вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Форма регистрации пользователей:

  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения

Яве 60 лет !

Яве шестьдесят!

 

Мотоциклам Jawa 60 лет

Много это или мало для мотоциклетной марки? Если сравнивать с первым чешским мотоциклом «Лаурин и Клемент», который появился на тридцать лет раньше, у ЯВЫ не столь уж солидный возраст. Но в данном случае следует принимать во внимание не дату рождения. Из более чем 2500 различных марок мотоциклов, производившихся когда-либо в мире и занесенных в «Иллюстрированную энциклопедию мотоциклов» (есть такая на Западе), едва наберется десяток таких, как ЯВА, — со столь богатой историей.

Началась она в 1929 году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек представил в Пражском автосалоне свой первый мотоцикл, построенный по лицензии немецкой фирмы «Вандерер» (из начальных слогов этих фамилий, как известно, родилось название ЯВА). То была довольно дорогая и тяжелая машина массой 175 кг, оснащенная одноцилиндровым четырехтактным двигателем рабочим объемом 498,7 см3 и мощностью 18 л. с./13 кВт, не имевшая коммерческого успеха. Этот успех пришел двумя годами позже, когда Янечек сделал другой выбор — легкий мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем. Последний выпускали по английской лицензии «Вилльерса». Он имел рабочий объем 172,6 см3 и мощность 5,5 л. с./ 3,6 кВт.

Сегодня такой шаг можно было назвать покупкой «ноу-хау», поскольку в не оправившейся еще от кризиса Чехословакии именно в это время остро ощущалась нужда в неприхотливом и недорогом мотоцикле. Этим требованиям тогда полностью удовлетворяла ЯВА-175. Но может быть не менее важно и то, что «виллиерка» определила направление, характерные черты для всех поколений этой марки: простоту и надежность, элегантность и доступность в цене.

Такой была и появившаяся в 1934 году ЯВА-350 — первый мотоцикл, полностью сконструированный на «янечкарне» (так называли предприятие Янечека), и созданная годом позже ЯВА-250, и мопед ЯВА-100 «Робот» 1937 года — первое детище известного впоследствии конструктора Йозефа Йозифа. Эти же принципы простоты и надежности были заложены в послевоенных «явских» моделях, вызвавших сенсацию в мотоциклетном мире и на несколько лет определивших в Европе развитие конструкции мотоциклов.

Всего было выпущено 27 535 штук ЯВЫ-175 — по тем временам очень большое количество. Они сохранялись в программе завода до 1946 года, исключая, конечно, время войны. К 1937 году с чехословацкого рынка были почти полностью вытеснены мотоциклы зарубежных марок: их осталось всего 6% против 94 в 1931 году.

Ява 500 1929

ЯВА-500 - 1929 г.

 

Здесь не представляется возможным хотя бы перечислить созданные за 60 лет на ЯВЕ типы, модели, модификации дорожных и спортивных машин с их характеристиками. Да и вряд ли это нужно. Отмечая юбилей марки, лучше вспомним отдельные страницы ее истории.

Советские мотоциклисты знают модели ЯВЫ более чем за тридцать лет. Как-никак в это время к нам поступило без малого 2 миллиона машин. Достаточно информированы они и о спортивных успехах ЯВЫ, с которыми связаны многие победы советских гонщиков. Но, можно полагать, мало кто слышал, что на заводах Янечека (он, кстати, в 1938 году был одним из главных кандидатов на пост президента республики) стали с 1934 года строить автомобили. Первый из них, лицензионный ЯВА-700, оснащался двухцилиндровым двухтактным двигателем 684 см3 мощностью 20 л. с./ 14,7 кВт. Это был автомобиль с передним приводом. Масса его составляла 690 кг, а скорость достигала 90 км/ч. Сборка ЯВЫ-700 производилась на новом заводе, построенном в городе Тынец-над-Сазавой — там, где сегодня собирают мотоциклы ЯВА.

 

Ява 175 виллиерка 1931

ЯВА-175 — 1931 г. («виллиерка»)

 

Тремя годами позже увидели свет кабриолет и родстер «ЯВА-Минор-1» — автомобиль уже собственной конструкции (ее предложил инженер Рудольф Выкоукал), который имел несколько лучшие характеристики. Автомобили ЯВА успешно стартовали в крупных соревнованиях, а «Минор-1» даже в труднейшем ралли «Монте-Карло».

В юбилей ЯВЫ можно вспомнить и о том, что в 1936 году был создан авиационный двигатель этой марки. Четырехтактный, двухцилиндровый, он развивал мощность 36 л. с./26,5 кВт при 4000 об/мин и весил всего 39 кг. И хотя серийное производство его не было развернуто, конструкторы ЯВЫ доказали и здесь свои возможности.

