Двигатель МТ-9

Новый двигатель на старые машины

 

Двигатель КМЗ МТ-9

 

Более десяти лет назад киевский завод перешел на выпуск мотоциклов семейства «Днепр», отличающегося от предыдущего главным образом силовым агрегатом. Нынешний двигатель, несмотря на меньший рабочий объем (650 см8 вместо 750 см3), обладает большей мощностью и лучшими эксплуатационными качествами. Это достигнуто внедрением ряда современных конструктивных решений. Так, благодаря замене роликовых подшипников в нижних головках шатунов подшипниками скольжения (автомобильными биметаллическими вкладышами) и применению цельного чугунного коленчатого вала увеличен моторесурс кривошипно-шатунного механизма и одновременно упрощен его ремонт. Биметаллические цилиндры (алюминиевая рубашка и чугунная гильза) позволили значительно снизить по сравнению с прежними цельными чугунными теплонапряженность поршневой группы и обеспечить ее работоспособность при длительной езде в тяжелых дорожных условиях.

И вполне естественно желание у владельцев мотоциклов, снабженных двигателями К—750 и К—750М, при ремонте заменить их современйыми моторами — МТ9, МТ10, МТ10—36.

Сразу отметим, что для замены пригоден только двигатель МТ9, показанный на фото. Он обладает мощностью 32 л. с. при 5200 об/мин, имеет шести-вольтовую (как у старых моделей) систему электрооборудования и прерыватель ПМ302 с центробежным регулятором опережения зажигания, автоматически изменяющим угол в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Другие моторы — МТ10 и МТ10—36 имеют электрооборудование, рассчитанное на 12 В. Поэтому их установка на мотоциклы типа К—750 связана с большими переделками, невыполнимыми в домашних условиях. Двигатели МТ9 и К—750М взаимозаменяемы по посадочным местам, и установка нового мотора обычно не вызывает трудностей.

Однако на некоторых машинах может потребоваться небольшая подгонка. Так, при установке МТ9 ребра головки правого цилиндра могут упираться в раму коляски. В этом случае надо снять напильником вершины ребер по месту. Передняя верхняя крышка двигателя может касаться щитка колеса. Чтобы обеспечить необходимый зазор (15—20 мм) между ними, достаточно легкими ударами молотка сделать на щитке соответствующее углубление.
В отличие от К—750М в двигателе МТ9 масло к шатунным подшипникам подается шестеренным насосом под давлением, которое при средних оборотах коленчатого вала должно быть в пределах 3,0—6,0 кгс/см2. Падение давления в системе до 1,3 кгс/см2 может привести к выплавлению шатунных вкладышей. Поэтому работа системы смазки контролируется датчиком, который срабатывает при давлении от 1,3 до 1,8 кгс/см2. Находится он с правой стороны корпуса двигателя. К датчику надо подключить контрольную лампу на 6 В с патроном. Один провод от него присоединить к датчику, а другой — к «массе». Лампу удобнее всего расположить в корпусе фары. При включении зажигания она загорается, а после пуска двигателя должна гаснуть.

Если при работе двигателя лампа горит, значит неисправна система смазки или датчик. В этих случаях езда на мотоцикле до обнаружения и устранения дефекта недопустима. Следует отметить, что, когда двигатель перегрет или работает на режимах малых оборотов холостого хода (630— 700 об/мин), лампочка может загораться даже при исправной системе смазки.

Поскольку необходимый угол опережения зажигания у двигателя МТ9 обеспечивается автоматически, трос управления зажиганием необходимо отсоединить от рычажка (манетки) и удалить.

Надо помнить, что эксплуатация двигателя МТ9 с чрезмерно ранним зажиганием (сверх допустимого угла 36° до ВМТ) может привести к прогоранию поршней, так как при этом температура в цилиндре резко возрастает. И еще совет: при эксплуатации мотоцикла в жаркое время целесообразно применять более «холодные» свечи, например А13Н или А17В.

Если коробка передач в хорошем состоянии и заменяют только двигатель, следует установить новые впускные патрубки (65015258А и 65015259А), воздушный корректор (65015-7), резиновые уплотнительные втулки (МТ815125 — 2 шт.), хомуты крепления (МТ8151-5—2 шт.) и кольца (65015203— 2 шт.).

Воздушный фильтр можно оставить старый, но в его верхней части на расстоянии 14 мм от верхней кромки корпуса приварить трубку наружным диаметром 16 мм, внутренним 14 мм и длиной 45 мм, которую затем соединить с трубкой сапуна шлангом из масло-бензостойкой резины.

При эксплуатации мотоцикла зимой в резиновой трубке может образовываться ледяная пробка, препятствующая выходу газов из картера, отчего через прокладки и сальники будет вытекать масло. Для предотвращения этого явления рекомендуем при нулевой температуре и ниже снимать с трубки сапуна резиновую трубку.

И последнее. Старую систему выпуска следует заменить новой. В нее входят следующие детали: два глушителя в сборе (КМЗ-8.15312100); трубы выпускные — правого цилиндра (КМЗ-8.15312104) и левого (КМЗ-8.15312107); две соединительные трубы (КМЗ-8.15312108); два ушка крепления глушителя (КМЗ-8.15312103); пара хомутов глушителя (КМЗ-8.15312225); две гайки крепления выпускных труб (МТ801508) и два уплотнительных кольца (МТ801510).

