Что интересует прежде всего человека, покупающего мотоцикл? Мощность, обеспечивающая его скорость, приемистость, удобство посадки, диаметр колес и другие показатели, от которых зависят маневренность и проходимость, и едва ли не и последнюю очередь расход топлива. О нем начинают задумываться потом, если он явно превосходит нормативный. Им бывают озабочены обыкновенно мототуристы во время дальних поездок: чрезмерный «аппетит» двигателя приводит к лишним задержкам для заправки и поэтому резко снижает среднюю скорость движения, а то и грозит непредвиденной остановкой в месте, удаленном от АЗС.
Почему же большинство мотоциклистов столь безразличны к расходу топлива? Объяснить это можно, вероятно, одним — низкой ценой бензина в нашей стране. Настолько низкой, что мы не задумываемся о том огромном общественном труде, который затрачен на его производство, о том. что запасы исходного сырья у нас хотя и велики, но не безграничны и лишнего у природы брать не надо. Топливо образно называют хлебом индустрии. Но если мы научились бережно обращаться с хлебом, то бензин, что греха таить, сплошь и рядом тратим не глядя
Конструкторы прилагают большие усилия. чтобы улучшить топливную экономичность машины хотя бы на несколько процентов. Но ведь они только создают возможность экономии, а остальное зависит от владельца машины, и долг каждого водителя — принимать все меры. чтобы не расходовать ни грамма бензина без пользы.
Что же влияет на расход топлива и что можно сделать для его снижения? Эксплуатационный расход топлива зависит от многих факторов. На некоторые из них, например погоду, дорожные условия, мы воздействовать не можем. Зато другие почти полностью зависят от нас. О них и пойдет речь.
При обкатке новой машины о расходе топлива говорить не приходится. В этот период топливную смесь полагается обогащать, чтобы гарантировать надлежащие охлаждение и смазку. К тому же в необкатанном двигателе велики потери мощности на трение между деталями. По окончании обкатки, как указывается в инструкции, необходимо изменить регулировку карбюратора, то есть, опустив иглу, несколько обеднить смесь. Это существенно уменьшит расход топлива, особенно на режимах частичных нагрузок, когда прекращаются перебои из-за чрезмерного обогащения смеси. Одновременно снижается дымность выхлопа, меньше отлагается нагара в двигателе и выпускной системе, в более благоприятных условиях работают свечи.
Как известно, максимальную мощность двигатель может развить при несколько обогащенной смеси, ценой существенного увеличения расхода топлива, а наиболее экономично он работает при слегка обедненной смеси, на которую главным образом и «настроен» карбюратор дорожного мотоцикла. Слишком же бедная смесь, резко снижая мощность, ведет, в конечном счете, к увеличению расхода топлива, так как двигатель работает в этом случае неэффективно. Кроме того, бедная смесь может стать причиной его ускоренного износа. Особенно опасно это для двухтактного двигателя, смазываемого лишь маслом. содержащимся в топливной смеси. Ее обеднение соответственно обедняет и смазку деталей Поэтому применение жиклеров с уменьшенной пропускной способностью, опускание до предела дозирующей иглы карбюратора, необдуманное изменение воздухоочистителя — не столь невинные «эксперименты». Известно немало случаев повреждения и даже разрушения узлов двигателя в результате таких опытов. Значит, не стоит экономить на бензине сверх того, что допускает инструкция завода — изготовителя мотоцикла. Ремонт двигателя подчас оказывается намного дороже.
Система зажигания тоже влияет на экономичность двигателя, хотя и не в такой степени, как об этом иногда думают. Разумеется, если она неисправна, смесь в цилиндрах воспламеняется плохо или нерегулярно — мощность двигателя падает, а расход топлива растет. Каждый пропуск вспышки — это горючее. в чистом виде выброшенное в трубу. Что же касается величины опережения зажигания, то опыт показал, что лучше устанавливать среднее его значение из допускаемых заводом для данного двигателя. Иначе он работает менее экономично.
Но даже при отличном двигателе ваш мотоцикл будет прожорлив, если не уделить должного внимания его ходовой части. Расход топлива повышается от всего, что увеличивает сопротивление движению: слабо накачанных шин. перетянутой и несмазанной цепной передачи, тормозных колодок, трущихся о барабан, и т. п. Некоторые считают это мелочами. Но. складываясь, «мелочи» могут свести на нет достоинства мотора.
Мотоциклисты знают, что при эксплуатации машины с боковым прицепом расход топлива резко возрастает, и воспринимают как должное. А вот оснащая мотоцикл наколенными и петровым щитками. багажником, многие не задумываются над тем, как это повлияет на характеристику машины, в том числе на расход топлива.
