Ява Ойлмастер - Jawa Oilmaster

Jawa Oilmaster

 

Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее).

 

Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний

Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний.

 

Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух литров (установленном вместо левого инструментального ящика), откуда оно подается к насосу поршневого типа. Насос, приводимый в действие винтовой передачей от левой цапфы коленчатого вала, не просто подает масло, но еще и дозирует его в зависимости от нагрузки двигателя, то есть от величины, на которую поднимается дроссель карбюратора. Дело в том, что при минимальных нагрузках (на холостом ходу) детали двигателя требуют минимума смазки — достаточно, если она поступает в количестве 1/150 части от объема бензина. С повышением нагрузки подача масла увеличивается — вплоть до 1/25 при максимальных оборотах, то есть становится такой, как на привычных нам двухтактных моторах. Новая схема на режимах небольших, частичных нагрузок избавлена от неоправданного перерасхода смазки, способствующего дымлению, усиленному образованию нагара, ухудшающего работу свечей.

 

Масляный бак и насос, размещенный в левой крышке картера двигателя, — характерные признаки ЯВЫ «Ойлмастер» (внизу слева).

Масляный бак и насос, размещенный в левой крышке картера двигателя, — характерные признаки ЯВЫ «Ойлмастер».

 

Масляный насос работает синхронно с дросселем карбюратора. При повороте рукоятки «газа» поворачивается блок насоса, изменяя ход поршня и, значит, расход масла. Таким образом, любому положению дросселя соответствует строго определенная производительность насоса.

Конструкция привода насоса допускает регулировку расхода масла (например, с целью снизить дымление на небольших нагрузках) простым изменением длины оболочки троса.

Редакция постоянно следит за чехословацкой мотоциклетной техникой и, конечно, проявила интерес к одной из машин экспериментальной серии, предложенной ей «Мотоковом» в сентябре 1978 года, Дата эта уже говорит о том, что много наездить на ней мы еще не смогли.

На счетчике пробега пока всего 5 тысяч километров. Претензий к системе смазки пока нет, она не требовала ка-кого-либо обслуживания. Осенью, уже при первых заморозках — до минус 7— 10° насос прекрасно справляется с загустевшим неразбавленным маслом МС-20.

У нас сложилось вполне определенное представление о достоинствах этой системы. Прежде всего, она дает значительную экономию самого масла. В начале наших испытаний необкатанный практически мотоцикл на маршруте Москва—Теберда (более 1600 километров) израсходовал около 1,1 л масла. Нетрудно подсчитать, что при обычной системе смазки расход его составил бы, по крайней мере, 2,5 л! После обкатки одновременно с повышением нагрузок, естественно, увеличился и расход масла, но при движении по шоссейным дорогам все-таки не превышал 1 л на 1000 километров пути.

Приятно упростился сам процесс заправкию. Не надо беспокоиться о том, сколько бензина войдет в бак, лихорадочно высчитывая требуемое количество масла. Не нужно перемешивать этот коктейль. Даже на третий-четвертый день пути можно похвастаться все еще не замасленными руками. Не видно привычных потеков на баке, оребрении мотора, карбюраторе и одежде.

Лучше и для окружающей среды, для которой двухтактный мотор с его выбросом несгоревшего масла — один из противников. Мотоцикл с раздельной смазкой — безусловный шаг вперед в деле оздоровления воздушного бассейна.

Но известно, что за всякое преимущество надо платить. Прежняя система, разумеется, проще и надежнее. Здесь же насос, детали управления им, масляный бак создают лишние поводы для отказов.

А какого-либо контроля за процессом смазки на ходу, хотя бы такого, как на «Планете-спорт» (при помощи лампы), здесь нет. Поэтому владелец «Ойл-мастера» должен предъявлять повышенные требования прежде всего к самому себе — нельзя хотя бы однажды забыть долить масло, точнее — заглянуть в контрольное окошко бачка, чтобы увидеть его уровень. Во время движения о необычной системе смазки напоминает только тугая рукоятка «газа», посредством которой приходится преодолевать сопротивление двух пружин — и дросселя, и насоса. Но привыкнуть к этому, как выяснилось, можно.

