* Внимание! Под ценой мотоциклов KTM на данной странице указывается средняя стоимость по объявлениям о вторичной продаже (БУ!) в интернете, без учета года выпуска, комплектации и поколения модели мотоцикла. Указанные цены не являются торговыми предложениями, либо ссылкой на них.
Основатель фирмы KTM Ганс Трункенпольц (Hans Trunkenpolz) начал свою производственную деятельность еще в 1934 г., организовав в городке Маттигхофен небольшую слесарно-кузнечную мастерскую. Постепенно перейдя к ремонту велосипедов, мотоциклов и автомобилей, Трункенпольц перед войной стал представителем фирм ДКВ и «Опель», продавая и обслуживая их технику.
В 1951 г. на волне спроса на дешевый транспорт специалисты компании KTM (KTM – Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen) начали разработку легкого 100-кубового мотоцикла, прототипы которого были представлены на весенней торговой ярмарке в Вене в 1953 г.
Чуть позже началось серийное производство модели «KTM R 100», получившей 98-кубовый двухтактный двигатель «Rotax» мощностью 3 л.с. в блоке с двухступенчатой коробкой передач, а также телескопическую переднюю вилку и алюминиевые ступицы обоих колес. Через два года в серию пошли версия «R100 Luxus» со спидометром и хромированным бензобаком, а также модификация со 123-кубовым блок-мотором «Ротакс». В 1954 г. мотоциклы KTM впервые выиграли чемпионат Австрии по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 125 см3.
В 1957 г. на рынок вышел мотороллер «KTM Mirabell», на котором стоял двухтактный блок-мотор рабочим объемом 123 см3 оснащенный электростартером и системой принудительного воздушного охлаждения с вентилятором. Чуть позже появились 50-кубовый мопед от KTM «Меску» в одно- и двухместном исполнении, а также варианты мотоцикла и мотороллера с двухтактным мотором «Rotax» рабочим объемом 149 см3.
Одновременно развивалась спортивная программа предприятия KTM: с одной стороны - мотоциклы для триала и мотокросса с теми же моторами (123 и 149 см3), что и серийных моделях, с другой - специально подготовленные мотоциклы для шоссейно-кольцевых гонок, изначально оснащавшиеся 123-кубовым силовым агрегатом «МВ Агуста» с распределительным валом в головке цилиндра.
На базе этого мотора инженер KTM Людвиг Апфельбекк (Ludwig Apfelbeck) впоследствии создал двигатель аналогичной кубатуры, но с двумя распределительными валами и четырьмя клапанами в головке цилиндра. На подобных мотоциклах успешно выступали гонщики Erwin Lechner, Paul Schwarz, Franz Albert и другие. Успехи в состязаниях, а также надежная и недорогая основная продукция помогла предприятию KTM благополучно пережить кризис второй половины 50-х годов, что не удалось многим, гораздо более именитым компаниям.
В 1962 г. руководство компанией принял Erich Trunkenpolz, сын учредителя KTM. Отделение перспективных разработок возглавил инженер Zizala, который способствовал дальнейшему развитию мотоциклов и мопедов в 60-е и 70-е годы.
В первой половине 60-х годов предприятие осваивало новые модели, среди них можно назвать мотороллер «Ponny», который выпускался до 1977 года. Машина KTM имела двухтактный 50-кубовый мотор «Пух» воздушного охлаждения и четырехступенчатую коробку передач с механизмом ножного переключения и кикстартером. В 1963 г. дебютировала первая версия спортивного мотоцикла «Comet» (Комета), оснащенная 49-кубовым двухтактным двигателем «Закс» с пятиступенчатой коробкой передач.
Появление мопеда от KTM «Хобби» вызвало смену поставщика силовых агрегатов, на машине стоял 49-кубовый двухтактный блок-мотор «Закс». Тогда же появились легкие мотоциклы с двигателями «Закс» рабочим объемом 98 и 123 см3 - как дорожные, так и подготовленные для соревнований по триалу и мотокроссу. С этой гаммой продукции компания KTM во второй половине 60-х годов вышла на рынок США. Спортивная модель «Комета» получила с 1968 года 123-кубовый мотор, установленный на этот раз в дуплексную трубчатую раму.
Тогда же покупателям была предложена первая модель внедорожного мотоцикла KTM «Penton», предназначенного не для участия в спортивных состязаниях, а для повседневного использования. По современной классификации, это был мотоцикл двойного назначения, также оснащавшийся силовыми агрегатами «Закс», установленными в раму из хромо-молибденовой стали.
В 1969 г. дебютировала новая версия - «Комета 504 S», получившая 49-кубовый двигатель «Пух» с петлевой продувкой цилиндра. Для этого мотора специалисты KTM разработали алюминиевый цилиндр новой формы, с увеличенной площадью оребрения. Двигатель устанавливался как на мини мотоциклы, так и на мопеды.
