* Внимание! Под ценой мотоциклов Laverda на данной странице указывается средняя стоимость по объявлениям о вторичной продаже (БУ!) в интернете, без учета года выпуска, комплектации и поколения модели мотоцикла. Указанные цены не являются торговыми предложениями, либо ссылкой на них.
Пьетро Лаверда (Pietro Laverda) основал одноименное машиностроительное предприятие еще в 1873 г. В 1948 г. его внук Франческо (Francesco Laverda) на подъеме интереса к малокубатурной технике взялся за создание легкого мотоцикла для собственных нужд, так как коммерческого производства в тот момент еще не предполагалось. В качестве силового агрегата был создан верхнеклапанный мотор рабочим объемом всего 75 см3 в блоке с трехступенчатой коробкой передач, имевшей ножной механизм переключения.
Год ушел на постройку мотоцикла, но результат оказался настолько неплох, что многие знакомые создателя захотели иметь такой же аппарат. К 1951 г. было уже изготовлено более 500 штук, и всерьез встал вопрос о коммерческом производстве мототехники. Для привлечения средств и создания рекламы в том же году четыре мотоцикла «Laverda» были выведены на старт пробега Милан - Таранто длиной 1400 км. Все четыре машины благополучно финишировали. На следующий год на мотоцикле с телескопической передней вилкой и свечной задней подвеской гонщик Кастельяни (Caslellani) одержал победу в классе мотоциклов до 75 см3, а еще через год Фонтанили (Fontanili) повторил его успех.
Более того, на этот раз мотоциклы «Laverda» уже занимали первые 14 мест в итоговой таблице своего класса. Вскоре появилась 98-кубовая версия, поддержавшая гегемонию «Laverda» еще и в 100-кубовом классе. Кроме шоссейных гонок, например «Джиро д'Италия» (Giro d'ltalia), мотоциклы «Laverda» успешно участвовали и во внедорожных соревнованиях: Бенцони (Benzoni) в 1955 г. на 100-кубовой машине стал чемпионом Италии, а на следующий год заводская команда завоевала три золотых медали на Шестидневных соревнованиях ФИМ в Гармиш-Партенкирхене.
С 1959 года предприятие начало изготовление нового четырехтактного 50-кубового двигателя в блоке с трехступенчатой коробкой передач. Этот силовой агрегат устанавливался как на мопеды, так и на появившиеся к тому времени мотороллеры «Laverda». В 1962 г. покупателям был предложен легкий мотоцикл с двухцилиндровым верхнеклапанным мотором рабочим объемом 200 см3 и мощностью 11 л.с. Машина оказалась столь удачной, что выпускалась почти восемь лет.
С 1963 г. начинается выпуск мопедов с двухтактным двигателем, центробежным сцеплением и бесступенчатой передачей. Еще через два года дебютировали мотоциклы со 125-кубовым четырехтактным мотором, имевшим почти горизонтальный цилиндр. Предназначенные в основном для участия в гонках, они строились в версиях «Спорт» (Sport), «Триал» (Trial) и «Ралли» (Rally).
С 1960 г. специалисты компании «Laverda» начали работу над совершенно новой для себя техникой - тяжелым двухцилиндровым мотоциклом. Эта машина получила двигатель рабочим объемом 654 см3 и мощностью 52 л.с., имевший два параллельных вертикальных алюминиевых цилиндра со стальными гильзами и распределительный вал с цепным приводом в единой алюминиевой головке со сферическими камерами сгорания. Мотор оснащался электростартером, коробка передач была пятиступенчатой. В ноябре 1966 г. эта машина была показана на Лондонском салоне.
Годом позже появилась версия с 744-кубовым мотором, которая с 1968 года пошла в серийное производство под индексом «750 GT». Затем последовали версии «Б» и «SF», причем мотор последней уже развивал мощность 60 л.с., разгоняя машину до 190 км/ч. Как и в 50-е, для лучшей рекламы новые машины вышли на старт гонки, рассчитанной не столько на скорость, сколько на надежность и выносливость, - «24 часа Осс» 1969 г. в Голландии.
В паре с гонщиком Бреттони (Brettoni) выступал правнук основателя предприятия Массимо Лаверда (Massimo Laverda). Они и завоевали первое место в классе 750 см3, а на следующий год повторили свой успех. Тогда же мотоциклы «Laverda» привезли победу в гонке «500 километров Монцы», а в 1971 г. победная серия продолжилась «золотом» в «24 часа Барселоны» и «серебром» в «Боль Д'Ор».
