Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)

Уроки Юпитера 4

 

 

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4

 

Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года).

В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Насколько эти решения практичны — покажет будущий эксплуатационный опыт. Здесь же мы хотели бы поделиться некоторыми соображениями с теми, кто собирается еще долго ездить на «Юпитере» предыдущей модели.

Прежде всего о том, что волнует всех, — о расходе бензина. В принципе приходится с сожалением констатировать, что с позиции топливной экономичности мотоцикл с коляской — неэффективное транспортное средство. Если представить себе, что и на мотоцикле, и в легковом автомобиле едет один человек, то на его «перемещение в пространстве» с одинаковой скоростью расходуется примерно равное количество бензина (разумеется, при этом в первом случае значительно ниже комфортабельность). При езде же с полной нагрузкой на каждую единицу полезного груза (скажем, на 100 кг) мотоцикл израсходует в полтора, а то и в два раза больше бензина. Такова плата за относительно небольшую стоимость самого транспортного средства, за его неприхотливость, за способность пробираться по дорогам, недоступным автомобилю. Так что с этим положением приходится мириться.

В то же время не хочется и понапрасну выбрасывать топливо в трубу, а мы это делаем, по крайней мере во время езды без пассажира в коляске. Речь идет о влиянии прозрачного ветрового щитка. Размеры у него немалые, поставлен он почти вертикально, поэтому во время движения создает большое дополнительное аэродинамическое сопротивление, особенно ощутимое на большой скорости. Позади него получается зона сильных завихрений, а поскольку щиток сильно выдвинут вперед, то он и пассажира недостаточно защищает. Поэтому многие «корифеи» изменяют крепление щитка, увеличивая его наклон до 40—45° от вертикали. Тем самым и затраты мощности снижаются, и пассажир меньше страдает от ветра. Однако в смысле экономии топлива этого все же недостаточно. Радикальное решение заключается в том, чтобы совсем убирать щиток, когда в коляске нет человека. Даже при сравнительно умеренном стиле езды по шоссе это несложное мероприятие позволяет сберечь не менее 0,5 литра бензина на каждую сотню километров пробега.

Почти с самого начала эксплуатации нашего мотоцикла ИЖ Юпитер 4 задние амортизаторы на дорогах с выбоинами начали немного постукивать. Дальше это явление прогрессировало и стало немало досаждать. Правда, при этом в движении мотоцикл вел себя вполне благопристойно: не раскачивался, не стремился выйти из-под контроля. Но стук есть стук. На СТО нам не посоветовали менять амортизаторы, сказав, что явление это типичное и заменой мы ничего не добьемся. Пришлось снять подвески, разобрать амортизаторы, а затем залить в них требуемое количество веретенного масла. Стуки исчезли! Видимо, при появлении подобного дефекта именно так и следует поступать. Работа эта несложна и доступна каждому, кто самостоятельно обслуживает свою машину (полагаем, что к этой категории относятся практически все мотоциклисты).

Мы уже писали о хлопотах, которые доставили нам многочисленные неплотные штеккерные разъемы в системе электрооборудования на самом начальном этапе эксплуатации. Но по мере то-
го, как практически все они были поджаты, неприятности по вине плохих контактов прекратились. Однако это затишье было лишь временным. Как известно, разъемы такого рода широко применяются в современных автомобилях, при этом на их долю приходится немалая часть неисправностей электрооборудования, связанных с появлением больших переходных сопротивлений в цепях. А мотоцикл все же не автомобиль, здесь возможности для попадания пыли, грязи и влаги в соединения проводов гораздо больше. Поэтому неудивительно, что со временем многие штеккерные разъемы начали окисляться. Особенно это проявилось после длительной зимней стоянки. Но не только: не раз пришлось повозиться с поиском дефекта прямо на дороге. В итоге мы пришли к тому, что в системе зажигания отказались от легкосъекных колодок, соединив провода напрямую при помощи пайки. Думаем, что для эксплуатационных целей это вполне приемлемо: не каждый же день мотоцикл приходится полностью разбирать. Что касается остальных разъемов — приняли все меры, чтобы они содержались в чистоте. Обычный способ — плотно обмотать соединение изоляционной лентой. Объемно, не очень красиво, но результативно. Попробовали мы и способ, о котором слышали от некоторых опытных мотоциклистов, — обмазывать соединения пластилином. По-видимому, это вполне приемлемо. Во всяком случае, те несколько штеккеров, которые мы защитили этим способом, в дальнейшем не подводили. Словом, после принятых мер неприятности с электропроводкой кончились.

