вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Форма регистрации пользователей:

  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения

Испытания опытного образца мотоцикла К-750М

Путь на конвейер

 

Испытания опытного образца мотоцикла К-750М

Из № 10 журнала читатели уже знают, что наши специальные корреспонденты Р. Данелян и В. Егоров на новом унифицированном мотоцикле К-750М совершили трехнедельный испытательный пробег по дорогам России и Украины протяженностью свыше 3700 километров. О результатах этого пробега рассказывают они в публикуемом репортаже.

Еще задолго до отъезда мы целиком были захвачены мыслью о предстоящем пробеге. Часами просиживали над атласом автомобильных дорог, выбирая маршрут, знакомились с отдельными его участками по дорожным справочникам, рассказам бывалых испытателей. «Пробег, — сказал начальник Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения В. Рогожин, передавая нам экспериментальную машину, — должен пройти на высоком техническом уровне. Надо тщательно вести записи, анализировать их. Ваше заключение мы пошлем на заводы».

Речь шла о двух мотозаводах — киевском и ирбитском. И сознание того, что мы являемся по существу полпредами не только редакции, но и ведущего конструкторского бюро мотоциклетной промышленности страны, заставляло нас еще и еще раз взвешивать всю меру ответственности за исход этого задания.

Несколько строк истории

Вопросы унификации особенно остро встали перед нашей промышленностью после ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС.

В статье «Унификация в мотоциклостроении», опубликованной в начале этого года в журнале «За рулем» (№ 2), говорилось, в частности, и о тяжелых дорожных мотоциклах с колясками. Мотоцикл М-72 вначале выпускали только на Ирбитском мотозаводе. Позднее по его чертежам такие мотоциклы стали изготовлять и в Киеве. Затем на Киевском мотозаводе было организовано конструкторское бюро, которое занялось разработкой собственных конструкций узлов. После ряда модернизаций узлы двух родственных мотоциклов утратили всякую взаимозаменяемость.

В прошлом году Государственный комитет Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению совместно с Центральным конструкторским бюро мотоциклостроения, Киевским и Ирбитским мотозаводами установил основные посадочные размеры, которые впредь нельзя менять без согласования с ЦКЭБ. Было определено также, какие узлы следует унифицировать в первую очередь. Прошло немногим больше года, и — вот он создан, первенец унификации К-750М.

Уговор есть уговор

— Давайте договоримся так, — сказал нам в ЦКЭБ начальник лаборатории дорожных испытаний К. Матюшин, показывая опытный образец нового мотоцикла.— Машина уже прошла 15 тысяч 750 километров, но будет лучше, если о наших выводах мы пока умолчим. Пусть они не довлеют над вами. Приедете — обсудим. Договорились?

Последовало рукопожатие, означающее согласие.

Что же представляет собой К-750М?

Двигатель внешне не претерпел пока серьезных изменений. Рабочий объем его остался прежним — 745 см3. а мощность 26 л. с. Лишь головки цилиндров имеют более сильное оребрение. Существенные изменения произведены в коробке передач — здесь применено мелкошлицевое зацепление. Изменена также система электрооборудования. Вместо распределителя зажигания установлена двухискровая катушка зажигания, а ручное управление опережения заменено автоматическим. На смену генератору Г-11 пришел Г-414 повышенной мощности (65 ватт), работающий в паре с реле-регулятором РР-302.

Новый мотоцикл можно отличить от старого наличием телескопической передней вилки по типу выпускаемой Ирбитским мотозаводом. Унифицированы колеса: размер шин — 4—17: для улучшения герметизации тормозов использовано лабиринтное уплотнение. На руле применены рычаги управления открытого типа и катушечная ручка управления карбюраторами. Установлен переключатель света, объединенный с кнопкой сигнала.

Технический осмотр мотоцикла перед пробегом выявил следующие дефекты: покрышки всех колес почти полностью изношены; не работает стоп-сигнал; трещина на ветровом щитке коляски; порван тент на коляске в правом углу.

 

Напряженно трудятся шоферы на Михайловском железорудном комбинате. Водитель мощного самосвала оказался большим любителем мототехники

Напряженно трудятся шоферы на Михайловском железорудном комбинате. Водитель мощного самосвала оказался большим любителем мототехники

 

Кроме покрышек, все это, разумеется, пустяки, нечто вроде веснушек на лице. Но как будет выглядеть мотоцикл, когда на его спидометре прибавится еще 4000 километров?

