Диагноз. Чаще всего это слово можно услышать из уст медиков. От того, насколько опытен врач и как правильно определил он болезнь, во многом зависит здоровье и даже человеческая жизнь.
...У опушки леса, на обочине, двое склонились над мотоциклом. Он «заболело — умолк и не хочет заводиться. Две растерянных пары глаз вопросительно уставились на машину. Четыре руки застыли в ожидании. Они не знают, за что браться, что делать в первую очередь.
Эти двое умели только управлять, но совсем не знали свою машину. Они не могли поставить правильно диагноз. Наиболее часто встречающиеся неисправности в работе двигателя связаны с неисправностью системы зажигания или питания. А те двое начали копаться в реле-регуляторе, когда у мотоцикла засорился бензопровод.
В этой статье инженеры В. Абрамян и В. Забелин рассказывают о наиболее распространенных неисправностях мотоцикла, способах их обнаружения и устранения. Речь пойдет о машинах Ижевского завода, но большая часть рекомендаций относится ко всякому двухтактному двигателю.
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
Когда двигатель умолк и его не удается пустить, в первую очередь проверьте, есть ли искра на свече. Если есть, то неисправность ищите в системе питания, если нет — проверьте систему зажигания в такой последовательности.
Ключ зажигания находится в положении «дневная езда».
Красная лампочка в фаре не горит, звуковой сигнал не работает.
Посмотрите, цела ли соединительная проволока между контактными колпачками. В случае необходимости замените предохранитель.
Установите, есть ли контакт в замке зажигания. Для этого снимите оптический элемент фары, замкните контакты замка зажигания. Если контрольная лампа загорится — значит, контакты загрязнились или не замыкаются при вставленном ключе. Прочистите их и подогните.
Контрольная лампа горит, нет искры на свече.
Проверьте свечу. Выверните ее из головки и замените запасной. Замкните ее корпус на «массу» и несколько раз нажмите на педаль пуска. Вывернутая свеча неисправна, если между электродами запасной проскакивает нормальная искра.
Контрольная лампа горит, нет искры на исправной запасной свече.
Снимите крышку генератора; при положении прерывателя, когда контакты замкнуты, размыкая и замыкая их рукой, проверьте, есть ли искрение на них. Здесь возможны несколько вариантов. Искрения нет. Отсоедините конденсатор и снова проверьте искрение. Если оно появилось, значит конденсатор «пробит» и его нужно заменить.
Искрения нет при исправном конденсаторе. Посмотрите, не замыкаются ли пружины прерывателя на «массу». Замыкание молоточка прерывателя на «массу» возможно при неправильной установке изоляционных шайб после ремонта. При исправном прерывателе нет искры из-за нарушения электрического контакта в цепи замок зажигания — катушка зажигания — прерыватель. Если электропроводка исправна — значит, в первичной обмотке катушки зажигания обрыв и катушку надо заменить.
На контактах прерывателя сильное искрение, а на свече искры нет или она очень слабая. Причина — обрыв вывода обкладок конденсатора внутри его корпуса. Конденсатор необходимо заменить.
На контактах прерывателя искрение нормальное, на заведомо годной свече искры нет. Произошел обрыв вторичной обмотки катушки зажигания. Следует заменить катушку.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
Топливо в баке есть, при нажатии на утолитель поплавковая камера карбюратора не переполняется.
Вероятно, засорился бензокраник. Снимите шланг с краника и проверьте поступление топлива через него. Если подачи нет, установите рычажок краника в положение «3», отверните отстойник и прочистите его.
Топливо через бензокраник подается, поплавковая камера карбюратора не наполняется.
Может быть, засорился бензошланг или штуцер крышки поплавковой камеры. Продуйте шланг. Снимите крышку камеры, продуйте штуцер, удалите из нее грязь.
Топливо в поплавковую камеру поступает, двигатель не пускается.
Причина — засорились каналы или жиклеры карбюратора. Разберите его, промойте; жиклеры и каналы продуйте.
Двигатель не пускается, в цилиндре слышны отдельные вспышки. Системы зажигания и питания работают исправно, вывернутая свеча мокра от топливной смеси, при замене свечи ее «забрасывает» вновь.
Вероятно, в кривошипной камере и цилиндре скопилось большое количество топлива из-за увеличенного подсоса. Необходимо закрыть бензокраник и, нажимая на педаль пускового механизма при включенном зажигании, пустить двигатель. Как только он начнет устойчиво работать, откройте бензокраник. На мотоциклах ИЖ-56, ИЖ-Планета, ИЖ-Планета 2 для более быстрой продувки цилиндра надо нажать на рычаг декомпрессора.
