* Внимание! Под ценой мотоциклов KTM на данной странице указывается средняя стоимость по объявлениям о вторичной продаже (БУ!) в интернете, без учета года выпуска, комплектации и поколения модели мотоцикла. Указанные цены не являются торговыми предложениями, либо ссылкой на них.
Основатель фирмы KTM Ганс Трункенпольц (Hans Trunkenpolz) начал свою производственную деятельность еще в 1934 г., организовав в городке Маттигхофен небольшую слесарно-кузнечную мастерскую. Постепенно перейдя к ремонту велосипедов, мотоциклов и автомобилей, Трункенпольц перед войной стал представителем фирм ДКВ и «Опель», продавая и обслуживая их технику.
В 1951 г. на волне спроса на дешевый транспорт специалисты компании KTM (KTM – Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen) начали разработку легкого 100-кубового мотоцикла, прототипы которого были представлены на весенней торговой ярмарке в Вене в 1953 г.
Чуть позже началось серийное производство модели «KTM R 100», получившей 98-кубовый двухтактный двигатель «Rotax» мощностью 3 л.с. в блоке с двухступенчатой коробкой передач, а также телескопическую переднюю вилку и алюминиевые ступицы обоих колес. Через два года в серию пошли версия «R100 Luxus» со спидометром и хромированным бензобаком, а также модификация со 123-кубовым блок-мотором «Ротакс». В 1954 г. мотоциклы KTM впервые выиграли чемпионат Австрии по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 125 см3.
В 1957 г. на рынок вышел мотороллер «KTM Mirabell», на котором стоял двухтактный блок-мотор рабочим объемом 123 см3 оснащенный электростартером и системой принудительного воздушного охлаждения с вентилятором. Чуть позже появились 50-кубовый мопед от KTM «Меску» в одно- и двухместном исполнении, а также варианты мотоцикла и мотороллера с двухтактным мотором «Rotax» рабочим объемом 149 см3.
Одновременно развивалась спортивная программа предприятия KTM: с одной стороны - мотоциклы для триала и мотокросса с теми же моторами (123 и 149 см3), что и серийных моделях, с другой - специально подготовленные мотоциклы для шоссейно-кольцевых гонок, изначально оснащавшиеся 123-кубовым силовым агрегатом «МВ Агуста» с распределительным валом в головке цилиндра.
На базе этого мотора инженер KTM Людвиг Апфельбекк (Ludwig Apfelbeck) впоследствии создал двигатель аналогичной кубатуры, но с двумя распределительными валами и четырьмя клапанами в головке цилиндра. На подобных мотоциклах успешно выступали гонщики Erwin Lechner, Paul Schwarz, Franz Albert и другие. Успехи в состязаниях, а также надежная и недорогая основная продукция помогла предприятию KTM благополучно пережить кризис второй половины 50-х годов, что не удалось многим, гораздо более именитым компаниям.
В 1962 г. руководство компанией принял Erich Trunkenpolz, сын учредителя KTM. Отделение перспективных разработок возглавил инженер Zizala, который способствовал дальнейшему развитию мотоциклов и мопедов в 60-е и 70-е годы.
В первой половине 60-х годов предприятие осваивало новые модели, среди них можно назвать мотороллер «Ponny», который выпускался до 1977 года. Машина KTM имела двухтактный 50-кубовый мотор «Пух» воздушного охлаждения и четырехступенчатую коробку передач с механизмом ножного переключения и кикстартером. В 1963 г. дебютировала первая версия спортивного мотоцикла «Comet» (Комета), оснащенная 49-кубовым двухтактным двигателем «Закс» с пятиступенчатой коробкой передач.
Появление мопеда от KTM «Хобби» вызвало смену поставщика силовых агрегатов, на машине стоял 49-кубовый двухтактный блок-мотор «Закс». Тогда же появились легкие мотоциклы с двигателями «Закс» рабочим объемом 98 и 123 см3 - как дорожные, так и подготовленные для соревнований по триалу и мотокроссу. С этой гаммой продукции компания KTM во второй половине 60-х годов вышла на рынок США. Спортивная модель «Комета» получила с 1968 года 123-кубовый мотор, установленный на этот раз в дуплексную трубчатую раму.
Тогда же покупателям была предложена первая модель внедорожного мотоцикла KTM «Penton», предназначенного не для участия в спортивных состязаниях, а для повседневного использования. По современной классификации, это был мотоцикл двойного назначения, также оснащавшийся силовыми агрегатами «Закс», установленными в раму из хромо-молибденовой стали.
В 1969 г. дебютировала новая версия - «Комета 504 S», получившая 49-кубовый двигатель «Пух» с петлевой продувкой цилиндра. Для этого мотора специалисты KTM разработали алюминиевый цилиндр новой формы, с увеличенной площадью оребрения. Двигатель устанавливался как на мини мотоциклы, так и на мопеды.
