вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Форма регистрации пользователей:

  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения

Слово водителям Яв. Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Слово водителям Яв

 

Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов.

Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими странами, одно из проявлений крепнущего экономического сотрудничества социалистических государств.

В Москве, Ленинграде, Киеве, Риге и других городах хорошо знают эти элегантные машины, обладающие многими достоинствами. Все больше мотоциклистов — и «юношей во цвете лет» и «бойцов с седою головой» — выбирают себе о спутники алую «Яву». С момента покупки, с момента первого знакомства с машиной у владельца ее, естественно, возникают разные «отчего?» и «почему?». Когда же мотоцикл пробежит два-три десятка тысяч километров, эти вопросы сменяются другими: «где купить?», «как отремонтировать?» Ответы на них водитель «Явы» ищет не только на страницах «За рулем» и «Мотор-ревю», но и в ремонтных мастерских, в автомотоклубах, у работников торговли. Представители всех этих заинтересованных организаций были приглашены на конференцию.

Вместе с сотрудниками журналов — наших коллег из «Мотор-ревю» представляла редактор М. Визенбергерова — на встречу с мотолюбителями пришли работники чехословацкого внешнеторгового объединения Мотоков К. Касл и Ф. Кропачек, пресс-аташе чехословацкого посольства М. Мотл, инженер завода ПАЛ Я. Пан, ответственный работник Министерства торговли СССР И. Козлов, начальник гарантийной мастерской «Ява» в Москве С. Смирнов и руководители столичных мототуристов Герой Советского Союза С. Волкенштейн, Р. Акчурин, В. Ратнер.

Встреча читателей вышла за предусмотренные регламентом рамки. Почти пять часов (по настоянию собравшихся перерывов не делали) шел откровенный разговор о том, что радует и огорчает владельцев «Яв», об ответственности работников торговли и сферы обслуживания, о нетерпимости ко всему тому, что еще мешает мотоциклистам. Именно в этой связи участники оценивали и содержание журналов.

Большинство выступавших — Е. ВОЛКОВ. В. ГУЛЫНИН, В. ЛОВЯГИН и другие — критиковали журналы за невнимание к вопросам ремонта. На эту тему, говорили они, надо публиковать обстоятельные статьи с учетом условий эксплуатации, нужны чертежи съемных приспособлений, специального инструмента.

«Нам хотелось бы видеть в журналах больше материалов по туристическому оснащению мотоциклов, — сказал в своем выступлении председатель мотосекции Московского клуба автомототуристов И. АШКИНАЗИ. — Как бы помогло путешественникам описание лучших образцов багажников, щитков, инструментальных сумок!»

 

Мотолюбители Н. КАЛАШНИКОВ, А. КОНОПЛЕВ (он специально прилетел на конференцию из Томска) и другие считают, что журналы должны больше помещать советов по эксплуатации. Почти десять лет продаются в СССР мотоциклы «Ява», но до сих пор никто не дал четкого ответа на вопрос, какие отечественные бензины и масла лучше всего подходят для этих машин. Выступавшие справедливо упрекали Главнефтеснабсбыт за невнимание к нуждам мотоциклистов. Создание масел для двухтактных двигателей не представляется задачей технически сложной. Между тем она не решена.

Иную проблему, волнующую мото циклистов, затронул в своем выступлении А. МИЩУК. «Я живу в большом доме, — сказал он, — и каждую зиму вынужден затаскивать мотоцикл на шестой этаж. Где же его еще хранить? Вокруг на десять километров нет ни одной стоянки. Журнал «За рулем» должен отстаивать наши интересы, должен добиваться, чтобы отводились места для стоянок, строились гаражи — несложные, из легких дешевых материалов. Почему бы редакции не объявить конкурс на лучший такой гараж?».

Участники конференции просили редакции журналов знакомить с моделями одежды для мотоциклистов, шлемов, мотобот. То, что сегодня предлагают торгующие организации, не устраивает мотолюбителей. Куртки и шлемы непривлекательны и непрактичны.

Многие говорили о мытарствах с ремонтом мотоциклов. Не хватает запчастей, мало мастерских. Уйму дорогого времени приходится потратить, чтобы достать копеечную деталь. Важная роль в решении этих проблем принадлежит Автоэкспорту. От работников его требуется инициатива, оперативность. К сожалению, они не пришли на конференцию, и их голоса собравшиеся так и не услышали.

