вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Форма регистрации пользователей:

  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4 с коляской

 

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4 с коляской

В первом материале о редакционных испытаниях мотоцикла «ИЖ-Юпитер—4» с коляской («За рулем», 1981, №11) было рассказано о том, что отличает эту модель от предыдущих, и о начале обкатки. Теперь мотоцикл прошел около 7000 километров, и появилась возможность оценить его ходовые качества, конструкцию некоторых узлов.

Когда на счетчике спидометра было чуть больше 6000 километров и двигатель работал прекрасно, нас стал беспокоить шум, источник которого находился где-то под левой крышкой картера. Шум не звонкий, но достаточно сильный неприятный (заметим, что, к сожалению, этот звук хорошо знаком многим поклонникам «Юпитера»). Возникло предположение, что неисправность надо искать в моторной цепной передаче.

Когда на СТО в Загорске была снята крышка картера, диагноз подтвердился: цепь моторной передачи оказалась сильно вытянутой. Волей-неволей пришлось ее заменить новой. Этот факт, естественно, не может не огорчать, так как пробег мотоцикла, скажем прямо, маловат, чтобы оправдать такие замены деталей.

Однако скрасило наше настроение качество исполнения картера и его крышки с уплотнениями. Перед разборкой на их стыке не было никаких следов масла — ни знакомых всем мотоциклистам жирных пятен, ни течи, что дало повод одному из местных остряков пошутить: «Сейчас увидите — там и масла нет!» Но масла оказалось ровно столько, сколько надо.

Казалось бы, что тут особенного, ведь так и должно быть! Между тем поговорите с мотоциклистами, и вы услышите, что сплошь и рядом встречается течь, отпотевание, подтекание масла, увидите грязные моторы, чумазые мотоциклы. А отсюда — испачканная одежда, испорченная обувь... Так что это не мелочь, как может показаться. Хочется верить, что такие чистые, сухие двигатели будут у большинства ИЖей, а не только у редакционного.

 

Этот фонарь указателя поворота сконструирован крайне неудачно.

Этот фонарь указателя поворота сконструирован крайне неудачно.

 

Там же, в Загорске, проверили состояние задней цепной передачи. И эта цепь оказалась вытянутой. Помогавший нам механик посоветовал также заменить ее. Почему обе цепи прослужили так мало? Не беремся однозначно ответить на этот вопрос. Довелось убедиться, что многие читатели обоснованно высказывают претензии в адрес завода — изготовителя мотоцикла. Вероятнее все же, что основная доля вины лежит на заводе, поставляющем цепи. Ведь при замене роликовой цепи на СТО мы довольно долго искали такую, которая бы нас полностью удовлетворяла. И не нашли. Так и пришлось согласиться на установку цепи, в которой отдельные звенья по отношению к соседним были словно приварены — так «добросовестно» их склепали! Ясно, что подобного качества работа не способствует увеличению срока службы машины.

Последующая проверка ИЖа на ходу подтвердила, что источником шума в двигателе действительно была растянутая моторная цепь. С новой цепью мотор работал почти так же, как в самом начале эксплуатации.

Других серьезных претензий к мотоциклу не было, если не вспоминать о пресловутых указателях поворота. Они отказывали, и не раз. Как правило, это происходило из-за нарушения контакта между «патроном» (намеренно ставим кавычки!) лампы и корпусом. Заклепки, при помощи которых эта примитивная деталь кое-как крепится к корпусу, постоянно разбалтываются, и всякий раз приходилось выискивать «методы» восстановления контакта. Держишь в руках это горе-изделие — не верится, что такую несовершенную конструкцию могли сотворить специалисты.

Так и ездим: включив указатель, вполглаза следим за ним. То горит, то нет. А ведь следить-то надо еще и за дорогой.

***

Двигатель нам нравится. Нравятся его характер, его возможности, ритм. Во всем диапазоне рабочих оборотов он действует очень чисто, бесперебойно, ровно, напоминая при разгоне до высоких оборотов турбину. Вибрации невелики, на деталях руля, подножках, рычагах двигателя и седле они почти не ощущаются. Не выявляется ничего похожего на резонанс вибраций если он и есть, то очень слабый. Подобный результат, достигнутый ижевцами, надо приветствовать — ведь многие мотоциклы страдают повышенными вибрациями, да еще порой в самом неподходящем диапазоне оборотов.

