Регулировка КПП мотоцикла Восход 3М

Регулировка коробки Восхода

 

Редакция журнала, как и ковровский завод, получает много писем, в которых читатели — владельцы мотоциклов «Восход» интересуются вопросами, связанными с обслуживанием и ремонтом наиболее сложных узлов этих машин. Предлагаем их вниманию материал о коробке передач, подготовленный заместителем главного конструктора завода Г. МАРИНИНЫМ.

На протяжении всего времени эксплуатации в агрегатах мотоцикла происходят изменения, связанные с естественным износом деталей. Многолетний анализ отказов, специальные исследования и испытания показывают, что долговечность мотоцикла зависит прежде всего от правильности эксплуатации и выполнения рекомендаций по техническому обслуживанию и ремонту, изложенных в инструкции.

Одна из первых работ, которую приходится выполнять после солидного пробега, — регулировка или ремонт коробки передач. Сигналом для этого служит появление рывков при езде на любой из четырех передач. Неисправность объясняется малой площадью зацепления и смятием кромок на кулачках шестерен. Не спешите снимать двигатель с мотоцикла — в большинстве случаев можно обойтись без этого. Чаще всего рывки возникают при движении на четвертой передаче, а причина — повышенный осевой люфт (вдоль первичного вала) основной шестерни.

Здесь действуйте следующим образом. Установите шестерни коробки передач в нейтральное положение. Снимите крышку генератора, выньте шток выжима сцепления. Отогните загнутый на грань гайки сектор шайбы на зубчатке задней передачи и отверните гайку (учтите — резьба левая). Снимите шайбу, зубчатку (можно вместе с цепью) и регулировочные шайбы.

Выньте распорную втулку с резиновым кольцом и извлеките сальник из картера при помощи специального приспособления. Постарайтесь провести эту операцию аккуратно, чтобы сохранить сальник. Выньте стопорное кольцо и регулировочные шайбы.

 

Оправка № 1

Рис. 1. Оправка № 1.

 

Теперь при помощи специальной оправки № 1 (рис. 1) допрессуйте внутрь картера до упора обойму подшипника основной шестерни, как показано на рис. 2, обеспечив ее легкое вращение. Осевой люфт шестерни должен быть 0,3 мм. Эта операция также требует аккуратности. Обойму надо допрессовывать несильными ударами по оправке: чрезмерное усилие может привести к поломке бурта в левой половинке картера. На этом регулировку можно считать законченной.

 

Регулировка IV передачи

Рис. 2. Регулировка IV передачи:
1 — основная шестерня;
2 — подшипник;
3 — оправка № 1;
а — зазор, заполняемый дополнительными регулировочными шайбами.

 

При сборке поставьте на место регулировочные шайбы, снятые в процессе разборки, и дополнительно установите такие же, чтобы заполнить пространство между обоймой и стопорным кольцом. Если рабочая кромка сальника имеет дефекты, его следует заменить новым.

 

Оправка №2

Рис. 3. Оправка № 2.

 

Не снимая двигатель с рамы, можно устранить и рывки на второй передаче. Для этого при снятой с основной шестерни зубчатке снимите резино-металлическую заглушку промежуточного вала, выньте стопорное кольцо и регулировочные шайбы. При помощи специальной оправки № 2 (рис. 3) допрессуйте подшипник 202 до упора, как показано на рис. 4. Поставьте на место снятые регулировочные шайбы и дополнительно установите такие же шайбы заподлицо с краем канавки под стопорное кольцо. Поставьте в канавку стопорное кольцо и на свое место резино-металлическую заглушку промежуточного вала.

 

 

Регулировка II передачи

Рис. 4. Регулировка II передачи:
1 — промежуточный вал;
2 — подшипник;
3— оправка №2;
а — зазор, заполняемый дополнительными регулировочными шайбами.

 

Когда рывки появляются при включении III передачи, их тоже можно устранить, не разбирая коробку.

Сначала выполните работы, изложенные в разделе «Снятие и установка муфты сцепления, моторной передачи и механизма кик-стартера» «Инструкции по эксплуатации мотоцикла «Восход—3М» или в аналогичном разделе инструкции к любому мотоциклу «Восход».

Затем снимите стопорное кольцо подшипника 203 первичного вала и регулировочные шайбы, легкими ударами молотка через оправку № 1 допрессуйте подшипник первичного вала до упора, как показано на рис. 5. Поставьте на место регулировочные шайбы и дополнительными шайбами заполните зазор а до стопорного кольца. Дальнейшую сборку ведите в последовательности, обратной разборке.

 

Регулировка III передачи

Рис. 5. Регулировка III передачи:
1 — оправка № 1;
2 — первичный вал;
3 — подшипник;
а — зазор, заполняемый дополнительными регулировочными шайбами.

 

Если изложенными способами рывки ликвидировать не удалось, значит, причиной неисправности является износ кулачков у пары шестерен. В этом случае надо снять с мотоцикла двигатель и, разобрав его согласно рекомендациям, изложенным в «Инструкции по эксплуатации», заменить изношенные шестерни. После этого потребуется отрегулировать коробку, но прежде стоит проверить механизм переключения передач. Если на его вилках большая выработка, их следует заменить. При отсутствии износа на рабочих поверхностях вилок проверьте их люфт на осях; он не должен превышать 2мм. Если люфт больше, поставьте дополнительные шайбы под стопорные кольца на оси, обеспечив перемещение вилок в пределах 0,1—0,3 мм (рис. 6).