Каждый оратор, поднимавшийся на трибуну, давал оценку чехословацким мотоциклам. В этом проявилась высокая техническая культура наших мотолюбителей, их взыскательность. Почти все сходились на том, что «Явы» последних выпусков стали менее надежны. Ухудшилась их сборка. Нет-нет да и дадут о себе знать скрытые дефекты. Предложения по изменению и улучшению конструкции, повышению гарантийного срока были с интересом выслушаны представителями Мотокова.

Одной из главных тем конференции был туризм, дальние походы. Председатель совета Московского клуба автомототуристов С. В ОЛКЕНШТЁИH рассказал о туристском ралли «Родина». Главный его маршрут Москва—Братск станет трассой сложных испытаний для чехословацких машин. Группа «явистов» отправляется в этот сверхтрудный поход, который может дать интересный материал для конструкторов и технологов.

Двадцать человек выступило на этой конференции. Десятки письменных вопросов и предложений было подано в президиум. Участники встречи получили на них исчерпывающие ответы.

Примерно за час до начала конференции над двумя столиками в фойе появились таблички «консультация». И сразу же консультанты журналов оказалиcь в плотном кольце мотолюбителей. Вопросы носили самый различный характер, но в основном касались обслуживания и ремонта.

«Консультационный пункт» продолжал работать и во время собрания. Причем под записками, поступавшими из зала на имя консультантов, стояли фамилии не только московских мотоциклистов. Гости столицы — водители «Яв» из Ленинграда, Минска, Киева, Томска и других городов — тоже пришли на эту встречу.

«Свой отпуск я решил провести в Прибалтике и вчера прибыл в Москву,— рассказал Д. ГРАЧ из Одессы. — Хотя соблазн побродить по городу был очень велик, как видите, я предпочел конференцию. И очень рад. С большой пользой для себя провел здесь несколько часов».

Поскольку вопросы участников встречи и ответы, которые они получили от наших консультантов инженера Б. СИНЕЛЬНИКОВА и начальника гарантийной мастерской С. СМИРНОВА, представляют интерес для всех водителей «Яв», редакция решила ознакомить с ними читателей журнала.

фото на улице во время конференции

 

 

 

Э. АМЕТИСОВ (г. Москва)

Какой цепью можно заменить цепь задней передачи мотоцикла «Ява-250»?

Цепь, имеющая такие же размеры звена, что и на «Яве», устанавливается на мотоциклах К-175, «Ковровец-175», мотороллере «Тула». Ее обозначение: II-3, ГОСТ 3609-52. Следует иметь в виду, что на «Яве-250» цепь состоит из 120 звеньев, а, например, на «Ковровце» из 110.

В инструкции к мотоциклу «Ява» сказано, что при обкатке топливо составляют из масла и бензина, смешивая их в соотношении 1:25, в в журнале «Мотор-ревю» (№ 2 за 1966 г.) указано другое соотношение — 1:16. Чему верить?

В инструкции допущена неточность Обкатывать мотоцикл до 1500—2000 километров пробега надо на смеси масла с бензином в соотношении 1 : 16, до 3000—4000 км — 1 : 20, а далее — 1 : 25.

 

А. МИЩУК (г. Москва)

Как устранить течь передней вилки?

Подтяните сальниковые гайки, и течь прекратится (подробнее об этом читай-то в № 7 «За рулем», 1964 г.).
Что делать, если амортизаторы передней вилки после пробега 1500 км не возвращаются в исходное положение, хотя в них залита амортизационная жидкость?

Причину надо искать в ослаблении пружин. Тогда их надо заменить.

В жаркую погоду такое явление может произойти из-за разжижения амортизационной жидкости. В этом случае ее сливают и заливают более густую. Кстати, ее нетрудно составить самому: 50 процентов автола, 50 процентов веретенного масла, по 150 см3 в каждое перо вилки.

Какова температура работающего двигателя и где ее замерять?

Порядка 140—160 градусов. На головке цилиндра.

 

В. ВЭЭРМА (г. Таллин)

Что означает маркировка PAL Super 14-7-RZ на чехословацких свечах? Какие свечи следует устанавливать на мотоциклы «Ява-ЧЗ-250» и «Ява-350»?

