Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года).
В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Насколько эти решения практичны — покажет будущий эксплуатационный опыт. Здесь же мы хотели бы поделиться некоторыми соображениями с теми, кто собирается еще долго ездить на «Юпитере» предыдущей модели.
Прежде всего о том, что волнует всех, — о расходе бензина. В принципе приходится с сожалением констатировать, что с позиции топливной экономичности мотоцикл с коляской — неэффективное транспортное средство. Если представить себе, что и на мотоцикле, и в легковом автомобиле едет один человек, то на его «перемещение в пространстве» с одинаковой скоростью расходуется примерно равное количество бензина (разумеется, при этом в первом случае значительно ниже комфортабельность). При езде же с полной нагрузкой на каждую единицу полезного груза (скажем, на 100 кг) мотоцикл израсходует в полтора, а то и в два раза больше бензина. Такова плата за относительно небольшую стоимость самого транспортного средства, за его неприхотливость, за способность пробираться по дорогам, недоступным автомобилю. Так что с этим положением приходится мириться.
В то же время не хочется и понапрасну выбрасывать топливо в трубу, а мы это делаем, по крайней мере во время езды без пассажира в коляске. Речь идет о влиянии прозрачного ветрового щитка. Размеры у него немалые, поставлен он почти вертикально, поэтому во время движения создает большое дополнительное аэродинамическое сопротивление, особенно ощутимое на большой скорости. Позади него получается зона сильных завихрений, а поскольку щиток сильно выдвинут вперед, то он и пассажира недостаточно защищает. Поэтому многие «корифеи» изменяют крепление щитка, увеличивая его наклон до 40—45° от вертикали. Тем самым и затраты мощности снижаются, и пассажир меньше страдает от ветра. Однако в смысле экономии топлива этого все же недостаточно. Радикальное решение заключается в том, чтобы совсем убирать щиток, когда в коляске нет человека. Даже при сравнительно умеренном стиле езды по шоссе это несложное мероприятие позволяет сберечь не менее 0,5 литра бензина на каждую сотню километров пробега.
Почти с самого начала эксплуатации нашего мотоцикла ИЖ Юпитер 4 задние амортизаторы на дорогах с выбоинами начали немного постукивать. Дальше это явление прогрессировало и стало немало досаждать. Правда, при этом в движении мотоцикл вел себя вполне благопристойно: не раскачивался, не стремился выйти из-под контроля. Но стук есть стук. На СТО нам не посоветовали менять амортизаторы, сказав, что явление это типичное и заменой мы ничего не добьемся. Пришлось снять подвески, разобрать амортизаторы, а затем залить в них требуемое количество веретенного масла. Стуки исчезли! Видимо, при появлении подобного дефекта именно так и следует поступать. Работа эта несложна и доступна каждому, кто самостоятельно обслуживает свою машину (полагаем, что к этой категории относятся практически все мотоциклисты).
Мы уже писали о хлопотах, которые доставили нам многочисленные неплотные штеккерные разъемы в системе электрооборудования на самом начальном этапе эксплуатации. Но по мере то-
го, как практически все они были поджаты, неприятности по вине плохих контактов прекратились. Однако это затишье было лишь временным. Как известно, разъемы такого рода широко применяются в современных автомобилях, при этом на их долю приходится немалая часть неисправностей электрооборудования, связанных с появлением больших переходных сопротивлений в цепях. А мотоцикл все же не автомобиль, здесь возможности для попадания пыли, грязи и влаги в соединения проводов гораздо больше. Поэтому неудивительно, что со временем многие штеккерные разъемы начали окисляться. Особенно это проявилось после длительной зимней стоянки. Но не только: не раз пришлось повозиться с поиском дефекта прямо на дороге. В итоге мы пришли к тому, что в системе зажигания отказались от легкосъекных колодок, соединив провода напрямую при помощи пайки. Думаем, что для эксплуатационных целей это вполне приемлемо: не каждый же день мотоцикл приходится полностью разбирать. Что касается остальных разъемов — приняли все меры, чтобы они содержались в чистоте. Обычный способ — плотно обмотать соединение изоляционной лентой. Объемно, не очень красиво, но результативно. Попробовали мы и способ, о котором слышали от некоторых опытных мотоциклистов, — обмазывать соединения пластилином. По-видимому, это вполне приемлемо. Во всяком случае, те несколько штеккеров, которые мы защитили этим способом, в дальнейшем не подводили. Словом, после принятых мер неприятности с электропроводкой кончились.
