Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов.
Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими странами, одно из проявлений крепнущего экономического сотрудничества социалистических государств.
В Москве, Ленинграде, Киеве, Риге и других городах хорошо знают эти элегантные машины, обладающие многими достоинствами. Все больше мотоциклистов — и «юношей во цвете лет» и «бойцов с седою головой» — выбирают себе о спутники алую «Яву». С момента покупки, с момента первого знакомства с машиной у владельца ее, естественно, возникают разные «отчего?» и «почему?». Когда же мотоцикл пробежит два-три десятка тысяч километров, эти вопросы сменяются другими: «где купить?», «как отремонтировать?» Ответы на них водитель «Явы» ищет не только на страницах «За рулем» и «Мотор-ревю», но и в ремонтных мастерских, в автомотоклубах, у работников торговли. Представители всех этих заинтересованных организаций были приглашены на конференцию.
Вместе с сотрудниками журналов — наших коллег из «Мотор-ревю» представляла редактор М. Визенбергерова — на встречу с мотолюбителями пришли работники чехословацкого внешнеторгового объединения Мотоков К. Касл и Ф. Кропачек, пресс-аташе чехословацкого посольства М. Мотл, инженер завода ПАЛ Я. Пан, ответственный работник Министерства торговли СССР И. Козлов, начальник гарантийной мастерской «Ява» в Москве С. Смирнов и руководители столичных мототуристов Герой Советского Союза С. Волкенштейн, Р. Акчурин, В. Ратнер.
Встреча читателей вышла за предусмотренные регламентом рамки. Почти пять часов (по настоянию собравшихся перерывов не делали) шел откровенный разговор о том, что радует и огорчает владельцев «Яв», об ответственности работников торговли и сферы обслуживания, о нетерпимости ко всему тому, что еще мешает мотоциклистам. Именно в этой связи участники оценивали и содержание журналов.
Большинство выступавших — Е. ВОЛКОВ. В. ГУЛЫНИН, В. ЛОВЯГИН и другие — критиковали журналы за невнимание к вопросам ремонта. На эту тему, говорили они, надо публиковать обстоятельные статьи с учетом условий эксплуатации, нужны чертежи съемных приспособлений, специального инструмента.
«Нам хотелось бы видеть в журналах больше материалов по туристическому оснащению мотоциклов, — сказал в своем выступлении председатель мотосекции Московского клуба автомототуристов И. АШКИНАЗИ. — Как бы помогло путешественникам описание лучших образцов багажников, щитков, инструментальных сумок!»
Мотолюбители Н. КАЛАШНИКОВ, А. КОНОПЛЕВ (он специально прилетел на конференцию из Томска) и другие считают, что журналы должны больше помещать советов по эксплуатации. Почти десять лет продаются в СССР мотоциклы «Ява», но до сих пор никто не дал четкого ответа на вопрос, какие отечественные бензины и масла лучше всего подходят для этих машин. Выступавшие справедливо упрекали Главнефтеснабсбыт за невнимание к нуждам мотоциклистов. Создание масел для двухтактных двигателей не представляется задачей технически сложной. Между тем она не решена.
Иную проблему, волнующую мото циклистов, затронул в своем выступлении А. МИЩУК. «Я живу в большом доме, — сказал он, — и каждую зиму вынужден затаскивать мотоцикл на шестой этаж. Где же его еще хранить? Вокруг на десять километров нет ни одной стоянки. Журнал «За рулем» должен отстаивать наши интересы, должен добиваться, чтобы отводились места для стоянок, строились гаражи — несложные, из легких дешевых материалов. Почему бы редакции не объявить конкурс на лучший такой гараж?».
Участники конференции просили редакции журналов знакомить с моделями одежды для мотоциклистов, шлемов, мотобот. То, что сегодня предлагают торгующие организации, не устраивает мотолюбителей. Куртки и шлемы непривлекательны и непрактичны.