Тогда же в содружестве с фирмой «Закс» было начато производство нового 49 кубового двигателя для гоночных мотоциклов картер и шестиступенчатую коробку передач поставляла фирма «Закс», а коленчатый вал, цилиндро-поршневая группа и прочие детали делались на KTM. Этот мотор развивал мощность 13 л.с. при 13000 об/мин, а сам мотоцикл весил лишь 60 кг. Австрийский мотогонщик Jakob Unterladstatter на этом мотоцикле выступал в соревнованиях как официальный гонщик KTM.
Начиная с 1965 года марка KTM официально или полуофициально участвует в различных внедорожных мотоциклетных соревнованиях. Одним из первых гонщиков, поверивших в достоинства KTM, стал итальянец Arnaldo Farioli, впоследствии занявшийся экспортом этих мотоциклов в Италию.
В 1971-м появился первый 175-кубовый двухтактный силовой агрегат собственной разработки специалистов KTM, сразу же установленный во внедорожное шасси. Тогда же команда «KTM - Farioli», в которой кроме самого Фариоли выступал еще гонщик Taiocchi, завоевала титулы чемпионов Италии по мотокроссу в классах 100, 125 и 175 см3. Taiocchi впоследствии стал пятикратным чемпионом Италии, а также добивался неоднократных побед в шестидневных соревнованиях ФИМ.
А в 1970-м были готовы первые образцы новейшего кроссового мотоцикла KTM с двигателем рабочим объемом 250 см3, разработанным инженерами Мораветцем (Morawetz) и Штульбергером (Stuhlberger). В том же г. гонщик Манфред Клерр (Manfred Klerr) стал на этой машине чемпионом Австрии. Серийное производство началось в 1973 г.
Мощность двухтактного мотора достигала 36 лошадиных сил, что для того времени казалось невероятным. Тогда же мотоциклы KTM впервые участвовали в чемпионате СССР по мотокроссу, а на следующий год Геннадий Моисеев завоевал для фирмы KTM первый титул чемпиона мира по кроссу в классе 250 см3.
В 1974-м под маркой KTM покупателям предлагалось 42 различные модели дорожной и спортивной мототехники. Со следующего года компания отказалась от моторов «Закс», применяя собственные двигатели. В шоссейно-кольцевых гонках дебютировал мотоцикл «Комета Гран При» (Grand Prix 125 RS), оснащенный новейшим 125-кубовым мотором KTM. Чуть позже появилась версия «Комета RSL» с 50-кубовым мотором, дисковыми тормозами обоих колес, полностью герметичным кожухом задней цепи и колесами с дисками из легкого сплава. На салоне 1977 фирма KTM представила также новую машину для триала.
В 1975-м фирма дебютировала в кроссовых соревнованиях в 500-кубовом классе. Имерио Тестори (Imerio Testori) впервые завоевал для KTM и Италии титул чемпиона Европы. В дальнейшем был одержан ряд побед на различных национальных и международных соревнованиях, например в Шестидневных соревнованиях ФИМ.
В 1977-м в чемпионате мира по мотокроссу советские спортсмены Геннадий Моисеев и Владимир Кавинов, а также бельгиец Малерб (Malherbe) на мотоциклах KTM заняли весь пьедестал чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 см3. Еще через год Моисеев на KTM стал трехкратным мировым чемпионом.
Весьма плодотворными и успешными оказались для предприятия 80-е годы. Внедорожные мотоциклы KTM удовлетворяли самым высоким требованиям. В 1980 г. появились первые мотоциклы KTM с золотниковым газораспределением. На следующий год дебютировали первые образцы 125-кубовых кроссовых мотоциклов с двигателями жидкостного охлаждения.
В 1982-м впервые представили на рынке кроссовый KTM с четырехтактным «жидкостным» мотором. Тогда же еще одной новинкой стала задняя подвеска «Про-Левер» (Pro-Lever) с центральным амортизатором и дисковым тормозом. В 1984 г. знаменитый в будущем австрийский мотогонщик Хайнц Кинигарднер (Heinz Kinigardner) на 250-кубовом KTM завоевал свой первый титул чемпиона мира, а на следующий год повторил свой успех.
В 1986-м была модернизирована вся гамма моделей для мотокросса (125, 250 и 500 см3) и эндуро (350, 500 и 600 см3). Новое исполнение получил мотоцикл 50-кубовый эндуро «GXE 50». Мотоциклы KTM стали оснащаться дисковыми тормозами обоих колес. Из спортивных успехов того года следует отметить участие в Шестидневных соревнованиях ФИМ, проходивших в Италии: мотоциклы KTM в том году одержали убедительную победу во всех классах.
В 1987-м мотоцикл эндуро модели «350 GS» получил от KTM одноцилиндровый двигатель мощностью 53 лошадиных сил с системой жидкостного охлаждения. Бензобак машины был увеличен до емкости 23 литра, а под сиденьем разместили еще два дополнительных резервуара для топлива. Тогда же в серию пошел одноцилиндровый двигатель KTM рабочим объемом 560 см3, с распределительным валом в головке цилиндра, который устанавливался на различные шасси. По итогам 1987 года было реализовано 10,6 тыс. мотоциклов и 12,6 тыс. мопедов.
