Ява Ойлмастер - Jawa Oilmaster

Jawa Oilmaster

 

Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее).

 

Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний

Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний.

 

Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух литров (установленном вместо левого инструментального ящика), откуда оно подается к насосу поршневого типа. Насос, приводимый в действие винтовой передачей от левой цапфы коленчатого вала, не просто подает масло, но еще и дозирует его в зависимости от нагрузки двигателя, то есть от величины, на которую поднимается дроссель карбюратора. Дело в том, что при минимальных нагрузках (на холостом ходу) детали двигателя требуют минимума смазки — достаточно, если она поступает в количестве 1/150 части от объема бензина. С повышением нагрузки подача масла увеличивается — вплоть до 1/25 при максимальных оборотах, то есть становится такой, как на привычных нам двухтактных моторах. Новая схема на режимах небольших, частичных нагрузок избавлена от неоправданного перерасхода смазки, способствующего дымлению, усиленному образованию нагара, ухудшающего работу свечей.

 

Масляный бак и насос, размещенный в левой крышке картера двигателя, — характерные признаки ЯВЫ «Ойлмастер» (внизу слева).

Масляный бак и насос, размещенный в левой крышке картера двигателя, — характерные признаки ЯВЫ «Ойлмастер».

 

Масляный насос работает синхронно с дросселем карбюратора. При повороте рукоятки «газа» поворачивается блок насоса, изменяя ход поршня и, значит, расход масла. Таким образом, любому положению дросселя соответствует строго определенная производительность насоса.

Конструкция привода насоса допускает регулировку расхода масла (например, с целью снизить дымление на небольших нагрузках) простым изменением длины оболочки троса.

Редакция постоянно следит за чехословацкой мотоциклетной техникой и, конечно, проявила интерес к одной из машин экспериментальной серии, предложенной ей «Мотоковом» в сентябре 1978 года, Дата эта уже говорит о том, что много наездить на ней мы еще не смогли.

На счетчике пробега пока всего 5 тысяч километров. Претензий к системе смазки пока нет, она не требовала ка-кого-либо обслуживания. Осенью, уже при первых заморозках — до минус 7— 10° насос прекрасно справляется с загустевшим неразбавленным маслом МС-20.

У нас сложилось вполне определенное представление о достоинствах этой системы. Прежде всего, она дает значительную экономию самого масла. В начале наших испытаний необкатанный практически мотоцикл на маршруте Москва—Теберда (более 1600 километров) израсходовал около 1,1 л масла. Нетрудно подсчитать, что при обычной системе смазки расход его составил бы, по крайней мере, 2,5 л! После обкатки одновременно с повышением нагрузок, естественно, увеличился и расход масла, но при движении по шоссейным дорогам все-таки не превышал 1 л на 1000 километров пути.

Приятно упростился сам процесс заправкию. Не надо беспокоиться о том, сколько бензина войдет в бак, лихорадочно высчитывая требуемое количество масла. Не нужно перемешивать этот коктейль. Даже на третий-четвертый день пути можно похвастаться все еще не замасленными руками. Не видно привычных потеков на баке, оребрении мотора, карбюраторе и одежде.

Лучше и для окружающей среды, для которой двухтактный мотор с его выбросом несгоревшего масла — один из противников. Мотоцикл с раздельной смазкой — безусловный шаг вперед в деле оздоровления воздушного бассейна.

Но известно, что за всякое преимущество надо платить. Прежняя система, разумеется, проще и надежнее. Здесь же насос, детали управления им, масляный бак создают лишние поводы для отказов.

А какого-либо контроля за процессом смазки на ходу, хотя бы такого, как на «Планете-спорт» (при помощи лампы), здесь нет. Поэтому владелец «Ойл-мастера» должен предъявлять повышенные требования прежде всего к самому себе — нельзя хотя бы однажды забыть долить масло, точнее — заглянуть в контрольное окошко бачка, чтобы увидеть его уровень. Во время движения о необычной системе смазки напоминает только тугая рукоятка «газа», посредством которой приходится преодолевать сопротивление двух пружин — и дросселя, и насоса. Но привыкнуть к этому, как выяснилось, можно.

