Как лучше сохранить цепь. Увеличение срока службы цепной передачи

Как лучше сохранить цепь


Почти у всех современных мотоциклов крутящий момент от двигателя на заднее колесо передает цепь. Популярная некогда карданная передача из-за сложности, большого веса и дорогостоящего производства сохраняется ныне только на тяжелых мотоциклах с противолежащими цилиндрами двигателя- Там она удобно компонуется, благодаря тому что коленчатый вал лежит в продольной плоскости машины, как и кардан, что обеспечивает удобную их связь.

Есть у цепи один существенный недостаток — по долговечности она намного уступает карданной передаче, а внимания требует больше. Особенно сильно цепь изнашивается на мотоциклах, где она не защищена от грязи, воды и пыли. В этом убедились многие владельцы «ИЖ—Планеты-спорт», на которой по объективным причинам, как и у ряда других машин, цепная главная передача выполнена открытой.

Многочисленные исследования, проведенные различными фирмами, показали, что, если мотоцикл предназначен не только для автострад, цепная передача на нем должна быть заключена в кожух. Таковы все дорожные ИЖи и «ковровцы» последних десятилетий, новые модели минского завода, многие-зарубежные машины. Однако нельзя забывать, что цепь надежно служит, пока цел кожух. Если на покрытую смазкой цепь попадает пыль, то она изнашивается столь же быстро, как совершенно открытая и ничем не смазанная, а иной раз и быстрее. Это подтвердил в недалеком прошлом печальный опыт многих владельцев новых мотоциклов Ява 634 первых выпусков. Конструкция его защитных кожухов, которые представляют собой замкнутое кольцо, заполненное смазкой, великолепна. Цепь нигде не выходит в открытые или полуоткрытые полости — здесь не к чему придраться. Но... резиновые кожухи довольно часто разрывались, даже в период обкатки. Не станем анализировать причины — завод-изготовитель их устранил в прошлом году, и сейчас жалоб практически нет. Роль кожухов существенна: на нашем мотоцикле, прошедшем к настоящему времени свыше 26000 километров, цепь вытянулась необычайно мало — мы сдвинули ось колеса назад пока всего на 6—7 мм! А мотоцикл эксплуатировался и проверялся в труднейших условиях вместе с мотоциклом ИЖ Планета-спорт. В то же время те, кто ездил на новых мотоциклах Ява с порванными чехлами, жалуются на очень быстрый износ передачи. И понятно: недаром многие опытные мотолюбители, владельцы ИЖ—49, на которых чехлов нет, считают, что если цепь специально не «варить» в графитной смазке, то лучше уж поставить на мотоцикл совершенно сухую, ничем ее не смазывая снаружи. И такая блестящая цепь служит лучше «смазанной», покрывшейся жирной грязью. Однако классические, описанные во многих книгах методы «проварки» цепи в графитной смазке довольно хлопотны, и нам еще не встречались люди, которым это занятие нравилось бы. Поэтому его под разными предлогами избегают и... мажут снаружи!

Когда в группе мотолюбителей начинается разговор о вытягивании цепи, некоторые понимают это буквально. Так себе и представляют: под действием нагрузки каждое звено ее растягивается, и в итоге удлиняется вся цепь. Успокоим таких товарищей: нагрузки здесь рассчитать совсем несложно, и конструкторы с этим легко справляются. Ни на одном мотоцикле растяжения звеньев с остаточной их деформацией не происходит, — если бы это допускалось, цепи рвались бы при первых выездах. Кроме того, при такой картине удлинения никакой разницы не было бы между закрытой и открытой конструкциями, а она, как мы уже говорили, довольно значительна.

 

 

Рис. 1. Удлинение цепи происходит из-за износа ее сочленений

Рис. 1. Удлинение цепи происходит из-за износа ее сочленений.

 

Итак, удлинение цепи объясняется износом ее сочленений (примерно так, как это показано на рис. 1).

Другой фактор, существенно сказывающийся на долговечности цепи, — ее натяжение. Главное требование состоит в том, чтобы чрезмерным натяжением не перегрузить подшипники звездочек. Вспомним: поскольку ось вращения ведущей звездочки не совпадает с осью качания задней маятниковой вилки, натяжение цепи меняется в зависимости от положения вилки; нажмите на заднюю часть мотоцикла — и вы в этом убедитесь. В то же время, если вы, подняв мотоцикл на центральную подставку, станете вращать заднее колесо, контролируя натяжение цепи, то заметите, что в некоторых положениях она натянута сильнее, а в других слабее. Это объясняется как неравномерным износом звеньев, так и возможным биением обеих звездочек.