Здравствуй, простор дороги!

Настроение торжественное и деловое. Пытаемся не смотреть на затянутое хмарью небо,, а целиком сосредоточиться на своих необычных обязанностях испытателей. Через несколько километров выходим на автомагистраль Москва — Симферополь. Погода проясняется, и дорога, словно отполированная сталь, отражает солнце.

В испытаниях дорога — серьезный, мы бы сказали придирчивый, экзаменатор. Только она может дать ответы на множество вопросов — и о средней скорости движения, и о качестве машины, прочности ее отдельных узлов, расходе топлива, масла...

Дорога, протяженностью свыше 3700 километров, поведала нам многое, одарила нас не одной волнующей встречей с людьми, столкнула с интересными событиями. Между Орлом и Хомутовкой навстречу нам неслись новые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53, на которых рядом с номерными знаками было выведено то же слово, что и на нашем мотоцикле: «испытания». Один из нас в кабине ЗИЛа берет интервью у шофера первого класса Е. Савина, проработавшего водителем 27 лет. Он с похвалой отзывается о новой машине. «Очень сильная, устойчивая, легкая в управлении», — говорит он. Водители будут рады новому ЗИЛу,

Стершееся от частого употребления сравнение дороги с артерией, пульсом страны и т. д. приобрело для нас первоначальную яркость, хотя прожили мы одной с дорогой жизнью всего лишь неполный месяц.

 

 

Фото авторов

 

Есть своя жизнь — напряженная, трудная—и на обочинах дорог. Всем хорошо знакомы фигуры «загорающих» мотоциклистов или шоферов, хлопочущих у машин с перепачканными в масле руками. Эта участь миновала нас до самого Николаева, пока на одном из железнодорожных переездов колесо мотоцикла не напоролось на гвоздь. Обочина на время стала мастерской. Поставили колесо с ирбитского мотоцикла, которое было у нас запасным.

 

Интервью на дорогах

Разговор с автоинспектором был не из «неприятных» — состоялся дружеский обмен мнениями о мотоциклах-близнецах: нашем К-750М и его М-62

Разговор с автоинспектором был не из «неприятных» — состоялся дружеский обмен мнениями о мотоциклах-близнецах: нашем К-750М и его М-62

 

Так, в этом в общем-то заурядном дорожном случае мы практически ощутили на собственном опыте пользу унификации.

Выдержки из путевого дневника

...22 августа. Орел. Спидометр показывает 16011 км. Широкое, выложенное бетоном полотно дороги позволяет двигаться со скоростью 80 км/час. Хорошо, что краник был включен на резерв, иначе пришлось бы выпрашивать бензин у попутных водителей. Мотоцикл оказался прожорливым. На 100 км пути при скорости 80 км/час расход бензина составил 10 литров. Одновременно возрос и расход масла. Приходилось доливать его через каждые 250 километров.

...30 августа. Новая Каховка. Спидометр показывает 17 025 км. Машина ведет себя безупречно. На горные серпантины Крыма можно выйти по асфальтированному шоссе, но мы направляемся через Красно-Перекопск по проселочной дороге, где нам предстоит тряская езда в пыли. Движемся, не убавляя скорости — 80 км/час. Подвеска мягкая, даже на плохой дороге она обеспечивает большую плавность хода и комфортабельность.

Короткая передышка у Турецкого вала. вокруг выжженные солнцем равнины Северного Крыма. Вскоре по строящемуся Северо-Крымскому каналу сюда хлынет живительная влага. Желание на самом что ни на есть стопроцентном песчаном грунте испытать проходимость новых шин и одолеть при выходе из русла крутой песчаный склон завело нас на дно канала. Пришлось в поте лица вырываться из песчаного плена. Мощностью всех своих двадцати шести лошадиных сил напрягался двигатель. Заднее колесо зарылось в песок. И тут. словно шпаги, скрестились оптимизм одного из нас и пессимизм другого:

Пессимист. Собственными мощностями отсюда не выбраться.

Оптимист. Выберемся! Двадцать шесть лошадей — это сила!

Пессимист. Это мы еще посмотрим.
Оптимист. Увеличение мощности за счет степени сжатия сокращает жизнь машины на грунтовых дорогах. Поэтому важнее увеличивать крутящий момент при малых и средних числах оборотов.

