Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее).
Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний.
Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух литров (установленном вместо левого инструментального ящика), откуда оно подается к насосу поршневого типа. Насос, приводимый в действие винтовой передачей от левой цапфы коленчатого вала, не просто подает масло, но еще и дозирует его в зависимости от нагрузки двигателя, то есть от величины, на которую поднимается дроссель карбюратора. Дело в том, что при минимальных нагрузках (на холостом ходу) детали двигателя требуют минимума смазки — достаточно, если она поступает в количестве 1/150 части от объема бензина. С повышением нагрузки подача масла увеличивается — вплоть до 1/25 при максимальных оборотах, то есть становится такой, как на привычных нам двухтактных моторах. Новая схема на режимах небольших, частичных нагрузок избавлена от неоправданного перерасхода смазки, способствующего дымлению, усиленному образованию нагара, ухудшающего работу свечей.
Масляный бак и насос, размещенный в левой крышке картера двигателя, — характерные признаки ЯВЫ «Ойлмастер».
Масляный насос работает синхронно с дросселем карбюратора. При повороте рукоятки «газа» поворачивается блок насоса, изменяя ход поршня и, значит, расход масла. Таким образом, любому положению дросселя соответствует строго определенная производительность насоса.
Конструкция привода насоса допускает регулировку расхода масла (например, с целью снизить дымление на небольших нагрузках) простым изменением длины оболочки троса.
Редакция постоянно следит за чехословацкой мотоциклетной техникой и, конечно, проявила интерес к одной из машин экспериментальной серии, предложенной ей «Мотоковом» в сентябре 1978 года, Дата эта уже говорит о том, что много наездить на ней мы еще не смогли.
На счетчике пробега пока всего 5 тысяч километров. Претензий к системе смазки пока нет, она не требовала ка-кого-либо обслуживания. Осенью, уже при первых заморозках — до минус 7— 10° насос прекрасно справляется с загустевшим неразбавленным маслом МС-20.
У нас сложилось вполне определенное представление о достоинствах этой системы. Прежде всего, она дает значительную экономию самого масла. В начале наших испытаний необкатанный практически мотоцикл на маршруте Москва—Теберда (более 1600 километров) израсходовал около 1,1 л масла. Нетрудно подсчитать, что при обычной системе смазки расход его составил бы, по крайней мере, 2,5 л! После обкатки одновременно с повышением нагрузок, естественно, увеличился и расход масла, но при движении по шоссейным дорогам все-таки не превышал 1 л на 1000 километров пути.
Приятно упростился сам процесс заправкию. Не надо беспокоиться о том, сколько бензина войдет в бак, лихорадочно высчитывая требуемое количество масла. Не нужно перемешивать этот коктейль. Даже на третий-четвертый день пути можно похвастаться все еще не замасленными руками. Не видно привычных потеков на баке, оребрении мотора, карбюраторе и одежде.
Лучше и для окружающей среды, для которой двухтактный мотор с его выбросом несгоревшего масла — один из противников. Мотоцикл с раздельной смазкой — безусловный шаг вперед в деле оздоровления воздушного бассейна.
Но известно, что за всякое преимущество надо платить. Прежняя система, разумеется, проще и надежнее. Здесь же насос, детали управления им, масляный бак создают лишние поводы для отказов.
А какого-либо контроля за процессом смазки на ходу, хотя бы такого, как на «Планете-спорт» (при помощи лампы), здесь нет. Поэтому владелец «Ойл-мастера» должен предъявлять повышенные требования прежде всего к самому себе — нельзя хотя бы однажды забыть долить масло, точнее — заглянуть в контрольное окошко бачка, чтобы увидеть его уровень. Во время движения о необычной системе смазки напоминает только тугая рукоятка «газа», посредством которой приходится преодолевать сопротивление двух пружин — и дросселя, и насоса. Но привыкнуть к этому, как выяснилось, можно.
Кое-что на этой ЯВЕ нас озадачило. Например, заправочная горловина масляного бачка, расположенная почему-то сбоку. Во-первых, бак неудобно заполнять: либо снимай его, либо наклоняй весь мотоцикл, заранее переливай масло в бутылку, горлышко которой входит в отверстие бачка. Во-вторых, объем выше пробки — а это не меньше чем поллитра используется только для «перевозки» воздуха, а налить масла чуть больше нельзя — прокладка под пробкой не обеспечивает достаточного уплотнения.
У «Ойлмастера» есть еще некоторые отличия от модели «634-8». Здесь надо назвать прежде всего красивые, а главное очень яркие указатели поворота. Не заметить их сигнал трудно даже в солнечный день.
Резиновые чехлы на передней вилке ЯВЫ надежно защищают ее уплотнения от пыли, а хромированный щиток колеса придает нарядный вид мотоциклу.
На передней вилке вместо стальных кожухов пружин установлены гофрированные резиновые чехлы, прекрасно уплотняющие полость пружин и сальников и преграждающие путь пыли. Это положительно сказывается на работе вилки и ее долговечности, уменьшает шум. Соответственно модернизирована конструкция переднего грязевого щитка.
Украшают мотоцикл седло с рельефным рисунком, хромированные грязевые щитки, защитные дуги и стойки указателей поворота.
Новые фонари указателей поворота на мотоцикле Ява не только красивы, но и хорошо видны даже при солнечном свете.