Поэтому, регулируя цепь, сначала находим, вращая колесо, положение наибольшего натяжения и только тогда отодвигаем на нужную величину заднее колесо. На ЯВЕ, например, она не должна полностью натягиваться даже при предельно сжатых задних амортизаторах, а на мотоцикле Планета-спорт — при вывешенном колесе (схематически это показано на рис. 2).

 

Рис. 2. Цепь максимально натягивается при ходе колеса вверх (а, Ява) или вниз (б, «ИЖ — Планета-спорт»)

Рис. 2. Цепь максимально натягивается при ходе колеса вверх (а, Ява) или вниз (б, «ИЖ — Планета-спорт»).

 

Случается, цепь изношена настолько неравномерно, что добиться какой-то «золотой середины» при ее регулировке не удается: то она перетянута, то ослаблена настолько, что перескакивает через зубья звездочек. Здесь замена ее новой неизбежна, причем нередко сопряжена с заменой звездочек, так как и они могут оказаться непригодными для дальнейшей эксплуатации. Если они изношены подобно тому, как показано на рис. 3, замените их немедленно. Зубья такой формы стремятся вытолкнуть ролики цепи на вершины и во время движения очень сильно ее натягивают. В результате быстро изнашивается любая, в том числе и новая цепь, а также подшипники звездочек.

 

Рис. 3. Характерный износ зубьев звездочки, непригодной для дальнейшей эксплуатации

Рис. 3. Характерный износ зубьев звездочки, непригодной для дальнейшей эксплуатации.

 

Сейчас, в связи с введением ограничения скорости движения мотоциклов по дорогам до 70 км/час, некоторые владельцы скоростных машин — «ИЖ — Планета-3», «ИЖ — Юпитер-3», Ява — уменьшают мощность моторов снижением степени сжатия. Это удлиняет срок их службы и дает возможность использовать более дешевые марки бензина и масел. Но, чтобы при этом не ухудшился разгон, ведущую звездочку задней передачи следует уменьшить на один-два зуба в зависимости от условий эксплуатации мотоцикла. Однако учтите: число зубьев звездочки не должно быть кратным числу звеньев цепи, иначе передача износится очень быстро и неравномерно. И вот почему. Положим, цепь имеет 120 звеньев, звездочка — 20 зубьев, и при контакте зуба № 1 со звеном № 1 цепь натянута сильнее всего. Тогда при каждом цикле работы передачи это сочетание будет повторяться: на каждые шесть (120 : 20) оборотов звездочки — один рывок. Если к тому же на определенной скорости в колебаниях цепи возникнет резонанс, из-за чего она начнет сильно раскачиваться, — резкий и неравномерный износ неизбежен. Но заменим звездочку меньшей — с 19 зубьями. Несложно подсчитать, что в этом случае сочетание зуба № 1 со звеном № 1 будет повторяться лишь один раз за 19 оборотов цепи! Ведь это произойдет при условии, что отношение 120:19Xn станет целым числом, причем п — целое число оборотов цепи. Это условие и соблюдается при n = 19, 38, 57 и т. д. Условия работы цепи наиболее благоприятны, если числа зубьев звездочек также не будут кратными между собой, иначе периодически может происходить суммирование нагрузки в цепи, например из-за биения той и другой звездочек. Причем главную роль в этом смысле играет малая, ведущая звездочка, и ее состоянию следует уделять основное внимание.

Соблюдение всех указанных условий в сочетании с эластичными кожухами цепи и исправными упругими резиновыми гасителями колебаний, находящимися в заднем колесе, способствует увеличению срока службы цепной передачи.

Э. КОНОП, инженер


 

1976N04P34-35

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Карбюратор К-99. Для гоночных мотоциклов

Для гоночных мотоциклов   Карбюраторы К-93 и К-95, устанавливаемые на наших гоночных мотоциклах, вызывают много справедливых нареканий. Главный недостаток их — большое внутреннее сопротивление протоку бензина, что отрицательно сказывается на приемистости двигателя. Регулировка этих карбюраторов очень сложна, и подчас даже опытные гонщики не в состоянии производить ее самостоятельно. Все эти недостатки устранены в новом карбюраторе К-99, спроектированном ленинградским филиалом НАМИ по топливной аппаратуре. При разработке карбюратора была поставлена задача добиться хорошей приемистости с помощью диффузора, рассчитанного на максимальную мощность двигателя. С этой целью воздушный тракт карбюратора освобожден от дозирующей иглы и воздушного корректора, т. е. от деталей, которые тормозят воздушный поток и ухудшают тем самым наполнение цилиндра при открытом дросселе. Для получения хорошей приемистости двигателя и устойчивой его работы на всех режимах топливные каналы карбюратора вы...