Двигатель пускается, но работает с перебоями.
Возможно, вышла из строя свеча. Посмотрите, нет ли трещин на ее изоляторе. Может быть, на ней большой нагар, или нарушился зазор между электродами, или она замаслилась. В таком случае юбка изолятора и электроды мокры от топливной смеси. Свечу промывают чистым бензином — и двигатель перестает «капризничать». Причиной может стать попадание воды в колпачок свечи или на свечу. Это случается после мойки мотоцикла или при езде в дождливую погоду. Колпачок свечи и свечу нужно снять и насухо протереть, а провод высокого напряжения просушить.
Проверьте, не загрязнились ли контакты прерывателя и нужный ли между ними зазор. Если при работе двигателя периодически наблюдается сильное искрение на контактах прерывателя, значит, ненадежен контакт выводного конца конденсатора внутри корпуса. Конденсатор лучше заменить.
Двигатель пускается, но глохнет после непродолжительной работы. Прекратилась подача топлива.
Скорее всего, засорилось отверстие в пробке бензобака.
При увеличении оборотов и нагрузки двигатель глохнет.
Подобное происходит при резком обеднении смеси из-за выпадания иглы в дроссельной заслонке карбюратора. Иглу нужно установить в первоначальное положение и надежно закрепить.
Двигатель плохо «тянет», не развивает оборотов. Вспышки в цилиндре происходят не при каждом обороте коленчатого вала. Заметен увеличенный расход топлива. Часто выходят из строя свечи вследствие замасливания или образования нагара черного цвета. Перегреваются выпускные трубы и глушители.
Это признаки ненормальной работы двигателя из-за сильного обогащения смеси. Проверьте работу карбюратора и при необходимости отрегулируйте его. Снимите, разберите и промойте воздухоочиститель.
Значительно пониженаприемистость двигателя, мотоцикл медленно набирает скорость. При разгоне появляются «провалы» в работе двигателя и прослушиваются детонационные стуки. Двигатель перегревается, юбочка изолятора свечи белого и серого цвета. Иногда возникают обратные вспышки в карбюраторе.
Значит, очень бедна горючая смесь.
Проверьте работу карбюратора и «при необходимости отрегулируйте его. Установите, надежно ли соединение воздухоочистителя с карбюратором и герметичны ли соединения в двигателе (как закреплен и в каком состоянии правый сальник), хорошо ли закреплен цилиндр.
При работе двигателя прослушиваются детонационные стуки в цилиндре, двигатель перегревается, при пуске педаль кик-стартера отдает в ногу.
Причина — в раннем зажигании. Надо отрегулировать зазоры в прерывателе и правильно установить опережение зажигания.
При работе двигателя перегреваются выпускные трубы и глушители.
Зажигание слишком позднее. Отрегулируйте зазоры в прерывателе и правильно установите опережение зажигания.
Системы питания и зажигания работают нормально, двигатель не развивает оборотов и плохо «тянет».
Засорилась выпускная система. Снимите выпускные трубы и глушители, удалите нагар из них и из выпускных окон цилиндра.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
При неработающем двигателе и включенном зажигании контрольная лампа горит слабо.
Проверьте заряженность аккумуляторной батареи, подсоединив к ее клеммам лампу стоп-сигнала из заднего фонаря или большую лампу фары.
Если батарея в порядке, лампа должна гореть нормально. Тогда проверьте надежность соединения контактов электропроводов в цепи аккумуляторная батарея — центральный переключатель.
Генератор исправен, но контрольная лампа горит ровным накалом при всех оборотах двигателя.
Проверьте реле-регулятор. Вначале при работающем двигателе посмотрите, замыкаются ли контакты. Если якорь подтягивается, то необходимо заглушить двигатель, выключить зажигание и лезвием безопасной бритвы зачистить контакты реле обратного тока. Нельзя зачищать серебряные контакты реле наждачной или стеклянной шкуркой, так как абразив врезается в металл и нарушает электрический контакт.
Если контакты реле не замыкаются, а якорь притягивается, то следует проверить регулировку зазоров. В том случае, когда не подтягивается якорь и контакты не замыкаются, проверьте регулировку регулятора напряжения, так как при пониженном напряжении реле обратного тока может не срабатывать.
Контрольная лампа гаснет только при больших оборотах двигателя.
Причина в пониженном напряжении, поддерживаемом реле-регулятором. Проверьте и отрегулируйте регулятор напряжения.
При увеличении оборотов двигателя и включенном свете лампы горят с перекалом или перегорают.
Обычно это происходит из-за высокого напряжения, поддерживаемого реле-регулятором. Проверьте регулировку регулятора напряжения.