Тогда же в содружестве с фирмой «Закс» было начато производство нового 49 кубового двигателя для гоночных мотоциклов картер и шестиступенчатую коробку передач поставляла фирма «Закс», а коленчатый вал, цилиндро-поршневая группа и прочие детали делались на KTM. Этот мотор развивал мощность 13 л.с. при 13000 об/мин, а сам мотоцикл весил лишь 60 кг. Австрийский мотогонщик Jakob Unterladstatter на этом мотоцикле выступал в соревнованиях как официальный гонщик KTM.
Начиная с 1965 года марка KTM официально или полуофициально участвует в различных внедорожных мотоциклетных соревнованиях. Одним из первых гонщиков, поверивших в достоинства KTM, стал итальянец Arnaldo Farioli, впоследствии занявшийся экспортом этих мотоциклов в Италию.
В 1971-м появился первый 175-кубовый двухтактный силовой агрегат собственной разработки специалистов KTM, сразу же установленный во внедорожное шасси. Тогда же команда «KTM - Farioli», в которой кроме самого Фариоли выступал еще гонщик Taiocchi, завоевала титулы чемпионов Италии по мотокроссу в классах 100, 125 и 175 см3. Taiocchi впоследствии стал пятикратным чемпионом Италии, а также добивался неоднократных побед в шестидневных соревнованиях ФИМ.
А в 1970-м были готовы первые образцы новейшего кроссового мотоцикла KTM с двигателем рабочим объемом 250 см3, разработанным инженерами Мораветцем (Morawetz) и Штульбергером (Stuhlberger). В том же г. гонщик Манфред Клерр (Manfred Klerr) стал на этой машине чемпионом Австрии. Серийное производство началось в 1973 г.
Мощность двухтактного мотора достигала 36 лошадиных сил, что для того времени казалось невероятным. Тогда же мотоциклы KTM впервые участвовали в чемпионате СССР по мотокроссу, а на следующий год Геннадий Моисеев завоевал для фирмы KTM первый титул чемпиона мира по кроссу в классе 250 см3.
В 1974-м под маркой KTM покупателям предлагалось 42 различные модели дорожной и спортивной мототехники. Со следующего года компания отказалась от моторов «Закс», применяя собственные двигатели. В шоссейно-кольцевых гонках дебютировал мотоцикл «Комета Гран При» (Grand Prix 125 RS), оснащенный новейшим 125-кубовым мотором KTM. Чуть позже появилась версия «Комета RSL» с 50-кубовым мотором, дисковыми тормозами обоих колес, полностью герметичным кожухом задней цепи и колесами с дисками из легкого сплава. На салоне 1977 фирма KTM представила также новую машину для триала.
В 1975-м фирма дебютировала в кроссовых соревнованиях в 500-кубовом классе. Имерио Тестори (Imerio Testori) впервые завоевал для KTM и Италии титул чемпиона Европы. В дальнейшем был одержан ряд побед на различных национальных и международных соревнованиях, например в Шестидневных соревнованиях ФИМ.
В 1977-м в чемпионате мира по мотокроссу советские спортсмены Геннадий Моисеев и Владимир Кавинов, а также бельгиец Малерб (Malherbe) на мотоциклах KTM заняли весь пьедестал чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 см3. Еще через год Моисеев на KTM стал трехкратным мировым чемпионом.
Весьма плодотворными и успешными оказались для предприятия 80-е годы. Внедорожные мотоциклы KTM удовлетворяли самым высоким требованиям. В 1980 г. появились первые мотоциклы KTM с золотниковым газораспределением. На следующий год дебютировали первые образцы 125-кубовых кроссовых мотоциклов с двигателями жидкостного охлаждения.
В 1982-м впервые представили на рынке кроссовый KTM с четырехтактным «жидкостным» мотором. Тогда же еще одной новинкой стала задняя подвеска «Про-Левер» (Pro-Lever) с центральным амортизатором и дисковым тормозом. В 1984 г. знаменитый в будущем австрийский мотогонщик Хайнц Кинигарднер (Heinz Kinigardner) на 250-кубовом KTM завоевал свой первый титул чемпиона мира, а на следующий год повторил свой успех.
В 1986-м была модернизирована вся гамма моделей для мотокросса (125, 250 и 500 см3) и эндуро (350, 500 и 600 см3). Новое исполнение получил мотоцикл 50-кубовый эндуро «GXE 50». Мотоциклы KTM стали оснащаться дисковыми тормозами обоих колес. Из спортивных успехов того года следует отметить участие в Шестидневных соревнованиях ФИМ, проходивших в Италии: мотоциклы KTM в том году одержали убедительную победу во всех классах.
