Маршруты мотоциклетных путешествий нередко пролегают по горным дорогам, а значит нелишне поговорить о специфике езды в этих необычных условиях.
Горные дороги, нередко предъявляющие довольно жесткие требования к водителю, — отличная школа езды, но они совсем не подходящее место для «учебы на ошибках», последствия которых бывают самыми грустными. Поэтому, если вы впервые пробуете свои силы на серпантинах, постарайтесь, чтобы рядом с вами был более опытный мотоциклист, умеющий когда надо помочь, показать.
Что же отличает горную трассу от обычной? Конечно, и здесь встречаются прямые многополосные участки, не представляющие сложностей даже для тех, кому лишь вчера вручили водительские права. Но таких дорог пока мало, и лицо Кавказа, а тем бо^ее Памира определяют не они. Горные дороги, как правило, изобилуют поворотами, крутыми подъемами и спусками с узкой проезжей частью — по одной полосе для каждого направления и узкими обочинами (иногда их вообще может не быть). На этих трассах вполне обычны повороты на 180°, когда дорога лесенкой поднимается на хребет так, что закругления буквально вырублены в склоне горы. Встречаются здесь закрытые повороты, заканчивающиеся тоннелями, и многие другие «прелести», которых новички побаиваются, а мотоциклисты со стажем просто обожают. Действительно, когда освоишься, ездить по горной трассе куда интереснее, чем по равнинной магистрали.
Нереально от каждого требовать мастерства гонщика, но мы хотим подсказать новичку, как надо вести машину. Такой уровень подготовки сравнительно легко достигается при вдумчивом освоении хорошо известных мотолюбителям дорог Крыма, Карпат, Черноморского побережья Кавказа. Не спешите в высокогорье, где ситуация значительно усложняется объективными факторами — разреженным воздухом, падением мощности двигателя, ненастной погодой, которая там нередка и в летнее время.
Внимательность за рулем в горах приобретает особое значение. Даже не зная характера дороги впереди, внимательный новичок, двигаясь за опытным ведущим, по малейшим изменениям в наклоне его мотоцикла, по загоревшемуся «стопу» легко поймет, какой сложности предстоит вираж, по дымку, пахнувшему из глушителей, сообразит, что сразу же за поворотом крутой подъем. Ехать в такой связке значительно легче, чем самому реагировать на дорожные головоломки.
На горной дороге, как бы ни был прекрасен пейзаж вокруг, не отвлекайтесь. Даже мастера руля со стажем за это расплачивались. Остановитесь, и тогда уж любуйтесь природой. Но помните, что и на стоянке надо неукоснительно выполнять требования Правил. Оставленная за закрытым поворотом машина не раз становилась причиной несчастья. Ни в коем случае не паркуйтесь в местах, где дорога усеяна упавшими с гор камнями: кто скажет, когда и куда упадет следующий? Кстати, имейте в виду, что если дорога вырублена в скале, то под ее навесом всегда безопаснее, чем на открытой стороне.
Известно, что смотрят все, но далеко не все умеют видеть то, что надо. Горная дорога учит водителя видеть. Распространенная ошибка многих мотоциклистов заключается в том, что они сосредоточивают все внимание на частностях, не охватывая дорогу как целое. Грех, прямо скажем, совершенно непростительный, особенно на узкой, петляющей, загруженной дороге. Поэтому не привыкайте смотреть только на камешки, катящиеся под переднее колесо. Старайтесь охватить взглядом всю дорогу насколько возможно. Тогда будете более точно представлять себе, что вас ждет через 5, 10, 15 секунд, а это очень важно.
Новичок в горах нередко испытывает большую психическую нагрузку. Не поддавайтесь страху, который может оказать вам плохую услугу. Замечено, с водителем чаще происходят как раз те неприятности, которых он боится. Чаще падают мотоциклисты именно робкие, «сверхосторожные». Едва успевает сложиться на дороге трудная ситуация, как они сразу внутренне «ломаются», теряют способность правильно действовать, и падение представляется им единственным выходом.
Типичный случай. Вы вошли в поворот вслед за ведущим, все, казалось бы, делаете, как он, но в поворот почему-то «не вписываетесь» и вас куда-то выносит. Становится жутковато — обочина уже рядом... Что делать? Затормозить? А вдруг — занос? Выровнять мотоцикл? Тогда уж точно будете за дорогой. Безвыходное положение? Конечно, нет! Просто заставьте себя еще чуть добавить крен — и прекрасно пройдете этот «ужасный» поворот.
