Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета


Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с.

Рис 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора

Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора

Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла.

Основные средства повышения мощности двигателей ИЖ-56 и «ИЖ-Планета» (как и любого двухтактного двигателя) — это улучшение процессов наполнения, продувки, выпуска, уменьшение механических и гидродинамических потерь, повышение степени сжатия для более эффективного использования топлива.

Улучшение процесса впуска достигается увеличением диаметра диффузора карбюратора и впускного патрубка до 27 мм (рис. 1). Расточить патрубок и корпус карбюратора (в сборе с вставкой смесительной камеры) можно на токарном станке. Обработанные поверхности надо тщательно зачистить, острые кромки притупить. Перед сборкой обратите особое внимание на состояние и чистоту всех каналов, особенно входного отверстия канала холостого хода. Увеличение диаметра диффузора на регулировку карбюратора не влияет.

Рис. 2. Установка заглушек на щеки коленчатого вала

Рис. 2. Установка заглушек на щеки коленчатого вала

Специальные заглушки, установленные на маховики коленчатого вала (рис. 2), уменьшают объем кривошипной камеры на 160 смз. От этого увеличивается давление в начале и в конце продувки, что благоприятно сказывается на наполнении цилиндра. Заглушки можно сделать из листовой стали толщиной 1,8—2 мм. Для герметичности посадочные места перед сборкой обильно смазывают бакелитовым лаком. Заглушки закрепляют не менее чем пятью винтами, которые закернивают, чтобы не отвинчивались.

Рис. 3. Приспособление для подрезки торца головки цилиндра на токарном станке

Рис. 3. Приспособление для подрезки торца головки цилиндра на токарном станке:
1 — основание;
2 — струбцина.

Подрезание посадочного торца головки цилиндра на 0,8 — 1 мм увеличивает степень сжатия двигателя до 6,7 — 6,9, Дальнейшее повышение ее при эксплуатации на бензине А-72 вызовет детонацию, перегрев двигателя и снижение его мощности. Подрезать торец головки цилиндра можно на токарном станке в специальном приспособлении (рис. 3). Струбцины 2 для крепления головки должны располагаться с четырех сторон. После этого надо притереть плоскость торца на контрольной плите.

Для уменьшения механических и гидродинамических потерь рекомендуется тщательно отполировать маховики коленчатого вала, внутреннюю поверхность кривошипной камеры, головку поршня, сферическую поверхность камеры сгорания и поверхности впускного, выпускных и перепускных (продувочных) каналов.

Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ИЖ-Планета

Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ИЖ-Планета :
I — крутящий момент;
II — эффективная мощность;
III — удельный расход топлива.
Условные обозначения:
круг — серийный двигатель:
2 квадрата — двигатель с диффузором карбюратора диаметром 27 мм;
треугольник — двигатель с диффузором диаметром 27 мм и заглушками на маховиках;
два тире — двигатель с диффузором диаметром 27 мм, заглушками и увеличенной степенью сжатия (6,7—6,9).

Влияние каждого из предложенных здесь изменений на параметры двигателя хорошо видно на графике (рис. 4).

Увеличение диаметра диффузора карбюратора дает прирост мощности на 0,7 л. с.; уменьшение объема кривошипной камеры увеличивает ее на 0,4—0,5 л. е.; повышение степени сжатия прибавляет еще 0,7—0,9 л.с. Следует заметить, что обороты коленчатого вала при максимальных мощности и крутящем моменте не растут, а это очень важно для дорожного мотоцикла.

Для улучшения динамических и эксплуатационных параметров мотоцикла с форсированным двигателем следует установить ведущую звездочку главной передачи с 18 зубьями. Максимальная скорость мотоцикла при этом достигает 105 — 110 км/час; минимально устойчивая скорость на первой передаче составит 12 км/час, на второй передаче — 16,5—18 км/час, на третьей — 27 — 28 км/час, на четвертой — 37 — 39 км/час.

Если мотоцикл используется с боковым прицепом, рекомендуем установить ведущую звездочку главной передачи с 16 зубьями.

Время и путь разгона мотоцикла до определенной скорости с двигателем мощностью 15 л. с. значительно сокращаются. Например, на ровном шоссе с асфальтовым покрытием разгон до скорости 60 км/час. занимает 6,2 сек. на участие 80 м, а с серийным двигателем «ИЖ-Планета» соответственно 8,8 сек. при 100 м.

Расход топлива на 100 км пути при движении по такой же дороге при скорости в пределах 60 км/час не меняется и составляет 3,5 — 3,6 литра.