Кое-что на этой ЯВЕ нас озадачило. Например, заправочная горловина масляного бачка, расположенная почему-то сбоку. Во-первых, бак неудобно заполнять: либо снимай его, либо наклоняй весь мотоцикл, заранее переливай масло в бутылку, горлышко которой входит в отверстие бачка. Во-вторых, объем выше пробки — а это не меньше чем поллитра используется только для «перевозки» воздуха, а налить масла чуть больше нельзя — прокладка под пробкой не обеспечивает достаточного уплотнения.

У «Ойлмастера» есть еще некоторые отличия от модели «634-8». Здесь надо назвать прежде всего красивые, а главное очень яркие указатели поворота. Не заметить их сигнал трудно даже в солнечный день.

 

Резиновые чехлы на передней вилке ЯВЫ надежно защищают ее уплотнения от пыли, а хромированный щиток колеса придает нарядный вид мотоциклу (слева).

Резиновые чехлы на передней вилке ЯВЫ надежно защищают ее уплотнения от пыли, а хромированный щиток колеса придает нарядный вид мотоциклу.

 

На передней вилке вместо стальных кожухов пружин установлены гофрированные резиновые чехлы, прекрасно уплотняющие полость пружин и сальников и преграждающие путь пыли. Это положительно сказывается на работе вилки и ее долговечности, уменьшает шум. Соответственно модернизирована конструкция переднего грязевого щитка.

Украшают мотоцикл седло с рельефным рисунком, хромированные грязевые щитки, защитные дуги и стойки указателей поворота.

 

Новые фонари указателей поворота на мотоцикле Ява не только красивы, но и хорошо видны даже при солнечном свете (внизу справа).

Новые фонари указателей поворота на мотоцикле Ява не только красивы, но и хорошо видны даже при солнечном свете.

 

Шина переднего колеса с новым рисунком протектора, точно такая, как на ЧЗ-350, сделала мотоцикл более управляемым и устойчивым, особенно на поворотах. Даже на грязных осенних дорогах сцепление передней шины с покрытием было достаточно надежным.

Руль остался таким же, как на ЯВЕ-634-8. Он, на наш взгляд, маловат. Ведь мотоцикл этот, что ни говори, довольно тяжел, часто эксплуатируется с прицепом и далеко не всегда на асфальтированных дорогах. Для сравнения перед пробегом испытываемую ЯВУ мы оснастили рулем от кроссового ЧЗ, и управление машиной сразу стало легче. Считаем, что для наших условий больше подошел бы, например, такой руль, какой демонстрировало внешнеторговое объединение «Мотоков» на выставке в Москве уже три года назад. Об этом говорят как высказывания читателей, так и сам факт массового изготовления самодельных рулей, правда, чаще всего неудачной формы и размеров. А ведь руль — это не какая-нибудь безобидная наклейка.

 

Задние амортизаторы CZ с открытыми пружинами подчеркивают «спортивность» мотоцикла (справа).

Задние амортизаторы CZ с открытыми пружинами подчеркивают «спортивность» мотоцикла .

 

К сожалению, мы встретились с некоторыми дефектами сборки. Подшипники рулевой колонки были на заводе затянуты так, что пришлось самим их отрегулировать. Вторичная цепь тоже была излишне натянута. Переднее колесо имело слишком большой дисбаланс.

Может, и не стоило бы говорить об этом, если бы редакция не получала писем от владельцев серийных ЯВ с указанием таких же дефектов. Разумеется, опытный мотоциклист их легко устранит но все-таки это дело завода.

Мощность, приемистость и экономичность «Ойлмастера», конечно, не хуже, чем у серийных моделей, а они хорошо известны мотолюбителям.

По нашему мнению, по мнению тех, кто знаком с мотоциклами, снабженными раздельной смазкой, ЯВА «Ойлмастер» понравилась бы советским мотолюбителям, особенно туристам.