Путешествуя по горным дорогам, почаще устраивайте отдых. Из-за нервных перегрузок водители порой утрачивают способность ориентироваться в пространстве и у них могут возникать опасные иллюзии. Никогда не стесняйтесь признаться, что устали. Остановитесь, расслабьтесь, придите в себя, ибо продолжать движение в таком состоянии крайне опасно как для самого водителя, так и для окружающих.
Только в горах мотоциклист может по-настоящему оценить свое умение пользоваться коробкой передач, так, на хорошо известной туристам дороге от Туапсе до Сочи немало мест, где ЯВА-634 (без коляски) должна двигаться на третьей, второй, а то и первой передаче, к которой приходится прибегать на характерных здесь очень «острых» поворотах, особенно правых, сразу переходящих в крутой подъем. В «углах» этих поворотов приходится сбавлять скорость до 10—15 км/ч, а вторая передача тут уже слабовата. Высшей передачей в горах пользуются мало, так как прямые участки встречаются редко.
У ижевских мотоциклов низшие передачи не столь скоростные, как у ЯВЫ, что во многих случаях позволяет на крутых поворотах включать вторую, а не первую, но это не принципиально. Главное — быстро, точно и правильно выбрать нужную передачу (в зависимости от типа машины). Почувствовав ошибку, а это происходит, когда после прямого участка дорога резко поворачивает и уходит на подъем, мгновенно включайте пониженную передачу, не дожидаясь, пока скорость упадет настолько, что вы потеряете равновесие.
Иногда среди мотоциклистов возникает спор: что опасней — подъем или спуск? Если исходить из тяжести последствий, наиболее частых ошибок, то опасней все-таки спуск. Но и подъемы требуют к себе уважения, особенно во время дождя, когда трудно разглядеть на асфальте масляную дорожку, оставшуюся между колесами сотен медленно и тяжело идущих грузовиков. Опытный водитель двухколесной машины всегда держится подальше от такой дорожки — нередки здесь падения даме на сухом асфальте. Это сложнее всего опять-таки на поворотах, так как приходится двигаться в очень узкой полосе между масляной дорожкой и правой кромкой асфальта. Вести мотоцикл в таком коридоре на повороте не так уж сложно, если вы научитесь уверенно управлять им даже при значительном крене.
Неопытные мотоциклисты на поворотах чувствуют себя довольно скованно, боясь шевельнуть рулем. При этом мотоцикл выписывает на дороге почти идеальную, циркульную дугу, в которой-то и кроется опасность, так как запросто можно наехать на «гипнотизирующий» камень или другой подобный предмет, оказавшийся на пути. Поэтому старайтесь избавиться от скованности, быть хозяином положения. Даже накренив мотоцикл, не идите у него на поводу, управляйте им, только руль при этом старайтесь поворачивать плавно — это значительно уменьшает риск сорваться в занос.
Когда обстоятельства заставляют вас сместиться к внешней стороне поворота, надо либо сохранить скорость, но уменьшить наклон мотоцикла, либо, при приемистом моторе, сохранить наклон, но энергично наращивать скорость. Последний прием очень красив, однако выполним не на всяком мотоцикле, а к тому же требует большого умения, так что новичкам его не рекомендуем.
Мотоциклист высокой квалификации выполняет все эти маневры автоматически. Двигаясь в пределах поворота почти по любой диктуемой обстоятельствами кривой, он при необходимости легко меняет угол крена, скорость машины, передачу.
Осваивая управление мотоциклом на повороте, не увлекайтесь чрезмерно быстрой ездой. О том, что вы приблизились к предельному для данного покрытия скоростному режиму, вам подскажет характерный «скрип» шин на сухой дороге. В этом случае надо сразу «сбросить газ», чтобы не оказаться в больнице. Когда мы говорим о маневрах на повороте, то, в первую очередь, подразумеваем разумный стиль езды.
