Первое мотоциклетное лето. Советы начинающему мотоциклисту

Советы начинающему мотоциклисту

 

Я ехал без шлема - Агитплакат художника С. Лапицкого

Агитплакат художника С. Лапицкого


Начался сезон у мотоциклистов.

Для многих — первый сезон.

Новичка, только что получившего удостоверение мотоциклиста, можно сравнить с человеком, научившимся более или менее сносно держаться на поверхности воды — до настоящего пловца ему еще очень далеко. Конечно, опыт — вещь сугубо индивидуальная. Но существует и много общих положений, которые каждый мотоциклист должен знать как свои пять пальцев.

Начнем с техники, ибо если для безопасной езды на автомобиле достаточно порой безупречного состояния рулевого управления и тормозов, то у мотоцикла важно все, любая его неисправность может стать катастрофической.

Об опасности разрыва или разъединения замкового звена ведущей цепи уже писали в журнале. Добавим, что иногда кожух срывает и неповрежденная цепь. Скажем, на «Яве», когда цепь сильно провисает или нет резиновых вкладышей, гасящих ее колебания. В этом случае она захватывает выступающими заклепками боковые поверхности в передней части нижнего кожуха. В целях профилактики после первой же разборки следует слегка разогнуть плоскогубцами края кожуха в обе стороны от цепи.

С такой же тщательностью надо следить за исправностью тормозов, смазкой колес, состоянием шин.

Если лопнет или ослабнет стяжная пружина тормозных колодок переднего колеса, может произойти его заклинивание. Тросы тормозов нужно тщательно смазывать и вовремя менять. Причем на мотоцикле обязательно должны быть исправны и передний и задний тормоза.

Помните, что при частых торможениях на горных дорогах или когда, как говорят, «затирают» колодки, тормозные барабаны сильно нагреваются и смазка вытекает из подшипников. От быстрой езды «сухие» подшипники перегреваются и могут привариться к оси, что влечет за собой заклинивание колеса. Поэтому не забывайте проверять смазку колес, особенно переднего.

Причиной почти неизбежного падения бывает мгновенный разрыв шины от прокола или даже от перекачки. Недопустимо ставить ненадежную шину или камеру на переднее колесо.

Известны и случаи падения мотоциклиста на больших скоростях вследствие заклинивания поршня в цилиндре при перегреве необкатанного двигателя или неправильной установке цилиндра, когда замок кольца не совпадает со стопорным штифтом на поршне. Правда, здесь можно спасти положение, быстро выжав сцепление. Тогда заднее колесо не заклинит.

Вот мы незаметно подошли к технике вождения, умению ездить безопасно по любым дорогам и в любых условиях. Мотоцикл чаще, чем автомобиль, движется в стороне от дорог с усовершенствованным покрытием. А езда по грунтовой да еще пыльной дороге намного сложнее и опаснее, чем по асфальту. Не превышайте здесь 40 км/час. Особенно опасно наезжать передним колесом на «борта» грунтовой дороги, покрытые толстым слоем пыли или крошкой из сухого грунта.

Когда вас в пути застанет дождь, то скорость даже на асфальте не должна превышать 50—60 км/час, так как на мокром покрытии не видны пятна масла или дизельного топлива, которые с водой образуют скользкую эмульсию. На таком участке дороги движение с высокой скоростью невозможно, происходит немедленная «подсечка» мотоцикла. Такая опасность грозит в дождь и на пересечениях с грунтовыми дорогами. Выезжающие на асфальт тракторы и автомобили несут на своих колесах грязь. Скользким бывает даже чистый асфальт, когда дождь только начинается и смачивает поверхностный слой пыли. Поэтому лучше немного переждать и двигаться дальше после того, как дождь хорошо промоет асфальт.

Не висите на хвосте у впереди идущих машин. Правильную дистанцию (в метрах) подскажет спидометр: половина числа, указывающего скорость.

Если вы находитесь в автомобильном потоке, не выбирайте особый, свой режим движения, старайтесь попасть в общий ритм, идти в ногу со всеми. Но это еще не вся наука. Надо находиться с другими водителями в постоянном контакте, хотя бы зрительном. Поэтому не прячьтесь «за спину», выбирайте такую траекторию движения, чтобы водители, следующие впереди, сбоку или навстречу, видели вас. Этим вы предупредите их неожиданные маневры.

В заключение скажу, что основным в искусстве безопасного вождения является способность мотоциклиста своевременно предугадывать опасную ситуацию, а значит, и избегать ее. Это умение придет не сразу. Но придет обязательно, если вы приучите себя к постоянному наблюдению за меняющейся на дороге обстановкой, постоянному анализу действий других водителей и, конечно, своих собственных.