При установке гаек крепления выпускных труб резьбу необходимо смазать графитовой смазкой, чтобы предохранить их от коррозии и спекания.

Если заменяют двигатель в сборе с коробкой передач, то установка новых впускных патрубков и переделка фильтра не потребуется, так как двигатель укомплектован этими деталями.

Госкольку новая коробка передач (с задним ходом) несколько длиннее, то при установке на мотоциклы К—750 и К—750М карданный вал надо укоротить со стороны шарнира до нужного размера. Если упругая муфта кардана касается рамы, достаточно на диске муфты сделать фаску, а на раме углубление. Дополнительно надо установить сигнальную лампочку, например фонарь типа ПД-10Г, и соединить ее с датчиком нейтральной передачи.

При установке двигателя МТ9 на мотоцикл «Днепр—12» новые глушители не подойдут, так как им будет мешать привод колеса коляски. Поэтому глушители надо оставить старые — 75012-2-А, а выпускные трубы — новой конструкции. Вот их номера по каталогу: МВ65012104 — труба выпускная правого цилиндра и МВ65012107 — левого цилиндра, 65012108 — труба соединительная (их две). Хомуты и ушки крепления глушителей и выпускных труб подойдут прежние.

В. ЯРМАК, Ф. ШИПОТА,
г. Киевинженеры



1980N06P15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Что общего у Jawa 634 и CZ 472?

Тем, кто ездит на Яве и ЧЗ Многие читатели — владельцы чехословацких мотоциклов ЯВА и ЧЗ сталкиваются с определенными затруднениями, особенно при эксплуатации их в сельской местности. Причины — а собственной неопытности, недостатке специальной литературы, а главным образом в том что эти мотоциклы, предназначенные в основном для дорог с твердым покрытием, нередко эксплуатируются там, где приходится довольно много ездить по грунтовым. Мы подобрали вопросы, наиболее часто встречающиеся в редакционной почте, и попросили ответить на них инженера Э. КОНОПА.Какие детали новой и старой ЯВЫ взаимозаменяемы? Что общего у мотоциклов ЯВА-634 и ЧЗ-472?Полностью перечислить все взаимозаменяемые детали и узлы в статье невозможно. Остановимся на главных. В новом двигателе мотоцикла Ява 634 больше степень сжатия, достигнутая уменьшением высоты цилиндра. Остальные основные размеры — посадочные и межцентровые одинаковы, что дает возможность в старый двигатель установить новый колен...

Читать далее >>

Сложности при переключении передач на мотоцикле ИЖ Юпитер

Причина в сцеплении   «На моем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключением передач. На стоянке, когда мотор не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же заведу двигатель — включить или выключить передачу чрезвычайно трудно. В чем дело!» — спрашивает Ю. Гринько из Ирбита.Устранение этого дефекта надо начинать с регулировки привода выключения сцепления. Поскольку у мотоциклов «Юпитер» переключение передач сблокировано с выключением сцепления, то в операции регулировки есть несколько особенностей. Для начала необходимо полностью ввернуть штуцер на левой стороне руля, чтобы полностью освободить трос сцепления. После этого откройте лючок на левой крышке картера (о том, что предварительно надо снять рычаг переключения передач, можно бы и не говорить), ослабьте стопорную гайку регулировки сцепления и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт в центре нажимного диска, найдите такое его положен...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5. Плюсы и минусы новой модели

Плюсы и минусы новой модели   В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...

Читать далее >>

Урал ИМЗ - 8.103-10

Модернизированный Урал   Из многочисленных публикаций журнала о новых и модернизированных моделях автомобилей и мотоциклов читатели имели возможность сделать вывод, что к каждой машине предъявляется определенный комплекс требований. Сравнивая образец с предыдущим, о его достоинствах судят по тому, насколько сократился расход топлива и, одновременно, выброс токсичных веществ, снизился уровень шума, как изменились потребительские качества: безопасность, комфортабельность, проходимость, маневренность и другие. Причем большая часть требований поддается вполне конкретным цифровым выражениям, которые отражаются в характеристиках новой машины. С этих позиций следует оценивать и модернизированный мотоцикл «Урал» - модель ИМЗ-8.103-10. Унаследовав от предыдущего, ИМЗ-8.103-30 («За рулем», 1985, № 3) узлы, достаточно хорошо зарекомендовавшие себя в многолетней эксплуатации, он получил и ряд новых. В первую очередь назовем карбюраторы К-63У (описание и технические д...

Читать далее >>

Схема электрооборудования Днепр МТ-10

 Рис. 1 — фонарь левого указателя поворота 2 — лампа А12-21; 3 — фара;- 4 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 5 — лампа А12-45-40 дальнего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен): 7 — спидометр; 8 — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; 15 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 - прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски 22 — лампа А12-21 габаритного света и сигнала тормоза на коляске; 23 — бл...

Читать далее >>