PAL — марка завода-изготовителя, Super— тип свечи; 14 — диаметр резьбовой части в мм (шаг резьбы — 1,25 мм); 7 — условное обозначение «калильного числа»; R — свидетельство о наличии в
свече помехоподавляющего сопротивления; Z—назначение свечи для двухтактных двигателей.

Цифрам, обозначающим калильное число, соответствуют следующие значения: 5 — калильное число 95—195; 7 — 195—240; 8 — 240—260.

На «Яву-ЧЗ-250» и «Яву-350» следует устанавливать свечи с калильным числом 225—240, а в период обкатки более «горячие» —195—225.

На ранее выпускавшихся мотоциклах применялись свечи без помехоподавляющего сопротивления (в маркировке нет буквы R). На них ставили наконечники провода со встроенным сопротивлением. Пользоваться такими наконечниками со свечами R недопустимо: под действием двойного сопротивления катушка зажигания перегревается и может выйти из строя.

Наконечники с сопротивлением отличаются от тех, что устанавливаются теперь, большей длиной.

Какой из наших бензинов более всего подходит для «Явы-350»?

Двигатели мотоциклов «Ява» имеют сравнительно высокую степень сжатия и для бездетонационной работы требуют применения топлива с октановым числом 72—76. Из имеющихся в продаже наиболее пригоден автомобильный А-72.

Этилированным А-76 лучше не пользоваться.

Если применяемый бензин вызывает детонационное сгорание топлива, следует уменьшить степень сжатия, установив под головку цилиндра прокладку большей толщины.

 

В. ИОНКИН (Московская область)

При разборке кривошипно-шатунного механизма двигателя Ява-250 на одном из роликов обнаружилась сильная огранка, а на дорожке качения забоины. В чем причина?

Вероятно, при хранении в зимнее время мотоцикл не консервировался. При консервации снимают резиновый патрубок, соединяют его с воздухоочистителем и при работающем двигателе постепенно подают через карбюратор автол, пока двигатель не заглохнет или пока в глушителях не появится масло.

 

Н. САЛИН (Ленинград)

Каким маслом следует пользоваться при эксплуатации чехословацких мотоциклов?

Автолом — зимним (АКЗп-6 и АСп-6 ГОСТ 10541—63) и летним (АКп-10 ГОСТ 1862—63). Можно пользоваться и авиационными МС (20—24) и МК (20—24).

Правда, они труднее смешиваются с бензином, зато хорошо смазывают кривошипно-шатунный механизм. Однако следует помнить, что после длительной стоянки эти масла осаждаются и перед поездкой их необходимо хорошо перемешать.

В коробке передач летом следует применять МС и МК, весной и осенью — смесь из 50 процентов автола зимнего и СУ. В холодное время можно заливать одно СУ.

 

Т. ТРАВИН (г. Москва)

Яву-350 обкатал по инструкции, но приемистость плохая. В чем причина?

Необходимо отрегулировать карбюратор, проверить угол опережения зажигания.

 

После пуска двигателя в холодное время очень туго включается передача. Как устранить этот дефект ?

Залейте в картер менее вязкое масло, например, АКЗп-6 или СУ — и передачи станут включаться нормально.

 

Е. ВОЛКОВ (г. Москва)

Как отрегулировать карбюратор для езды на высоте 2000—3500 метров над уровнем моря ?

Плотность воздуха на высоте 2500— 3000 м заметно ниже, чем в обычных условиях, поэтому горючая смесь будет обогащенной. Для сохранения нормального состава смеси пропускную способность главного жиклера можно несколько уменьшить, а иглу дроссельного золотника опустить. Мощность двигателя при этом, естественно, снизится.

 

Д. ГРАЧ (г. Одесса)

Можно ли на раму «Ява-250» установить двигатель рабочим объемом 350 см3 ?

Да, можно при условии замены ряда деталей: левой и правой выпускной труб, воздухоочистителя с корпусом, соединительного патрубка карбюратора и воздухоочистителя, облицовки. Кроме того, необходимо установить вторую катушку зажигания.

 

Л. ЗАГЕР (г. Москва)

На скорости 80 км/час появляется вибрация двигателя. Отчего это происходит?

Иногда работающий двигатель «входит в резонанс», то есть совпадают частота его колебаний и колебаний рамы. При изменении режима работы двигателя вибрация прекращается.