Контрольная лампа при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом.
Неправильно подсоединена аккумуляторная батарея (обратная полярность) или «переполюсован» генератор.
Для «переполюсовки» генератора необходимо вскрыть реле-регулятор и при включенном зажигании, на неработающем двигателе кратковременно замкнуть контакт реле обратного тока.
При включении зажигания без нажатия на кнопку звучит сигнал.
Происходит замыкание провода сигнала на «массу». Снимите переключатель света с руля и, если сигнал продолжает звучать, найдите место замыкания провода сигнала. Если при снятии переключателя света с руля звучание прекращается, значит, замыкание на «массу» происходит в переключателе.
При нажатии на педаль ножного тормоза не горит лампа стоп-сигнала заднего фонаря.
Проверьте лампу. Если она исправна, проверьте правильность установки или регулировки включателя стоп-сигнала.
При одном из положений центрального переключателя и переключателя света не горит лампа, соответствующая этому положению.
Причина — перегоревшая лампа или нарушенный контакт в местах соединения проводов. При исправной лампе проверьте контакты в патронах ламп и надежность закрепления проводов в местах соединения.
В. АБРАМЯН, В. ЗАБЕЛИН, инженеры
г. Ижевск
1966N12P26-27
Возвращение Чезета ( CZ 472 3) Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоц...
Читать далее >>Плюсы и минусы новой модели В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...
Читать далее >>Мотолюбитель Я. Манушкин из Ростовской области спрашивает, каким требованиям должны удовлетворять после ремонта клапаны, седла и клапанные пружины на мотоцикле Урал 2 (М-63). После обработки, притирки и тщательной промывки седла и клапана необходимо проверить их прилегание. Для этого на седло наносят тонкий слой краски, вставляют соответствующий клапан и поворачивают его, прижимая головку к седлу. Поясок прилегания на головке клапана должен быть шириной 1,5 — 1,8 мм и располагаться посредине фаски. Толщина цилиндрического пояска — не менее 1 мм. Форма и размеры седла показаны на рисунке. Рис. Форма и размеры седла Герметичность посадки клапанов проверяют керосином. Для этого чисто протирают поверхности прилегания клапана и седла и, прижимая клапан к седлу, заливают во всасывающий (или выпускной) канал керосин. Если в течение минуты керосин по соединению не проникает, прилегание считается удовлетворительным. В клапанных пружинах надо проверить перпендикулярность опорных пло...
Читать далее >>Более удобный способ регулировки Вероятно, все, кто занимался регулировкой зазора между контактами прерывателя в мотоцикле «Днепр», убедились, что операция эта весьма неудобна, хотя по описанию в инструкции выглядит на удивление просто. Я же регулирую этот зазор весьма точно, безошибочно и гораздо быстрее другим способом.Отсоединив от прерывателя провод низкого напряжения, снимаю прерыватель с хвостовика распредвала, предварительно сняв винты крепления его корпуса и поводка. Удаляю из корпуса автомат опережения зажигания, вставляю в центральное отверстие корпуса технологический кулачок (рис. 1) и закрепляю его гайкой М8 со стороны привалочной плоскости корпуса прерывателя. Теперь регулировке ничто не мешает: винт крепления стойки, контакты и эксцентрик открыты и доступны. Порядок регулировки такой же, но намного удобное. Рис. 1. Технологический кулачек (при установке подкладывать шайбу наружным диаметром 24 мм). Отрегулировав зазор, как предлагает инструкция, и за...
Читать далее >>«Расскажите, пожалуйста, о коробке передач мотоцикла «Днепр» с задним ходом», — просят мотолюбители А. Вороненко из Каховки, Т. Качура из Полтавы и другие. Предоставляем слово главному инженеру Киевского мотозавода И. Е. МУРАТОВУ и начальнику КБ И. Л. ЭНДЕЛЬМАНУ. Они ответят на вопросы читателей.Коробка передач мотоцикла «Днепр» МТ-9 в отличие от прежних коробок тяжелых мотоциклов снабжена передачей заднего хода и механизмом, автоматически выключающим сцепление при переключении передач. Она заметно облегчает управление машиной и повышает ее маневренность. Передаточное число задней передачи составляет 3,67; остальные передачи не изменились.Хотя новая коробка на 15 мм длиннее прежней, ее с небольшими переделками можно установить на все модели, выпускавшиеся Киевским мотозаводом (для ирбитских мотоциклов она не подходит). Рис. 1 Переделка диска упругой муфты. Тонкой линией показан прежний профиль. На мотоциклах с укороченной рамой,...
Читать далее >>