Если по каким-либо причинам дорожное покрытие оказывается таким скользким, что приходится ехать словно на цыпочках, важно не выпускать из поля зрения обочину. Случается, что мощный мотоцикл на асфальте ведет себя как на льду — отказывается стоять. Именно д этих ситуациях многих выручали обочины, которые, кстати, в гористой местности почти всегда прочные — каменистые или засыпанные гравием. На небольшой скорости по такой обочине можно объехать скользкий участок. Разумеется, когда вместо нее сбоку что-то вроде канавы с крупными, позеленевшими от мха камнями, то спускаться туда на мотоцикле не надо — трудно будет выбираться обратно.
Спуск. Здесь главная опасность в недооценке величины уклона. Легкомысленный водитель успевает иногда так разогнать мотоцикл, что внизу умудряется не вписаться в простейший поворот. Результаты бывают очень плачевны, так как все происходит обычно на скорости порядка 70 — 80 км/ч. Возьмите за правило спускаться на той же передаче, на какой здесь пришлось бы подниматься. Если на третьей при закрытом дросселе мотоцикл на спуске быстро набирает скорость, немедленно включайте вторую! В противном случае вам придется жечь колодки тормозов, и тогда пусть вас не удивляет, что они откажут через час-другой такой езды. А то и раньше.
Даже при совершенно правильном пользовании тормозами на спуске заметно сжимаются пружины передней вилки. При таком «клевке» мотоцикла уменьшается вылет переднего колеса, что несколько ухудшает устойчивость и затрудняет вход в поворот. Вообще приучайте себя заканчивать торможение до начала поворота. Это избавит от опасности срыва мотоцикла в занос. Дело в том, что при сильном торможении колеса и так уже бывают на грани юза, если же к этому добавить еще центробежные силы, то это почти гарантированный срыв машины в неуправляемый занос. Поэтому энергично тормозите до поворота. Другими словами, на самом повороте не тормозят, а только притормаживают, лишь корректируя траекторию так, как мы уже рассказали выше.
Надо всегда иметь в виду, что летом на спусках горных дорог мягкий асфальт от действия тысяч колес сильно ползет, образуя волны и складки, и к тому •же замасливается. Особенно опасна эта «гребенка» в дождь, так как сама неравномерность контакта колес с покрытием уже достаточный повод для заноса, а тут еще и очень низкий коэффициент сцепления.
Несколько неожиданная на первый взгляд опасность подстерегает на спусках с поворотами сравнительно опытных мотоциклистов, которые ездят достаточно быстро. На крутом повороте амортизаторы мотоцикла под воздействием центробежной силы дополнительно сжимаются, к этому добавляются толчки от неровностей, в результате дорожный просвет машины сильно уменьшается, и при значительном крене подставка мотоцикла может неожиданно задеть выступ асфальта. Толчок иногда оказывается столь сильным, что нарушается равновесие и происходит неуправляемый съезд с дороги. Так что, двигаясь в глубоком крене, держитесь подальше от бугров на асфальте. Если они встречаются на дороге постоянно, то найдите возможность остановиться и отрегулировать пружины амортизаторов на увеличенную нагрузку.
Известно, что успех путешествия во многом определяется тем, насколько добросовестно подготовлен к нему мотоцикл. Движение, связанное с постоянным маневрированием, требует абсолютной исправности ходовой части: передней и задней вилок, амортизаторов, колес, рулевого механизма, а также всех остальных агрегатов мотоцикла, от которых зависит безопасность движения. Например, если кольца подшипников рулевой колонки имеют выработку в местах контакта с шариками, то плавно повернуть руль во время движения не удается, а происходящие при этом рывки мотоцикла в ту или иную сторону делают положение водителя на горной 'дороге весьма незавидным.
Перед тем как отправиться в путь, тщательно подготовьте машину. В дороге будьте осторожны, никогда не теряйте голову. А мы, со своей стороны, постарались дать советы, которые помогут вам сделать путешествие не только интересным, но и безопасным.
Э. КОНОП, инженер
На мотоциклах Ява 634-01, 634-08 трубка, по которой отводятся пары электролита из батареи, заканчивается у заднего колеса. Во время движения, особенно летом, электролит попадает на колесо, глушитель, другие детали и повреждает их покрытие. Фото 1. Установка пузырька для сбора электролита. Я избавился от этой неприятности, укоротив трубку и опустив ее в пузырек с пробкой, который установил в правом инструментальном ящике, как показано на фото 1. Чтобы пузырек не разбился, сделал для него рамку из пенопласта. Скопившийся в пузырьке электролит можно использовать, доливая его в батарею. * * * Снять поршень с шатуна, имеющего игольчатый подшипник в верхней головке, — дело простое (нужно лишь следить, чтобы иглы не попали в картер). А вот без специальных приспособлений, описанных в февральском номере «За рулем» за 1978 год. установить его трудно. Если это приходится делать в дороге, можно воспользоваться простейшей втулкой внутренним диаметром 16 мм, длиной 21 мм, ко...
