Покупая мотоцикл, я скорости предпочел устойчивость: опыт у меня достаточный, но возраст (мне 55 лет) сделал реакцию уже не той, чтобы ездить на «Планете-спорт». «Тула» представлялась идеальной.
Сразу с покупки начались сюрпризы, говорящие о недоброкачественной сборке. Сначала коротило в проводке. После долгих поисков установил, что низковольтная клемма катушки зажигания касалась бензобака. Только и всего. При сборке свежая краска держала напряжение, и все было в порядке. При транспортировке она протерлась — появился ненужный, но надежный контакт.
Когда при первом же выезде пришлось размонтировать колесо, один из трех болтов заклинило так, что и хромованадиевые ключи не помогли. Выручили хорошая торцовая головка и ручные тиски.
Кикстартер стоял в таком нелепом положении, что заводить мотоцикл можно было разве что лежа. А при попытке переставить его выяснилось, что крепящий болт фактически не имеет резьбы.
Двигатель завелся сразу и работал сносно, но дымил. А при троганье захлебывался и глох. Не буду интриговать: в поплавковой камере обнаружил отдельно лежащий жиклер 0,69 мм, а бензин шел прямотоком через распылитель диаметром 2,8 мм! И на том спасибо — все-таки положили жиклер, не забыли.
Я очень сокращаю свои заметки и потому опускаю все, что пришлось услышать и увидеть, когда по наивности обратился на ленинградскую гарантийную станцию № 5. Но после этого обращения (тут как раз подошло время отпуска) у меня и созрела идея съездить в Тулу — там и запчасти, и сервис. Доверчив покупатель, ох, доверчив!
В Нарве купил и приспособил по месту ветровой щиток, за субботу знакомые сварщики i-рямо на мотоцикле и «по вкусу потребителя» сделали багажник (вот бы госсервис так разворачивался, а то что ни попроси, либо нет, нельзя, либо бери что дают), запасся маслом (в Ленинграде дефицит, на колонки надежды нет), повесил 12-литровую канистру для бензина, палатку, рюкзак с «непромоканцами», чемодан с чистым — и готов! Кстати, заправка на «Туле» с проблемами: горловина в баке узкая, только-только пистолет заправочный входит, емкость маленькая, а давление в колонке такое, что того и гляди половину в бак, половину в лицо. Так что предпочтительнее сначала в канистру, а потом не спеша с маслицем через воронку в бак. Для этого и канистру беру даже на колонку.
Итак, на спидометре 2,3 тысячи километров, в 13 часов выезжаю на Московское шоссе. Покрытие в городе, несмотря на удвоенный налог, ухудшается с каждым днем. При довольно мягких «восходовских» амортизаторах и килограммах 50 багажа подкидывает на кочках довольно внушительно. Рельеф у нас ровный, и мотоцикл не спеша набирает скорость 70—75 км/ч. Но даже на небольшом подъеме на IV передаче скорость либо не набирается вовсе, либо падает. Дело в том. что двигатель развивает максимальную мощность и крутящий момент почти на предельных оборотах — 4800 и 5200 соответственно. Поэтому мотоциклисты, привыкшие, чуть тронув газ, сразу включать следующую передачу, на «Туле» должны переучиваться: двигатель, особо на III передаче, надо хорошо раскручивать. Вообще на скоростях менее 60 км/ч лучше пользоваться III передачей, на подъемах это правило обязательно. Все же на кочках, трещинах и даже на проклятой всеми мотоциклистами щебенке сказываются широченные шины — катишь, почти не замечая помех, и даже там, где щебенка разлетается веером, только по тому, как начинают шарахаться от тебя «жигулята» и «москвичи», понимаешь, что за тобой, как за самосвалом, — град камней. Первой заправки хватило на 250 километров. Расход в среднем держится около 5 литров, фактическая емкость бака примерно 12—12,5 литра.
В Торжке свернул на тверское Пушкинское кольцо, 35 километров ехал по приличному асфальту, потом пошли глина и песок. Последние полкилометра буду вспоминать долго: на дорогу выполз «Кировец», и после этого она стала непроходимой. Но мой «конек-горбунок» и тут справился, спасибо ему.
Если до сих пор с ночлегом и вообще приютом не было проблем, то в Подмосковье об этом и не думай. Верх сервиса — это шашлык на обочине по 25 рублей килограмм. Меня последовательно выпроводили из «Оки» в Серпухове, из «Тулавтосервиса». Так к 23 часам и добрался до цели — тульского пригорода Горелки, где находится станция гарантийного обслуживания.