Насколько мы можем определить, мотор развивает действительно ту мощность, что указана заводом При этом, если на низких оборотах его воспринимаешь как заурядный, то на высоких чувствуешь разницу. Конечно, тем, кто ездил на «Юпитере—2», здесь придется немного переучиться: двигатель лучше проявляет свои возможности на оборотах выше средних. Прочувствовав это, вы можете стартовать с перекрестка, довольно долго не уступая даже мощным легковым автомобилям.

 

Умение ездить с поднятой коляской может пригодиться на дороге.

Умение ездить с поднятой коляской может пригодиться на дороге.

 

Скоростные возможности мотоцикла с коляской мы пока не изучали. Вряд ли они сейчас представляют большой интерес: дорог, на которых мотоциклистам разрешается ездить быстрее 70 км/ч, у нас очень мало, в то же время при скоростях 80—90 км/ч и выше такой мотоцикл расходует топливо с аппетитом, которому позавидует иной автомобиль, и, значит, такие скорости оправдать нельзя. В силу своих врожденных, органических особенностей, назовем их так, мотоцикл с коляской — это малоскоростное средство транспорта.

Его не сравнишь ни с мотоциклом одиночкой, ни тем паче, с автомобилем.

Чем выше скорость, тем большую долю силы сопротивления составляет аэродинамическое. Оно зависит от размеров машины (главным образом площади поперечного сечения) и совершенства ее формы. Последнее характеризуется коэффициентом, который у мотоцикла с коляской может быть даже хуже, чем у грузовика, — очень уж плохо они сочетаются. А площадь сечения? Прикиньте — и вы что она примерно как у легкового автомобиля. Вот этим и объясняется, с ростом скорости сопротивление такого мотоцикла быстро нарастает, и на движение со скоростями 90—100 км/ч приходится затрачивать мощность около 25 л. с., а то и больше. Разумеется, при этом очень велик и расход топлива.

При езде в спокойном стиле 17-литрового бака нового образца в условная равнинных дорог с твердым покрытием хватает примерно на 250 километров. Там же, где часто приходится пользоваться низшими передачами, особенно в городе, расход топливе может увеличиться.

Мотор неплохо работает на предписанном ему бензине А-76. Несколько наших пробных поездок на АИ-93 не выявили серьезных доводов в пользу его применения.

Хочется сказать несколько слов о трансмиссии, а конкретнее — о коробке передач и передаточных числах. Последние нас в ряде случаев просто озадачивали, особенно когда приходилось преодолевать хорошо известные многим подъемы на дорогах, ведущих в Тулу, Рязань, Воронеж, и ряде других мест. Наш мотоцикл, если не перегружен, способен брать их и на прямой передаче, но на высоких оборотах, обеспечивающих необходимый запас крутящего момента. Следовательно, это возможно лишь при скоростях выше 80—90 км/ч. Выполняя требования правил движения в части ограничения скорости величиной 70 км/ч, неизменно приходится на всех заметных подъемах, протяженность которых на многих дорогах составляет добрую половину, ехать на третьей передаче. Разумеется, такая езда менее экономична, чем на четвертой. Но усилить работу машины на четвертой передаче просто уменьшением зубьев ведущей звездочки вряд ли целесообразно: низшие передачи станут слишком «легкими», а прямая окажется невыгодной на дорогах, где разрешены большие скорости. Здесь повысится расход топлива, мотор станет перегреваться.

Представляется ненормальной ситуация, при которой ИЖи, ЯВЫ, ЧЗ, другие мотоциклы, гораздо хуже приспосабливающиеся к условиям дороги, чем любой автомобиль с четырехтактным двигателем, большую часть подъемов не могут пройти на прямой передаче, не превышая разрешенной скорости. Мотопутешественнику психологически и физически трудно «пилить» на пониженных передачах, куда легче взять многокилометровый подъем с ходу, слегка разогнав машину. В определенной мере этим объясняются нарушения скоростного режима мотоциклистами. Между тем все развитие мотоциклетных двигателей в последние 10 лет шло по пути их форсирования, а конструкция коробки передач в сущности остается прежней. Так не пора ли создавать пятиступенчатую, в которой две высшие передачи устранили бы противоречия между требованиями Правил и возможностями реального мотоцикла?

