Переделка кроссового мотоцикла ЧЗ-250 в многодневный

Переделка кроссового CZ-250 в многодневный

 

Многодневный из кроссового

 

 

Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать.

В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сожалению. Ижевский и Ковровский заводы, выпускавшие раньше мотоциклы для многодневки, практически прекратили работы над ними, а небольшое количество машин МЦ-250, получаемых из ГДР, конечно, не может решить проблемы. Чтобы участвовать все же в соревнованиях, спортсмены вынуждены строить свои или переделывать кроссовые и другие мотоциклы. Не всегда их работа дает желаемые результаты. Многим участникам приходится покидать трассу из-за несовершенства машин.

Удачное решение нашли тренеры и спортсмены сборной команды Москвы. Они приспосабливают для многодневных соревнований широко распространенный кроссовый мотоцикл CZ-250, который не теряет при этом своих лучших качеств и может вернуться к первоначальному виду после нескольких часов работы.

О переделке рассказывают мастера спорта Ю. ИВАНОВ и Е. СУХОМЛИН.


Переделки, которым подвергается кроссовый мотоцикл ЧЗ-250, касаются трансмиссии, ходовой части, систем питания и электрооборудования.

Трансмиссия

Мотоциклу для многодневки нужна большая, чем у кроссового, максимальная скорость и несколько иное распределение крутящего момента по передачам. Поэтому приходится изменять передаточное отношение моторной передачи, коробки и главной передачи.

 

 

Рис. 1. Шестерни моторной передачи

Рис. 1. Шестерни моторной передачи

Рис. 1. Шестерни моторной передачи

 

Рис. 1. Шестерни моторной передачи: а — ведомая (56 зубьев); б — ведущая (20 зубьев) и четвертой передачи: в — ведомая (15 зубьев, диаметр делительной окружности 37,5 мм); г — ведущая (22 зуба, диаметр делительной окружности 55 мм). Модуль М-2,5; исходный контур по ГОСТ 13755 — 68, коэффициент его смещения +0,8. Материал — сталь 12ХНЗА, цементировать на глубину 0,4 — 0,6 мм, калить до твердости НКС=54 —56.

 

Изготовляем шестерни с 56 и 20 зубьями согласно рис. 1. Они заменят шестерни с 53 и 23 зубьями моторной передачи. Наиболее подходящий материал — сталь 12ХНЗА. В коробке для изменения передаточного отношения второй и третьей передач используем две пары стандартных шестерен (17 и 20 зубьев) третьей передачи, а для четвертой делаем новые шестерни (см. рис. 1). Собираем коробку, как показано на рис. 2. Поскольку порядок включения передач становится иным, изготовляем новую селекторную пластину согласно рис. 3. После сборки коробки регулируем шайбами глубину соединения боковых кулачков шестерен и добиваемся четкости включения передач.

 

Рис. 2. Схема расположения шестерен в коробке передач

Рис. 2. Схема расположения шестерен в коробке передач: 1 — первичный вал; 2 — шестерни первой передачи; 3 — шестерни второй передачи; 4 — шестерни третьей передачи; 5- — шестерни четвертой передачи. Числа на шестернях указывают количество зубьев.

 

Для повышения скорости при движении по шоссе желательно заменить колесную звездочку главной (задней) передачи, имеющую 60 зубьев, новой — с 53 или 55 зубьями.

 

Рис. 3. Селекторная пластина механизма переключения передач. Материал — сталь 12ХНЗА, цементировать на глубину 0,4—0,6 мм, калить до твердости НКС=55 —58.

Рис. 3. Селекторная пластина механизма переключения передач. Материал — сталь 12ХНЗА, цементировать на глубину 0,4—0,6 мм, калить до твердости НКС=55 —58.

Система питания

Штатный карбюратор «Йиков-2932» вполне обеспечивает нормальную работу двигателя на разных режимах, если использовать в нем главный жиклер "135—140", а жиклер холостого хода — "60—65".

Хорошие результаты дает и отечественный карбюратор К-194, но для его установки приходится переделывать патрубок. Корпус воздухоочистителя, чтобы повысить прочность, желательно обклеить слоем стеклоткани с эпоксидной смолой (ЭД-5, ЭД-6, К-153).

Глушитель располагают вверху.

Вместо штатного топливного бака применяют другой, большей емкости (около 12 литров), например от мотоцикла ИЖ-11М или МЦ-250.

Электрооборудование

Стандартная система зажигания с двумя одновременно работающими цепями высокого напряжения вполне оправдала себя в многодневных соревнованиях. Источником, питающим цепи зажигания и освещения, остается генератор переменного тока (6 в, 60 вт). Благодаря увеличению передаточного отношения моторной передачи обеспечивается надежный пуск двигателя от кик-стартера. Фара диаметром не менее 100 мм с лампами ближнего и дальнего света используется от любого мотоцикла или мопеда.

Включатель стоп-сигнала, заимствованный у дорожных мотоциклов, крепится с обратной стороны правого стартового номера и соединяется пружиной с рычагом ножного тормоза.

Питание цепей освещения берем с контакта низкого напряжения одной из катушек зажигания.