Утром под вывеской «Ремонт мототехники» оказался один мастер — Александра Васильевна и ее единственный подчиненный — слесарь Саша. Довольно просторный цех заполнен и инвалидной коляской, и мопедами, и грузовыми «муравьями», есть ИЖ. «Восход», еще одна «Тула». И на все — один Саша! Естественно, он принялся за коляску ветерана войны, пока ходившего на двух костылях. Меня поджимает время, поэтому я достаю «бортовой» инструмент и под руководством Саши снимаю головку и цилиндр для осмотра. Кстати, я далеко не единственный «самодельщик» — тут же двое ребят потрошат «Муравья». Другой Саша, арендатор из ближнего района (он вместе с напарником откармливает 180 телок, ему ждать — привесы терять, а в его новеньком «Муравье» треснула рама), сам поагрегатно раскидал весь мотороллер и собрал его заново на новую раму — за два дня. Я не слишком торопился: за два с половиной дня снял — поставил цилиндр и головку, обдув и генератор, поменял правый сальник. Чтобы снять вилку, потребовалось сжать пружины. Дело нетрудное — доехал до ближайшей выбоины в асфальте и подкатил обратно с зажатой до упора вилкой. Но вот снять колесо в этом положении оказалось невозможно — ось никак не выходила. Пришлось воспользоваться уже накопленным опытом — поставить мотоцикл на подставку и, уперевшись ногой в гайку оси, дернуть за руль. Не сразу, но вилка отошла, ось подалась, дальнейшая разборка не составила труда. Пусть меня простит гарантийная служба, но подозреваю, что вилка моя, которую заменили, была в полном порядке, не считая того, что собрана была наискосок.
На этом можно было и закончить историю с ремонтом, если бы она не имела продолжения. А оно, увы, было.
На обратном пути, уже в районе Калинина, заклинило заднее колесо: рассыпался подшипник, сальник — в клочья, тормозной барабан в глубоких задирах. Было это в воскресенье. Впрочем, на магазины и в другие дни надежды никакой. А потому, использовав электричку, я во вторник утром снова предстал перед Александрой Васильевной в Туле.
Скоро сказка сказывается — да не скоро дело делается. Нужных деталей не оказалось ни на складе «гарантики», ни в отделе сбыта завода. Пару подшипников и тормозной диск мне, в порядке исключения, продали на базе Посылторга через почту. Два сальника нашел в передней ступице от мотороллера, которую достал по случаю. С тем вернулся в Калинин, реанимировал «Тулу» и с легким сердцем отправился дальше.
Несмотря на обилие приключений, я пришел к выводу, что «Тула» вполне пригодна к дальним рейсам, хотя и не ее это стихия. Если же говорить о проселках, то тут ей просто нет равных.
И еще одно впечатление от этой поездки до сих пор живет в моей памяти.
За длинную дорогу пришлось видеть множество аварий, в большинстве своем до крайности нелепых, вроде бы даже беспричинных. А когда вдумаешься, причина одна — неуступчивость, агрессивность водителей, их полное равнодушие к чужой беде.
Под Вышним Волочком на моих глазах попал в аварию мотоциклист. Окровавленный парень умирал рядом с мотоциклом, тут же на проезжей части умоляла о помощи раненая его пассажирка, а мимо, отворачивая ближе к кювету, проносились машины за машиной, будто это не люди лежали на дороге, а лягушки. Честное слово, это равнодушие потрясает больше, чем открытая враждебность. За ним стоит какая-то холодная жестокость. Не это ли и превращает наши дороги в истинные поля сражений?
И последнее. Когда-то можно было путешествовать пешком и приютить путника на ночь мог любой деревенский дом — только постучи в ставни. На моей памяти и то время, когда мотоциклисты в дороге останавливались ночевать где вздумается: хоть в лесозащитной полосе, хоть на автобусной остановке. Теперь же даже группа автомобилистов не рискует ночевать на природе. Только на стоянках, рядом с дальнобойщиками, народом отчаянным и не утратившим чувства взаимовыручки. Грустно все это до душевной боли. Ибо если уж мы разучились делать добро друг другу и сопереживать, если стали бояться любого встречного — значит, дошли до самой крайней черты, за которой тьма и пустота. Значит, надо остановиться, пока не поздно.
В. ЯКОВЛЕВ, слесарь-электрик
г. Ленинград
1990N0809P21-22
ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...
Читать далее >>Ижевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, ИЖ-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что и у популярного мотоцикла ИЖ Планета 2 , только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями. Рис. ИЖ М12 Более высокими показателями обладает другая модель — ИЖ-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции ИЖ-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 года. Двигатель ИЖ-М12 (одноцилиндровый с двухканальной продувкой) изготовляется в трех модификациях — классов 250, 350 и 500 см3. Они различаются диаметром цилиндра (соответств...
Читать далее >>Двигатель мотоцикла ИЖ ПС Производство мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 300—350 см3 имеет в Ижевске почти сорокалетнюю традицию. Если мы проследим родословную дорожных моделей за минувшие четыре десятилетия, то увидим, что последняя конструкция завода, «ИЖ—Планета-спорт», являясь в известной мере носителем традиций, воплотила в себе немало разработок, впервые испытанных на спортивных машинах марки «ИЖ».Двигатель мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт» — короткоходный (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 75 мм, рабочий объем — 340 см3), с трехканальной продувкой и шестеренчатой моторной передачей — сохранил целый ряд важных черт, общих с экспериментальными моторами ИЖ, предназначенными для кроссов и многоборья. В 1961—1967 годах в Ижевске были созданы двигатели для спортивных машин ИЖ—349, ИЖ—65М, ИЖ—10М, которые при рабочем объеме 340 см3 развив...
Читать далее >>Рис. Схема электрооборудования мотоцикла Урал М-671 — фонарь левого указателя поворота 2 — лампа А12-21; 3 — фара;- 4 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 5 — лампа А12-45-40 дальнего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен): 7 — спидометр; 8 — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; 15 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 - прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски 22 — лампа А12-21 габаритног...
Читать далее >>