Конструкции наших мотоциклов раз рабатывались исходя из технических условий, которые ныне, как нам представляется, устарели. В структуре дорожного движения, в Правилах, в экономических его показателях произошли большие изменения, которые нельзя не учитывать.

Вопрос этот не простой, но решать его надо, и чем быстрее, тем лучше. Если водитель получит возможность ездить по нашим, пока еще не лучшим, дорогам, не надрывая двигатель, количество нарушителей Правил резко снизится и без вмешательства ГАИ. Немало будет сэкономлено и топлива с маслом.

С эргономической точки зрения «Юпитер—4» хорош! Удобный руль, современные переключатели. Бак имеет теперь более красивую и безопасную, анатомичную форму. Отменно работает передняя вилка. Мягкая, эластичная, она тем не менее ни разу не лязгала а конце хода. Задние амортизаторы — такие же, как на «ИЖ-Планете-спорт», регулируемой жесткости. Это для мотоцикла с коляской не менее важно, чем для одиночки, — от жесткости амортизаторов сильно зависит поведение машины, а тут ее легко изменить в нужную сторону.

Управление любым мотоциклом с коляской сильно отличается от управления одиночкой, кроме всего прочего, большими усилиями. Но «Юпитер» при правильной регулировке весьма легок в управлении, хотя демпфер руля и приходится затягивать, чтобы предотвратить раскачивание машины.

До «Юпитера» нам довелось немало поездить на «Днепре—12», о чем уже сообщалось в журнале. В целом впечатление таково, что новичок мало в чем уступит старшему собрату, разве что поведение мотоцикла с ведущим колесом коляски а некоторых случаях, безусловно, приятнее. При резком разгоне (а «Юпитер—4» на него очень способен!) коляску заметно тянет вправо, особенно если она нагружена. При поворотах налево «Юпитер» менее проворен. На нем хуже ездить по рыхлой почве, не говоря уж о снеге. Тут он представляется слабоватым, несмотря на 28 «сил» в цилиндрах: не хватает силы существенно более важной — сцепления с дорогой. Но не надо забывать «оборотную сторону медали»: насколько сложнее по конструкции «Днепр», насколько дороже.

Что касается дороги с хорошим, твердым покрытием или плотной грунтовой, то здесь ездить на «Юпитере» очень легко, приятно Если водитель раньше знал только одиночки, то оценить любопытные особенности и свойства машины с коляской сможет не раньше чем привыкнув к ней, освоившись. Прежде всего надо помнить (впрочем, мотоцикл сам не даст вам это забыть), что при повороте направо устойчивость обеспечивается только на сравнительно малой скорости. Случайный наезд колесом коляски на бугор, бордюрный камень, вообще на препятствие может привести к опрокидыванию влево. Бояться этого не следует, просто надо быть к этому готовым, как, впрочем, и к любой сложной ситуации во время движения. Если вы научитесь управлять поведением мотоцикла, проблем не будет. И тут может помочь тренировка в езде с поднятой коляской. Найдите тихую площадку — и попробуйте. Дело-то нехитрое.

***

Электрическое оборудование «Юпитера—4» работает пока без замечаний. Генератор отличный, аккумуляторная батарея всегда нормально заряжена. Сразу же после пуска двигателя, чуть ли не с холостых оборотов красная контрольная лампа гаснет, сообщая о начале работы генератора. Свет фары вполне обеспечивает езду в темное время.

Выпадают из этого стройного ряда, как уже сказано, фонари указателей поворота. Их надо переделать. Подтвердилось, кроме того, отмеченное ранее («За рулем», 1981, № 11) несовершенство примененных на мотоцикле штепсельных разъемов в электропроводке. Хотелось бы видеть их более защищенными от пыли и влаги.

Таковы первые впечатления, первые оценки. Испытания продолжаются.

Э. Коноп, инженер

 

1982N07P12-13

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Рекомендации владельцам тяжелых мотоциклов

Я делаю так ...   Автор предлагаемого материала — инженер С. НАУМОВ из г. Ирбита, опытный мототурист, неоднократно участвовавший в дальних и сложных испытательных и туристских походах на мотоциклах «Урал». Его рекомендации, подсказавшее и проверенные опытом, без сомнения, пригодятся всем владельцам тяжелых мотоциклов. А может быть и не только им. Для удобства изложения я разделил свои предложения по темам. И начну с электрооборудования. Чтобы облегчить установку двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей ЗМТ-6, нужно от старой мотоциклетной камеры отрезать кольцо шириной 30 мм и надеть сразу на две банки. А лучше — два таких кольца, расположив их в верхней и нижней части банок.   Рис. 1. Соединение клемм двух батарей пластиной, установка резиновое кольца шириной 30 мм.  Советую соединить клеммы « +» одной батареи и «—» другой пластиной из нержавеющей стали или луженой меди (рис. 1), а выводы, с которых ...