Кое-что на этой ЯВЕ нас озадачило. Например, заправочная горловина масляного бачка, расположенная почему-то сбоку. Во-первых, бак неудобно заполнять: либо снимай его, либо наклоняй весь мотоцикл, заранее переливай масло в бутылку, горлышко которой входит в отверстие бачка. Во-вторых, объем выше пробки — а это не меньше чем поллитра используется только для «перевозки» воздуха, а налить масла чуть больше нельзя — прокладка под пробкой не обеспечивает достаточного уплотнения.

У «Ойлмастера» есть еще некоторые отличия от модели «634-8». Здесь надо назвать прежде всего красивые, а главное очень яркие указатели поворота. Не заметить их сигнал трудно даже в солнечный день.

 

Резиновые чехлы на передней вилке ЯВЫ надежно защищают ее уплотнения от пыли, а хромированный щиток колеса придает нарядный вид мотоциклу (слева).

Резиновые чехлы на передней вилке ЯВЫ надежно защищают ее уплотнения от пыли, а хромированный щиток колеса придает нарядный вид мотоциклу.

 

На передней вилке вместо стальных кожухов пружин установлены гофрированные резиновые чехлы, прекрасно уплотняющие полость пружин и сальников и преграждающие путь пыли. Это положительно сказывается на работе вилки и ее долговечности, уменьшает шум. Соответственно модернизирована конструкция переднего грязевого щитка.

Украшают мотоцикл седло с рельефным рисунком, хромированные грязевые щитки, защитные дуги и стойки указателей поворота.

 

Новые фонари указателей поворота на мотоцикле Ява не только красивы, но и хорошо видны даже при солнечном свете (внизу справа).

Новые фонари указателей поворота на мотоцикле Ява не только красивы, но и хорошо видны даже при солнечном свете.

 

Шина переднего колеса с новым рисунком протектора, точно такая, как на ЧЗ-350, сделала мотоцикл более управляемым и устойчивым, особенно на поворотах. Даже на грязных осенних дорогах сцепление передней шины с покрытием было достаточно надежным.

Руль остался таким же, как на ЯВЕ-634-8. Он, на наш взгляд, маловат. Ведь мотоцикл этот, что ни говори, довольно тяжел, часто эксплуатируется с прицепом и далеко не всегда на асфальтированных дорогах. Для сравнения перед пробегом испытываемую ЯВУ мы оснастили рулем от кроссового ЧЗ, и управление машиной сразу стало легче. Считаем, что для наших условий больше подошел бы, например, такой руль, какой демонстрировало внешнеторговое объединение «Мотоков» на выставке в Москве уже три года назад. Об этом говорят как высказывания читателей, так и сам факт массового изготовления самодельных рулей, правда, чаще всего неудачной формы и размеров. А ведь руль — это не какая-нибудь безобидная наклейка.

 

Задние амортизаторы CZ с открытыми пружинами подчеркивают «спортивность» мотоцикла (справа).

Задние амортизаторы CZ с открытыми пружинами подчеркивают «спортивность» мотоцикла .

 

К сожалению, мы встретились с некоторыми дефектами сборки. Подшипники рулевой колонки были на заводе затянуты так, что пришлось самим их отрегулировать. Вторичная цепь тоже была излишне натянута. Переднее колесо имело слишком большой дисбаланс.

Может, и не стоило бы говорить об этом, если бы редакция не получала писем от владельцев серийных ЯВ с указанием таких же дефектов. Разумеется, опытный мотоциклист их легко устранит но все-таки это дело завода.

Мощность, приемистость и экономичность «Ойлмастера», конечно, не хуже, чем у серийных моделей, а они хорошо известны мотолюбителям.

По нашему мнению, по мнению тех, кто знаком с мотоциклами, снабженными раздельной смазкой, ЯВА «Ойлмастер» понравилась бы советским мотолюбителям, особенно туристам.

