Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать.
В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сожалению. Ижевский и Ковровский заводы, выпускавшие раньше мотоциклы для многодневки, практически прекратили работы над ними, а небольшое количество машин МЦ-250, получаемых из ГДР, конечно, не может решить проблемы. Чтобы участвовать все же в соревнованиях, спортсмены вынуждены строить свои или переделывать кроссовые и другие мотоциклы. Не всегда их работа дает желаемые результаты. Многим участникам приходится покидать трассу из-за несовершенства машин.
Удачное решение нашли тренеры и спортсмены сборной команды Москвы. Они приспосабливают для многодневных соревнований широко распространенный кроссовый мотоцикл CZ-250, который не теряет при этом своих лучших качеств и может вернуться к первоначальному виду после нескольких часов работы.
О переделке рассказывают мастера спорта Ю. ИВАНОВ и Е. СУХОМЛИН.
Переделки, которым подвергается кроссовый мотоцикл ЧЗ-250, касаются трансмиссии, ходовой части, систем питания и электрооборудования.
Мотоциклу для многодневки нужна большая, чем у кроссового, максимальная скорость и несколько иное распределение крутящего момента по передачам. Поэтому приходится изменять передаточное отношение моторной передачи, коробки и главной передачи.
Рис. 1. Шестерни моторной передачи: а — ведомая (56 зубьев); б — ведущая (20 зубьев) и четвертой передачи: в — ведомая (15 зубьев, диаметр делительной окружности 37,5 мм); г — ведущая (22 зуба, диаметр делительной окружности 55 мм). Модуль М-2,5; исходный контур по ГОСТ 13755 — 68, коэффициент его смещения +0,8. Материал — сталь 12ХНЗА, цементировать на глубину 0,4 — 0,6 мм, калить до твердости НКС=54 —56.
Изготовляем шестерни с 56 и 20 зубьями согласно рис. 1. Они заменят шестерни с 53 и 23 зубьями моторной передачи. Наиболее подходящий материал — сталь 12ХНЗА. В коробке для изменения передаточного отношения второй и третьей передач используем две пары стандартных шестерен (17 и 20 зубьев) третьей передачи, а для четвертой делаем новые шестерни (см. рис. 1). Собираем коробку, как показано на рис. 2. Поскольку порядок включения передач становится иным, изготовляем новую селекторную пластину согласно рис. 3. После сборки коробки регулируем шайбами глубину соединения боковых кулачков шестерен и добиваемся четкости включения передач.
Рис. 2. Схема расположения шестерен в коробке передач: 1 — первичный вал; 2 — шестерни первой передачи; 3 — шестерни второй передачи; 4 — шестерни третьей передачи; 5- — шестерни четвертой передачи. Числа на шестернях указывают количество зубьев.
Для повышения скорости при движении по шоссе желательно заменить колесную звездочку главной (задней) передачи, имеющую 60 зубьев, новой — с 53 или 55 зубьями.
Рис. 3. Селекторная пластина механизма переключения передач. Материал — сталь 12ХНЗА, цементировать на глубину 0,4—0,6 мм, калить до твердости НКС=55 —58.
Штатный карбюратор «Йиков-2932» вполне обеспечивает нормальную работу двигателя на разных режимах, если использовать в нем главный жиклер "135—140", а жиклер холостого хода — "60—65".
Хорошие результаты дает и отечественный карбюратор К-194, но для его установки приходится переделывать патрубок. Корпус воздухоочистителя, чтобы повысить прочность, желательно обклеить слоем стеклоткани с эпоксидной смолой (ЭД-5, ЭД-6, К-153).
Глушитель располагают вверху.
Вместо штатного топливного бака применяют другой, большей емкости (около 12 литров), например от мотоцикла ИЖ-11М или МЦ-250.
Стандартная система зажигания с двумя одновременно работающими цепями высокого напряжения вполне оправдала себя в многодневных соревнованиях. Источником, питающим цепи зажигания и освещения, остается генератор переменного тока (6 в, 60 вт). Благодаря увеличению передаточного отношения моторной передачи обеспечивается надежный пуск двигателя от кик-стартера. Фара диаметром не менее 100 мм с лампами ближнего и дальнего света используется от любого мотоцикла или мопеда.
Включатель стоп-сигнала, заимствованный у дорожных мотоциклов, крепится с обратной стороны правого стартового номера и соединяется пружиной с рычагом ножного тормоза.
Питание цепей освещения берем с контакта низкого напряжения одной из катушек зажигания.
Рама, передняя вилка, задняя подвеска кроссового мотоцикла CZ-250 вполне удовлетворяют условиям многодневных соревнований. Чтобы предохранить обод переднего колеса от повреждений, покрышку размером 2,75—21 желательно заменить на 3,00—21.