В. ВИЛЬЧЕНКОВ, мотолюбитель, шофер 1-го класса г. Ростов-на-Дону
Первое мотоциклетное лето

 

1973N05P25

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

CZ 988 Туристический мотоцикл

Мотоциклы категории «Эндуро» (по-испански — выноcливый) сегодня завоевали широкую популярность. Они предназначены для туристских поездок по проселку, лесным, каменистым. заснеженным' дорогам и отличаются от обычных дорожных моделей малым весом, высоко поднятыми глушителями и щитками колес, шинами с развитыми грунто-зацепами, отсутствием декоративных деталей и меньшим, точнее минимальным, комфортом. Эти спартанские по характеру мотоциклы можно назвать чем-то средним между дорожными и кроссовыми. На первый взгляд «Эндуро» легко отличить от кроссовой машины по наличию фары. Модель «988» типа «Эндуро» включило в свою производственную программу известное чехословацкое предприятие "ЧЗ". По существу, это модификация кроссового мотоцикла ЧЗ. но с менее форсированным двигателем (ниже степень сжатия и мощность), повышенными надежностью и долговечностью, полным электрооборудованием. в том числе фарой, указателями поворота, генера...

Читать далее >>

ИЖ Юпитер-3 регулировка для достижения полной мощности

Выполните регулировку  «Мотоцикл «ИЖ — Юпитер-3» прошел уже более 5000 км, но полной мощности, как я могу судить по Другим таким же машинам, не выдает. Какие могут быть причины?» — спрашивает К. Усольцев из Магнитогорска.Если обкатка мотоцикла была проведена правильно, то есть в соответствии с инструкцией, и заметных дефектов двигатель не имеет, вероятно, удастся повысить его мощность, выполнив следующие работы.Выверните свечу и осмотрите. Если на ней много нагара, значит, в цилиндр поступает слишком богатая смесь, и нагар отложился также в камере сгорания и в выпускных каналах. Снимите цилиндр и удалите нагар с его головки, днища поршня и выпускных каналов. По отпечаткам на прокладке цилиндра проверьте, полностью ли совпадают контуры перепускных каналов картера и цилиндра и не перекрывает ли их прокладка. При необходимости подгоните каналы и прокладку.Проверьте и, если надо, установите одинаковое опережение зажигания в обоих цилиндрах (2,6...

Читать далее >>

Продление срока службы реле РП1С у мотоциклов ИЖ-Планета 3, Юпитер-3

Более надежный способ   У части мотоциклов ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 электронное реле РП1С указателей поворота постоянно включено вместе с зажиганием, что сокращает срок его службы.Чтобы оно работало только при включении указателей поворота, предлагалась (в книжке Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам», изд. ДОСААФ, 1986 и журнале «За рулем») незначительная переделка реле посредством изменения цепей питания и введения двух диодов. Однако они, как оказалось, ухудшают четкость срабатывания реле. С целью исключить этот недостаток я нашел более надежный способ подключения реле с тем же изменением цепей питания, но без дополнительных диодов. Вместо штатного переключателя указателей поворота ставим переключатель света П25 А (он продается во всех автомотомагазинах) и подключаем его, как показано на рисунке (б). Три дополнительных вывода из реле не забудьте загерметизировать наподобие имеющихся. А. КОРОЛЬЧУК Волынская область, с. Милуши     Выходной каскад реле РП1С и...

Читать далее >>

Мотоциклы для массового спорта. ИЖ-64М, Ковровец 175С

Для массового спорта Отечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам. Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы. Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см3) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (8,0&mdash...

Читать далее >>

Двигатель мотоцикла ИЖ Планета Спорт

Двигатель мотоцикла ИЖ ПС Производство мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 300—350 см3 имеет в Ижевске почти сорокалетнюю традицию. Если мы проследим родословную дорожных моделей за минувшие четыре десятилетия, то увидим, что последняя конструкция завода, «ИЖ—Планета-спорт», являясь в известной мере носителем традиций, воплотила в себе немало разработок, впервые испытанных на спортивных машинах марки «ИЖ».Двигатель мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт» — короткоходный (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 75 мм, рабочий объем — 340 см3), с трехканальной продувкой и шестеренчатой моторной передачей — сохранил целый ряд важных черт, общих с экспериментальными моторами ИЖ, предназначенными для кроссов и многоборья. В 1961—1967 годах в Ижевске были созданы двигатели для спортивных машин ИЖ—349, ИЖ—65М, ИЖ—10М, которые при рабочем объеме 340 см3 развив...

Читать далее >>