Предприятие Янечека по тем временам было технически передовым. Оно располагало лучшим в стране литейным производством (тут впервые ввели рентгеновский контроль отливок), хорошей экспериментальной базой, квалифицированными кадрами. ЯВА для своих покупателей выпускала на двух языках журнал такого же названия тиражом почти в 20 тысяч экземпляров.

Одна из самых ярких страниц в истории завода — годы войны, когда десятки сотрудников ЯВЫ вывезли и спрятали подлежавшие уничтожению по приказу гитлеровцев заготовки и детали для сборки 8500 мотоциклов и 700 автомобилей. Сейчас трудно все это оценить — а в то время к смертной казни приговаривали и не за такие проступки.

Не меньшим гражданским подвигом было и создание в нелегальных условиях (всякие конструкторские работы оккупантами были запрещены, а предприятие переориентировано на выпуск деталей самолетов) ЯВЫ-250 нового поколения, которую после войны ожидал невиданный успех — экспорт в 112 стран. Работу эту возглавил Й. Йозиф — впоследствии лауреат Государственной премии, руководитель научно-технического центра ЯВЫ. Конструкторское бюро размещалось на складе базы по обслуживанию немецких мотоциклов — за дощатым забором. Там же находился и «цех» опытных образцов, а все это вместе называлось «хитринкой». В 1944 году были закончены испытания мотоцикла, окрашенного в серый военный цвет, с военным номером и эмблемой ДКВ — это была новая ЯВА. Удалось даже сделать несколько опытных образцов и спрятать в разобранном виде в ящики.

 

ЯВА-250 — 1947 г. («перак»)

ЯВА-250 — 1947 г. («перак»)

 

Послевоенную ЯВУ отличала прежде всего совершенная по тому времени подвеска, за что мотоцикл получил название «перак» — пружинящий. Эта комфортабельная машина сохранила традиционный двухтактный одноцилиндровый двигатель объемом 248,8 см3, но с рядом новшеств, в частности плоским днищем поршня. Мощность достигала 9 л. с./ 6,5 кВт, а расход топлива находился в пределах 3 л/100 км. Мотоцикл привлекал рациональным и в то же время изящным дизайном, в его передней телескопической вилке была встроена мощная фара с утопленным спидометром. Премьера «перака» в Парижском салоне 1946 года ознаменовалась золотой медалью.

С середины 50-х годов ЯВА пришла в Советский Союз, и вскоре мы стали крупнейшим импортером этих известных мотоциклов. В наших условиях они открыли доступ прежде всего городской молодежи к совершенной мототехнике и, что особенно важно, дали толчок мототуризму, дальним путешествиям, где можно было и познавать страну и испытать себя. Десятки тысяч ныне умудренных и убеленных автомобилистов с благодарностью вспоминают ЯВУ, которая дала им полезные уроки в освоении моторного дела, оставила незабываемые воспоминания молодости.

ЯВА для многих является символом мотоспорта, и не без оснований. Нет, пожалуй, ни одного вида мотоциклетных соревнований, получивших распространение в послевоенные годы, где достижения лучших не были бы связаны и с этой известной маркой. И прежде всего это относится к трековым гонкам — 1000-метровым, спидвею, травяному треку, где мотоциклы ЯВА, созданные на одном из заводов предприятия в Дивишове, не имеют себе равных в мире. Ну и, конечно, впечатляющи успехи ЯВЫ в розыгрыше Всемирного трофея, которым чехословацкие спортсмены владели пятнадцать раз.

С приходом ЯВЫ наш мотоспорт получил невиданные ранее возможности для развития и выхода на международную арену. Гаревые гонки, гонки на льду, шестидневные соревнования — все это стало возможным у нас благодаря ЯВЕ. С ней советские мотоциклисты двадцать раз становились чемпионами мира в личных гонках на льду, завоевывали золотые и серебряные медали «шестидневок», одерживали победы в «Золотом шлеме» — одном из самых престижных в мире соревнований на гаревой дорожке. И сегодня, поздравляя конструкторов, испытателей, рабочих — всех творцов этих машин, хочется от всех наших явистов сказать им сердечное спасибо за неустанный труд, за любовь к мотоциклетному делу, которое объединяет миллионы людей.

