Двигатель МТ-9

Новый двигатель на старые машины

 

Двигатель КМЗ МТ-9

 

Более десяти лет назад киевский завод перешел на выпуск мотоциклов семейства «Днепр», отличающегося от предыдущего главным образом силовым агрегатом. Нынешний двигатель, несмотря на меньший рабочий объем (650 см8 вместо 750 см3), обладает большей мощностью и лучшими эксплуатационными качествами. Это достигнуто внедрением ряда современных конструктивных решений. Так, благодаря замене роликовых подшипников в нижних головках шатунов подшипниками скольжения (автомобильными биметаллическими вкладышами) и применению цельного чугунного коленчатого вала увеличен моторесурс кривошипно-шатунного механизма и одновременно упрощен его ремонт. Биметаллические цилиндры (алюминиевая рубашка и чугунная гильза) позволили значительно снизить по сравнению с прежними цельными чугунными теплонапряженность поршневой группы и обеспечить ее работоспособность при длительной езде в тяжелых дорожных условиях.

И вполне естественно желание у владельцев мотоциклов, снабженных двигателями К—750 и К—750М, при ремонте заменить их современйыми моторами — МТ9, МТ10, МТ10—36.

Сразу отметим, что для замены пригоден только двигатель МТ9, показанный на фото. Он обладает мощностью 32 л. с. при 5200 об/мин, имеет шести-вольтовую (как у старых моделей) систему электрооборудования и прерыватель ПМ302 с центробежным регулятором опережения зажигания, автоматически изменяющим угол в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Другие моторы — МТ10 и МТ10—36 имеют электрооборудование, рассчитанное на 12 В. Поэтому их установка на мотоциклы типа К—750 связана с большими переделками, невыполнимыми в домашних условиях. Двигатели МТ9 и К—750М взаимозаменяемы по посадочным местам, и установка нового мотора обычно не вызывает трудностей.

Однако на некоторых машинах может потребоваться небольшая подгонка. Так, при установке МТ9 ребра головки правого цилиндра могут упираться в раму коляски. В этом случае надо снять напильником вершины ребер по месту. Передняя верхняя крышка двигателя может касаться щитка колеса. Чтобы обеспечить необходимый зазор (15—20 мм) между ними, достаточно легкими ударами молотка сделать на щитке соответствующее углубление.
В отличие от К—750М в двигателе МТ9 масло к шатунным подшипникам подается шестеренным насосом под давлением, которое при средних оборотах коленчатого вала должно быть в пределах 3,0—6,0 кгс/см2. Падение давления в системе до 1,3 кгс/см2 может привести к выплавлению шатунных вкладышей. Поэтому работа системы смазки контролируется датчиком, который срабатывает при давлении от 1,3 до 1,8 кгс/см2. Находится он с правой стороны корпуса двигателя. К датчику надо подключить контрольную лампу на 6 В с патроном. Один провод от него присоединить к датчику, а другой — к «массе». Лампу удобнее всего расположить в корпусе фары. При включении зажигания она загорается, а после пуска двигателя должна гаснуть.

Если при работе двигателя лампа горит, значит неисправна система смазки или датчик. В этих случаях езда на мотоцикле до обнаружения и устранения дефекта недопустима. Следует отметить, что, когда двигатель перегрет или работает на режимах малых оборотов холостого хода (630— 700 об/мин), лампочка может загораться даже при исправной системе смазки.

Поскольку необходимый угол опережения зажигания у двигателя МТ9 обеспечивается автоматически, трос управления зажиганием необходимо отсоединить от рычажка (манетки) и удалить.

Надо помнить, что эксплуатация двигателя МТ9 с чрезмерно ранним зажиганием (сверх допустимого угла 36° до ВМТ) может привести к прогоранию поршней, так как при этом температура в цилиндре резко возрастает. И еще совет: при эксплуатации мотоцикла в жаркое время целесообразно применять более «холодные» свечи, например А13Н или А17В.

Если коробка передач в хорошем состоянии и заменяют только двигатель, следует установить новые впускные патрубки (65015258А и 65015259А), воздушный корректор (65015-7), резиновые уплотнительные втулки (МТ815125 — 2 шт.), хомуты крепления (МТ8151-5—2 шт.) и кольца (65015203— 2 шт.).