Между тем простейшие малообтекаемые щитки в большинстве случаев повышают сопротивление движению мотоцикла. За этим немедленно следует пережог топлива. Поэтому-то так желательны для щитков облагороженные обтекаемые формы, одновременно улучшающие и устойчивость мотоцикла на дороге, повышающие безопасность езды.
Снаряжая мотоцикл перед туристской поездкой, не спешите размещать крупные предметы на боковых площадках багажника, как это ни заманчиво. Уложенные таким образом два полноценных туристских рюкзака увеличивают лобовую площадь машины с водителем приблизительно на 40—50%. Чем не мотоцикл с коляской!
Обратим внимание также на посадку и одежду водителя и пассажира. Тому, кто сидит сзади, хочется видеть не только все вокруг, но и впереди, поэтому он старается высунуться из-за спины водителя. Манера эта не' только опасна, но и увеличивает сопротивление движению. а стало быть расход топлива.
Многие видели, в каких роскошных кожаных комбинезонах выступают гон-щики-«кольцевики». Такая одежда не только оберегает их от травм в случае падения. Немалое значение имеет и то, что костюм, плотно облегающий тело, делает его более обтекаемым. И наоборот. эффект от одежды, которая полощется и громко хлопает, грозя разорваться на ветру, снижает скорость и увеличивает расход топлива.
А как сказывается на нем вес мотоцикла с водителем и грузом? На хороших равнинных дорогах с незначительными подъемами и поворотами его влияние невелико, если, разумеется, давление п шинах соответствует нагрузке Но когда вы движетесь, например, по горной дороге с многочисленными поворотами и крутыми подъемами или просто по городским улицам, где много перекрестков и светофоров, вес уже заметно увеличивает расход топлива. Ведь такой мотоцикл труднее разгонять, а это приходится делать за каждым поворотом или светофором.
На одном и том же мотоцикле при равных условиях два разных водителя неодинаково расходуют топливо
В инструкции обычно указывают расход топлива в литрах на 100 километров пути при определенной скорости движения (например. 60 или 80 км/час) и дорожных условиях. Когда машина движется с установившейся скоростью при неизменных внешних условиях, часовой или километровый расход топлива постоянен. Увеличится скорость — увеличится и он. Но следует ли из этого, что наиболее экономична езда на минимальной скорости, скажем, 40 км/час на четвертой передаче? Отнюдь нет.
Экономичность двигателя принято оценивать по удельному расходу топлива, то есть по количеству его. расходуемому на мощность в одну лошадиную силу в течение часа. Удельный расход топлива изменяется так. что достигает минимума пои скорости, составляющей обычно 60 — 70% максимальной на высшей передаче. Этой скорости и рекомендуется придерживаться, если позволяют дорожные условия. При правильной регулировке двигателя такому режиму движения соответствует открытие дросселя примерно наполовину. Больше не нужно! Если, например, встречный ветер заметно снижает скорость, а для вас важнее экономить топливо, не прибавляйте «газ».
Очень ценно умение мотоциклиста вести машину как можно более равномерно, без частых рывков и торможений. Всякий раз. как вы прибегаете к резкому разгону, считайте, что значительную часть топлива вы попросту выбросили в трубу. Об этом же красноречиво свидетельствует густой шлейф дыма. Умелый даже в городе ведет мотоцикл равномерно. тщательно рассчитывая движение с учетом работы светофоров и действий других водителей и пешеходов. Многие же водители пренебрегают такой возможностью: после судорожного рывка с места сотню — другую метров мчатся со скоростью ракеты, чтобы потом дольше постоять перед светофором!
Торможение — другая крайность. Чем сильнее вы снизите скорость, например, перед светофором, тем больше топлива потратите на последующий разгон. Разумеется. это не значит, что не нужно замедлять движение перед препятствием, но в том-то и заключается водительское искусство, чтобы точнее рассчитывать каждый маневр и меньше прибегать к разгонам и торможениям.
Если обстановка вынуждает все-таки изменить режим движения, более экономично ездить поможет... коробка передач. Именно с ее помощью вы можете поддерживать режим работы двигателя близким к оптимальному. Вот вы притормозили. и скорость упала с 70 до 40 км/час. Как быть дальше? Вспомните инструкцию. — если в ней скорость 40 км/час фигурирует в качестве минимально допустимой для четвертой передачи. немедленно включайте третью! Разгоняйте мотоцикл после этого плавно, не открывая дросселя больше чем наполовину. При скорости 50 — 55 км/час быстро переходите на четвертую передачу. после чего продолжайте плавный разгон. Пытаясь двигаться со скоростью 40 км/час на высшей передаче, не надейтесь сэкономить топливо: двигатель работает плохо, неровно, в карбюраторе возникают «провалы», часть топлива расходуется впустую.
