Мотоциклы, выпускаемые ирбитским заводом, пользуются устойчивым спросом, особенно у жителей сельской местности. На проселочных дорогах, в горах «Урал» более подвижен и маневрен, чем автомобиль, а порой превосходит его и в проходимости. Сочетание высокой грузоподъемности, хорошей комфортабельности и скоростных качеств делает его универсальным, пригодным для деловых поездок, туризма, отдыха.
Рис. 1.Мотоцикл ИМЗ—8.103-30 «Урал».
В основе популярности «Урала» — проверенная, надежная конструкция, хорошо согласованная со спецификой эксплуатации. Так, четырехтактный двигатель работает на повсеместно распространенных сортах бензина А-72, А-76. Карданная передача к заднему колесу рассчитана на долгую и безотказную службу.
Рис. 2.На щитке приборов установлены спидометр и контрольные лампы.
Маятниковые рычаги в подвесках заднего колеса и колеса прицепа установлены на резиновых сайлент-блоках, не требующих ухода. Телескопическая передняя вилка, маятниковые подвески заднего колеса и колеса коляски эффективно гасят толчки и колебания от неровностей дороги. Кузов бокового прицепа дополнительно подрессорен гофрированными резиновыми элементами, что сделало машину комфортабельнее при езде по проселочным дорогам. Двухкулачковый передний тормоз обеспечивает эффективное замедление. Все колеса взаимозаменяемы.
Рис. 3.По-новому размещен замок зажигания.
Опираясь на более чем сорокалетний опыт и традиции производства мотоциклов, завод постоянно совершенствует их конструкцию. В нынешнем году ИМЗ переходит на выпуск модернизированного мотоцикла, которому присвоен индекс ИМЗ—8.103-30. Наряду с перечисленными выше типичными особенностями ирбитских машин его отличает ряд усовершенствований и новых узлов.
Рис. 4.Переключатель режимов и кнопка аварийного выключения двигателя собраны в один узел. Вверху — датчик включения стоп-сигнала.
Двигатель оснащен системой выпуска с одним, расположенным справа глушителем вместо двух. Стенки его корпуса несколько утолщены, тем самым достигнуто увеличение срока службы. А исключив один глушитель, одновременно уменьшили общую металлоемкость системы. Улучшилась проходимость мотоцикла. Мощность двигателя и уровень шума не изменились. Новая система полностью взаимозаменяема со старой и будет поставляться в запчасти для всех моделей «уралов».
Рис. 5.Новая выпускная система с одним глушителем.
Важное усовершенствование в ходовой части — тормоз на колесо коляски. С его установкой тормозные качества, а следовательно, и безопасность мотоцикла существенно повысились.
Изменена конструкция рамы, увеличен угол наклона задних амортизаторов, что способствует более эффективной работе задней подвески и, в конечном счете, повышению комфортабельности.
Рис. 6.Изменены задняя часть рамы и установка амортизаторов.
Немало новых приборов в электрооборудовании. Замок зажигания размещен в левом кронштейне фары. Сама фара имеет унифицированный элемент с рассеивателем типа «европейский луч». Мотоцикл оборудован также новым задним фонарем. Эти приборы делают более безопасной езду в темное время.
Рис. 7.Тормоз колеса коляски (барабан снят). Видны детали привода.
Для приборов освещения предусмотрены режимы «день» и «ночь», которые водитель переводит рычажком, находящимся под правой рукой. Рядом — кнопка для аварийного выключения зажигания. Под левой рукой — переключатель ближнего и дальнего света, включатель указателей поворота, кнопка сиг-
нала. Их конструкция и расположение соответствуют современным требованиям. Спидометр имеет два счетчика — общего и суточного (со сбросом) пробега. Вместе с контрольными лампами он составляет удобную комбинацию приборов.
Рис. 8.Новый задний фонарь.
Достоинства нового мотоцикла обеспечены, в частности, тем, что некоторые технические решения выполнены на уровне изобретений и защищены авторскими свидетельствами. Это, например, генератор, система смазки с полнопоточным фильтром. Основные комплектующие изделия — фары, фонари, шины, тормозные накладки, включатели стоп-сигнала и другие находятся на уровне зарубежных аналогов и удостоены государственного Знака качества.
При грамотной эксплуатации и хорошем уходе новый ирбитский мотоцикл будет надежным помощником в повседневной жизни его владельца.
А. ХАЛТУРИН, заместитель главного конструктора ИМЗ
г. Ирбит
Общие данные: сухая масса — 320 кг; полезная нагрузка — 255 кг; наибольшая скорость — 105 км/ч; время разгона с места на участке 400 м — 26 с; тормозной путь со скорости 30 км/ч — не более 6 м; контрольный расход топлива — 8 л/100 км; запас топлива — 19 л; шины — 95—484 (3,75—19).
Размеры: длина — 2490 мм; ширина — 1700 мм; высота — 1100 мм; база — 1460 мм; дорожный просвет — 125 мм; колея — 1160 мм.