На Миланском мотосалоне 1969 г. впервые был показан еще один прототип от «Laverda» - мотоцикл с трехцилиндровым двигателем рабочим объемом 980 см3, созданный под руководством инженера Лучиано Дзена (Luciano Zen). Серийный выпуск модели «ЗС» начался в 1973 г. Рядный трехцилиндровый мотор с электростартером располагался поперек рамы. Два распределительных вала в головке приводились единой цепью, проходившей между вторым и третьим цилиндрами. Мотор, оснащенный тремя карбюраторами и электронной системой зажигания, развивал мощность 80 л.с. при 7200 об/мин, степень сжатия равнялась 9. С двигателем блокировалась пятиступенчатая коробка передач.
При массе 220 кг мотоцикл Laverda мог разгоняться до 200 км/ч. Эта машина в гонке «24 часа Барселоны» 1974 г. заняла третье место. Выше не позволили подняться многие «детские болезни», беспокоившие также серийную продукцию и излеченные к 1975 г. Машина Laverda с индексом «3CL» получила два дисковых тормоза переднего колеса вместо одного могучего «барабана». В1976 г. эта машина приобрела собственное наименование «Йота» (Jota), придуманное британским импортером «Laverda» Роджером Слейтером (Roger Slater).
В 1974 году в серию пошла внедорожная модель Laverda «Котт» (Chott) с одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 250 см3 и мощностью 26 л.с. Оснащенный дублированной системой электронного зажигания мотор блокировался с пятиступенчатой коробкой передач. При весе 117 кг мотоцикл мог разгоняться до скорости 120 км/ч. В следующем году было заключено важное соглашение между компаниями «Laverda» и «Хускварна», согласно которому итальянское предприятие стало получать для своих внедорожных мотоциклов шведские двухтактные моторы рабочим объемом 125 и 250 см3 с лепестковым газораспределением и шестиступенчатой коробкой передач.
Следующее соглашение с иностранным поставщиком силовых агрегатов, заключенное в 1977 г., вывело на рынок легкие мотоциклы «Laverda» со 125- и 175-кубовыми двухтактными силовыми агрегатами концерна «Цюндапп». Особенно интересна была вторая машина, получившая мотор с системами жидкостного охлаждения и электронного зажигания, пятиступенчатую коробку передач и литые колеса. Этот дорожный мотоцикл легко развивал скорость 130 км/ч.
Чуть позже появилась аналогичная 350-кубовая версия. На следующий год свет увидели сразу два новых чуда марки «Laverda» - новый трехцилиндровый мотоцикл с мотором выросшего до 1200 см3 рабочего объема и модель «V6», название которой говорит само за себя. Эта машина была создана под руководством Лучиано Дзена и бывшего инженера компании «Мазерати» Джулио Альфиери (Giulio Alfieri), официально числившегося консультантом.
Мотор был системой жидкостного охлаждения, системой смазки с сухим картером и электростартером. Пятиступенчатая коробка передач передавала крутящий момент к заднему колесу через карданный вал. Дисковые тормоза обоих колес получили гидравлический привод. Весящий 216 кг монстр мог разгоняться до сумасшедшей даже сегодня скорости 280 км/ч.
80-е годы, ставшие свидетелями массовой атаки на Европу японских мотоциклов, привели к кризису компании «Laverda». К середине 80-х годов фирма еще имела обширную программу - от 1000-кубовой модели «SFC» до 50-кубового внедорожного мотоцикла «Atlas OR 50» и дорожной машины с индексом «GSR», оснащенной 125-кубовым двухтактным мотором жидкостного охлаждения и шестиступенчатой коробкой передач.
Последней интересной новинкой того периода стала показанная на Миланском салоне 1985 года дорожная модель «Lesmo 350» с двухтактным трехцилиндровым двигателем рабочим объемом 350 см3, но она так и осталась в виде прототипа. Пошедшая в серию версия «Lesmo GS 125» была гораздо проще, но и она не спасла положения.
Реорганизации, убытки и смены владельцев преследовали компанию до 1993 г., когда ее приобрел финансовый магнат Франческо Тоньон (Francesco Tognon). При нем фирма испытала «вторую молодость», выведя на рынок несколько моделей с продольно расположенными в раме V-образными двухцилиндровыми четырехкпапанными моторами с двумя распределителными валами в головке цилиндра. 668-кубовый мотор воздушного охлаждения в паре с 750-кубовым «жидкостным» составляли гамму силовых агрегатов и сочетались с шестиступенчатыми коробками передач.
Карбюраторы сменились системой электронного впрыска топлива. Велись работы по созданию новейшего трехцилиндрового мотора, но финансовое положение компании вновь стало ухудшаться. Три модели, собираемые из ограниченного числа агрегатов, уже не могли способствовать стабильному положению на рынке, и Тоньон в 2000 г. продал свое недавнее приобретение компании «Априлия». На следующий год мотоциклы «Laverda» еще предлагались покупателям, но вскоре совсем исчезли с рынка.