Многие говорили о мытарствах с ремонтом мотоциклов. Не хватает запчастей, мало мастерских. Уйму дорогого времени приходится потратить, чтобы достать копеечную деталь. Важная роль в решении этих проблем принадлежит Автоэкспорту. От работников его требуется инициатива, оперативность. К сожалению, они не пришли на конференцию, и их голоса собравшиеся так и не услышали.
Каждый оратор, поднимавшийся на трибуну, давал оценку чехословацким мотоциклам. В этом проявилась высокая техническая культура наших мотолюбителей, их взыскательность. Почти все сходились на том, что «Явы» последних выпусков стали менее надежны. Ухудшилась их сборка. Нет-нет да и дадут о себе знать скрытые дефекты. Предложения по изменению и улучшению конструкции, повышению гарантийного срока были с интересом выслушаны представителями Мотокова.
Одной из главных тем конференции был туризм, дальние походы. Председатель совета Московского клуба автомототуристов С. В ОЛКЕНШТЁИH рассказал о туристском ралли «Родина». Главный его маршрут Москва—Братск станет трассой сложных испытаний для чехословацких машин. Группа «явистов» отправляется в этот сверхтрудный поход, который может дать интересный материал для конструкторов и технологов.
Двадцать человек выступило на этой конференции. Десятки письменных вопросов и предложений было подано в президиум. Участники встречи получили на них исчерпывающие ответы.
Примерно за час до начала конференции над двумя столиками в фойе появились таблички «консультация». И сразу же консультанты журналов оказалиcь в плотном кольце мотолюбителей. Вопросы носили самый различный характер, но в основном касались обслуживания и ремонта.
«Консультационный пункт» продолжал работать и во время собрания. Причем под записками, поступавшими из зала на имя консультантов, стояли фамилии не только московских мотоциклистов. Гости столицы — водители «Яв» из Ленинграда, Минска, Киева, Томска и других городов — тоже пришли на эту встречу.
«Свой отпуск я решил провести в Прибалтике и вчера прибыл в Москву,— рассказал Д. ГРАЧ из Одессы. — Хотя соблазн побродить по городу был очень велик, как видите, я предпочел конференцию. И очень рад. С большой пользой для себя провел здесь несколько часов».
Поскольку вопросы участников встречи и ответы, которые они получили от наших консультантов инженера Б. СИНЕЛЬНИКОВА и начальника гарантийной мастерской С. СМИРНОВА, представляют интерес для всех водителей «Яв», редакция решила ознакомить с ними читателей журнала.
Э. АМЕТИСОВ (г. Москва)
Какой цепью можно заменить цепь задней передачи мотоцикла «Ява-250»?
Цепь, имеющая такие же размеры звена, что и на «Яве», устанавливается на мотоциклах К-175, «Ковровец-175», мотороллере «Тула». Ее обозначение: II-3, ГОСТ 3609-52. Следует иметь в виду, что на «Яве-250» цепь состоит из 120 звеньев, а, например, на «Ковровце» из 110.
В инструкции к мотоциклу «Ява» сказано, что при обкатке топливо составляют из масла и бензина, смешивая их в соотношении 1:25, в в журнале «Мотор-ревю» (№ 2 за 1966 г.) указано другое соотношение — 1:16. Чему верить?
В инструкции допущена неточность Обкатывать мотоцикл до 1500—2000 километров пробега надо на смеси масла с бензином в соотношении 1 : 16, до 3000—4000 км — 1 : 20, а далее — 1 : 25.
А. МИЩУК (г. Москва)
Как устранить течь передней вилки?
Подтяните сальниковые гайки, и течь прекратится (подробнее об этом читай-то в № 7 «За рулем», 1964 г.).
Что делать, если амортизаторы передней вилки после пробега 1500 км не возвращаются в исходное положение, хотя в них залита амортизационная жидкость?
Причину надо искать в ослаблении пружин. Тогда их надо заменить.
В жаркую погоду такое явление может произойти из-за разжижения амортизационной жидкости. В этом случае ее сливают и заливают более густую. Кстати, ее нетрудно составить самому: 50 процентов автола, 50 процентов веретенного масла, по 150 см3 в каждое перо вилки.