Воздушный фильтр можно оставить старый, но в его верхней части на расстоянии 14 мм от верхней кромки корпуса приварить трубку наружным диаметром 16 мм, внутренним 14 мм и длиной 45 мм, которую затем соединить с трубкой сапуна шлангом из масло-бензостойкой резины.

При эксплуатации мотоцикла зимой в резиновой трубке может образовываться ледяная пробка, препятствующая выходу газов из картера, отчего через прокладки и сальники будет вытекать масло. Для предотвращения этого явления рекомендуем при нулевой температуре и ниже снимать с трубки сапуна резиновую трубку.

И последнее. Старую систему выпуска следует заменить новой. В нее входят следующие детали: два глушителя в сборе (КМЗ-8.15312100); трубы выпускные — правого цилиндра (КМЗ-8.15312104) и левого (КМЗ-8.15312107); две соединительные трубы (КМЗ-8.15312108); два ушка крепления глушителя (КМЗ-8.15312103); пара хомутов глушителя (КМЗ-8.15312225); две гайки крепления выпускных труб (МТ801508) и два уплотнительных кольца (МТ801510).

При установке гаек крепления выпускных труб резьбу необходимо смазать графитовой смазкой, чтобы предохранить их от коррозии и спекания.

Если заменяют двигатель в сборе с коробкой передач, то установка новых впускных патрубков и переделка фильтра не потребуется, так как двигатель укомплектован этими деталями.

Госкольку новая коробка передач (с задним ходом) несколько длиннее, то при установке на мотоциклы К—750 и К—750М карданный вал надо укоротить со стороны шарнира до нужного размера. Если упругая муфта кардана касается рамы, достаточно на диске муфты сделать фаску, а на раме углубление. Дополнительно надо установить сигнальную лампочку, например фонарь типа ПД-10Г, и соединить ее с датчиком нейтральной передачи.

При установке двигателя МТ9 на мотоцикл «Днепр—12» новые глушители не подойдут, так как им будет мешать привод колеса коляски. Поэтому глушители надо оставить старые — 75012-2-А, а выпускные трубы — новой конструкции. Вот их номера по каталогу: МВ65012104 — труба выпускная правого цилиндра и МВ65012107 — левого цилиндра, 65012108 — труба соединительная (их две). Хомуты и ушки крепления глушителей и выпускных труб подойдут прежние.

В. ЯРМАК, Ф. ШИПОТА,
г. Киевинженеры



1980N06P15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Три совета владельцам Явы 634

На мотоциклах Ява 634-01, 634-08 трубка, по которой отводятся пары электролита из батареи, заканчивается у заднего колеса. Во время движения, особенно летом, электролит попадает на колесо, глушитель, другие детали и повреждает их покрытие. Фото 1. Установка пузырька для сбора электролита. Я избавился от этой неприятности, укоротив трубку и опустив ее в пузырек с пробкой, который установил в правом инструментальном ящике, как показано на фото 1. Чтобы пузырек не разбился, сделал для него рамку из пенопласта. Скопившийся в пузырьке электролит можно использовать, доливая его в батарею. * * * Снять поршень с шатуна, имеющего игольчатый подшипник в верхней головке, — дело простое (нужно лишь следить, чтобы иглы не попали в картер). А вот без специальных приспособлений, описанных в февральском номере «За рулем» за 1978 год. установить его трудно. Если это приходится делать в дороге, можно воспользоваться простейшей втулкой внутренним диаметром 16 мм, длиной 21 мм, ко...