Мы смогли убедиться в том. что этот путь верен. Наш К-750 М выбрался на дорогу, не подвел.

...11 сентября. Киев. На спидометре 19 452 км. Пробег закончен. Из общей протяженности трассы около 200 километров пройдено по грунтовым дорогам, свыше 250 — по булыжным. 300 километров составили горные серпантины, 1000 километров — дороги с черным покрытием (гравийные, улучшенные битумом). Трасса проходила через Серпухов, Орел, Калиновку, Киев, Умань, Одессу, Николаев, Херсон, Новую Каховку, Красно-Перекопск, Севастополь, Симферополь, Мелитополь, Запорожье, Днепропетровск, Александрию, Кременчуг, Корсунь-Шевченковский, Киев.

Средняя скорость движения 75—80 км/час. Расход бензина при одном пассажире и 30—40 кг груза в коляске составил в среднем 10 литров на 100 километров пути. Расход автола достигал 250 граммов на 100 км. Хотя температура воздуха доходила до 30 градусов, перегрева двигателя не наблюдалось.

«Рассказывайте, с чем приехали!»

Этими словами, которые выдавали и глубокую заинтересованность и нетерпение, встретили нас и на Киевском мотозаводе, и в Центральном конструкторском бюро мотоциклостроения, и в редакции.

Ну, что ж, расскажем о самом существенном.

Мотоцикл, прошедший ни много ни мало — 20 000 километров (вместе с испытаниями, проведенными в ЦКЭБ), находится в хорошем состоянии, на ходу, без каких-либо поломок или серьезных неисправностей. К-750М — это и есть та машина, на надежность которой можно рассчитывать в самых различных условиях эксплуатации. Он обладает повышенной проходимостью, комфортабельностью и износоустойчивостью. Автомат опережения зажигания, примененный на мотоцикле, значительно упрощает управление работой двигателя и повышает его надежность. Телескопическая передняя вилка позволила избавиться от заедания поршней гидроамортизатора и значительно увеличила устойчивость машины на больших скоростях. Применение на тормозных барабанах лабиринтного уплотнения, исключающее попадание грязи на тормозные колодки, повысило долговечность тормозной системы. Унифицированному К-750М будут рады во всех концах страны, и прежде всего специалисты сельского хозяйства, для которых он в первую очередь предназначается.

А недостатки? Это — повышенный расход бензина и масла при движении со скоростью свыше 75 км/час; выброс масла из сапуна при движении свыше 80 км/час; неудобно расположено заливное отверстие для масла в картере двигателя; затруднен демонтаж заднего колеса (размер А—17) из-за узкого маятника; недостаточна мощность нити дальнего света лампочки в фаре (32 свечи); неудобно пользоваться переключателями света, расположенными на фаре и на руле; в работе двигателя наблюдалась повышенная шумность поршневой группы.

 

Не только взрослые, но и дети проявляли интерес к испытываемому мотоциклу

Не только взрослые, но и дети проявляли интерес к испытываемому мотоциклу

 

Каких-либо более существенных недостатков за время пробега обнаружено не было.

Следует упрекнуть Ленинградский шинный завод. По заключению ЦКЭБ, покрышки всех колес после 15 тыс. км пробега имели почти стопроцентный износ. Рисунок протектора шины, быть может, и хорош, но качество резины и каркаса оставляет желать лучшего.

* * *

Наш К-750М неизменно оказывался в центре внимания мотолюбителей во всех городах и селах, в которых мы только побывали. И все они говорили об унификации, как об очень нужном, полезном деле. Из множества вопросов, которые задавали нам, чаще других мы слышали один:

—Когда начнется серийное производство унифицированного мотоцикла?

В Киеве главный конструктор мотозавода П. Мухин сообщил нам, что начат выпуск мотоциклов К-750 с новой коробкой передач и телескопической вилкой. Полностью же унифицированный мотоцикл будет выпускаться серийно с лета 1964 года.

—Сейчас и наш и ирбитский завод,— сказал П. Мухин, — начали разработку перспективных конструкций мотоциклов моделей тысяча девятьсот шестьдесят пятого года. Их должны отличать более современные формы, высокая комфортабельность, улучшенные эксплуатационные качества, повышенная износостойкость. Для сохранения унификации при разработке конструкций двигателей на обоих заводах будет сохраняться взаимозаменяемость по точкам крепления двигателей к раме, а также посадочным местам цилиндров, коленчатого вала, коробки передач.

