статья 53 Уголовно-процес-суального кодекса РСФСР) такие права переходят к его близким родственникам, а ими являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (ст. 34 УПК РСФСР). Подчеркиваем: только в случае гибели потерпевшего защита его интересов переходит к родственникам. И, конечно, не следует думать, что если таких близких родственников несколько человек, то все они будут представителями потерпевшего. Такое право будет признано только за одним из них, на практике обычно за наиболее близким родственником — супругом, кем-либо из детей, родителей.

Потерпевший не только обладает правами. На него возлагаются определенные обязанности. Наиболее важная из них — явиться по вызову следователя, прокурора, суда и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и четко ответить на вопросы.

Показания потерпевшего являются такими же доказательствами, как, например, показания свидетеля, подозреваемого, обвиняемого. Поэтому потерпевший не вправе без уважительной причины (скажем, болезни) отказаться от исполнения этого гражданского долга. Его могут пригласить для осмотра места происшествия, транспорта, предметов, вещей, для участия в опознании, для очной ставки, для следственного эксперимента, могут подвергнуть освидетельствованию. Учитывая, что отказ потерпевшего от дачи показаний или дача ложных показаний может затруднить установление истины, законом за это предусматривается уголовная ответственность. Потерпевший также не имеет права без разрешения следователя разглашать данные расследования.

Ну, а как быть, если пострадавший не будет признан потерпевшим, несмотря на полученный им вред? Случается ведь так, что органы следствия, расследовав дорожно-транспортное происшествие, прекращают дело в отношении водителя, совершившего наезд, в связи с неустановлением в его действиях нарушения правил движения. Тогда, как уже говорилось, могут возникнуть только гражданско-правовые отношения. А здесь уже другой принцип ответственности.

Редакция ознакомила меня с письмом, в котором пострадавший ставил вопрос следующего порядка. В результате дорожно-транспортного происшествия он получил телесные повреждения, но потерпевшим признан не был. В отношении водителя, совершившего на него наезд, дело прекратили. А когда пострадавший обратился в народный суд с исковым заявлением, то суд взыскал в его пользу с водителя деньги. Пострадавший удивлен. Как же так? С одной стороны, водитель не виноват, а с другой — суд (уже в гражданском порядке) признал его виновным. Однако никакого противоречия здесь нет, потому что в гражданских правоотношениях принят иной принцип ответственности. Если в уголовном процессе действует презумпция невиновности и лицо, совершившее преступление (в данном случае наезд), считается невиновным до тех пор, пока соответствующие органы в установленном законом порядке не докажут, что это лицо виновно, то в гражданском процессе наоборот. Лицо (организация) признаются виновными, но не в преступлении конечно, а в причинении вреда до тех пор, пока не докажут обратное.

Статья 454 гражданского Кодекса РСФСР указывает, что организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и т. п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, в частности транспортом, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Только в таких случаях они освобождаются от ответственности. Видимо, так объясняется и случай, происшедший с автором письма в редакцию. Признав водителя невиновным в преступлении, суд, рассматривая дело в гражданском порядке, не нашел оснований для освобождения его от гражданской ответственности. Но если автомобиль принадлежит не частному лицу, а организации, то ущерб обязана возместить она.

Л. ЮЖАКОВ,
старший советник юстиции

 

 

 

1975N10P26-27

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления     Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...

Читать далее >>

Слово водителям Яв. Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Слово водителям Яв  Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст...

Читать далее >>

Приспособление для разборки амортизатора задней подвески мотоцикла «Днепр»

Для разборки амортизатора   Ремонт амортизатора задней подвески у мотоцикла «Днепр» начинают с демонтажа наружного кожуха. Эта операция возможна только в том случае, если предварительно сжать пружину под кожухом и удалить сухари 5 (см. рисунок). Для этой цели я использую простейшее приспособление из кольцевой обоймы 3, оси 2 и двух болтов 1. Все детали с размерами показаны на рисунке. Из верхней проушины амортизатора удаляем сайлент-блок, на кожух сверху кладем обойму приспособления, вставляем в проушину ось и завинчиваем в нее болты до упора в специальные выемки на обойме. Поочередно заворачивая болты, сжимаем пружину до тех пор, пока сухари 5 не освободятся. Извлекаем сухари из гнезда и, вывинчивая болты из оси, освобождаем кожух и пружину. В.ВАСЬКОВ Костромская область, г. Нея   Приспособление для разборки амортизатора задней подвески мотоцикла «Днепр»: 1 — болт М8 (2 шт.); 2 — ось; 3 — обойма; 4 — верхняя проушина аморти...

Читать далее >>

Восстановление двигателя Днепра МТ10 и К750М

Ремонт двигателя     Ремонт двигателя при нормальной эксплуатации мотоцикла, как правило, становится необходим после нескольких десятков тысяч километров пробега, когда заметно падает мощность из-за снижения компрессии в цилиндрах, увеличивается расход масла и сильнее дымят глушители, появляются стуки и шумы. Судить о состоянии двигателя при достаточном опыте можно по шумности его работы или по внешним признакам. Если какие-либо нарушения появились вдруг, желательно установить причину неисправности до разборки двигателя, чтобы не трогать лишние узлы, ибо при этом нарушаются соединения приработавшихся пар и уплотнения. При разборке двигателя, как и других механизмов (частичной или полной), рекомендуется помечать детали, чтобы после проверки годные и мало изношенные установить на свои места. В мотоциклетном двигателе к числу быстро изнашивающихся деталей относятся поршневые кольца. Их делают из специального чугуна. Маслосъемные кольца двигателей всех мотоциклов «Днепр&raq...

Читать далее >>

Новинка. Минск ММВЗ-3.111

Обзор новинкиВ канун Октябрьского праздника коллектив Минского мотоциклетного и велосипедного завода изготовил первую промышленную партию новых дорожных мотоциклов «Минск», получивших обозначение ММВЗ-3.111*, а с первого дня нынешнего года (1974) приступил к их серийному выпуску. ( * Это обозначение. соответствующее принятой ныне классификации, расшифровывается так: ММВЗ — Минский мотоциклетный и велосипедный завод, цифра 3 — класс мотоцикла (125 см3), первая единица — дорожный тип. 11 — порядковый номер модели, выпущенной заводом. )При разработке новой модели перед конструкторами стояла задача создать мотоцикл современного облика, более надежный и долговечный по сравнению с предшественником — М-106. Думаю, что мотолюбители оценят внешние формы. Скажем только, что выбраны они в результате большой работы, которая была проведена конструкторами "завода совместно со специалистами ВНИИМотопрома, после тщательного изучения современных отечествен...

Читать далее >>