На четвертый год аккумулятор нашего «Юпитера» полностью вышел из строя. Достать такой же не удалось, пришлось купить два обычных 3-МТ-8. Мы закрепили их в багажнике коляски резиновыми лентами, которые вырезали из старой автомобильной камеры.
Конечно, все перечисленные доработки никак нельзя назвать крупными. В целом мотоцикл Юпитер—4 — добротная и надежная машина, которая и в тяжелых условиях верно послужит своему владельцу.
Э. КОНОП, инженер
1985N03P27
ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...
Читать далее >>Вместо постоянного переменный Мотоциклы ИЖ-49, как известно, давно сняты с производства. Но многие еще не хотят с ними расставаться, потому что эти надежные неприхотливые машины хорошо приспособлены к тяжелым условиям эксплуатации. Серьезные трудности создает, пожалуй, лишь система электрооборудования постоянного тока, включающая несколько сложных приборов. требующих особого ухода.Я упростил эту систему, переведя ее на переменный ток по образцу мотоцикла «Восход», то есть использовал его электрическую схему, генератор Г-421 и катушку Б-300.Единственная сложность переделки заключается в установке генератора. Для него надо выточить показанный на рисунке фланец-переходник из любой стали. который винтами М6—15 через отверстия диаметром 6,5 мм крепим на правой половине картера вместо прежнего генератора. На правую полуось коленчатого вала ставим ротор генератора и приворачиваем его укороченным на 15 мм старым болтом. Затем устанавливаем поршень так. чтобы он на 4 мм н...
Читать далее >>Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2 Сотни голубых ИЖей сходят ежедневно с заводского конвейера. Этому мотоциклу тоже недолго ждать. Еще несколько усилий, и машина оживет. Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Выпускает их наш завод с 1961 — 1962 годов. И с того же времени непрерывно идет работа над их улучшением. Намного повысилась надежность машин, и благодаря этому на 20 процентов увеличен гарантийный пробег мотоциклов. Заводские конструкторы работают не только над устранением выявленных в процессе эксплуатации изъянов, совершенствованием модели, стоящей на конвейере. Наше КБ готовило и новые, модернизированные модели мотоциклов, особое внимание уделяя таким качествам, как надежность и долговечность. Сейчас осе работы по созданию и испытанию новых машин закончены. «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» готовы к старту.Чем же они отличаются от своих широко известных предшественников? Первое, что бро...
Читать далее >>Юпитер пятый и последний ?К началу зимы, когда я принялся за этот отчет, редакционный «Юпитер-5К-01» стал раскручивать шестнадцатую тысячу километров, Такой пробег еще не позволяет дать исчерпывающую информацию о достоинству и недостатках модели. Тем не менее впечатлений достаточно; специалисты утверждают, что для определения качества блюда не обязательно съедать его целиком. Будем следовать этому принципу.Начну с того, что, несмотря на радикально-красный цвет, никаких революционных изменений в «Юпитере-5» не заметил. По существу это все тот же, хорошо известный «ИЖ-Юпитер» более современного внешнего вида. Безусловно, движение к лучшему в нем есть, но лишь с целью «дотянуть» мотоцикл, в то время когда необходим качественный скачок. Изделие ковалось сугубо для внутреннего потребления, видно, что конкурировать с такими породистыми скакунами, как, например, БМВ, «Хонда» или «Ямаха», «Ижмаш» пока не планир...
Читать далее >>Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла Во втором квартале объединение «Ижмаш» переходит к массовому производству мотоциклов «ИЖ-Планета—5», первая партия которых была изготовлена в конце прошлого года. Изменения, внесенные в конструкцию по сравнению с «Планетой—4», прежде всего имели целью удовлетворить запросы сельских мотоциклистов — основных потребителей мототехники. Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла.Цилиндр двигателя и его головка — новой конструкции. Это позволило снизить расход топлива примерно на 10%: у «Планеты— 5» он равен 5,0 л/100 км при скорости 90 км/ч, в варианте с боковым прицепом «ИЖ-Планета—5К»> — 7,0 л/100 км при 60 км/ч (соответствующие показатели для «Планеты— 4» — 5,5 и 7,2 л/100 км). В то же время н...
Читать далее >>