Читать далее >>У мотоциклов Ява, случается, отламывается упор на рычагах выключения сцепления и привода тормоза переднего колеса, из-за чего их приходится заменять. Поскольку купить новые нелегко, предлагаю испытанный способ ремонта. В рычаге прорезаю паз, как показано на рис. 1, при помощи ножовки и напильника. Затем из стали толщиной 4 мм вырезаю упор 1 (рис. 2) и подгоняю его точно по пазу. Закрепляю упор винтом 2 с потайной головкой. Чтобы винт не выворачивался, закерниваю его головку и стержень в нескольких точках.Рис. 1. Паз в рычаге. Рис. 2. Установка упора: 1 — упор; 2 — винт МЗ. Л. БАВТРИМОВИЧ 223035, Минская область, ст. Ратомка, пер. Привокзальный, 5 1979N06P33
Читать далее >>В первом материале о редакционных испытаниях мотоцикла «ИЖ-Юпитер—4» с коляской («За рулем», 1981, №11) было рассказано о том, что отличает эту модель от предыдущих, и о начале обкатки. Теперь мотоцикл прошел около 7000 километров, и появилась возможность оценить его ходовые качества, конструкцию некоторых узлов. Когда на счетчике спидометра было чуть больше 6000 километров и двигатель работал прекрасно, нас стал беспокоить шум, источник которого находился где-то под левой крышкой картера. Шум не звонкий, но достаточно сильный неприятный (заметим, что, к сожалению, этот звук хорошо знаком многим поклонникам «Юпитера»). Возникло предположение, что неисправность надо искать в моторной цепной передаче. Когда на СТО в Загорске была снята крышка картера, диагноз подтвердился: цепь моторной передачи оказалась сильно вытянутой. Волей-неволей пришлось ее заменить новой. Этот факт, естественно, не может не огорчать, так как пробег мотоцикла, ска...
Читать далее >>Три модификации мотоцикла ИЖ Планета 5 Объединение «Ижмаш» на протяжении многих лет проводит в жизнь политику широкой унификации выпускаемых машин. Не только параллельной, то есть для изготовляемых одновременно моделей, например «ИЖ-Юпитер-5» и «ИЖ-Планета-5», но и последовательной — преемственность более поздних машин с предшественниками («ИЖ-Планета-5», «ИЖ-Планета-4», «ИЖ-Планета-3» и т. п.). Такая тенденция сохранится и в ближайшее время. Как известно, конструкторы «Ижмаша» предусматривают три перспективных семейства мотоциклов: «Сириус» на смену «Планете», «Сатурн» на смену «Юпитеру» и новое семейство «Орион» (ЗР, 1990, №6). Последнее базируется на японской лицензии, охватывающей четырехтактный одноцилиндровый двигатель, телескопическую переднюю вилку, дисковый тормоз переднего колеса, отлитые из легкого сплава колеса....
Читать далее >>Новый генератор на старые машины При капитальном ремонте двигателя тяжелых мотоциклов с 6-вольтовым электрооборудованием или б случаях, когда выходит из строя "родной" генератор Г414, у владельца машины возникает естественное желание применить более совершенный и мощный 12-вольтовый Г424. С ним надежнее работает электро-оборудование, выше световые характеристики приборов, можно использовать широко распространенные автомобильные лампы. Поскольку по посадочному месту эти генераторы невзаимозаменяемы, совет об установке Г424 на двигатель К750М-01, опубликованный в октябрьском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес читателей и просьбу рассказать подробнее, как это сделать на мотоциклах других марок и моделей.Предоставляем слово специалисту по ремонту тяжелых мотоциклов инженеру А. СМИРНОВУ, которого редакция познакомила с предложениями читателей на эту тему.Прежде всего должен напомнить, что переделка электрооборудования не ограничивается установкой новог...
Читать далее >>