Э. КОНОП, инженер

 

 


1979N03P20-21

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 638-1-04

Что новенького в Яве ?   Летом прошлого года редакция получила от ВТО «Мотоков» для испытаний последнюю модификацию ЯВА-350 638-1-04. Красивый мотоцикл, ничего не скажешь! При беглом осмотре мотоцикл показался чуть выше привычной для нас базовой модели. Стали разбираться. Действительно, задние амортизаторы установлены с большим наклоном в результате смещения вперед точек крепления на раме. Сочетание прогрессивно навитых пружин и наклона амортизаторов обеспечило хорошую плавность хода. Уже нет нужды привставать на подножках, когда заднее колесо влетает в небольшую яму или выбоину на дороге. На переднем колесе нашей ЯВЫ шина с характерным шоссейным протектором (ею комплектуют отдельные партии мотоциклов). С такой шиной мотоцикл уверенно чувствует себя при торможении, в повороте. Через какое-то время у водителя возникает ощущение, что он сможет проехать знакомый ему поворот с большим углом наклона и, понятно, на большей скорости. Это до тех пор, пока дорога сухая. Стоит ...

Читать далее >>

Два года на Яве

Я давно езжу на мотоциклах, в том числе на чехословацких Явах ( Jawa ). Были у меня модели "360" и "634", и вот почти два года эксплуатирую новую ЯВУ-638-5. Их уже немало в нашей стране, и мотолюбителям знакомы основные характеристики, хотя бы по описанию в журнале "За рулем" (1986, N3). Поэтому я расскажу о качествах машины, проявляющихся в деле. Первые поездки, которые пришлись на зиму, были не очень радостными из-за трудностей пуска двигателя в морозную погоду. Дело в том, что карбюратор не обеспечивает подачу в цилиндры достаточного количества топлива. Его пусковое устройство эффективно действует лишь при положительных температурах, а утопителя поплавка у него нет. Вероятно, тем, кто ездит зимой, есть смысл сделать его, позаимствовав детали, если они сохранились, с приборов прежних моделей. Я же вынужден был, чтобы оживить двигатель, заливать бензин в цилиндры через свечные отверстия. Занимаясь карбюратором, обнаружил приятную особенность - для разборки его можно не снимать с двиг...

Читать далее >>

Доводка двухтактного мотоциклетного мотора ( Ява 634 )

Найденная мощность Журнал уже много рассказывал об эксплуатации мотоцикла — об уходе за электрооборудованием, балансировке колес, о расходе топлива.Эта статья посвящена доводке двухтактного мотоциклетного мотораМногие мотолюбители полагают, что для восстановления былой мощности двигателя достаточно заменить изношенные детали новыми и аккуратно обкатать машину. Обычно так и бывает, но нередко, завершив ремонт, с недоумением констатируют его малую эффективность и, безуспешно испытав различные варианты регулировок, делают вывод, что нельзя получить от этого двигателя большего. На самом же деле, если все другие системы исправны, очень часто можно заметно повысить основные параметры (мощность, приемистость, экономичность) такого мотора доводкой, а точнее, взаимной подгонкой некоторых его деталей.Дело в том, что, в силу требований массового производства, каким является мотоциклостроение, некоторые размеры деталей, особенно получаемых литьем, имеют довольно значительный разброс. Ес...

Читать далее >>

Владельцам ИЖ Планета Спорт

 На этих мотоциклах последних выпусков для улучшения проходимости задняя часть глушителя приподнята. Теперь, чтобы вынуть ось при демонтаже заднего колеса, приходится отсоединять глушитель. Этого можно избежать, если вставлять ось с правой стороны, для чего достаточно уменьшить вдвое толщину шайбы, устанавливаемой под гайку крепления оси. * * *В журнале «За рулем» сообщалось, что вместо штатного реле-регулятора ИЖ-РР2С, который приобрести довольно трудно, можно использовать реле от автомобиля «Москвич» последних моделей. Еще удобнее применить реле напряжения РР380 от «жигулей». Для его установки не требуется искать другого места, поскольку оно размещается на месте прежнего (в этом и состоит преимущество).Клеммы «15» и «67» реле соединяются соответственно с выводами « + » и «Ш» генератора («минус» реле выведен на «массу»). В. ПАЛАГИН346421, г. Новочеркасск, Ростовское шо...

Читать далее >>

Недостатки 12В системы и пути ее совершенствования

12-вольтовая   12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволила решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет. Но тема нашего сегодняшнего разговора - о недостатках системы, о путях ее совершенствования. И снова, как и в прошлый раз («За рулем», 1988, № 3), речь пойдет, главным образом, о приборах мотоциклов ИЖ, самых массовых. Объект номер один - аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому - не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом...

Читать далее >>