вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Форма регистрации пользователей:

  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения

Слово водителям Яв. Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Слово водителям Яв

 

Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов.

Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими странами, одно из проявлений крепнущего экономического сотрудничества социалистических государств.

В Москве, Ленинграде, Киеве, Риге и других городах хорошо знают эти элегантные машины, обладающие многими достоинствами. Все больше мотоциклистов — и «юношей во цвете лет» и «бойцов с седою головой» — выбирают себе о спутники алую «Яву». С момента покупки, с момента первого знакомства с машиной у владельца ее, естественно, возникают разные «отчего?» и «почему?». Когда же мотоцикл пробежит два-три десятка тысяч километров, эти вопросы сменяются другими: «где купить?», «как отремонтировать?» Ответы на них водитель «Явы» ищет не только на страницах «За рулем» и «Мотор-ревю», но и в ремонтных мастерских, в автомотоклубах, у работников торговли. Представители всех этих заинтересованных организаций были приглашены на конференцию.

Вместе с сотрудниками журналов — наших коллег из «Мотор-ревю» представляла редактор М. Визенбергерова — на встречу с мотолюбителями пришли работники чехословацкого внешнеторгового объединения Мотоков К. Касл и Ф. Кропачек, пресс-аташе чехословацкого посольства М. Мотл, инженер завода ПАЛ Я. Пан, ответственный работник Министерства торговли СССР И. Козлов, начальник гарантийной мастерской «Ява» в Москве С. Смирнов и руководители столичных мототуристов Герой Советского Союза С. Волкенштейн, Р. Акчурин, В. Ратнер.

Встреча читателей вышла за предусмотренные регламентом рамки. Почти пять часов (по настоянию собравшихся перерывов не делали) шел откровенный разговор о том, что радует и огорчает владельцев «Яв», об ответственности работников торговли и сферы обслуживания, о нетерпимости ко всему тому, что еще мешает мотоциклистам. Именно в этой связи участники оценивали и содержание журналов.

Большинство выступавших — Е. ВОЛКОВ. В. ГУЛЫНИН, В. ЛОВЯГИН и другие — критиковали журналы за невнимание к вопросам ремонта. На эту тему, говорили они, надо публиковать обстоятельные статьи с учетом условий эксплуатации, нужны чертежи съемных приспособлений, специального инструмента.

«Нам хотелось бы видеть в журналах больше материалов по туристическому оснащению мотоциклов, — сказал в своем выступлении председатель мотосекции Московского клуба автомототуристов И. АШКИНАЗИ. — Как бы помогло путешественникам описание лучших образцов багажников, щитков, инструментальных сумок!»

 

Мотолюбители Н. КАЛАШНИКОВ, А. КОНОПЛЕВ (он специально прилетел на конференцию из Томска) и другие считают, что журналы должны больше помещать советов по эксплуатации. Почти десять лет продаются в СССР мотоциклы «Ява», но до сих пор никто не дал четкого ответа на вопрос, какие отечественные бензины и масла лучше всего подходят для этих машин. Выступавшие справедливо упрекали Главнефтеснабсбыт за невнимание к нуждам мотоциклистов. Создание масел для двухтактных двигателей не представляется задачей технически сложной. Между тем она не решена.

Иную проблему, волнующую мото циклистов, затронул в своем выступлении А. МИЩУК. «Я живу в большом доме, — сказал он, — и каждую зиму вынужден затаскивать мотоцикл на шестой этаж. Где же его еще хранить? Вокруг на десять километров нет ни одной стоянки. Журнал «За рулем» должен отстаивать наши интересы, должен добиваться, чтобы отводились места для стоянок, строились гаражи — несложные, из легких дешевых материалов. Почему бы редакции не объявить конкурс на лучший такой гараж?».

Участники конференции просили редакции журналов знакомить с моделями одежды для мотоциклистов, шлемов, мотобот. То, что сегодня предлагают торгующие организации, не устраивает мотолюбителей. Куртки и шлемы непривлекательны и непрактичны.

Многие говорили о мытарствах с ремонтом мотоциклов. Не хватает запчастей, мало мастерских. Уйму дорогого времени приходится потратить, чтобы достать копеечную деталь. Важная роль в решении этих проблем принадлежит Автоэкспорту. От работников его требуется инициатива, оперативность. К сожалению, они не пришли на конференцию, и их голоса собравшиеся так и не услышали.

