Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с.
Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора
Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла.
Основные средства повышения мощности двигателей ИЖ-56 и «ИЖ-Планета» (как и любого двухтактного двигателя) — это улучшение процессов наполнения, продувки, выпуска, уменьшение механических и гидродинамических потерь, повышение степени сжатия для более эффективного использования топлива.
Улучшение процесса впуска достигается увеличением диаметра диффузора карбюратора и впускного патрубка до 27 мм (рис. 1). Расточить патрубок и корпус карбюратора (в сборе с вставкой смесительной камеры) можно на токарном станке. Обработанные поверхности надо тщательно зачистить, острые кромки притупить. Перед сборкой обратите особое внимание на состояние и чистоту всех каналов, особенно входного отверстия канала холостого хода. Увеличение диаметра диффузора на регулировку карбюратора не влияет.
Рис. 2. Установка заглушек на щеки коленчатого вала
Специальные заглушки, установленные на маховики коленчатого вала (рис. 2), уменьшают объем кривошипной камеры на 160 смз. От этого увеличивается давление в начале и в конце продувки, что благоприятно сказывается на наполнении цилиндра. Заглушки можно сделать из листовой стали толщиной 1,8—2 мм. Для герметичности посадочные места перед сборкой обильно смазывают бакелитовым лаком. Заглушки закрепляют не менее чем пятью винтами, которые закернивают, чтобы не отвинчивались.
Рис. 3. Приспособление для подрезки торца головки цилиндра на токарном станке:
1 — основание;
2 — струбцина.
Подрезание посадочного торца головки цилиндра на 0,8 — 1 мм увеличивает степень сжатия двигателя до 6,7 — 6,9, Дальнейшее повышение ее при эксплуатации на бензине А-72 вызовет детонацию, перегрев двигателя и снижение его мощности. Подрезать торец головки цилиндра можно на токарном станке в специальном приспособлении (рис. 3). Струбцины 2 для крепления головки должны располагаться с четырех сторон. После этого надо притереть плоскость торца на контрольной плите.
Для уменьшения механических и гидродинамических потерь рекомендуется тщательно отполировать маховики коленчатого вала, внутреннюю поверхность кривошипной камеры, головку поршня, сферическую поверхность камеры сгорания и поверхности впускного, выпускных и перепускных (продувочных) каналов.
Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ИЖ-Планета :
I — крутящий момент;
II — эффективная мощность;
III — удельный расход топлива.
Условные обозначения:
круг — серийный двигатель:
2 квадрата — двигатель с диффузором карбюратора диаметром 27 мм;
треугольник — двигатель с диффузором диаметром 27 мм и заглушками на маховиках;
два тире — двигатель с диффузором диаметром 27 мм, заглушками и увеличенной степенью сжатия (6,7—6,9).
Влияние каждого из предложенных здесь изменений на параметры двигателя хорошо видно на графике (рис. 4).
Увеличение диаметра диффузора карбюратора дает прирост мощности на 0,7 л. с.; уменьшение объема кривошипной камеры увеличивает ее на 0,4—0,5 л. е.; повышение степени сжатия прибавляет еще 0,7—0,9 л.с. Следует заметить, что обороты коленчатого вала при максимальных мощности и крутящем моменте не растут, а это очень важно для дорожного мотоцикла.
Для улучшения динамических и эксплуатационных параметров мотоцикла с форсированным двигателем следует установить ведущую звездочку главной передачи с 18 зубьями. Максимальная скорость мотоцикла при этом достигает 105 — 110 км/час; минимально устойчивая скорость на первой передаче составит 12 км/час, на второй передаче — 16,5—18 км/час, на третьей — 27 — 28 км/час, на четвертой — 37 — 39 км/час.
Если мотоцикл используется с боковым прицепом, рекомендуем установить ведущую звездочку главной передачи с 16 зубьями.
Время и путь разгона мотоцикла до определенной скорости с двигателем мощностью 15 л. с. значительно сокращаются. Например, на ровном шоссе с асфальтовым покрытием разгон до скорости 60 км/час. занимает 6,2 сек. на участие 80 м, а с серийным двигателем «ИЖ-Планета» соответственно 8,8 сек. при 100 м.
Расход топлива на 100 км пути при движении по такой же дороге при скорости в пределах 60 км/час не меняется и составляет 3,5 — 3,6 литра.
В. АБРАМЯН,
А. МАКСИМОВ,
1969N01P20
Первые километры В прошлом году на смену известному мотоциклу ЯВА—350 модели «360/00» пришла новая модель — 634-01.О том, как проявил себя мотоцикл в ходе редакционного теста, рассказывает инженер Э. КОНОП.Первый выездМотоцикл ЯВА 634-01, поступающий в нашу страну, привлекает к себе внимание непривычно строгой, можно сказать, спартанской внешностью, лишенной некоторых элементов мотоциклетной «архитектуры», характерных для моделей 60-х годов.Надо признать: по внешнему виду мотоцикл нравится не всем. Очевидно, некоторые мотолюбители настолько привыкли к округлым формам прежней ЯВЫ, что, не будучи знакомы с современной, «спортивной» модой в мото-циклостроении, считают ее своеобразным эталоном, любое отклонение от которого режет глаз и отвергается.При оценке изменений, происшедших во внешности мотоцикла Ява, следует учитывать, что они связаны с разработкой усовершенствованной конструкции, отвечающей требованиям длительной эксплуатации в ...
Читать далее >>Jawa для гонок по льду За всю историю первенств мира в мотоциклетных гонках по льду те, кто становились чемпионами, выступали на мотоциклах ЯВА. Это лучшая рекомендация завода в Дивишове, выпускающего трековые гоночные мотоциклы. Что же представляет собой специальная модель ЯВЫ для гонок по льду? Разрабатывая ее конструкцию, чехословацкие специалисты опирались на богатый опыт советских спортсменов. За основу была взята рама, созданная в свое время В. Карнеевым. С годами она, естественно, совершенствовалась, изменялась также конструкция передней вилки, некоторых второстепенных деталей. Сегодня после пяти модернизаций модель Jawa-891.5 (она выпускается с 1978 года) продолжает оставаться машиной чемпионов, и значительное количество этих мотоциклов поступает в СССР. Ежегодно советские спортивные клубы, располагающие сильнейшими в мире спортсменами в гонках по льду, получают более ста этих машин.Помимо рамы, передней вилки, масляного бака измененной конструкции ЯВА-891.5 отличается от ...
Читать далее >>С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...
Читать далее >>Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...
Читать далее >>Три модификации мотоцикла ИЖ Планета 5 Объединение «Ижмаш» на протяжении многих лет проводит в жизнь политику широкой унификации выпускаемых машин. Не только параллельной, то есть для изготовляемых одновременно моделей, например «ИЖ-Юпитер-5» и «ИЖ-Планета-5», но и последовательной — преемственность более поздних машин с предшественниками («ИЖ-Планета-5», «ИЖ-Планета-4», «ИЖ-Планета-3» и т. п.). Такая тенденция сохранится и в ближайшее время. Как известно, конструкторы «Ижмаша» предусматривают три перспективных семейства мотоциклов: «Сириус» на смену «Планете», «Сатурн» на смену «Юпитеру» и новое семейство «Орион» (ЗР, 1990, №6). Последнее базируется на японской лицензии, охватывающей четырехтактный одноцилиндровый двигатель, телескопическую переднюю вилку, дисковый тормоз переднего колеса, отлитые из легкого сплава колеса....
Читать далее >>