Вот уже на протяжении двух с лишним лет Минский мотовелозавод выпускает мотоциклы М-103, которые завоевали популярность среди мотолюбителей. Благодаря небольшому весу, прочности и достаточной мощности двигателя они стали надежным средством передвижения на селе. Теперь завод освоил производство и начал выпуск нового мотоцикла—М-104. Он имеет ряд отличий от M103. Прежде всего, это облицовка рамы и карбюратора, которой не было на М-103. Облицовка улучшает внешний вид машины и облегчает ее обслуживание.
Чтобы снять облицовку карбюратора, достаточно отвернуть один винт. Снимать облицовку рамы при эксплуатации практически не придется, но сделать это довольно легко: она крепится к раме только тремя болтами.
Двигатель мотоцикла М-104 развивает мощность 5,5 л. с. при 5000—5200 об/мин. Увеличение мощности достигнуто небольшим изменением фаз газораспределения в цилиндре, а также подборкой системы выпуска. Расход топлива при этом не увеличился. М-104 расходует 2,45 л на 100 км пути при движении со скоростью 50 км/час. Топливом после обкатки может служить смесь бензина А-60 или А-70 с маслом АКЗп6 или АКЗп10 в пропорции 25: 1 (в период обкатки — 20:1).
Завод разработал также новую конструкцию глушителя шума выпуска (см. рис.); у него неразборный корпус из двух штампованных деталей с неподвижными перегородками внутри. Новый глушитель эффективнее прежнего, в то же время его объем и вес значительно меньше. Правда, его надо регулярно очищать от нагара. Рекомендуется предварительно размягчить нагар раствором каустической соды или бензином (керосином). Это облегчит и ускорит работу. Наконечник 2 чистят через каждую тысячу километров; для этого вывертывают винт 3 и, проворачивая ключом 14X17 или плоскогубцами наконечник, вынимают его. Нагар удаляют только с наружной стороны металлическим предметом, например отверткой.
Фильтр 1 чистят через каждые 2—3 тысячи километров соскабливанием или прожиганием на открытом огне; ого извлекают из корпуса при помощи деревянного стержня, вставляемого со стороны переднего конуса. Корпус освобождают от нагара через 6—8 тысяч километров пробега (то есть примерно раз в сезон) при помощи металлической щетки-«ерша».
На М-104 устанавливается новое двойное седло-подушка из специальной резины. Оно удобнее прежнего, пружинного. Для снятия седла достаточно повернуть на несколько оборотов винт-«барашек», находящийся в ого передней части, а затем поднять седло и вывести его крючки из пазов в раме. Под седлом находятся инструментальный ящик и насос. Так как облицовка рамы и седло новые, пришлось изменить и раму. За седлом находится ручка-бугель.
У мотоцикла М-103 отмечалась течь масла через сальниковое уплотнение в передней вилке. На М-104 устанавливаются новые сальник и гайка; они взаимозаменяемы со старыми деталями.
Во время выпуска М-103 завод постоянно улучшал отдельные узлы мотоцикла. Так, применен новый руль, обеспечивающий удобную посадку водителя и снижающий утомляемость при длительных поездках. Сделана новая пробка бензобака, исключающая течь топлива, боковой упор, рычаги переключения передач и кик-стартера; повышена долговечность редуктора спидометра.
Мы надеемся, что, как и М-103, наш М-104 будет одобрен мотолюбителями.
Глушитель в сборе мотоцикла Минск М-104: 1 — фильтр; 2 — наконечник; 3 — винт.
Г. РАДИОН, заместитель главного конструктора мотовелосипедного завода.
г. Минск.
1964N06P15
Слово водителям Яв Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст...
Читать далее >>Защитные прокладки на шпильки После длительной эксплуатации мотоцикла ЯВА, особенно в сельской местности, бывает трудно снять цилиндры: пыль и песок, смешиваясь с маслом, плотно забивают отверстия под шпильки. К тому же при разборке часть этой грязи попадает в картер, как ни стараешься его закрыть. Прокладка под головку Я избавился от этой неприятности следующим образом. Из сырой резины толщиной около 2 мм вырезал шесть прокладок (согласно рисунку) и надел их на шпильки до установки головки. При работе двигателя от нагрева они вулканизуются и надежно закрывают отверстия от пыли. Уже несколько лет я успешно применяю этот способ. В. КОРОТЧИКОВ Гомельская область, г. Озераны 1989N07P33
Читать далее >>Переделка кроссового CZ-250 в многодневный Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать.В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сож...
Читать далее >>Правила дорожного движения требуют: в светлое время суток у мотоцикла должен быть включен ближний свет фар. Чтобы при этом бесполезно не горели другие лампы, нагружая аккумуляторную батарею и генератор, целесообразно ввести переключатель «День-Ночь». На ИЖ Юпитер 5 с этой целью я дополнительно поставил такой же переключатель, как для указателей поворота, введя его в разрыв черного провода, идущего от вывода 6 замка зажигания, как показано на рисунке.В положении «День» (переключатель выключен) горит только ближний свет фары, в положении «Ночь» (переключатель включен) система освещения действует как обычно.Б. БОБКОВМосковская область, п. Лопатино Схема подсоединенияпереключателя «День—Ночь»: 1 — замок зажигания; 2 — дополнительный переключатель. 1988N07P33
Читать далее >>На этих мотоциклах последних выпусков для улучшения проходимости задняя часть глушителя приподнята. Теперь, чтобы вынуть ось при демонтаже заднего колеса, приходится отсоединять глушитель. Этого можно избежать, если вставлять ось с правой стороны, для чего достаточно уменьшить вдвое толщину шайбы, устанавливаемой под гайку крепления оси. * * *В журнале «За рулем» сообщалось, что вместо штатного реле-регулятора ИЖ-РР2С, который приобрести довольно трудно, можно использовать реле от автомобиля «Москвич» последних моделей. Еще удобнее применить реле напряжения РР380 от «жигулей». Для его установки не требуется искать другого места, поскольку оно размещается на месте прежнего (в этом и состоит преимущество).Клеммы «15» и «67» реле соединяются соответственно с выводами « + » и «Ш» генератора («минус» реле выведен на «массу»). В. ПАЛАГИН346421, г. Новочеркасск, Ростовское шо...
Читать далее >>