Для быстрой смены камер зажимы шин снимают, а чтобы предотвратить проворачивание покрышек, наваривают на боковые внутренние поверхности обода выступы диаметром 2—3 мм, высотой 4 мм и шагом 100 мм.
Поскольку демонтаж заднего колеса на мотоциклах ЧЗ довольно трудоемок, лучше заменить его колесом с тормозом от ИЖ-11М, но в этом случае придется внести некоторые изменения.
Дополнительно монтируем на мотоцикл боковой упор, кронштейн для баллона со сжатым воздухом (крепится на верхний болт левого заднего амортизатора), сумку для инструмента (на бак), коробку размерами 200x100x30 мм с запасной цепью (крепится с правой стороны у бокового номера). Чтобы исключить поломку щитка переднего колеса, проклеивают его изнутри слоями стеклоткани с эпоксидной смолой.
Переделанные таким образом мотоциклы хорошо зарекомендовали себя в соревнованиях.
1974N03P20-21
Надежный запор У мотоциклов CZ инструментальные ящики запираются винтом (см. рисунок), который во время движения иногда отворачивается (этот недостаток отмечен в редакционном тесте — «За рулем», 1981 №1). Чтобы избавиться от него, я переделал фиксатор. С винта 3 удалил резьбу и просверлил насквозь отверстие в кронштейне 4 крышки. На винт надел подходящие шайбы 5 и пружину 6, ограничив ее ход шплинтом 7, для которого в винте просверлил отверстие. Фиксация крышки инструментального ящика: а — до переделки; б — после переделки; 1 — крышка ящика; 2 — корпус глушителя впуска; 3 — винт; 4 — кронштейн крышки; 5 — шайбы; б — пружина; 7 — шплинт. Теперь, чтобы открыть ящик, достаточно оттянуть винт за головку. За два года эксплуатации пружинный фиксатор доказал свои преимущества перед винтовым.В. ВАСИЛЬЕВ Донецкая область, г. Краматорск 1981N08P41
Читать далее >>Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...
Читать далее >>«. причина которых мне непонятна. В чем может быть дело?» — спрашивает К. Симаков из Хабаровска.Наиболее вероятно, что стук издают кольца при встрече с кромками окон, в которые они немного западают во время движения поршня. Это явление, характерное для двухтактных двигателей, приводит и интенсивному износу цилиндра в месте расположения окон, а иногда и к поломке колец.Чтобы устранить их задевание, демонтируйте цилиндр и кольца. Снимите с нижних и верхних кромок окон при помощи надфиля и шкурки фаски, нак показано на рисунке, и тщательно удалите продукты обработки. Притупите наружные ребра колец на токарном станке (в оправке) или вручную напильником и шкуркой. После сборки двигателя, если работа выполнена правильно, вместо стуков вы должны услышать легкий шелест, издаваемый кольцами при перемещении в канавках поршня и переходе через окна, свидетельствующий о нормальной работе этих деталей.1974N03P18
Читать далее >>В предыдущем номере (февраль 1976) журнала была опубликована статья о редакционных испытаниях нового мотоцикла. В ней упоминалось, что он был принят редакцией в январе минувшего года. А в августе из Ижевска пришло сообщение, что вместо него можно получить на заводе другую машину, уже с раздельной смазкой. Один из авторов этой статьи, Б. ДЕМЧЕНКО отправился на старом мотоцикле в Ижевск, а вернулся оттуда на другом, с раздельной смазкой. Ниже мы публикуем путевые заметки об этой поездке, которая входила в программу редакционных испытаний, и материал инженеров Э. КОНОПА и Л. ОВСИЕВИЧА, основанный на дальнейшей эксплуатации мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт». 5августа. От Москвы до Казани 800 километров отличной дороги. Они пройдены без единой задержки. Жара — около 28 градусов. Мотор работает чисто, спокойно. Но на скоростях выше 110 км/час появляется детонация, а при выключении зажигания наблюдаются калильные вспышки. Однако перегрева, потери мощности нет.6ав...
Читать далее >>Новый генератор на старые машины При капитальном ремонте двигателя тяжелых мотоциклов с 6-вольтовым электрооборудованием или б случаях, когда выходит из строя "родной" генератор Г414, у владельца машины возникает естественное желание применить более совершенный и мощный 12-вольтовый Г424. С ним надежнее работает электро-оборудование, выше световые характеристики приборов, можно использовать широко распространенные автомобильные лампы. Поскольку по посадочному месту эти генераторы невзаимозаменяемы, совет об установке Г424 на двигатель К750М-01, опубликованный в октябрьском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес читателей и просьбу рассказать подробнее, как это сделать на мотоциклах других марок и моделей.Предоставляем слово специалисту по ремонту тяжелых мотоциклов инженеру А. СМИРНОВУ, которого редакция познакомила с предложениями читателей на эту тему.Прежде всего должен напомнить, что переделка электрооборудования не ограничивается установкой новог...
Читать далее >>