Итак, вывод: только учитывая все факторы. о которых мы говорили, можно добиться нормального расхода топлива.
Э. Коноп,
инженер
Каким будет Минск М-105 Так выглядит новый минский мотоцикл М-105 На Минском мотовелозаводе готовится к производству новый легкий дорожный мотоцикл М-105. Внешне он похож на своего предшественника М-104, но существенно отличается основными механизмами. По существу создан новый двигатель, более надежный и долговечный благодаря установке в нижней головке шатуна подшипника с сепаратором. Усилены шатун и верхний поршневой палец. В качестве коренных подшипников будет использована серия 303. Все это, по расчетам конструкторов, повысит срок службы основных узлов мотоцикла в 2,5—3 раза. Применение нового карбюратора К-36М, улучшение системы впуска и выпуска, повышение степени сжатия (до 8,0) позволили увеличить мощность двигателя до 7 л. с. Максимальная скорость — 80 км/час. Изменениям подверглась и трансмиссия. Ведущий барабан имеет более крупные шлицы, а диски сцепления покрыты накладками из фрикционной массы. Впервые на минских мотоциклах применена четырехступенч...
Читать далее >>Смерть от угарного газа Об этом говорить неприятно, но совершенно необходимо. И хотя всем известно, сколь ядовиты выхлопные газы автомобилей, насколько они опасны, каждый год, особенно в осенне-зимне-весенний период, медикам приходится иметь дело с так называемой гаражной смертью. Молодой человек решил прогреть двигатель «Волги» прямо в гараже. Он понимал, чем это чревато, и предусмотрительно открыл ворота гаража, но не учел, как выяснилось позже, одного: небольшой ветерок препятствовал выходу газов наружу. В итоге летальный исход. Трое приятелей поехали на зимнюю рыбалку. Добравшись до места, решили перекусить в автомобиле. Мотор не выключали, а машину, чтобы двигатель меньше охлаждался, поставили задней частью к ветру. Газов, проникших через неплотные соединения брезентового верха ГАЗ—69, оказалось достаточно, чтобы все трое погибли. Был сильный мороз, и дежурный водитель каждые несколько часов прогревал двигатель. Для сохранения тепла двери гаража были закры...
Читать далее >>Если умолк двигатель Двигатель отказал. В чем причина? Искать ее следует по двум направлениям: в системе питания (синие рисунки) и в системе зажигания (красные рисунки) Система зажигания исправна, топливо в поплавковую камеру поступает — снять, осмотреть, очистить карбюратор. Система питания: 1 — топливный бак; 2 — кран; 3 — воздухоочиститель; 4 — карбюратор. Система зажигания: 1 — батарея; 2 — предохранитель; 3 — центральный переключатель: 4 — натушил зажигания; 5 — подвижный контакт прерывателя; в — изолирующая втулка: 7 — кулачок; 8 — неподвижный контакт прерывателя 9 — конденсатор, 10 - свеча; 11 - наконечник От этого никто не застрахован — ни новичок, ни опытный мотоциклист. Но все же у бывалых двигатель внезапно останавливается очень редко, а когда это случается, причину они находят довольно быстро. Иное дело начинающий мотоциклист. Порой он на обочине разберет полмашины, пре...
Читать далее >>Машина повышенной проходимости Необычная конструкция экспонировалась на выставке «Научно-технический прогресс-85» — то ли мотоцикл, то ли мотороллер. Опытный образец этой машины повышенной проходимости «Тула—5.951» оснащен широкопрофильными шинами 6,70—10 дюймов с крупным рисунком протектора. У них малое давление на грунт, и на них можно уверенно двигаться по грязи, песку, размытому дождями проселку. Этому способствуют поднятые колесные щитки и глушитель.Силовой агрегат — от мотороллера. Благодаря принудительному охлаждению вентилятором он не перегревается при движении с малой скоростью. Рабочий объем — 199 см3, мощность — 12,5 л. с./9,2 кВт. «Тула—5.951», рассчитанная на перевозку двух человек, имеет сухую массу 129 кг и на шоссе способна развивать до 85 км/ч. Топливом для двигателя служит бензин А-76, расход которого в среднем, как показали испытания, составляет около 3,6 л/100 км. Многие посетит...
Читать далее >>