вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Двигатель МТ-9

Новый двигатель на старые машины

 

Двигатель КМЗ МТ-9

 

Более десяти лет назад киевский завод перешел на выпуск мотоциклов семейства «Днепр», отличающегося от предыдущего главным образом силовым агрегатом. Нынешний двигатель, несмотря на меньший рабочий объем (650 см8 вместо 750 см3), обладает большей мощностью и лучшими эксплуатационными качествами. Это достигнуто внедрением ряда современных конструктивных решений. Так, благодаря замене роликовых подшипников в нижних головках шатунов подшипниками скольжения (автомобильными биметаллическими вкладышами) и применению цельного чугунного коленчатого вала увеличен моторесурс кривошипно-шатунного механизма и одновременно упрощен его ремонт. Биметаллические цилиндры (алюминиевая рубашка и чугунная гильза) позволили значительно снизить по сравнению с прежними цельными чугунными теплонапряженность поршневой группы и обеспечить ее работоспособность при длительной езде в тяжелых дорожных условиях.

И вполне естественно желание у владельцев мотоциклов, снабженных двигателями К—750 и К—750М, при ремонте заменить их современйыми моторами — МТ9, МТ10, МТ10—36.

Сразу отметим, что для замены пригоден только двигатель МТ9, показанный на фото. Он обладает мощностью 32 л. с. при 5200 об/мин, имеет шести-вольтовую (как у старых моделей) систему электрооборудования и прерыватель ПМ302 с центробежным регулятором опережения зажигания, автоматически изменяющим угол в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Другие моторы — МТ10 и МТ10—36 имеют электрооборудование, рассчитанное на 12 В. Поэтому их установка на мотоциклы типа К—750 связана с большими переделками, невыполнимыми в домашних условиях. Двигатели МТ9 и К—750М взаимозаменяемы по посадочным местам, и установка нового мотора обычно не вызывает трудностей.

Однако на некоторых машинах может потребоваться небольшая подгонка. Так, при установке МТ9 ребра головки правого цилиндра могут упираться в раму коляски. В этом случае надо снять напильником вершины ребер по месту. Передняя верхняя крышка двигателя может касаться щитка колеса. Чтобы обеспечить необходимый зазор (15—20 мм) между ними, достаточно легкими ударами молотка сделать на щитке соответствующее углубление.
В отличие от К—750М в двигателе МТ9 масло к шатунным подшипникам подается шестеренным насосом под давлением, которое при средних оборотах коленчатого вала должно быть в пределах 3,0—6,0 кгс/см2. Падение давления в системе до 1,3 кгс/см2 может привести к выплавлению шатунных вкладышей. Поэтому работа системы смазки контролируется датчиком, который срабатывает при давлении от 1,3 до 1,8 кгс/см2. Находится он с правой стороны корпуса двигателя. К датчику надо подключить контрольную лампу на 6 В с патроном. Один провод от него присоединить к датчику, а другой — к «массе». Лампу удобнее всего расположить в корпусе фары. При включении зажигания она загорается, а после пуска двигателя должна гаснуть.

Если при работе двигателя лампа горит, значит неисправна система смазки или датчик. В этих случаях езда на мотоцикле до обнаружения и устранения дефекта недопустима. Следует отметить, что, когда двигатель перегрет или работает на режимах малых оборотов холостого хода (630— 700 об/мин), лампочка может загораться даже при исправной системе смазки.

Поскольку необходимый угол опережения зажигания у двигателя МТ9 обеспечивается автоматически, трос управления зажиганием необходимо отсоединить от рычажка (манетки) и удалить.

Надо помнить, что эксплуатация двигателя МТ9 с чрезмерно ранним зажиганием (сверх допустимого угла 36° до ВМТ) может привести к прогоранию поршней, так как при этом температура в цилиндре резко возрастает. И еще совет: при эксплуатации мотоцикла в жаркое время целесообразно применять более «холодные» свечи, например А13Н или А17В.

Если коробка передач в хорошем состоянии и заменяют только двигатель, следует установить новые впускные патрубки (65015258А и 65015259А), воздушный корректор (65015-7), резиновые уплотнительные втулки (МТ815125 — 2 шт.), хомуты крепления (МТ8151-5—2 шт.) и кольца (65015203— 2 шт.).

Воздушный фильтр можно оставить старый, но в его верхней части на расстоянии 14 мм от верхней кромки корпуса приварить трубку наружным диаметром 16 мм, внутренним 14 мм и длиной 45 мм, которую затем соединить с трубкой сапуна шлангом из масло-бензостойкой резины.

При эксплуатации мотоцикла зимой в резиновой трубке может образовываться ледяная пробка, препятствующая выходу газов из картера, отчего через прокладки и сальники будет вытекать масло. Для предотвращения этого явления рекомендуем при нулевой температуре и ниже снимать с трубки сапуна резиновую трубку.