 

Проверка осевого перемещения вилок

Рис. 6. Проверка осевого перемещения вилок.

 

Теперь можно приступить к регулировке коробки. При снятой правой половине картера установите шестерни в нейтральное положение и проверьте зазор между кулачками неподвижной (на первичном валу) и подвижной шестерни Ш передачи. Он должен быть не более 0,8 мм, а при их сближении кулачки не должны задевать один другой. Если эти условия нарушены, обеспечьте их следующим путем.

Снимите сцепление. Выньте стопорное кольцо у подшипника первичного вала в левой половине картера. Осаживая подшипник вглубь картера и смещая таким образом первичный вал с неподвижной шестерней, установите зазор (не более 0,8 мм) между подвижной и неподвижной шестернями первичного вала. Далее необходимо проверить наличие зазора между кулачками основной шестерни и подвижной шестерни III—IV передач в нейтральном положении. Для этого снимите зубчатку с основной шестерни. Осторожно, чтобы не растерять ролики, выньте основную шестерню из обоймы, выпрессуйте сальник, снимите стопорное кольцо и регулировочные шайбы. На правый конец первичного вала наденьте основную шестерню и проверьте наличие зазора между кулачками. Они не должны задевать один другой. Если есть касание, следует чуть осадить первичный вал.

На этом регулировка коробки закончена. Остается проверить ее работу. Последовательно включите каждую передачу. Коробка будет работать надежно, когда кулачки шестерен полностью входят в зацепление.

Теперь можно собирать ее. Прежде всего поставьте регулировочные шайбы и стопорное кольцо подшипника первичного вала в левой половине картера. Собранную основную шестерню поставьте на место в правую половину картера. Соедините половины картера и проверьте наличие осевого люфта у основной шестерни — он должен быть в пределах 0,15—0,3 мм. Это достигается осаживанием обоймы основной шестерни вглубь картера. Прокрутите в нейтральном положении шестерни. В коробке не должно быть шума от задевания кулачков шестерен.

При монтаже сцепления учтите величину смещения первичного вала и компенсируйте это смещение шайбами, устанавливая их у внутреннего кольца подшипника первичного вала так, чтобы ведущая и ведомая звездочки моторной передачи находились в одной плоскости.

Своевременная и правильно выполненная регулировка коробки обеспечивает надежную и долговечную работу всей трансмиссии мотоцикла.

 


 

1985N04P10-11

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления     Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...

Читать далее >>

О цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ

Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ    Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала. Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок. Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю ...

Читать далее >>

Если сорвалась резьба под свечу в головке цилиндров ИЖ-Юпитер-3, 4 или 5

Установка футорки в головке Если у мотоциклов «ИЖ-Юпитер—3», «4» или «5» сорвалась резьба под свечу в головке цилиндров, поставьте, как принято, футорку (см. рисунок), но только большей длины, чтобы можно было использовать свечи с длинной (19 мм) резьбовой частью — А17ДВ, А17Д1 и другие, предназначенные для «москвичей» и «жигулей». Футорку изготовляем из латуни и вворачиваем на клее БФ-2.Установка футорки в головке. Многолетняя эксплуатация двигателей с этими свечами показала, что они работают не хуже, чем со штатными. г. Москва,Э. САБО  1988N06P33

Читать далее >>

Двигатель ИЖ Планета Спорт. Испытания

 В предыдущем номере (февраль 1976) журнала была опубликована статья о редакционных испытаниях нового мотоцикла. В ней упоминалось, что он был принят редакцией в январе минувшего года. А в августе из Ижевска пришло сообщение, что вместо него можно получить на заводе другую машину, уже с раздельной смазкой. Один из авторов этой статьи, Б. ДЕМЧЕНКО отправился на старом мотоцикле в Ижевск, а вернулся оттуда на другом, с раздельной смазкой. Ниже мы публикуем путевые заметки об этой поездке, которая входила в программу редакционных испытаний, и материал инженеров Э. КОНОПА и Л. ОВСИЕВИЧА, основанный на дальнейшей эксплуатации мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт». 5августа. От Москвы до Казани 800 километров отличной дороги. Они пройдены без единой задержки. Жара — около 28 градусов. Мотор работает чисто, спокойно. Но на скоростях выше 110 км/час появляется детонация, а при выключении зажигания наблюдаются калильные вспышки. Однако перегрева, потери мощности нет.6ав...

Читать далее >>

Восстановление двигателя Днепра МТ10 и К750М

Ремонт двигателя     Ремонт двигателя при нормальной эксплуатации мотоцикла, как правило, становится необходим после нескольких десятков тысяч километров пробега, когда заметно падает мощность из-за снижения компрессии в цилиндрах, увеличивается расход масла и сильнее дымят глушители, появляются стуки и шумы. Судить о состоянии двигателя при достаточном опыте можно по шумности его работы или по внешним признакам. Если какие-либо нарушения появились вдруг, желательно установить причину неисправности до разборки двигателя, чтобы не трогать лишние узлы, ибо при этом нарушаются соединения приработавшихся пар и уплотнения. При разборке двигателя, как и других механизмов (частичной или полной), рекомендуется помечать детали, чтобы после проверки годные и мало изношенные установить на свои места. В мотоциклетном двигателе к числу быстро изнашивающихся деталей относятся поршневые кольца. Их делают из специального чугуна. Маслосъемные кольца двигателей всех мотоциклов «Днепр&raq...

Читать далее >>