В. АБРАМЯН,

А. МАКСИМОВ,

1969N01P20

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

40000 км на Ява 634-8-00

 ПРАВИЛЬНАЯ ОБКАТКА — ЗАЛОГ ДОЛГОВЕЧНОСТИ В ХОЛОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ ИНТЕНСИВНЕЙ ИЗНОСВЫШЕ ОБОРОТЫ — ЛЕГЧЕ ДВИГАТЕЛЮЧАЩЕ ОБСЛУЖИВАЕШЬ — РЕЖЕ РЕМОНТИРУЕШЬПриобретая мотоцикл новой для себя марки, человек, естественно, интересуется всем, что касается этой машины. На что обратить внимание при обкатке, в чем особенности вождения и обслуживания, какова долговечность основных узлов и агрегатов и т. п.? Эти вопросы часто встречаются в письмах читателей. Ответы на них содержатся в публикуемом здесь материале о Jawa-350, но многое в нем справедливо и для других мотоциклов с двухтактным двигателем («Восход», ИЖ и др.). Подготовил его опытный мотоциклист, консультант журнала инженер Э. Коноп.Эксплуатировать Jawa-350 типа 634 модели 8-00 мы начали четыре года назад, ездили в самых разнообразных условиях, при различных нагрузках, на всех мыслимых режимах. Тогда, весной 1977 года, вынутая нами из ящика ЯВА ничем не отличалась от множества других, находившихся во дворе ма...

Читать далее >>

Чтобы вилка не стучала

Как устранить люфт стержня передней вилки в верхнем мостике  На некоторых мотоциклах ЯВА после 30 — 50 тысяч километров пробега износ приводит к люфту стержня передней вилки в верхнем мостике. Он обнаруживает себя неприятными стуками при движении по плохой дороге. Применение фольги для уменьшения зазора малоэффективно, а затяжка гайки ничего не дает. Устранить люфт удалось при помощи специальной гайки и конусного кольца (рис. 1). Они изготовлены из инструментальной стали (можно, например, использовать 40Х) с закалкой до твердости 45 — 50 HRC. Новые детали ставим вместо круглой гайки, как показано на рис. 2. При затягивании верхней гайки разрезное кольцо разжимается и плотно фиксирует стержень вилки в верхнем мостике. Стопорную шайбу в этом случае можно не ставить. Рис. 1. Гайка (слева) и кольцо. Рис. 2. Узел крепления верхнего мостика: 1 — рулевая колонка рамы; 2 — конусная гайка: 3 — мостик: 4 — разрезное кольцо; 5 — гайка;...

Читать далее >>

Что общего у Jawa 634 и CZ 472?

Тем, кто ездит на Яве и ЧЗ Многие читатели — владельцы чехословацких мотоциклов ЯВА и ЧЗ сталкиваются с определенными затруднениями, особенно при эксплуатации их в сельской местности. Причины — а собственной неопытности, недостатке специальной литературы, а главным образом в том что эти мотоциклы, предназначенные в основном для дорог с твердым покрытием, нередко эксплуатируются там, где приходится довольно много ездить по грунтовым. Мы подобрали вопросы, наиболее часто встречающиеся в редакционной почте, и попросили ответить на них инженера Э. КОНОПА.Какие детали новой и старой ЯВЫ взаимозаменяемы? Что общего у мотоциклов ЯВА-634 и ЧЗ-472?Полностью перечислить все взаимозаменяемые детали и узлы в статье невозможно. Остановимся на главных. В новом двигателе мотоцикла Ява 634 больше степень сжатия, достигнутая уменьшением высоты цилиндра. Остальные основные размеры — посадочные и межцентровые одинаковы, что дает возможность в старый двигатель установить новый колен...

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Схема реле указалетей поворота ИЖ РП-2С

Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле.  Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер.  1979N03P31

Читать далее >>

Двигатель ИЖ Планета Спорт. Испытания

 В предыдущем номере (февраль 1976) журнала была опубликована статья о редакционных испытаниях нового мотоцикла. В ней упоминалось, что он был принят редакцией в январе минувшего года. А в августе из Ижевска пришло сообщение, что вместо него можно получить на заводе другую машину, уже с раздельной смазкой. Один из авторов этой статьи, Б. ДЕМЧЕНКО отправился на старом мотоцикле в Ижевск, а вернулся оттуда на другом, с раздельной смазкой. Ниже мы публикуем путевые заметки об этой поездке, которая входила в программу редакционных испытаний, и материал инженеров Э. КОНОПА и Л. ОВСИЕВИЧА, основанный на дальнейшей эксплуатации мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт». 5августа. От Москвы до Казани 800 километров отличной дороги. Они пройдены без единой задержки. Жара — около 28 градусов. Мотор работает чисто, спокойно. Но на скоростях выше 110 км/час появляется детонация, а при выключении зажигания наблюдаются калильные вспышки. Однако перегрева, потери мощности нет.6ав...

Читать далее >>