И последнее. Старую систему выпуска следует заменить новой. В нее входят следующие детали: два глушителя в сборе (КМЗ-8.15312100); трубы выпускные — правого цилиндра (КМЗ-8.15312104) и левого (КМЗ-8.15312107); две соединительные трубы (КМЗ-8.15312108); два ушка крепления глушителя (КМЗ-8.15312103); пара хомутов глушителя (КМЗ-8.15312225); две гайки крепления выпускных труб (МТ801508) и два уплотнительных кольца (МТ801510).

При установке гаек крепления выпускных труб резьбу необходимо смазать графитовой смазкой, чтобы предохранить их от коррозии и спекания.

Если заменяют двигатель в сборе с коробкой передач, то установка новых впускных патрубков и переделка фильтра не потребуется, так как двигатель укомплектован этими деталями.

Госкольку новая коробка передач (с задним ходом) несколько длиннее, то при установке на мотоциклы К—750 и К—750М карданный вал надо укоротить со стороны шарнира до нужного размера. Если упругая муфта кардана касается рамы, достаточно на диске муфты сделать фаску, а на раме углубление. Дополнительно надо установить сигнальную лампочку, например фонарь типа ПД-10Г, и соединить ее с датчиком нейтральной передачи.

При установке двигателя МТ9 на мотоцикл «Днепр—12» новые глушители не подойдут, так как им будет мешать привод колеса коляски. Поэтому глушители надо оставить старые — 75012-2-А, а выпускные трубы — новой конструкции. Вот их номера по каталогу: МВ65012104 — труба выпускная правого цилиндра и МВ65012107 — левого цилиндра, 65012108 — труба соединительная (их две). Хомуты и ушки крепления глушителей и выпускных труб подойдут прежние.

В. ЯРМАК, Ф. ШИПОТА,
г. Киевинженеры



1980N06P15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Три совета владельцам Явы 634

На мотоциклах Ява 634-01, 634-08 трубка, по которой отводятся пары электролита из батареи, заканчивается у заднего колеса. Во время движения, особенно летом, электролит попадает на колесо, глушитель, другие детали и повреждает их покрытие. Фото 1. Установка пузырька для сбора электролита. Я избавился от этой неприятности, укоротив трубку и опустив ее в пузырек с пробкой, который установил в правом инструментальном ящике, как показано на фото 1. Чтобы пузырек не разбился, сделал для него рамку из пенопласта. Скопившийся в пузырьке электролит можно использовать, доливая его в батарею. * * * Снять поршень с шатуна, имеющего игольчатый подшипник в верхней головке, — дело простое (нужно лишь следить, чтобы иглы не попали в картер). А вот без специальных приспособлений, описанных в февральском номере «За рулем» за 1978 год. установить его трудно. Если это приходится делать в дороге, можно воспользоваться простейшей втулкой внутренним диаметром 16 мм, длиной 21 мм, ко...

Читать далее >>

Решение проблемы засорения поплавковой камеры в карбюраторе

Владельцам мотоцикла Ява 634 Чтобы сливное отверстие в поплавковой камере карбюратора на мотоцикле Ява 350 634 не засорялось, я вставил в него изогнутую (см. рисунок) пластмассовую трубку (пригоден использованный стержень от шариковой авторучки). Прямую трубку нагрел в кипятке и остудил на предварительно согнутой проволоке подходящего диаметра — так она сохранит форму и на ней не будет изломов. Установить ее легко если предварительно ослабить крепление крышки поплавковой камеры, а затем затянуть винты, зажав конец трубки в сливном отверстии.М. ИВАНОВ172500, Калининская область, г. Нелидово,ул. Куйбышева, 66, кв. 4 Пластмассовая трубка, предохраняющая сливное отверстие карбюратора от загрязнения: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — трубка; 3 — поплавок. 1980N06P33

Читать далее >>

Советы по устранению неисправностей мотоциклов Ява

Тем, кто ездит на мотоциклах Ява     В редакцию приходит множество писем от владельцев мотоцикла Ява. Они просят советов по устранению неисправностей, появляющихся в процессе эксплуатации. Редакция обратилась к специалистам и публикует их ответы на эти вопросы. Рассказывает механик московской мастерской гарантийного ремонта мотоциклов Ява и Чезет В. Т. БОЙКО.   О неисправностях механизма сцепления, коробки передач и кик-стертера Механизм сцепления. Если правильно отрегулированное сцепление включается не плавно, а рывками, то для установления дефекта необходимо сцепление разобрать. Прежде всего снимают левую крышку. Педаль переключения перед этим демонтировать не нужно: ее следует установить в положение для переключения передач, а не в положение пуска двигателя. Педаль снимают вместе с крышкой и валом переключения (осторожно, чтобы не потерять отжимную крышку вала). Перед снятием крышки сливают масло из картера коробки передач или кладут мотоцикл на правый бок, предварите...

Читать далее >>

CZ 977.3 Кроссовый мотоцикл

ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...

Читать далее >>

Рывки при включении сцепления

«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...

Читать далее >>