Каждый оратор, поднимавшийся на трибуну, давал оценку чехословацким мотоциклам. В этом проявилась высокая техническая культура наших мотолюбителей, их взыскательность. Почти все сходились на том, что «Явы» последних выпусков стали менее надежны. Ухудшилась их сборка. Нет-нет да и дадут о себе знать скрытые дефекты. Предложения по изменению и улучшению конструкции, повышению гарантийного срока были с интересом выслушаны представителями Мотокова.

Одной из главных тем конференции был туризм, дальние походы. Председатель совета Московского клуба автомототуристов С. В ОЛКЕНШТЁИH рассказал о туристском ралли «Родина». Главный его маршрут Москва—Братск станет трассой сложных испытаний для чехословацких машин. Группа «явистов» отправляется в этот сверхтрудный поход, который может дать интересный материал для конструкторов и технологов.

Двадцать человек выступило на этой конференции. Десятки письменных вопросов и предложений было подано в президиум. Участники встречи получили на них исчерпывающие ответы.

Примерно за час до начала конференции над двумя столиками в фойе появились таблички «консультация». И сразу же консультанты журналов оказалиcь в плотном кольце мотолюбителей. Вопросы носили самый различный характер, но в основном касались обслуживания и ремонта.

«Консультационный пункт» продолжал работать и во время собрания. Причем под записками, поступавшими из зала на имя консультантов, стояли фамилии не только московских мотоциклистов. Гости столицы — водители «Яв» из Ленинграда, Минска, Киева, Томска и других городов — тоже пришли на эту встречу.

«Свой отпуск я решил провести в Прибалтике и вчера прибыл в Москву,— рассказал Д. ГРАЧ из Одессы. — Хотя соблазн побродить по городу был очень велик, как видите, я предпочел конференцию. И очень рад. С большой пользой для себя провел здесь несколько часов».

Поскольку вопросы участников встречи и ответы, которые они получили от наших консультантов инженера Б. СИНЕЛЬНИКОВА и начальника гарантийной мастерской С. СМИРНОВА, представляют интерес для всех водителей «Яв», редакция решила ознакомить с ними читателей журнала.

фото на улице во время конференции

 

 

 

Э. АМЕТИСОВ (г. Москва)

Какой цепью можно заменить цепь задней передачи мотоцикла «Ява-250»?

Цепь, имеющая такие же размеры звена, что и на «Яве», устанавливается на мотоциклах К-175, «Ковровец-175», мотороллере «Тула». Ее обозначение: II-3, ГОСТ 3609-52. Следует иметь в виду, что на «Яве-250» цепь состоит из 120 звеньев, а, например, на «Ковровце» из 110.

В инструкции к мотоциклу «Ява» сказано, что при обкатке топливо составляют из масла и бензина, смешивая их в соотношении 1:25, в в журнале «Мотор-ревю» (№ 2 за 1966 г.) указано другое соотношение — 1:16. Чему верить?

В инструкции допущена неточность Обкатывать мотоцикл до 1500—2000 километров пробега надо на смеси масла с бензином в соотношении 1 : 16, до 3000—4000 км — 1 : 20, а далее — 1 : 25.

 

А. МИЩУК (г. Москва)

Как устранить течь передней вилки?

Подтяните сальниковые гайки, и течь прекратится (подробнее об этом читай-то в № 7 «За рулем», 1964 г.).
Что делать, если амортизаторы передней вилки после пробега 1500 км не возвращаются в исходное положение, хотя в них залита амортизационная жидкость?

Причину надо искать в ослаблении пружин. Тогда их надо заменить.

В жаркую погоду такое явление может произойти из-за разжижения амортизационной жидкости. В этом случае ее сливают и заливают более густую. Кстати, ее нетрудно составить самому: 50 процентов автола, 50 процентов веретенного масла, по 150 см3 в каждое перо вилки.

Какова температура работающего двигателя и где ее замерять?

Порядка 140—160 градусов. На головке цилиндра.

 

В. ВЭЭРМА (г. Таллин)

Что означает маркировка PAL Super 14-7-RZ на чехословацких свечах? Какие свечи следует устанавливать на мотоциклы «Ява-ЧЗ-250» и «Ява-350»?