Читать далее >>

Как добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява

 «Мне никак не удается добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява. Торможение происходит рывками, хотя колодки и тросы исправны. В чем может быть причина?» — спрашивает К. Лобачев им г. Коломны.Рывки при торможении мотоциклов и автомобилей характерны для тех случаев, когда у тормозных барабанов бывает неправильная (овальная, граненая и т. п.) форма рабочей поверхности. Колодки прижимаются к ней неравномерно — сильнее на участках, расположенных ближе к оси барабана, слабее — на удаленных от нее.В мотоциклетных (спицевых) колесах форма барабана нарушается обычно от сильных ударов о различные препятствия или вследствие неравномерного натяжения спиц (чаще всего после переборки колеса).Чтобы устранить деформацию барабана, сначала обязательно регулируют натяжение спиц, а если этого окажется недостаточно, протачивают рабочую поверхность барабана на токарном станке. Лучшие результаты дает обработка барабана в собранном колесе. Если же станок не позв...

Читать далее >>

Сложности при переключении передач на мотоцикле ИЖ Юпитер

Причина в сцеплении   «На моем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключением передач. На стоянке, когда мотор не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же заведу двигатель — включить или выключить передачу чрезвычайно трудно. В чем дело!» — спрашивает Ю. Гринько из Ирбита.Устранение этого дефекта надо начинать с регулировки привода выключения сцепления. Поскольку у мотоциклов «Юпитер» переключение передач сблокировано с выключением сцепления, то в операции регулировки есть несколько особенностей. Для начала необходимо полностью ввернуть штуцер на левой стороне руля, чтобы полностью освободить трос сцепления. После этого откройте лючок на левой крышке картера (о том, что предварительно надо снять рычаг переключения передач, можно бы и не говорить), ослабьте стопорную гайку регулировки сцепления и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт в центре нажимного диска, найдите такое его положен...

Читать далее >>

После расточки цилиндра и установки новых поршня и колец в двигателе мотоцикла ИЖ появились стуки

 «. причина которых мне непонятна. В чем может быть дело?» — спрашивает К. Симаков из Хабаровска.Наиболее вероятно, что стук издают кольца при встрече с кромками окон, в которые они немного западают во время движения поршня. Это явление, характерное для двухтактных двигателей, приводит и интенсивному износу цилиндра в месте расположения окон, а иногда и к поломке колец.Чтобы устранить их задевание, демонтируйте цилиндр и кольца. Снимите с нижних и верхних кромок окон при помощи надфиля и шкурки фаски, нак показано на рисунке, и тщательно удалите продукты обработки. Притупите наружные ребра колец на токарном станке (в оправке) или вручную напильником и шкуркой. После сборки двигателя, если работа выполнена правильно, вместо стуков вы должны услышать легкий шелест, издаваемый кольцами при перемещении в канавках поршня и переходе через окна, свидетельствующий о нормальной работе этих деталей.1974N03P18

Читать далее >>

Владельцам ИЖ Юпитер 4К. Закерните винты крепящие крышки кривошипных камер

Владельцам ИЖ Юпитер 4К На мотоцикле ИЖ-Юпитер-4К после двух лет эксплуатации стала ухудшаться работа двигателя: он с трудом пускался, а левый цилиндр временами отказывал. Когда однажды в нем что-то загремело, пришлось добираться до дома на буксире.Разобрав двигатель, я увидел, что отвернулись винты, крепящие крышки кривошипных камер, — на заводе их ненадежно закернили. Я затянул винты и как следует зафиксировал их. После сборки двигатель стал пускаться и работать очень хорошо, даже на самых малых оборотах.Позже подобный дефект возник на машине товарища, и мы устранили его таким же способом. Очевидно заводу надо обратить внимание на этот узел.А. ЖМЫХОВКурганская область, р. п. Варгаши1986N01P33

Читать далее >>