 

1966N09P28-29

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 250 Триал - Jawa 250 Trial

Триал для всех   Jawa 250 Trial  Конструкция мотоцикла Ява 250 Триал Триал — мотоциклетное соревнование на мастерство вождения по пересеченной местности завоевывает в мире все большую популярность. На конгрессе ФИМ даже обсуждался вопрос сделать триал дисциплиной номер один в международном мотоспортивном календаре и рекомендовать его в программу Олимпийских игр. В массовых соревнованиях по триалу, исключая официальные встречи, проводимые под эгидой ФИМ, используют обычные дорожные мотоциклы. Переделки сводятся к защите двигателя снизу, уменьшению хода вилки и регулировке мотора для достижения максимальной мощности на двух-трех первых передачах (скорость здесь не имеет значения). В то же время ведущие зарубежные мотоциклетные фирмы наладили выпуск специальных машин для триала. Чехословацкий завод ЯВА в Праге тоже приступает к производству таких мотоциклов. В конструкции мотоцикла Jawa 250 Trial учтена специфика, обусловленная трассой соревнований. Шасси обеспечивает мак...

Читать далее >>

Чтобы вилка не стучала

Как устранить люфт стержня передней вилки в верхнем мостике  На некоторых мотоциклах ЯВА после 30 — 50 тысяч километров пробега износ приводит к люфту стержня передней вилки в верхнем мостике. Он обнаруживает себя неприятными стуками при движении по плохой дороге. Применение фольги для уменьшения зазора малоэффективно, а затяжка гайки ничего не дает. Устранить люфт удалось при помощи специальной гайки и конусного кольца (рис. 1). Они изготовлены из инструментальной стали (можно, например, использовать 40Х) с закалкой до твердости 45 — 50 HRC. Новые детали ставим вместо круглой гайки, как показано на рис. 2. При затягивании верхней гайки разрезное кольцо разжимается и плотно фиксирует стержень вилки в верхнем мостике. Стопорную шайбу в этом случае можно не ставить. Рис. 1. Гайка (слева) и кольцо. Рис. 2. Узел крепления верхнего мостика: 1 — рулевая колонка рамы; 2 — конусная гайка: 3 — мостик: 4 — разрезное кольцо; 5 — гайка;...

Читать далее >>

Рывки при включении сцепления

«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...

Читать далее >>

Минск М-106. Пересадка деталей

Многие владельцы минских мотоциклов старых моделей — М-1М, М-103, М-104 и М-105 хотят повысить мощность двигателей до 9 л. е., как у выпускаемого ныне М-106*. О том, что нужно для этого сделать, рассказывает начальник бюро двигателей Минского мотовелозавода Ю. В. УРУСОВ.Отметим прежде, что мощность 9 л. с. на М-106 достигнута благодаря новым цилиндру и его головке, глушителю с выпускной трубой, воздухофильтру и карбюратору К-36С с диффузором диаметром 24 мм (см. «За рулем», 1972, № 1). Вместе с этим для надежной передачи возросшего крутящего момента усилены шестерни коробки передач (вместо модуля 1,75 применен модуль 2). Подшипники 201 в ступицах колес заменены более выносливыми — 202. Чтобы двигатели прежних моделей обладали такими же параметрами, как М-106, надо позаимствовать у него все перечисленные новшества. Рис. 1. Развертки цилиндров М-105 (пунктир) и М-106 (сплошная линия).Переделать старые цилиндры невозможно, так как, во-первых, не удастся получи...

Читать далее >>

Минск М-105 - как избежать частого перегорания ламп

Необходима профилактикаМногие владельцы минских мотоциклов М-105 жалуются на частое перегорание ламп и спрашивают, как поступить.Отвечают работники завода.Напряжение на выводах цепи освещения генератора Г-411 при 2000 —5000 оборотов двигателя в минуту и включении ламп фары (32 св.), заднего фонаря <3 св.), подсвета спидометра (2 св.) составляет 6—8 вольт. Выключение даже одного из этих потребителей вызывает увеличение напряжения в цепи, выводящее из строя другие лампы. Основной причиной неодновременного включения и выключения ламп является плохой контакт между клеммами переключателя П-200, применяемого на мотоцикле М-105.Чтобы соединение клемм в переключателе всегда было надежным, необходимо регулярно через 500—1000 километров пробега делать следующие профилактические операции: снимать переключатель и очищать от грязи и коррозии соприкасающиеся поверхности клемм и подвижной пластины; подгибать подвижную пластину так, чтобы при переключении она надежно прижималась к...

Читать далее >>