В 1987-м мотоцикл эндуро модели «350 GS» получил от KTM одноцилиндровый двигатель мощностью 53 лошадиных сил с системой жидкостного охлаждения. Бензобак машины был увеличен до емкости 23 литра, а под сиденьем разместили еще два дополнительных резервуара для топлива. Тогда же в серию пошел одноцилиндровый двигатель KTM рабочим объемом 560 см3, с распределительным валом в головке цилиндра, который устанавливался на различные шасси. По итогам 1987 года было реализовано 10,6 тыс. мотоциклов и 12,6 тыс. мопедов.
Последнее десятилетие XX века принесло фирме KTM обильный урожай спортивных побед. В начале 90-х годов была заложена основа той модельной гаммы, которая, постоянно совершенствуясь, выпускается и поныне. Предприятие, объединившееся в 1995 г. в единый холдинг с фирмой «Хусаберг», сосредоточено теперь на изготовлении только мотоциклов в спортивном стиле. Часть из них - настоящие спортивные мотоциклы KTM для кросса, эндуро и ралли рейдов, часть - мотоциклы двойного назначения с полным комплектом приборов освещения, которые могут эксплуатироваться в городах и на дорогах общего пользования.
Значительную часть программы предприятия занимает новый класс - детские спортивные машины. Сегодня под маркой мотоциклов KTM предлагаются одноцилиндровые машины с двух- и четырехтактными моторами рабочим объемом от 49 до 660 см3, а флагманом программы с недавнего времени стала мощный мотоцикл с V-образным двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 942 см3 мощностью 102 лошадиные силы.
Каждый цилиндр силового агрегата мотоцикла KTM имеет головку с двумя распределительными валами и четырьмя клапанами. С мотором блокируется шестиступенчатая коробка передач. В начале 2002 года итальянский спортсмен Фабрицио Меони (Fabrizio Meoni) на этом мотоцикле от KTM стал победителем очередного ралли-марафона «Париж-Дакар».
Воздушный фильтр будет работать надежнее Многие читатели обращаются о редакцию с просьбой рассказать, как увеличить срок службы двигателя у мотоцикла К-175. Рекомендации по этому поводу дает инженер X. Миропольский. Воздухофильтр у мотоцикла «Ковровец-175Б» расположен неудачно — между двигателем и щитком заднего колеса. Пыль, поднимаемая этим колесом, засасывается вместе с воздухом. Фильтр очень быстро загрязняется; не только пыль, но и мелкие частицы земли попадают в двигатель. Последствия крайне неприятны: недолго служат поршень, кольца, цилиндр, подшипник нижней головки шатуна. Загрязняется карбюратор. Ускоряется образование нагара. Двигатель преждевременно выходит из строя. Что сделать, чтобы меньше пыли попадало в воздухофильтр? Прежде всего надо, сняв седло, топливопровод, крышки смесительной камеры и карбюратора, переднее закрытие, разведя правое и левое закрытия, получить хороший доступ к воздухофильтру. Далее (см. рисунок) необход...
Читать далее >>Плюсы и минусы новой модели В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...
Читать далее >>Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле. Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер. 1979N03P31
Читать далее >>Более надежный способ У части мотоциклов ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 электронное реле РП1С указателей поворота постоянно включено вместе с зажиганием, что сокращает срок его службы.Чтобы оно работало только при включении указателей поворота, предлагалась (в книжке Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам», изд. ДОСААФ, 1986 и журнале «За рулем») незначительная переделка реле посредством изменения цепей питания и введения двух диодов. Однако они, как оказалось, ухудшают четкость срабатывания реле. С целью исключить этот недостаток я нашел более надежный способ подключения реле с тем же изменением цепей питания, но без дополнительных диодов. Вместо штатного переключателя указателей поворота ставим переключатель света П25 А (он продается во всех автомотомагазинах) и подключаем его, как показано на рисунке (б). Три дополнительных вывода из реле не забудьте загерметизировать наподобие имеющихся. А. КОРОЛЬЧУК Волынская область, с. Милуши Выходной каскад реле РП1С и...
Читать далее >>Выполните регулировку «Мотоцикл «ИЖ — Юпитер-3» прошел уже более 5000 км, но полной мощности, как я могу судить по Другим таким же машинам, не выдает. Какие могут быть причины?» — спрашивает К. Усольцев из Магнитогорска.Если обкатка мотоцикла была проведена правильно, то есть в соответствии с инструкцией, и заметных дефектов двигатель не имеет, вероятно, удастся повысить его мощность, выполнив следующие работы.Выверните свечу и осмотрите. Если на ней много нагара, значит, в цилиндр поступает слишком богатая смесь, и нагар отложился также в камере сгорания и в выпускных каналах. Снимите цилиндр и удалите нагар с его головки, днища поршня и выпускных каналов. По отпечаткам на прокладке цилиндра проверьте, полностью ли совпадают контуры перепускных каналов картера и цилиндра и не перекрывает ли их прокладка. При необходимости подгоните каналы и прокладку.Проверьте и, если надо, установите одинаковое опережение зажигания в обоих цилиндрах (2,6...
Читать далее >>