Читать далее >>

Как легче снять цилиндры на Яве. Защитные прокладки на шпильки

Защитные прокладки на шпильки   После длительной эксплуатации мотоцикла ЯВА, особенно в сельской местности, бывает трудно снять цилиндры: пыль и песок, смешиваясь с маслом, плотно забивают отверстия под шпильки. К тому же при разборке часть этой грязи попадает в картер, как ни стараешься его закрыть.   Прокладка под головку   Я избавился от этой неприятности следующим образом. Из сырой резины толщиной около 2 мм вырезал шесть прокладок (согласно рисунку) и надел их на шпильки до установки головки. При работе двигателя от нагрева они вулканизуются и надежно закрывают отверстия от пыли. Уже несколько лет я успешно применяю этот способ. В. КОРОТЧИКОВ Гомельская область, г. Озераны   1989N07P33

Читать далее >>

Об эксплуатации мотоциклов ИЖ. Ответы на вопросы владельцев (1965 г.)

Ответы на вопросы владельцев     Сейчас мотоциклетный сезон о разгаре. У владельцев ИЖей — самых популярных в нашей стране мотоциклов — накопилось немало вопросов. Об этом пишут в редакцию наши читатели В. Метревели (г. Батуми), В. Коненко (г. Харьков), Ю. Некрасов (г. Москва), Э. Эльяшов (г. Одесса), А. Демченко (г. Тбилиси) и многие другие.На вопросы владельцев мотоциклов ИЖ отвечают инженеры Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян и В. Рожнов.   НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИНОГДА НЕРАВНОМЕРНО РАБОТАЮТ ЦИЛИНДРЫ. УСТРАНИМ ЛИ ЭТОТ ДЕФЕКТ И В ЧЕМ ЕГО ПРИЧИНЫ? ПОМОЖЕТ ЛИ УСТАНОВКА ОДНОГО ПРЕРЫВАТЕЛЯ И ДВУХИСКРОВОЙ КАТУШКИ?   Да, действительно, у некоторых мотоциклов цилиндры работают неравномерно. Специальными исследованиями» проведенными на заводе, было установлено, что создают эту неравномерность в основном два дефекта. Первый — выступы между сопловой камерой и корпусом карбюратора (рис. 1), поставляемого Лен...

Читать далее >>

Унифицированные поршни

Мотоциклов Днепр «Я узнал, что киевский мотозавод прекратил выпуск поршней для старых моделей двигателей «Днепр». Как же быть при их ремонте?» — спрашивает В.Шарапов из Казахстана. О новых поршнях просят рассказать Н.Козлов из Смоленска, К. Онищенко из Молдавии и другие мото любители.Предоставляем слово Ф.И.ШИПОТЕ, инженеру киевского мотоциклетного завода.С ноября 1978 года для всех двигателей семейства «Днепр» выпускаются поршни новой, унифицированной конструкции. От старых они отличаются только размерами головки (рис. 1): радиус сферы уменьшен с 72,5 до 56 мм, а расстояние от оси поршневого пальца до вершины сферы увеличено с 44,2 до 48,2 мм. Кроме того, несколько изменена форма выемки под впускной клапан. Остальные размеры и даже номер (МТ801237) по каталогу остались прежними. Рис. 1. Унифицированный поршень Новые поршни устанавливают на двигатели мотоцикла МТ10—36 обычного варианта (степень сжатия — 7,5; бензин А-...

Читать далее >>

Советы по доработке мотоцикла Днепр МТ10-36. Чего не хватает Днепрам ?

Советы по доработке мотоцикла Днепр МТ10-36 Так случилось, что моим первым мотоциклом стал «Днепр» МТ10—36. Купил я его с рук с пробегом около 3 тысяч километров. Вероятно, прежний хозяин за столь короткое время успел намаяться с ним более чем достаточно, но тогда я не придал этому значения. Как, впрочем, и тому, что мотоцикл выпущен в конце декабря 1979 года.Изучение мотоцикла и борьба с его пороками, как врожденными, так и приобретенными, пришлись на процесс эксплуатации. И чем глубже я вникал в устройство, тем больше удивлялся несовершенству конструкции.Постепенно у меня накапливался опыт лечения типичных болезней. Я делился этим опытом с друзьями и знакомыми — им это нравилось. Теперь решил, что могу выйти к более широкой аудитории.К слову сказать, предпринял несколько попыток установить прямую связь с киевским мотоциклетным заводом в надежде заинтересовать конструкторов своими наблюдениями. Затея удалась ровно наполовину: связь установил, а насчет заин...

Читать далее >>