ИЖ Планета 3-01, ИЖ Юпитер 3-01 (3К-01)

Комфортабельнее, мощнее, безопаснее

 

С конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» в нынешнем году сошла пятимиллионная машина. Коллектив мотоциклостроителей отметил это событие переходом на выпуск модернизированных моделей «ИЖ—Планета-3-01» и «ИЖ—Юпитер-3-01». Что нового в них, чем они отличаются?

 

ИЖ Планета 3 01

Мы провели модернизацию по трем основным направлениям: усиление активной и пассивной безопасности, улучшение удобства езды, повышение мощности.

Начнем с безопасности. На обеих моделях введены защитные дуги, смонтированное на руле зеркало заднего вида, удлиненные кронштейны указателей поворота. Наши мотоциклы теперь будут оснащены откидывающимися подножками для пассажира, которые предотвращают травмы ног. На рычагах управления сцеплением и передним тормозом предусмотрены 20-миллиметровые резиновые шарики. В случае падения машины мотоциклист не рискует теперь получить травму острым концом рычага.

ИЖ Юпитер 3К 01

 

Модификация «ИЖ—Юпитер-3К-01», предназначенная для эксплуатации с боковым прицепом, получила дополнительный, стояночный тормоз.

Проанализировав многочисленные пожелания потребителей, «Ижмаш» внедрил целый ряд новшеств, касающихся комфорта и удобства эксплуатации.

Главным среди них является узел подвески заднего колеса — амортизатор с пружиной. Он существенно отличается от прежнего, в частности, обеспечивает более высокую стабильность силы сопротивления при изменении окружающей температуры. Это означает, что в жаркую погоду при интенсивной работе эффективность амортизатора не станет падать. В новом узле применена более совершенная конструкция клапанного механизма, подобная той, что принята для большей части автомобильных амортизаторов, потери на трение снижены более высокой чистотой обработки подвижных деталей.

Предварительное натяжение пружины задней подвески теперь можно фиксировать в одном из трех положений в зависимости от нагрузки. Следовательно, задняя подвеска при одном или двух мотоциклистах на машине, с багажом или без него всегда будет располагать достаточным рабочим ходом — качество немаловажное, особенно при езде по плохим дорогам.

Новый узел и выглядит по-иному. В соответствии с современными тенденциями у него нет верхнего и нижнего кожухов пружины, а она сама, как и другие видные детали, хромирована.

У «ИЖ—Планеты-3-01» и «ИЖ—Юпитера-3-01» передний щиток так называемого циркульного типа, конструкция которого позволяет отрегулировать зазор между ним и шиной в зависимости от дорожных условий. Для этой цели служат клеммовые зажимы, соединяющие растяжки щитка с пером передней вилки.

«Ижмаш» пошел навстречу пожеланиям владельцев мотоциклов и для повышения удобства посадки водителя ввел руль новой конструкции (типа примененного на «ИЖ—Планете-спорт»). Такой руль удобнее с эргономической точки зрения и ощутимо снижает утомляемость. Изменения коснулись и вращающейся рукоятки управления дросселем: она теперь не ползункового, а катушечного типа, и для полного открытия дросселя нужно поворачивать руку на меньший угол, чем раньше.

Создают удобства в эксплуатации скрепки бензошлангов, обеспечивающие более надежную герметичность соединений, а также боковая ручка с левой стороны (над задним амортизатором), облегчающая установку мотоцикла на центральную подставку.

Третье направление модернизации, как уже сказано, увеличение мощности двигателя. Начнем с модели «ИЖ—Планета-3-01». Она получила головку цилиндра новой конструкции, с измененным объемом камеры сгорания. В результате степень сжатия возросла с 7,5—7,8 до 7,8—8,2, но этот рост не потребовал перехода на высокооктановое топливо — «ИЖ—Планета-3-01» работает на том же бензине А-76, что «ИЖ—Планета-3». Повышенная тепловая напряженность двигателя заставила увеличить площадь ребер охлаждения на головке и применить свечу А-23.

Модернизированный мотоцикл мы комплектуем карбюратором К—62И («За рулем», 1977, № 9) с центральной поплавковой камерой и 32-миллиметровым диффузором. Для установки К—62И введены новый впускной патрубок, удлиненные тросы управления дросселем (на 105 мм) и воздушного корректора (на 91 мм).

Общий итог модернизации — возросшая с 18 до 20 л. с. мощность и, как результат, увеличенная со 110 до 120 км/ч максимальная скорость.

У «ИЖ—Юпитера-3-01» тоже измененная головка цилиндра, повышенная с 8,7—9,0 до 9,0—9,5 единицы степень сжатия (топливо — бензин А-76), увеличенная площадь охлаждающих ребер, свечи А-23. Кроме того, иными стали фазы газораспределения. Все эти меры позволили поднять мощность с 25 до 27 л. е., а максимальную скорость — со 120 до 125 км/ч.

Карбюратор на «ИЖ—Юпитере-3-01» пока остался прежним, модели К—36.