PAL — марка завода-изготовителя, Super— тип свечи; 14 — диаметр резьбовой части в мм (шаг резьбы — 1,25 мм); 7 — условное обозначение «калильного числа»; R — свидетельство о наличии в
свече помехоподавляющего сопротивления; Z—назначение свечи для двухтактных двигателей.

Цифрам, обозначающим калильное число, соответствуют следующие значения: 5 — калильное число 95—195; 7 — 195—240; 8 — 240—260.

На «Яву-ЧЗ-250» и «Яву-350» следует устанавливать свечи с калильным числом 225—240, а в период обкатки более «горячие» —195—225.

На ранее выпускавшихся мотоциклах применялись свечи без помехоподавляющего сопротивления (в маркировке нет буквы R). На них ставили наконечники провода со встроенным сопротивлением. Пользоваться такими наконечниками со свечами R недопустимо: под действием двойного сопротивления катушка зажигания перегревается и может выйти из строя.

Наконечники с сопротивлением отличаются от тех, что устанавливаются теперь, большей длиной.

Какой из наших бензинов более всего подходит для «Явы-350»?

Двигатели мотоциклов «Ява» имеют сравнительно высокую степень сжатия и для бездетонационной работы требуют применения топлива с октановым числом 72—76. Из имеющихся в продаже наиболее пригоден автомобильный А-72.

Этилированным А-76 лучше не пользоваться.

Если применяемый бензин вызывает детонационное сгорание топлива, следует уменьшить степень сжатия, установив под головку цилиндра прокладку большей толщины.

 

В. ИОНКИН (Московская область)

При разборке кривошипно-шатунного механизма двигателя Ява-250 на одном из роликов обнаружилась сильная огранка, а на дорожке качения забоины. В чем причина?

Вероятно, при хранении в зимнее время мотоцикл не консервировался. При консервации снимают резиновый патрубок, соединяют его с воздухоочистителем и при работающем двигателе постепенно подают через карбюратор автол, пока двигатель не заглохнет или пока в глушителях не появится масло.

 

Н. САЛИН (Ленинград)

Каким маслом следует пользоваться при эксплуатации чехословацких мотоциклов?

Автолом — зимним (АКЗп-6 и АСп-6 ГОСТ 10541—63) и летним (АКп-10 ГОСТ 1862—63). Можно пользоваться и авиационными МС (20—24) и МК (20—24).

Правда, они труднее смешиваются с бензином, зато хорошо смазывают кривошипно-шатунный механизм. Однако следует помнить, что после длительной стоянки эти масла осаждаются и перед поездкой их необходимо хорошо перемешать.

В коробке передач летом следует применять МС и МК, весной и осенью — смесь из 50 процентов автола зимнего и СУ. В холодное время можно заливать одно СУ.

 

Т. ТРАВИН (г. Москва)

Яву-350 обкатал по инструкции, но приемистость плохая. В чем причина?

Необходимо отрегулировать карбюратор, проверить угол опережения зажигания.

 

После пуска двигателя в холодное время очень туго включается передача. Как устранить этот дефект ?

Залейте в картер менее вязкое масло, например, АКЗп-6 или СУ — и передачи станут включаться нормально.

 

Е. ВОЛКОВ (г. Москва)

Как отрегулировать карбюратор для езды на высоте 2000—3500 метров над уровнем моря ?

Плотность воздуха на высоте 2500— 3000 м заметно ниже, чем в обычных условиях, поэтому горючая смесь будет обогащенной. Для сохранения нормального состава смеси пропускную способность главного жиклера можно несколько уменьшить, а иглу дроссельного золотника опустить. Мощность двигателя при этом, естественно, снизится.

 

Д. ГРАЧ (г. Одесса)

Можно ли на раму «Ява-250» установить двигатель рабочим объемом 350 см3 ?

Да, можно при условии замены ряда деталей: левой и правой выпускной труб, воздухоочистителя с корпусом, соединительного патрубка карбюратора и воздухоочистителя, облицовки. Кроме того, необходимо установить вторую катушку зажигания.

 

Л. ЗАГЕР (г. Москва)

На скорости 80 км/час появляется вибрация двигателя. Отчего это происходит?

Иногда работающий двигатель «входит в резонанс», то есть совпадают частота его колебаний и колебаний рамы. При изменении режима работы двигателя вибрация прекращается.