Для охотников и лыболовов Наверное, среди мотолюбителей немало людей, увлекающихся охотой или рыбной ловлей, или, скажем, наоборот: среди охотников и рыболовов — владельцев двух- и трехколесного транспорта. Сочетание это удобно с чисто практической точки зрения. Мотоцикл доставляет своего хозяина до леса или водоема, а дальше он идет пешком или плывет на лодке. А нельзя ли для плавания по воде приспособить мотоцикл? Оригинальную попытку решить такую задачу предприняли конструкторы Киевского мотоциклетного завода. На верхнем фото вы видите серийный мотоцикл К-750 производства КМЗ. Он отличается от обычного лишь формой и видом коляски. У нее легко убирающийся ветровой щиток и обтекаемые формы, но без привычного выреза справа, а сзади находится выступ, напоминающий киль шлюпки. Нажим рычага, расположенного на раме коляски справа от водителя, — и лодочка легко отделяется от шасси, превращаясь в одноместный челнок. А вот он уже плавно покачивается на волнах (фото в...
Читать далее >>Зимой мотоциклы отдыхают. Но не все. Те, которые служат единственным средством транспорта, в основном у сельских жителей, продолжают трудиться. Нелегко в эту пору машинам, а еще больше—водителям. По-разному скользкие дороги, иногда легкий, порой колючий, с жестким ветром снег, часто мороз, а потом оттепель — все это требует тщательной подготовки машины, освоения особых приемов вождения, специальной одежды. Но опытным мотоциклистам это не помеха.Чтобы двигатель не доставлял мучений при пуске, заранее проверяют плотность соединений деталей во всем впускном тракте, промывают и регулируют карбюратор, обеспечивают бесперебойную работу системы зажигания, то есть полностью заряжают аккумулятор (в батарейной системе), очищают старую или, что лучше, ставят новую свечу, зачищают контакты прерывателя и правильно устанавливают опережение зажигания.При низких температурах испарение бензина ухудшается, поэтому для получения нормального состава горючей смеси приходится подавать в см...
Читать далее >>В редакцию обращаются многие читатели с просьбой рассказать о переделке или замене глушителей, периодичности очистки и с другими вопросами, связанными с системой выпуска двухтактных двигателей. Ответы на них даются в этой статье. Многие мотоциклисты считают, что глушители в двухтактных двигателях служат только для уменьшения шума выпуска отработавших газов. В действительности — это лишь одна их функция. Другая, не менее важная, — способствовать лучшему наполнению цилиндра. О ней часто забывают. Рис. 1. Глушители: а - мотоцикла ИЖ; б - мотороллера ВП-150МПервый процесс хорошо изучен, и создание конструкций глушителей, только уменьшающих шум выпуске, не представляет больших трудностей. Принцип их работы — в снижении давления, скорости и температуры отработавших газов, выходящих в атмосферу. Достигается это за счет расширения потока газов в корпусе глушителя и дробления его с изменением направления в специальных вставках (рис. 1). Сопротивление движению газов в трубе и...
Читать далее >>Встречая новый "Восход" Каждый четвертый советский мотоцикл выпускается в Коврове. Новая модель «Восход—3» сохранила традиционную для этой марки преемственность с предыдущими. Она получила новые бензобак, систему впуска, задние амортизаторы, привод управления «газом» и демпфер вторичной передачи. На «Восходе—3» применены модернизированные тормоза, колеса, генератор, улучшено седло.У этого мотоцикла большая предыстория — девять моделей класса 175 см3 с маркой «Ковровец» и «Восход». И вот юбилейный, десятый по счету «Восход—3». Ковровский завод имени В. А. Дегтярева- недавно закончил всесторонние испытания новой дорожной машины и вскоре приступает к ее серийному производству.В основе конструкторских решений анализ пожеланий многочисленных потребителей нашей продукции, в сочетании с разработанными заводом мероприятиями по дальнейшему ее совершенствованию.Работы по мотоциклу...
Читать далее >>На этих мотоциклах последних выпусков для улучшения проходимости задняя часть глушителя приподнята. Теперь, чтобы вынуть ось при демонтаже заднего колеса, приходится отсоединять глушитель. Этого можно избежать, если вставлять ось с правой стороны, для чего достаточно уменьшить вдвое толщину шайбы, устанавливаемой под гайку крепления оси. * * *В журнале «За рулем» сообщалось, что вместо штатного реле-регулятора ИЖ-РР2С, который приобрести довольно трудно, можно использовать реле от автомобиля «Москвич» последних моделей. Еще удобнее применить реле напряжения РР380 от «жигулей». Для его установки не требуется искать другого места, поскольку оно размещается на месте прежнего (в этом и состоит преимущество).Клеммы «15» и «67» реле соединяются соответственно с выводами « + » и «Ш» генератора («минус» реле выведен на «массу»). В. ПАЛАГИН346421, г. Новочеркасск, Ростовское шо...
Читать далее >>