У обеих моделей новые глушители современной цилиндрической формы (прежние имели коническую хвостовую часть). Благодаря дополнительным перегородкам в акустическом фильтре и новому звукоизолирующему материалу (базальтовое волокно) эти глушители способствуют снижению шума выхлопа.

Все перечисленные нововведения привели к некоторому увеличению массы. Так, в снаряженном состоянии у «ИЖ—Планеты-3-01» она составляет 159 кг, у «ИЖ—Юпитера-3-01» — 166 кг, у «ИЖ—Юпитера-ЗК-01» — 256 кг.

Объединение «Ижмаш» приступило к выпуску модернизированных мотоциклов в первой половине нынешнего года, и они начали поступать в торговую сеть. Розничная цена «ИЖ—Планеты-3-01» — 750 рублей, «ИЖ—Юпитера-3-01» — 847 рублей, «ИЖ—Юпитера-ЗК-01» с коляской — 1147 рублей.

В. ВАКИН, начальник КБ экипажной части мотоциклетного производства объединения «Ижмаш»



1978N11P3

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Карбюратор Явы 638

Прошло уже четыре года с начала производства ЯВЫ-638. Эта модель, как уже не раз отмечалось в журнале, по всем техническим параметрам превосходит прежнюю ЯВУ-634. Новый двигатель мощнее и в то же время не уступает прежнему по экономичности и легкости пуска. И в этом немалая роль принадлежит карбюратору 2928СЕ. Он совершеннее, но в то же время намного сложнее по устройству. Да и в эксплуатации заметно отличается от карбюраторов предшествующих моделей ЯВ. И не удивляет, что многие относятся к новому прибору с недоверием. В ответ на запросы читателей мы предложили нашему постоянному автору В. СЕКРЕТОВУ рассказать об устройстве карбюратора ЯВЫ-638 и особенностях его регулировки. Многие "явисты" задаются вопросом: а зачем надо было менять карбюратор? Почему бы на новую ЯВУ не поставить столь хорошо зарекомендовавший себя от ЯВЫ-634? Дело вот в чем. Чтобы поднять мощность двигателя ЯВЫ, пришлось увеличить диаметр диффузора на 2 мм, и у карбюратора 2928СЕ он составляет 28 мм. Однако обойти...

Читать далее >>

Рывки при включении сцепления

«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...

Читать далее >>

Установка переключателя День-Ночь на мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Правила дорожного движения требуют: в светлое время суток у мотоцикла должен быть включен ближний свет фар. Чтобы при этом бесполезно не горели другие лампы, нагружая аккумуляторную батарею и генератор, целесообразно ввести переключатель «День-Ночь». На ИЖ Юпитер 5 с этой целью я дополнительно поставил такой же переключатель, как для указателей поворота, введя его в разрыв черного провода, идущего от вывода 6 замка зажигания, как показано на рисунке.В положении «День» (переключатель выключен) горит только ближний свет фары, в положении «Ночь» (переключатель включен) система освещения действует как обычно.Б. БОБКОВМосковская область, п. Лопатино  Схема подсоединенияпереключателя «День—Ночь»: 1 — замок зажигания; 2 — дополнительный переключатель.   1988N07P33

Читать далее >>

12В на мотоцикле ИЖ Планета 3. Переходник для установки генератора

Переходник для генератора     Многие владельцы мотоциклов ИЖ старых моделей с 6-вольтовым электрооборудованием хотят переделать его на более совершенное — 12-вольтовое, применяемое ныне. Может быть им поможет мой опыт.   Переходник для генератора  Для установки на («Планету—3» генератора переменного тока 28 3701 мощностью 100 Вт я выточил переходник, показанный на рисунке, из днища отслужившего алюминиевого поршня. На генераторе снял 5 мм с торцевой поверхности, прилегающей к двигателю. Дополнительно применил блок БПВ14-10 (регулятор—выпрямитель), а катушку зажигания оставил старую (когда она выйдет из строя, поставлю 12-вольтовую от «Планеты-спорт»). Аккумуляторная батарея, разумеется, 12-вольтовая, 6МТС-9 Мотоцикл прошел уже 15 тысяч километров, и электрооборудование работает без замечаний. С. БУЛЬДА Полтавская область, г. Пирятин   1987N08P33

Читать далее >>

Днепр МТ-10. Новинка

 Киевский мотоциклетный завод с июля перешел на производство новой модели тяжелого мотоцикла «Днепр», получившей обозначение МТ-10. Как и ирбитский завод, приступивший одновременно к выпуску «Урала» М-67 (см. «За рулем», 1974, № 9), мы отказались от традиционного 6-вольтового электрооборудования в пользу 12-вольтового. Это позволило снабдить мотоцикл современными светотехническими приборами, отвечающими требованиям международных стандартов.Основной источник электроэнергии — новый генератор переменного тока мощностью 150 вт со встроенным выпрямительным блоком — обеспечивает с запасом все потребители в темное время суток. Изменился способ крепления генератора к картеру двигателя—его корпус снабжен фланцем, который при помощи двух шпилек притягивается к гнезду. Таким образом исключается встречавшийся ранее дефект — течь масла по соединению.На МТ-10 смонтирована более совершенная фара и на отдельном щитке — спидометр и ...

Читать далее >>