Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)

Уроки Юпитера 4

 

 

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4

 

Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года).

В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Насколько эти решения практичны — покажет будущий эксплуатационный опыт. Здесь же мы хотели бы поделиться некоторыми соображениями с теми, кто собирается еще долго ездить на «Юпитере» предыдущей модели.

Прежде всего о том, что волнует всех, — о расходе бензина. В принципе приходится с сожалением констатировать, что с позиции топливной экономичности мотоцикл с коляской — неэффективное транспортное средство. Если представить себе, что и на мотоцикле, и в легковом автомобиле едет один человек, то на его «перемещение в пространстве» с одинаковой скоростью расходуется примерно равное количество бензина (разумеется, при этом в первом случае значительно ниже комфортабельность). При езде же с полной нагрузкой на каждую единицу полезного груза (скажем, на 100 кг) мотоцикл израсходует в полтора, а то и в два раза больше бензина. Такова плата за относительно небольшую стоимость самого транспортного средства, за его неприхотливость, за способность пробираться по дорогам, недоступным автомобилю. Так что с этим положением приходится мириться.

В то же время не хочется и понапрасну выбрасывать топливо в трубу, а мы это делаем, по крайней мере во время езды без пассажира в коляске. Речь идет о влиянии прозрачного ветрового щитка. Размеры у него немалые, поставлен он почти вертикально, поэтому во время движения создает большое дополнительное аэродинамическое сопротивление, особенно ощутимое на большой скорости. Позади него получается зона сильных завихрений, а поскольку щиток сильно выдвинут вперед, то он и пассажира недостаточно защищает. Поэтому многие «корифеи» изменяют крепление щитка, увеличивая его наклон до 40—45° от вертикали. Тем самым и затраты мощности снижаются, и пассажир меньше страдает от ветра. Однако в смысле экономии топлива этого все же недостаточно. Радикальное решение заключается в том, чтобы совсем убирать щиток, когда в коляске нет человека. Даже при сравнительно умеренном стиле езды по шоссе это несложное мероприятие позволяет сберечь не менее 0,5 литра бензина на каждую сотню километров пробега.

Почти с самого начала эксплуатации нашего мотоцикла ИЖ Юпитер 4 задние амортизаторы на дорогах с выбоинами начали немного постукивать. Дальше это явление прогрессировало и стало немало досаждать. Правда, при этом в движении мотоцикл вел себя вполне благопристойно: не раскачивался, не стремился выйти из-под контроля. Но стук есть стук. На СТО нам не посоветовали менять амортизаторы, сказав, что явление это типичное и заменой мы ничего не добьемся. Пришлось снять подвески, разобрать амортизаторы, а затем залить в них требуемое количество веретенного масла. Стуки исчезли! Видимо, при появлении подобного дефекта именно так и следует поступать. Работа эта несложна и доступна каждому, кто самостоятельно обслуживает свою машину (полагаем, что к этой категории относятся практически все мотоциклисты).

Мы уже писали о хлопотах, которые доставили нам многочисленные неплотные штеккерные разъемы в системе электрооборудования на самом начальном этапе эксплуатации. Но по мере то-
го, как практически все они были поджаты, неприятности по вине плохих контактов прекратились. Однако это затишье было лишь временным. Как известно, разъемы такого рода широко применяются в современных автомобилях, при этом на их долю приходится немалая часть неисправностей электрооборудования, связанных с появлением больших переходных сопротивлений в цепях. А мотоцикл все же не автомобиль, здесь возможности для попадания пыли, грязи и влаги в соединения проводов гораздо больше. Поэтому неудивительно, что со временем многие штеккерные разъемы начали окисляться. Особенно это проявилось после длительной зимней стоянки. Но не только: не раз пришлось повозиться с поиском дефекта прямо на дороге. В итоге мы пришли к тому, что в системе зажигания отказались от легкосъекных колодок, соединив провода напрямую при помощи пайки. Думаем, что для эксплуатационных целей это вполне приемлемо: не каждый же день мотоцикл приходится полностью разбирать. Что касается остальных разъемов — приняли все меры, чтобы они содержались в чистоте. Обычный способ — плотно обмотать соединение изоляционной лентой. Объемно, не очень красиво, но результативно. Попробовали мы и способ, о котором слышали от некоторых опытных мотоциклистов, — обмазывать соединения пластилином. По-видимому, это вполне приемлемо. Во всяком случае, те несколько штеккеров, которые мы защитили этим способом, в дальнейшем не подводили. Словом, после принятых мер неприятности с электропроводкой кончились.