М. ГРИГОРЬЕВ

 

 

1989N07P6-7

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-8-00

Модернизация Явы  Прошло около трех лет с начала поставок в Советский Союз нового дорожного мотоцикла Ява-634. Сначала это была модификация Ява 634.01, затем — Ява 634.04, отличавшаяся от первой некоторыми деталями. Чехословацкие специалисты внимательно изучили опыт эксплуатации машин, а также замечания и пожелания советских мотоциклистов, высказанные, в частности, во время слетов друзей ЯВЫ в СССР, и внесли в конструкцию ряд изменений. Благодаря этому значительно повысились технические и потребительские качества машины. Кроме того, в интересах безопасности движения внедрены некоторые нововведения, продиктованные последними советскими стандартами. И вот с начала нынешнего года завод ЯВА приступил к выпуску модификации, получившей обозначение Jawa 634.8.00.  Чем же она отличается от предшественницы? Сразу обращает на себя внимание цвет — он красный, а не вишневый, как был прежде. На левой рукоятке руля появилось зеркало, позволяющее видеть обстановку сзад...

Читать далее >>

ИЖ Юпитер 5-01 К (ИЖ-6.114-01 )

Самый молодой Юпитер   В среднем через каждые два - два с половиной года мотоциклетное производство ПО «Ижмаш» выпускает или новую модель или одну из модификаций «планет» и «юпитеров».   Общий вид мотоцикла ИЖ Юпитер-5-01. Обтекатель, новые бак, сиденье, инструментальные ящики изменили внешний вид мотоцикла, осовременили его форму.  Когда мы в мае побывали в Ижевске и прошли вдоль нитки самого крупного в стране мотоциклетного конвейера, с которого сходит уже до 400 тысяч машин в год, то сразу отметили для себя: основное место в производственной программе завода занимают новые модели «ИЖ Планета-5» и «ИЖ Юпитер-5-01». Правда, между ними можно было увидеть небольшие вкрапления «Планеты-4» с двумя глушителями и старой экипажной частью. Но, как выяснилось, предназначались они для продажи в некоторых странах Азии и Латинской Америки, где хорошо зарекомендовали себя и где на них сохраняется спрос. Нам же ...

Читать далее >>

Недостатки 12В системы и пути ее совершенствования

12-вольтовая   12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволила решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет. Но тема нашего сегодняшнего разговора - о недостатках системы, о путях ее совершенствования. И снова, как и в прошлый раз («За рулем», 1988, № 3), речь пойдет, главным образом, о приборах мотоциклов ИЖ, самых массовых. Объект номер один - аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому - не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом...

Читать далее >>

Установка электронного блока системы зажигания Электроника на мотоцикл Днепр МТ-10

  Электронный блок системы зажигания «Электроника», предназначенный для автомобилей, с успехом работает на мотоцикле «Днепр» МТ—10, имеющем 12-вольтовое электрооборудование. Из подобных приборов он самый дешевый, малогабаритный, имеет розетку и выполняет роль противоугонного устройства. Я установил его в багажном отделении коляски и подсоединил следующим образом. Клеммный наконечник № 7 — ц выводу «ЛК» реле-регулятора, что увеличило вторичное напряжение при пуске двигателя, а наконечник № 9 — к «массе». Четыре провода, собранные в пучок, подключил (см. рисунок). Конденсатор отсоединил. Двигатель легко пускается даже зимой, контакты прерывателя практически не изнашиваются, и зазор между ними не требует регулировки. В. ДОНЕЦКраснодарский край, аул Хатукай   Подсоединение кабеля блока: 1— кабель;2— провод от замка зажигания ( + 12 В);3— катушка зажигания Б204; 4 — прерыватель.В кружках &...

Читать далее >>

Минск ММВЗ-3.112.1 и ММВЗ-3.112.11 ( Универсал и Эндуро )

Универсал и Эндуро     Сфера применения мотоциклов за последнее время смещается с автомагистралей, с улиц крупных городов и все более тяготеет к сельским районам, небольшим городам и поселкам. «За рулем» не раз обращался к этой проблеме (1985, № 7; 1986, № 4 и № 8) и адресовал ее мотоциклетной промышленности. Со своей стороны, мы, работники минского мотоциклетного и велосипедного завода, по откликам потребителей, проживающих в сельских районах, чувствовали, что пришло время разработать для них специальную модификацию, называемую эндуро.   Универсальный мотоцикл ММВЗ—3.112.1.   Сейчас наш завод наряду с базовой моделью универсального назначения (ММВЗ—3.112.1) стал выпускать и ее «сельскую» модификацию (ММВЗ—3.112.11). Обе они сохранили традиционные для марки достоинства — простоту конструкции и обслуживания, неприхотливость в эксплуатации и во многом сходны по устройству. Двухтактный двигатель работает на смеси низкоок...

Читать далее >>