Э. КОНОП, инженер

 

 


1979N03P20-21

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Решение проблемы засорения поплавковой камеры в карбюраторе

Владельцам мотоцикла Ява 634 Чтобы сливное отверстие в поплавковой камере карбюратора на мотоцикле Ява 350 634 не засорялось, я вставил в него изогнутую (см. рисунок) пластмассовую трубку (пригоден использованный стержень от шариковой авторучки). Прямую трубку нагрел в кипятке и остудил на предварительно согнутой проволоке подходящего диаметра — так она сохранит форму и на ней не будет изломов. Установить ее легко если предварительно ослабить крепление крышки поплавковой камеры, а затем затянуть винты, зажав конец трубки в сливном отверстии.М. ИВАНОВ172500, Калининская область, г. Нелидово,ул. Куйбышева, 66, кв. 4 Пластмассовая трубка, предохраняющая сливное отверстие карбюратора от загрязнения: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — трубка; 3 — поплавок. 1980N06P33

Читать далее >>

Ява 634-8-00

Модернизация Явы  Прошло около трех лет с начала поставок в Советский Союз нового дорожного мотоцикла Ява-634. Сначала это была модификация Ява 634.01, затем — Ява 634.04, отличавшаяся от первой некоторыми деталями. Чехословацкие специалисты внимательно изучили опыт эксплуатации машин, а также замечания и пожелания советских мотоциклистов, высказанные, в частности, во время слетов друзей ЯВЫ в СССР, и внесли в конструкцию ряд изменений. Благодаря этому значительно повысились технические и потребительские качества машины. Кроме того, в интересах безопасности движения внедрены некоторые нововведения, продиктованные последними советскими стандартами. И вот с начала нынешнего года завод ЯВА приступил к выпуску модификации, получившей обозначение Jawa 634.8.00.  Чем же она отличается от предшественницы? Сразу обращает на себя внимание цвет — он красный, а не вишневый, как был прежде. На левой рукоятке руля появилось зеркало, позволяющее видеть обстановку сзад...

Читать далее >>

О цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ

Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ    Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала. Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок. Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю ...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5К 01. Юпитер пятый и последний ?

Юпитер пятый и последний ?К началу зимы, когда я принялся за этот отчет, редакционный «Юпитер-5К-01» стал раскручивать шестнадцатую тысячу километров, Такой пробег еще не позволяет дать исчерпывающую информацию о достоинству и недостатках модели. Тем не менее впечатлений достаточно; специалисты утверждают, что для определения качества блюда не обязательно съедать его целиком. Будем следовать этому принципу.Начну с того, что, несмотря на радикально-красный цвет, никаких революционных изменений в «Юпитере-5» не заметил. По существу это все тот же, хорошо известный «ИЖ-Юпитер» более современного внешнего вида. Безусловно, движение к лучшему в нем есть, но лишь с целью «дотянуть» мотоцикл, в то время когда необходим качественный скачок. Изделие ковалось сугубо для внутреннего потребления, видно, что конкурировать с такими породистыми скакунами, как, например, БМВ, «Хонда» или «Ямаха», «Ижмаш» пока не планир...

Читать далее >>

Мотоцикл К-750М

КМЗ К-750М выходит на трассу   Киевский мотозавод перешел на производство модернизированного тяжелого мотоцикла модели К-750М. Об испытаниях опытного образца этой машины журнал «За рулем» писал в № 11 за 1963 год в статье «Путь на конвейер». По конструкции и эксплуатационным качествам мотоцикл К-750М отличается от выпускавшегося ранее К-750 и унифицирован по посадочным местам и ряду узлов с мотоциклом М-62 Ирбитского завода. Рулевое управление мотоцикла К-750М, колеса, коробка передач, передняя телескопическая вилка, электрооборудование полностью взаимозаменяемы с аналогичными узлами и деталями М-62. Благодаря этому будет значительно улучшено снабжение запасными частями. Такие разные по конструкции узлы, как рама мотоцикла, шасси и кузов коляски, имеют теперь одинаковые присоединительные размеры и в сборе могут быть заменены аналогичными узлами другой модели. По техническим данным и износостойкости узлов мотоцикл К-750М превосходит своего предшественника. ...

Читать далее >>