На четвертый год аккумулятор нашего «Юпитера» полностью вышел из строя. Достать такой же не удалось, пришлось купить два обычных 3-МТ-8. Мы закрепили их в багажнике коляски резиновыми лентами, которые вырезали из старой автомобильной камеры.

Конечно, все перечисленные доработки никак нельзя назвать крупными. В целом мотоцикл Юпитер—4 — добротная и надежная машина, которая и в тяжелых условиях верно послужит своему владельцу.

Э. КОНОП, инженер

 

 

 

1985N03P27

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-01. Первые километры

Первые километры В прошлом году на смену известному мотоциклу ЯВА—350 модели «360/00» пришла новая модель — 634-01.О том, как проявил себя мотоцикл в ходе редакционного теста, рассказывает инженер Э. КОНОП.Первый выездМотоцикл ЯВА 634-01, поступающий в нашу страну, привлекает к себе внимание непривычно строгой, можно сказать, спартанской внешностью, лишенной некоторых элементов мотоциклетной «архитектуры», характерных для моделей 60-х годов.Надо признать: по внешнему виду мотоцикл нравится не всем. Очевидно, некоторые мотолюбители настолько привыкли к округлым формам прежней ЯВЫ, что, не будучи знакомы с современной, «спортивной» модой в мото-циклостроении, считают ее своеобразным эталоном, любое отклонение от которого режет глаз и отвергается.При оценке изменений, происшедших во внешности мотоцикла Ява, следует учитывать, что они связаны с разработкой усовершенствованной конструкции, отвечающей требованиям длительной эксплуатации в ...

Читать далее >>

Ява 210 аутоматик - JAWA 210 AUTOMATIC

JAWA 210 AUTOMATIC  Мопеды ЯВА, выпускаемые в г. Поважска-Бистрица (ЧССР), продолжают традицию завода, где в послевоенные годы делали микромотоциклы «Манет», а в 50-е — «ЯВА-пионер», ЯВА-50, поставлявшиеся и в нашу страну. Среди сегодняшней его продукции — мопеды ЯВА-207, известные также под маркой «Бабетта» («За рулем», 1980, № 5). Недорогие экономичные машины весьма популярны; 80% их выпуска идет на экспорт в 35 стран. Недавно заводом освоена еще одна модель мопеда — ЯВА-210. Сцепление и коробка передач у него автоматические, благодаря чему мопед особенно прост в управлении. Имеет он и ножной педальный привод. Одноместная машина развивает до 40 км/ч. Колодочные тормоза колес приводятся рычагами на руле. Техническая характеристика мопеда Ява 210 аутоматик Общие данные: снаряженная масса — 54 кг; грузоподъемность (включая 5 кг багажа) — 90 кг; скорость — 40 км/ч; запас топлива — 3,8 л; расх...

Читать далее >>

Рекомендации владельцам тяжелых мотоциклов

Я делаю так ...   Автор предлагаемого материала — инженер С. НАУМОВ из г. Ирбита, опытный мототурист, неоднократно участвовавший в дальних и сложных испытательных и туристских походах на мотоциклах «Урал». Его рекомендации, подсказавшее и проверенные опытом, без сомнения, пригодятся всем владельцам тяжелых мотоциклов. А может быть и не только им. Для удобства изложения я разделил свои предложения по темам. И начну с электрооборудования. Чтобы облегчить установку двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей ЗМТ-6, нужно от старой мотоциклетной камеры отрезать кольцо шириной 30 мм и надеть сразу на две банки. А лучше — два таких кольца, расположив их в верхней и нижней части банок.   Рис. 1. Соединение клемм двух батарей пластиной, установка резиновое кольца шириной 30 мм.  Советую соединить клеммы « +» одной батареи и «—» другой пластиной из нержавеющей стали или луженой меди (рис. 1), а выводы, с которых ...

Читать далее >>

CZ 977.3 Кроссовый мотоцикл

ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...

Читать далее >>

Переделка кроссового мотоцикла ЧЗ-250 в многодневный

Переделка кроссового CZ-250 в многодневный   Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать.В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сож...

Читать далее >>