На четвертый год аккумулятор нашего «Юпитера» полностью вышел из строя. Достать такой же не удалось, пришлось купить два обычных 3-МТ-8. Мы закрепили их в багажнике коляски резиновыми лентами, которые вырезали из старой автомобильной камеры.

Конечно, все перечисленные доработки никак нельзя назвать крупными. В целом мотоцикл Юпитер—4 — добротная и надежная машина, которая и в тяжелых условиях верно послужит своему владельцу.

Э. КОНОП, инженер

 

 

 

1985N03P27

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Чтобы вилка не стучала

Как устранить люфт стержня передней вилки в верхнем мостике  На некоторых мотоциклах ЯВА после 30 — 50 тысяч километров пробега износ приводит к люфту стержня передней вилки в верхнем мостике. Он обнаруживает себя неприятными стуками при движении по плохой дороге. Применение фольги для уменьшения зазора малоэффективно, а затяжка гайки ничего не дает. Устранить люфт удалось при помощи специальной гайки и конусного кольца (рис. 1). Они изготовлены из инструментальной стали (можно, например, использовать 40Х) с закалкой до твердости 45 — 50 HRC. Новые детали ставим вместо круглой гайки, как показано на рис. 2. При затягивании верхней гайки разрезное кольцо разжимается и плотно фиксирует стержень вилки в верхнем мостике. Стопорную шайбу в этом случае можно не ставить. Рис. 1. Гайка (слева) и кольцо. Рис. 2. Узел крепления верхнего мостика: 1 — рулевая колонка рамы; 2 — конусная гайка: 3 — мостик: 4 — разрезное кольцо; 5 — гайка;...

Читать далее >>

Чезет 350 модель 472.3

Возвращение Чезета ( CZ 472 3) Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоц...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)

Уроки Юпитера 4       Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...

Читать далее >>

Человек и мотоцикл. Безопасность движения

Многие зарубежные социологи утверждают, будто существует некий неразрешимый конфликт между человеком и созданной им техникой, что человек-созидатель становится жертвой машины- и всего промышленного прогресса. В качестве одного из подтверждений обычно приводятся цифры роста дорожно-транспортных происшествий.Однако, если объективно проанализировать причины катастроф на дорогах, осмыслить и сопоставить факты, то нетрудно убедиться, что техника, как бы бурно она ни развивалась, тут совершенно ни при чем. Во всех случаях без исключения прямо или косвенно виноваты мы — люди. От нас целиком зависит, станем ли мы жертвами или повелителями машин, обречем себя или извлечем из достижений науки и техники максимум пользы и удобств. В связи с этим стоит поразмыслить над отношениями человека и мотоцикла, ибо пресловутое противоречие, как считают приверженцы вышеназванной теории, выражено здесь наиболее ярко. Главное достоинство современной машины — скорость. Она же может обернуться и боль...

Читать далее >>

Устранение течи масла на стыке генератора с картером на тяжелых мотоциклах

На тяжелых мотоциклах пластинчатая пружина, прижимающая генератор к резиновому уплотнителю, со временем ослабевает, и тогда по стыку генератора с картером начинает проникать масло. Предлагаемая конструкция крепления: 1 — генератор: 2 — контровочная ганка; 3 — винт; 4 — кронштейн; 5 — гайка, крепящая кронштейн. Для устранения этого неприятного явления на своем «Урале» я заменил (как показано на рисунке) пружину винтом с кронштейном, установленным на том же месте.За несколько лет эксплуатации мне неоднократно приходилось снимать генератор, но масло по стыку больше никогда не текло. Так же устранил течь два года назад на мотоцикле «Днепр» мой товарищ.В. ЕВСТАФЬЕВ 174130, Новгородсная область, Новгородский район, пос. Пролетарий, ул. Садовая, 7 1973N05P19

Читать далее >>