 

1966N09P28-29

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Надежная фиксация крышки инструментального ящика на мотоцикле CZ

Надежный запор У мотоциклов CZ инструментальные ящики запираются винтом (см. рисунок), который во время движения иногда отворачивается (этот недостаток отмечен в редакционном тесте — «За рулем», 1981 №1). Чтобы избавиться от него, я переделал фиксатор. С винта 3 удалил резьбу и просверлил насквозь отверстие в кронштейне 4 крышки. На винт надел подходящие шайбы 5 и пружину 6, ограничив ее ход шплинтом 7, для которого в винте просверлил отверстие. Фиксация крышки инструментального ящика: а — до переделки; б — после переделки; 1 — крышка ящика; 2 — корпус глушителя впуска; 3 — винт; 4 — кронштейн крышки; 5 — шайбы; б — пружина; 7 — шплинт. Теперь, чтобы открыть ящик, достаточно оттянуть винт за головку. За два года эксплуатации пружинный фиксатор доказал свои преимущества перед винтовым.В. ВАСИЛЬЕВ Донецкая область, г. Краматорск  1981N08P41

Читать далее >>

ИЖ Юпитер 5-01 К (ИЖ-6.114-01 )

Самый молодой Юпитер   В среднем через каждые два - два с половиной года мотоциклетное производство ПО «Ижмаш» выпускает или новую модель или одну из модификаций «планет» и «юпитеров».   Общий вид мотоцикла ИЖ Юпитер-5-01. Обтекатель, новые бак, сиденье, инструментальные ящики изменили внешний вид мотоцикла, осовременили его форму.  Когда мы в мае побывали в Ижевске и прошли вдоль нитки самого крупного в стране мотоциклетного конвейера, с которого сходит уже до 400 тысяч машин в год, то сразу отметили для себя: основное место в производственной программе завода занимают новые модели «ИЖ Планета-5» и «ИЖ Юпитер-5-01». Правда, между ними можно было увидеть небольшие вкрапления «Планеты-4» с двумя глушителями и старой экипажной частью. Но, как выяснилось, предназначались они для продажи в некоторых странах Азии и Латинской Америки, где хорошо зарекомендовали себя и где на них сохраняется спрос. Нам же ...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5. Плюсы и минусы новой модели

Плюсы и минусы новой модели   В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Пятый старт Юпитера  С конвейера объединения «Ижмаш» начали сходить новые мотоциклы «ИЖ-Юпитер—5» и «ИЖ-Юпитер—5К» (их индексы по отраслевой нормали — ИЖ—6.113 и ИЖ—6.114). При разработке этих мотоциклов конструкторы стремились максимально учесть замечания и пожелания, высказанные владельцами «юпитеров» четвертого поколения. Они касались главным образом электрооборудования, экономичности, приспособляемости двигателя к изменению условий движения. «ИЖ-Юпитер—5» получил двигатель с более «тяговитой» характеристикой и улучшенное электрооборудование. У «Юпитера—5» — основательно модернизированный двигатель. Подбором наивыгоднейших фаз газораспределения, улучшением продувки цилиндра повышены тягово-динамические качества машины. Отраднее всего, что возрос так называемый коэффициент приспособляемости, который характеризует способность двигателя сохр...

Читать далее >>

Унифицированные поршни

Мотоциклов Днепр «Я узнал, что киевский мотозавод прекратил выпуск поршней для старых моделей двигателей «Днепр». Как же быть при их ремонте?» — спрашивает В.Шарапов из Казахстана. О новых поршнях просят рассказать Н.Козлов из Смоленска, К. Онищенко из Молдавии и другие мото любители.Предоставляем слово Ф.И.ШИПОТЕ, инженеру киевского мотоциклетного завода.С ноября 1978 года для всех двигателей семейства «Днепр» выпускаются поршни новой, унифицированной конструкции. От старых они отличаются только размерами головки (рис. 1): радиус сферы уменьшен с 72,5 до 56 мм, а расстояние от оси поршневого пальца до вершины сферы увеличено с 44,2 до 48,2 мм. Кроме того, несколько изменена форма выемки под впускной клапан. Остальные размеры и даже номер (МТ801237) по каталогу остались прежними. Рис. 1. Унифицированный поршень Новые поршни устанавливают на двигатели мотоцикла МТ10—36 обычного варианта (степень сжатия — 7,5; бензин А-...

Читать далее >>