Последнее десятилетие XX века принесло фирме KTM обильный урожай спортивных побед. В начале 90-х годов была заложена основа той модельной гаммы, которая, постоянно совершенствуясь, выпускается и поныне. Предприятие, объединившееся в 1995 г. в единый холдинг с фирмой «Хусаберг», сосредоточено теперь на изготовлении только мотоциклов в спортивном стиле. Часть из них - настоящие спортивные мотоциклы KTM для кросса, эндуро и ралли рейдов, часть - мотоциклы двойного назначения с полным комплектом приборов освещения, которые могут эксплуатироваться в городах и на дорогах общего пользования.
Значительную часть программы предприятия занимает новый класс - детские спортивные машины. Сегодня под маркой мотоциклов KTM предлагаются одноцилиндровые машины с двух- и четырехтактными моторами рабочим объемом от 49 до 660 см3, а флагманом программы с недавнего времени стала мощный мотоцикл с V-образным двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 942 см3 мощностью 102 лошадиные силы.
Каждый цилиндр силового агрегата мотоцикла KTM имеет головку с двумя распределительными валами и четырьмя клапанами. С мотором блокируется шестиступенчатая коробка передач. В начале 2002 года итальянский спортсмен Фабрицио Меони (Fabrizio Meoni) на этом мотоцикле от KTM стал победителем очередного ралли-марафона «Париж-Дакар».
Чехлы для Явы На некоторых мотоциклах Ява-634 (из первых партий поставки) довольно быстро выходят из строя чехлы цепи, а приобрести новые пока еще трудно. Вместо них для защиты цепи можно использовать чехлы от мотоцикла Восход. Переделка кожуха:1— рамка; 2— пластина; 3— распорная втулка; 4 — старая часть кожуха; 5 — удлинитель Чтобы закрепить их. надо изготовить два удлинителя 5 (см. рисунок) и две распорные втулки 3, посредством которых соединяем половины кожуха. Удлинители делаем, пользуясь оправкой. К ним привариваем (или припаиваем) рамки 1, которые предварительно при помощи тонкого зубила срубаем со старыхкожухов. Все соединения на кожухе желательно загерметизировать пайкой или другим способом. Для более надежного крепления кожухов следует изготовить новые хомутики или усилить старые, приварив к ним металлические пластинки.На моем мотоцикле после пробега 5000 километров чехлы имеют первоначальный вид.А. КОРНИЛОВ 606230, Горьковская обла...
Читать далее >>Jawa для гонок по льду За всю историю первенств мира в мотоциклетных гонках по льду те, кто становились чемпионами, выступали на мотоциклах ЯВА. Это лучшая рекомендация завода в Дивишове, выпускающего трековые гоночные мотоциклы. Что же представляет собой специальная модель ЯВЫ для гонок по льду? Разрабатывая ее конструкцию, чехословацкие специалисты опирались на богатый опыт советских спортсменов. За основу была взята рама, созданная в свое время В. Карнеевым. С годами она, естественно, совершенствовалась, изменялась также конструкция передней вилки, некоторых второстепенных деталей. Сегодня после пяти модернизаций модель Jawa-891.5 (она выпускается с 1978 года) продолжает оставаться машиной чемпионов, и значительное количество этих мотоциклов поступает в СССР. Ежегодно советские спортивные клубы, располагающие сильнейшими в мире спортсменами в гонках по льду, получают более ста этих машин.Помимо рамы, передней вилки, масляного бака измененной конструкции ЯВА-891.5 отличается от ...
Читать далее >>Надежное крепление У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски. г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ 1987N09P33
Читать далее >>Проверьте головку и патрубок Я знаю, некоторые владельцы мотоциклов «ИЖ-Юпитер» отмечают, что после ремонта двигателя из-под головки цилиндра просачиваются газы и в результате падает мощность. Жалоба справедливая. Между головкой и цилиндром не предусмотрена уплотняющая прокладка, поэтому у их стыковочных плоскостей должны быть плотно прилегающие поверхности. По разным причинам (неравномерная затяжка головки, неаккуратное обращение и др.) это условие нарушается, и тогда происходит прорыв газов по стыку. Чтобы восстановить герметичность соединения, следует притереть поверхности. Для этого требуется несложное приспособление. показанное на рисунке. Оно обеспечивает центрирование головки (на цилиндре нет соответствующего буртика).Приспособление сделано из двух деревянных планок, собранных крестом. Оно плотно вставляется в цилиндр так. что верхняя закругленная часть выступает на 7 мм. На плоскость цилиндра наносим притирочную пасту (абразивный порошок, разве...
Читать далее >>Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле. Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер. 1979N03P31
Читать далее >>