Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета


Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с.

Рис 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора

Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора

Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла.

Основные средства повышения мощности двигателей ИЖ-56 и «ИЖ-Планета» (как и любого двухтактного двигателя) — это улучшение процессов наполнения, продувки, выпуска, уменьшение механических и гидродинамических потерь, повышение степени сжатия для более эффективного использования топлива.

Улучшение процесса впуска достигается увеличением диаметра диффузора карбюратора и впускного патрубка до 27 мм (рис. 1). Расточить патрубок и корпус карбюратора (в сборе с вставкой смесительной камеры) можно на токарном станке. Обработанные поверхности надо тщательно зачистить, острые кромки притупить. Перед сборкой обратите особое внимание на состояние и чистоту всех каналов, особенно входного отверстия канала холостого хода. Увеличение диаметра диффузора на регулировку карбюратора не влияет.

Рис. 2. Установка заглушек на щеки коленчатого вала

Рис. 2. Установка заглушек на щеки коленчатого вала

Специальные заглушки, установленные на маховики коленчатого вала (рис. 2), уменьшают объем кривошипной камеры на 160 смз. От этого увеличивается давление в начале и в конце продувки, что благоприятно сказывается на наполнении цилиндра. Заглушки можно сделать из листовой стали толщиной 1,8—2 мм. Для герметичности посадочные места перед сборкой обильно смазывают бакелитовым лаком. Заглушки закрепляют не менее чем пятью винтами, которые закернивают, чтобы не отвинчивались.

Рис. 3. Приспособление для подрезки торца головки цилиндра на токарном станке

Рис. 3. Приспособление для подрезки торца головки цилиндра на токарном станке:
1 — основание;
2 — струбцина.

Подрезание посадочного торца головки цилиндра на 0,8 — 1 мм увеличивает степень сжатия двигателя до 6,7 — 6,9, Дальнейшее повышение ее при эксплуатации на бензине А-72 вызовет детонацию, перегрев двигателя и снижение его мощности. Подрезать торец головки цилиндра можно на токарном станке в специальном приспособлении (рис. 3). Струбцины 2 для крепления головки должны располагаться с четырех сторон. После этого надо притереть плоскость торца на контрольной плите.

Для уменьшения механических и гидродинамических потерь рекомендуется тщательно отполировать маховики коленчатого вала, внутреннюю поверхность кривошипной камеры, головку поршня, сферическую поверхность камеры сгорания и поверхности впускного, выпускных и перепускных (продувочных) каналов.

Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ИЖ-Планета

Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ИЖ-Планета :
I — крутящий момент;
II — эффективная мощность;
III — удельный расход топлива.
Условные обозначения:
круг — серийный двигатель:
2 квадрата — двигатель с диффузором карбюратора диаметром 27 мм;
треугольник — двигатель с диффузором диаметром 27 мм и заглушками на маховиках;
два тире — двигатель с диффузором диаметром 27 мм, заглушками и увеличенной степенью сжатия (6,7—6,9).

Влияние каждого из предложенных здесь изменений на параметры двигателя хорошо видно на графике (рис. 4).

Увеличение диаметра диффузора карбюратора дает прирост мощности на 0,7 л. с.; уменьшение объема кривошипной камеры увеличивает ее на 0,4—0,5 л. е.; повышение степени сжатия прибавляет еще 0,7—0,9 л.с. Следует заметить, что обороты коленчатого вала при максимальных мощности и крутящем моменте не растут, а это очень важно для дорожного мотоцикла.

Для улучшения динамических и эксплуатационных параметров мотоцикла с форсированным двигателем следует установить ведущую звездочку главной передачи с 18 зубьями. Максимальная скорость мотоцикла при этом достигает 105 — 110 км/час; минимально устойчивая скорость на первой передаче составит 12 км/час, на второй передаче — 16,5—18 км/час, на третьей — 27 — 28 км/час, на четвертой — 37 — 39 км/час.

Если мотоцикл используется с боковым прицепом, рекомендуем установить ведущую звездочку главной передачи с 16 зубьями.

Время и путь разгона мотоцикла до определенной скорости с двигателем мощностью 15 л. с. значительно сокращаются. Например, на ровном шоссе с асфальтовым покрытием разгон до скорости 60 км/час. занимает 6,2 сек. на участие 80 м, а с серийным двигателем «ИЖ-Планета» соответственно 8,8 сек. при 100 м.

Расход топлива на 100 км пути при движении по такой же дороге при скорости в пределах 60 км/час не меняется и составляет 3,5 — 3,6 литра.

В. АБРАМЯН,

А. МАКСИМОВ,

1969N01P20

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Три совета владельцам Явы 634

На мотоциклах Ява 634-01, 634-08 трубка, по которой отводятся пары электролита из батареи, заканчивается у заднего колеса. Во время движения, особенно летом, электролит попадает на колесо, глушитель, другие детали и повреждает их покрытие. Фото 1. Установка пузырька для сбора электролита. Я избавился от этой неприятности, укоротив трубку и опустив ее в пузырек с пробкой, который установил в правом инструментальном ящике, как показано на фото 1. Чтобы пузырек не разбился, сделал для него рамку из пенопласта. Скопившийся в пузырьке электролит можно использовать, доливая его в батарею. * * * Снять поршень с шатуна, имеющего игольчатый подшипник в верхней головке, — дело простое (нужно лишь следить, чтобы иглы не попали в картер). А вот без специальных приспособлений, описанных в февральском номере «За рулем» за 1978 год. установить его трудно. Если это приходится делать в дороге, можно воспользоваться простейшей втулкой внутренним диаметром 16 мм, длиной 21 мм, ко...

Читать далее >>

Рекомендации владельцам тяжелых мотоциклов

Я делаю так ...   Автор предлагаемого материала — инженер С. НАУМОВ из г. Ирбита, опытный мототурист, неоднократно участвовавший в дальних и сложных испытательных и туристских походах на мотоциклах «Урал». Его рекомендации, подсказавшее и проверенные опытом, без сомнения, пригодятся всем владельцам тяжелых мотоциклов. А может быть и не только им. Для удобства изложения я разделил свои предложения по темам. И начну с электрооборудования. Чтобы облегчить установку двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей ЗМТ-6, нужно от старой мотоциклетной камеры отрезать кольцо шириной 30 мм и надеть сразу на две банки. А лучше — два таких кольца, расположив их в верхней и нижней части банок.   Рис. 1. Соединение клемм двух батарей пластиной, установка резиновое кольца шириной 30 мм.  Советую соединить клеммы « +» одной батареи и «—» другой пластиной из нержавеющей стали или луженой меди (рис. 1), а выводы, с которых ...

Читать далее >>

CZ 977.3 Кроссовый мотоцикл

ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...

Читать далее >>

Цветная схема электрооборудования CZ 350 472

Электрооборудование CZ 472 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35 + 35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4 — контрольная лампа указателя поворота (б В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В» 2 Вт); 6 — контрольная лампа включения нейтральной передачи (6 В, 2 Вт); 7 — лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 8 — лампа освещения спидометра (в В, 2 Вт); 9 — центральный переключатель; 10 — реле-прерыватель указателя поворота; 11 — включатель указателя поворота; 12 — переключатель ближнего — дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 и 16 — свечи зажигания; 15 — катушки зажигания; 17 — включатель стоп-сигнала; 18 — включатель контрольной лампы нейтральной передачи; 19 — контакт прерывателя правого цилиндра; 20 — конденсаторы...

Читать далее >>

О цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ

Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ    Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала. Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок. Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю ...

Читать далее >>