Читать далее >>

За пять лет выпущено 100 тысяч мотороллеров Вятка ( 1957 - 1962 )

За пять лет выпущено 100 тысяч мотороллеров     Пожалуй, нет такого уголка в нашей стране, где бы не знали мотороллер «Вятку». За удобство и надежность, хорошую проходимость и комфортабельность его полюбили люди самых различных возрастов и профессий. Пять лет назад были собраны первые 10 машин, а в этом году с конвейера завода сошел 100-тысячный мотороллер. Нынешний роллер во многом отличается от первых машин, предназначавшихся в основном для езды по благоустроенным дорогам. Заводские конструкторы немало потрудились над тем, чтобы увеличить мощность двигателя, продлить срок службы рамы, усовершенствовать амортизаторы и электрооборудование. В 1959 году был успешно проведен пробег на мотороллерах протяженностью 12 000 километров от Кирова до Урала. Он показал, что «Вятка» — не только городская машина. «Вятки» стали участниками и спортивных состязаний. «Мотороллеры! На старт!»—такая команда впервые прозвучала в 1960 г...

Читать далее >>

Беседа седьмая. Пуск двигателя

Поговорим о пуске   Каждый водитель знает, как запускать двигатель. Только у одного он начинает работу после двух-трех нажимов на педаль, а у другого пуск иногда затягивается настолько, что быстрее дойдешь до цели пешком. Что же нужно делать, когда не удается сразу запустить двигатель? При позднем зажигании пуск всегда затруднен. Большое же опережение зажигания недопустимо из-за того, что кривошип получает встречный толчок и, резко отбрасывая педаль, может вызвать повреждение пускового механизма. Для пуска холодного двигателя обогащают смесь: утапливают поплавок, прикрывают воздушную заслонку, корректор и т. п. Затем два-три раза нажимают пусковую педаль для впуска смеси в холодную погоду иногда четыре-пять (раз). Теперь при включении зажигания и нажиме на педаль в двигателе должны появиться вспышки. Если их нет, выжидают одну-две минуты, чтобы дать топливу испариться, и повторяют все сначала. При пуске горячего двигателя обогащать смесь не рекомендуется. Дроссель следует открыва...

Читать далее >>

Почему не заводится мотоцикл ?

Почему умолк двигатель? В минском издательстве «Полымя» вышла в свет книга «Ваш спутник мотоцикл». В числе ее авторов два давних друга нашей редакции Владимир ЗАХАРИН и Геннадий ПИЛЮКЕВИЧ — мастера спорта по мототуризму, большие энтузиасты этого прекрасного вида активного отдыха и самоотверженные его пропагандисты.Мы решили вместо рецензии предложить нашим читателям-мотоциклистам несколько отрывков из книги, поскольку тираж ее, к сожалению, слишком мал, всего 60 тысяч.Первый отрывок посвящен неисправностям двигателя. И хотя он построен главным образом на примере конкретного двигателя ММВЗ, все рекомендации авторов, безусловно, имеют силу и для других моторов, а потому будут представлять интерес для самого широкого круга мотоциклистов. Материал с согласия авторов несколько сокращен и доработан.Иногда в шутку говорят, что двигатель не заводится, когда в цилиндре «зажечь нечего или нечем». Это действительно так, хотя еще чаще бывает наоборот: &laq...

Читать далее >>

Ремонт центральной подставки на мотоцикле ИЖ

 На мотоциклах ИЖ в результате износа упоров, приваренных к раме, центральная подставка скручивается и ломает упоры. Приваривать их снова не стоит. так как это довольно сложно и небезвредно для рамы. Установка упоров на подставку: 1 подставка; 2 — упоры. Я, а затем еще несколько владельцев ИЖей приварили упоры (пластины, вырезанные из стального листа толщиной 5 мм) к самой подставке, как показано на рисунке. Уже несколько лет переделанные подставки не доставляют нам никаких хлопот. Н. МЕЛАНКО 330067, г. Запорожье, ул. Учительская, 17а 1976N01P38

Читать далее >>