Двигатель: тип — четырехтактный, с воздушным охлаждением; число цилиндров — 2; расположение — оппозитное; рабочий объем — 649 см3; степень сжатия — 7,0; клапанный механизм — ОНУ; мощность — 36 л. с./27 кВт при 5600— 5800 об/мин.
Трансмиссия: сцепление — сухое, двухдисковое; коробка передач — четырехступенчатая (I — 3,6; II — 2,28; III — 1,7; IV — 1,3); главная передача — карданная (4,62).
Ходовая часть: рама — трубчатая, сварная, дуплексная; передняя вилка — телескопическая, с гидравлическими амортизаторами: задняя подвеска — маятниковая, с гидравлическими амортизаторами; тормоза — барабанные.
1985N03P6-7
Чехлы для Явы На некоторых мотоциклах Ява-634 (из первых партий поставки) довольно быстро выходят из строя чехлы цепи, а приобрести новые пока еще трудно. Вместо них для защиты цепи можно использовать чехлы от мотоцикла Восход. Переделка кожуха:1— рамка; 2— пластина; 3— распорная втулка; 4 — старая часть кожуха; 5 — удлинитель Чтобы закрепить их. надо изготовить два удлинителя 5 (см. рисунок) и две распорные втулки 3, посредством которых соединяем половины кожуха. Удлинители делаем, пользуясь оправкой. К ним привариваем (или припаиваем) рамки 1, которые предварительно при помощи тонкого зубила срубаем со старыхкожухов. Все соединения на кожухе желательно загерметизировать пайкой или другим способом. Для более надежного крепления кожухов следует изготовить новые хомутики или усилить старые, приварив к ним металлические пластинки.На моем мотоцикле после пробега 5000 километров чехлы имеют первоначальный вид.А. КОРНИЛОВ 606230, Горьковская обла...
Читать далее >>Уроки Юпитера 4 Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...
Читать далее >>Три модификации мотоцикла ИЖ Планета 5 Объединение «Ижмаш» на протяжении многих лет проводит в жизнь политику широкой унификации выпускаемых машин. Не только параллельной, то есть для изготовляемых одновременно моделей, например «ИЖ-Юпитер-5» и «ИЖ-Планета-5», но и последовательной — преемственность более поздних машин с предшественниками («ИЖ-Планета-5», «ИЖ-Планета-4», «ИЖ-Планета-3» и т. п.). Такая тенденция сохранится и в ближайшее время. Как известно, конструкторы «Ижмаша» предусматривают три перспективных семейства мотоциклов: «Сириус» на смену «Планете», «Сатурн» на смену «Юпитеру» и новое семейство «Орион» (ЗР, 1990, №6). Последнее базируется на японской лицензии, охватывающей четырехтактный одноцилиндровый двигатель, телескопическую переднюю вилку, дисковый тормоз переднего колеса, отлитые из легкого сплава колеса....
Читать далее >>О ремонте глушителей На мотоциклах М-63 Урал глушители выходят из строя из-за разрушения (прогара) внутреннего набора. Сначала отказывает один глушитель один грушитель, и тогда при больших оборотах двигателя мотоцикл трясет. Я продлил срок службы глушителей, заменив их внутренний набор трубой с 20 отверстиями, как показано на рисунке. К трубе спереди привариваем опорный диск 2, сзади — втулку 6 и подгоняем их так чтобы диск плотно сидел в выпускной трубе 1, а втулка — в сужающейся части глушителя. Отверстие для винта 5 (или двух болтов) сверлим после подготовки и установки трубы. Переделанный глушитель: 1 — выпускная труба; 2 — опорный диск; 3 — корпус глушителя: 4 — труба-вставка: 5— винт М5. разрезная шайба и гайка;6— втулка. Все детали — стальные Ремонтировать нужно одновременно оба глушителя, чтобы их сопротивление было одинаковым. Для этой же цели диски 2 следует отбрабатывать совместно, соединив их винтом М5.Отремон...
Читать далее >>( Мотоциклы Ковровец 175А, 175Б, 175В, Восход )Многие мотоциклисты в тех случаях, когда отказывает генератор переменного тока Г-401 или Г-411. заменяют его новым, полагая, что самому устранить неисправность трудно. Однако, рассматривая замененные генераторы, я установил, что около 80 процентов из них вышли из строя по очень простой и легко устранимой причине — вследствие замыкания одной из обмоток катушек на массу. Это происходит в том месте, где катушка прижимается к статору язычком (см. рисунок). В процессе эксплуатации обмотка становится подвижной (из-за нагрева, вибрации и т. п.), отчего изоляция между ней и язычком повреждается. Признаком неисправности служит падение напряжения в цепи зажигания или освещения.Чтобы восстановить изоляцию. надо снять генератор, отметить взаимное положение его деталей и разобрать. Место повреждения обмотки можно определить осмотром или электрической проверкой (прозвонкой) после отсоединения катушек одной от другой и от массы. Один конец прибора ...
Читать далее >>