* * *

Из Киева в Москву предстояло возвращаться в вагоне поезда: К-750М оставался на заводе. Кажется: что может быть лучше после долгой тряски под палящим Солнцем и проливными дождями? Но читатели нас поймут — расставаться с мотоциклом было грустно...

Р. ДАНЕЛЯН, В. ЕГОРОВ, спец. корреспонденты «За рулем»




1963N11P10-11

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-01. Первые километры

Первые километры В прошлом году на смену известному мотоциклу ЯВА—350 модели «360/00» пришла новая модель — 634-01.О том, как проявил себя мотоцикл в ходе редакционного теста, рассказывает инженер Э. КОНОП.Первый выездМотоцикл ЯВА 634-01, поступающий в нашу страну, привлекает к себе внимание непривычно строгой, можно сказать, спартанской внешностью, лишенной некоторых элементов мотоциклетной «архитектуры», характерных для моделей 60-х годов.Надо признать: по внешнему виду мотоцикл нравится не всем. Очевидно, некоторые мотолюбители настолько привыкли к округлым формам прежней ЯВЫ, что, не будучи знакомы с современной, «спортивной» модой в мото-циклостроении, считают ее своеобразным эталоном, любое отклонение от которого режет глаз и отвергается.При оценке изменений, происшедших во внешности мотоцикла Ява, следует учитывать, что они связаны с разработкой усовершенствованной конструкции, отвечающей требованиям длительной эксплуатации в ...

Читать далее >>

Рекомендации владельцам тяжелых мотоциклов

Я делаю так ...   Автор предлагаемого материала — инженер С. НАУМОВ из г. Ирбита, опытный мототурист, неоднократно участвовавший в дальних и сложных испытательных и туристских походах на мотоциклах «Урал». Его рекомендации, подсказавшее и проверенные опытом, без сомнения, пригодятся всем владельцам тяжелых мотоциклов. А может быть и не только им. Для удобства изложения я разделил свои предложения по темам. И начну с электрооборудования. Чтобы облегчить установку двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей ЗМТ-6, нужно от старой мотоциклетной камеры отрезать кольцо шириной 30 мм и надеть сразу на две банки. А лучше — два таких кольца, расположив их в верхней и нижней части банок.   Рис. 1. Соединение клемм двух батарей пластиной, установка резиновое кольца шириной 30 мм.  Советую соединить клеммы « +» одной батареи и «—» другой пластиной из нержавеющей стали или луженой меди (рис. 1), а выводы, с которых ...

Читать далее >>

Путь длинной в полвека. ИЖ-7, ИЖ-Д, ИЖ-9, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-Планета-4, ИЖ-Юпитер-4

ИЖ-7, ИЖ-Д, ИЖ-9, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-Планета, ИЖ-Юпитер   На окраине Ижевска высится монумент — мотоциклисты на вздыбленных машинах. Он символизирует успехи тружеников города в производстве мотоциклов, в развитии мотоспорта. Полвека назад в соответствии с решением Наркомата тяжелой промышленности здесь, в Ижевске, на базе опытных мастерских Ижстальзавода было организовано мотоциклетное производство. Еще раньше, в 1928 году в этих мастерских группа энтузиастов под руководством инженера П. В. Можарова спроектировала и построила опытные образцы машин. Однако- из-за отсутствия производственных возможностей тогда не удалось развернуть серийный выпуск мотоциклов. К их изготовлению ижевцы приступили в 1933 году. Между двумя моделями, которые вы видите на снимках, лежит путь длиной в полвека. Начинали с мотоцикла ИЖ—7, который лишь в деталях отличался от простой машины Л—300 с двухтактным двигателем, освоенной к тому времени ленинградским заводом «Красный Ок...

Читать далее >>

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Планета Спорт

 «Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе. (нажмите на картинке, для увеличения)  I— лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II— включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, в...

Читать далее >>

Урал М-67. Схема электрооборудования

  Рис. Схема электрооборудования мотоцикла Урал М-671 — фонарь левого указателя поворота 2 — лампа А12-21; 3 — фара;- 4 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 5 — лампа А12-45-40 дальнего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен): 7 — спидометр; 8 — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; 15 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 - прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски 22 — лампа А12-21 габаритног...

Читать далее >>