Ходовая часть

Рама, передняя вилка, задняя подвеска кроссового мотоцикла CZ-250 вполне удовлетворяют условиям многодневных соревнований. Чтобы предохранить обод переднего колеса от повреждений, покрышку размером 2,75—21 желательно заменить на 3,00—21.

Для быстрой смены камер зажимы шин снимают, а чтобы предотвратить проворачивание покрышек, наваривают на боковые внутренние поверхности обода выступы диаметром 2—3 мм, высотой 4 мм и шагом 100 мм.

Поскольку демонтаж заднего колеса на мотоциклах ЧЗ довольно трудоемок, лучше заменить его колесом с тормозом от ИЖ-11М, но в этом случае придется внести некоторые изменения.

Дополнительно монтируем на мотоцикл боковой упор, кронштейн для баллона со сжатым воздухом (крепится на верхний болт левого заднего амортизатора), сумку для инструмента (на бак), коробку размерами 200x100x30 мм с запасной цепью (крепится с правой стороны у бокового номера). Чтобы исключить поломку щитка переднего колеса, проклеивают его изнутри слоями стеклоткани с эпоксидной смолой.

Переделанные таким образом мотоциклы хорошо зарекомендовали себя в соревнованиях.

 

1974N03P20-21

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-01. Первые километры

Первые километры В прошлом году на смену известному мотоциклу ЯВА—350 модели «360/00» пришла новая модель — 634-01.О том, как проявил себя мотоцикл в ходе редакционного теста, рассказывает инженер Э. КОНОП.Первый выездМотоцикл ЯВА 634-01, поступающий в нашу страну, привлекает к себе внимание непривычно строгой, можно сказать, спартанской внешностью, лишенной некоторых элементов мотоциклетной «архитектуры», характерных для моделей 60-х годов.Надо признать: по внешнему виду мотоцикл нравится не всем. Очевидно, некоторые мотолюбители настолько привыкли к округлым формам прежней ЯВЫ, что, не будучи знакомы с современной, «спортивной» модой в мото-циклостроении, считают ее своеобразным эталоном, любое отклонение от которого режет глаз и отвергается.При оценке изменений, происшедших во внешности мотоцикла Ява, следует учитывать, что они связаны с разработкой усовершенствованной конструкции, отвечающей требованиям длительной эксплуатации в ...

Читать далее >>

Цветная схема электрооборудования CZ 350 472

Электрооборудование CZ 472 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35 + 35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4 — контрольная лампа указателя поворота (б В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В» 2 Вт); 6 — контрольная лампа включения нейтральной передачи (6 В, 2 Вт); 7 — лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 8 — лампа освещения спидометра (в В, 2 Вт); 9 — центральный переключатель; 10 — реле-прерыватель указателя поворота; 11 — включатель указателя поворота; 12 — переключатель ближнего — дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 и 16 — свечи зажигания; 15 — катушки зажигания; 17 — включатель стоп-сигнала; 18 — включатель контрольной лампы нейтральной передачи; 19 — контакт прерывателя правого цилиндра; 20 — конденсаторы...

Читать далее >>

Рывки при включении сцепления

«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...

Читать далее >>

Защита свечей на мотоцикле ИЖ

Защита свечи При езде на мотоцикле по мокрой дороге с большой скоростью вода от переднего колеса попадает под колпачок провода высокого напряжения, и тогда исчезает искра на свече — двигатель останавливается. Защита свечи на мотоцикле ИЖ: 1 — колпачок провода высокого напряжения; 2 — изолятор свечи: 3 — шайба из резины толщиной 1 мм. Однажды в дождь из-за «того я потерял очень много времени, пробуя разные варианты защиты свечей. Самым простым и абсолютно надежным оказался способ, существо которого ясно из рисунка. Резиновая шайба 3. плотно надевающаяся на изолятор свечи и входящая внутрь колпачка, ие пропускает воду, даже когда вы моете мотоцикл из Шланга.А. ДАГАЕВ60311, Г. Горький, ул. Белинского, 35, ив. 1 1974N07P38

Читать далее >>

Форсировка мотоцикла ИЖ Планета. Как увеличить мощность

Как увеличить мощность     Закончилась Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. Мотолюбителей, приобщившихся к спорту, интересуют способы увеличения мощности двигателя. В № 10 нашего журнала за 1965 год заводские конструкторы рассказали о форсировке двигателей мопеда «Рига-1», мотоциклов «Ковровец-175» и М-103. Теперь мы попросили ведущего конструктора ЦКЭБ мотоциклостроения К. В. Стаценко ознакомить мотолюбителей с форсировкой мотоцикла ИЖ-Планета. Метод, предлагаемый им, был разработан для серийных машин Ижевского машиностроительного завода. Отличается он тем, что моторесурс двигателя при этом способе не снижается, и работает он в самых благоприятных условиях.   Вы можете увеличить мощность двигателя мотоцикла ИЖ Планета с 13 до 18 л. с. Для этого надо несколько изменить поршень, головку цилиндра, цилиндр, карбюратор, воздухоочиститель и выпускные трубы, а кроме того, изготовить заново патрубок карбюратора и глушители.   Рис. 1....

Читать далее >>