Шина переднего колеса с новым рисунком протектора, точно такая, как на ЧЗ-350, сделала мотоцикл более управляемым и устойчивым, особенно на поворотах. Даже на грязных осенних дорогах сцепление передней шины с покрытием было достаточно надежным.
Руль остался таким же, как на ЯВЕ-634-8. Он, на наш взгляд, маловат. Ведь мотоцикл этот, что ни говори, довольно тяжел, часто эксплуатируется с прицепом и далеко не всегда на асфальтированных дорогах. Для сравнения перед пробегом испытываемую ЯВУ мы оснастили рулем от кроссового ЧЗ, и управление машиной сразу стало легче. Считаем, что для наших условий больше подошел бы, например, такой руль, какой демонстрировало внешнеторговое объединение «Мотоков» на выставке в Москве уже три года назад. Об этом говорят как высказывания читателей, так и сам факт массового изготовления самодельных рулей, правда, чаще всего неудачной формы и размеров. А ведь руль — это не какая-нибудь безобидная наклейка.
Задние амортизаторы CZ с открытыми пружинами подчеркивают «спортивность» мотоцикла .
К сожалению, мы встретились с некоторыми дефектами сборки. Подшипники рулевой колонки были на заводе затянуты так, что пришлось самим их отрегулировать. Вторичная цепь тоже была излишне натянута. Переднее колесо имело слишком большой дисбаланс.
Может, и не стоило бы говорить об этом, если бы редакция не получала писем от владельцев серийных ЯВ с указанием таких же дефектов. Разумеется, опытный мотоциклист их легко устранит но все-таки это дело завода.
Мощность, приемистость и экономичность «Ойлмастера», конечно, не хуже, чем у серийных моделей, а они хорошо известны мотолюбителям.
По нашему мнению, по мнению тех, кто знаком с мотоциклами, снабженными раздельной смазкой, ЯВА «Ойлмастер» понравилась бы советским мотолюбителям, особенно туристам.
Э. КОНОП, инженер
1979N03P20-21
Jawa 350 634-01 Новая модель Ява 634 01 Редакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖИХ, главный конструктор Я. КРЖИВКА и директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоцикло-строителей, о достижениях мотоциклетной промышленности ЧССР» перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным у нас мотоциклов Ява-250 и Ява-350. Мотоцикл Ява 350 634-01 с новым боковым прицепом Велорекс Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы. С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной ...
Читать далее >>С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...
Читать далее >>Четыре года назад и нам поступили первые дорожные мотоциклы CZ-350 типа 472. В редакционном тесте модели 472.3 («За рулем», 1977, № 4) мы, в общем положительно оценив машину, высказали ряд замечаний и пожеланий,. которые позже поддержали владельцы CZ. Завод оперативно откликнулся на них и уже год спустя произвел отдельные конструктивные изменения, с которыми предстала следующая модель 472.4 («За рулем», 1979, №3). Продолжая совершенствовать машину, чехословацкие мотоциклостроители в нынешнем году приступили к серийному выпуску еще одной новой модели — 472.5. Один из опытных образцов завод и внешнеторговое объединение «Мотоков» передали в прошлом году в распоряжение редакции. 8000 километров самых разных дорог, пройденных на этом мотоцикле, позволили нам -познакомиться с нововведениями, оценить их достоинства. 1. Новый топливный бак большой емкости, черная вилка с резиновыми чехлами преобразили привычный вид CZ Что нового в новой мо...
Читать далее >>Выполните регулировку «Мотоцикл «ИЖ — Юпитер-3» прошел уже более 5000 км, но полной мощности, как я могу судить по Другим таким же машинам, не выдает. Какие могут быть причины?» — спрашивает К. Усольцев из Магнитогорска.Если обкатка мотоцикла была проведена правильно, то есть в соответствии с инструкцией, и заметных дефектов двигатель не имеет, вероятно, удастся повысить его мощность, выполнив следующие работы.Выверните свечу и осмотрите. Если на ней много нагара, значит, в цилиндр поступает слишком богатая смесь, и нагар отложился также в камере сгорания и в выпускных каналах. Снимите цилиндр и удалите нагар с его головки, днища поршня и выпускных каналов. По отпечаткам на прокладке цилиндра проверьте, полностью ли совпадают контуры перепускных каналов картера и цилиндра и не перекрывает ли их прокладка. При необходимости подгоните каналы и прокладку.Проверьте и, если надо, установите одинаковое опережение зажигания в обоих цилиндрах (2,6...
Читать далее >>Переходник для генератора Многие владельцы мотоциклов ИЖ старых моделей с 6-вольтовым электрооборудованием хотят переделать его на более совершенное — 12-вольтовое, применяемое ныне. Может быть им поможет мой опыт. Переходник для генератора Для установки на («Планету—3» генератора переменного тока 28 3701 мощностью 100 Вт я выточил переходник, показанный на рисунке, из днища отслужившего алюминиевого поршня. На генераторе снял 5 мм с торцевой поверхности, прилегающей к двигателю. Дополнительно применил блок БПВ14-10 (регулятор—выпрямитель), а катушку зажигания оставил старую (когда она выйдет из строя, поставлю 12-вольтовую от «Планеты-спорт»). Аккумуляторная батарея, разумеется, 12-вольтовая, 6МТС-9 Мотоцикл прошел уже 15 тысяч километров, и электрооборудование работает без замечаний. С. БУЛЬДА Полтавская область, г. Пирятин 1987N08P33
Читать далее >>