Какова температура работающего двигателя и где ее замерять?
Порядка 140—160 градусов. На головке цилиндра.
В. ВЭЭРМА (г. Таллин)
Что означает маркировка PAL Super 14-7-RZ на чехословацких свечах? Какие свечи следует устанавливать на мотоциклы «Ява-ЧЗ-250» и «Ява-350»?
PAL — марка завода-изготовителя, Super— тип свечи; 14 — диаметр резьбовой части в мм (шаг резьбы — 1,25 мм); 7 — условное обозначение «калильного числа»; R — свидетельство о наличии в
свече помехоподавляющего сопротивления; Z—назначение свечи для двухтактных двигателей.
Цифрам, обозначающим калильное число, соответствуют следующие значения: 5 — калильное число 95—195; 7 — 195—240; 8 — 240—260.
На «Яву-ЧЗ-250» и «Яву-350» следует устанавливать свечи с калильным числом 225—240, а в период обкатки более «горячие» —195—225.
На ранее выпускавшихся мотоциклах применялись свечи без помехоподавляющего сопротивления (в маркировке нет буквы R). На них ставили наконечники провода со встроенным сопротивлением. Пользоваться такими наконечниками со свечами R недопустимо: под действием двойного сопротивления катушка зажигания перегревается и может выйти из строя.
Наконечники с сопротивлением отличаются от тех, что устанавливаются теперь, большей длиной.
Какой из наших бензинов более всего подходит для «Явы-350»?
Двигатели мотоциклов «Ява» имеют сравнительно высокую степень сжатия и для бездетонационной работы требуют применения топлива с октановым числом 72—76. Из имеющихся в продаже наиболее пригоден автомобильный А-72.
Этилированным А-76 лучше не пользоваться.
Если применяемый бензин вызывает детонационное сгорание топлива, следует уменьшить степень сжатия, установив под головку цилиндра прокладку большей толщины.
В. ИОНКИН (Московская область)
При разборке кривошипно-шатунного механизма двигателя Ява-250 на одном из роликов обнаружилась сильная огранка, а на дорожке качения забоины. В чем причина?
Вероятно, при хранении в зимнее время мотоцикл не консервировался. При консервации снимают резиновый патрубок, соединяют его с воздухоочистителем и при работающем двигателе постепенно подают через карбюратор автол, пока двигатель не заглохнет или пока в глушителях не появится масло.
Н. САЛИН (Ленинград)
Каким маслом следует пользоваться при эксплуатации чехословацких мотоциклов?
Автолом — зимним (АКЗп-6 и АСп-6 ГОСТ 10541—63) и летним (АКп-10 ГОСТ 1862—63). Можно пользоваться и авиационными МС (20—24) и МК (20—24).
Правда, они труднее смешиваются с бензином, зато хорошо смазывают кривошипно-шатунный механизм. Однако следует помнить, что после длительной стоянки эти масла осаждаются и перед поездкой их необходимо хорошо перемешать.
В коробке передач летом следует применять МС и МК, весной и осенью — смесь из 50 процентов автола зимнего и СУ. В холодное время можно заливать одно СУ.
Т. ТРАВИН (г. Москва)
Яву-350 обкатал по инструкции, но приемистость плохая. В чем причина?
Необходимо отрегулировать карбюратор, проверить угол опережения зажигания.
После пуска двигателя в холодное время очень туго включается передача. Как устранить этот дефект ?
Залейте в картер менее вязкое масло, например, АКЗп-6 или СУ — и передачи станут включаться нормально.
Е. ВОЛКОВ (г. Москва)
Как отрегулировать карбюратор для езды на высоте 2000—3500 метров над уровнем моря ?
Плотность воздуха на высоте 2500— 3000 м заметно ниже, чем в обычных условиях, поэтому горючая смесь будет обогащенной. Для сохранения нормального состава смеси пропускную способность главного жиклера можно несколько уменьшить, а иглу дроссельного золотника опустить. Мощность двигателя при этом, естественно, снизится.
Д. ГРАЧ (г. Одесса)
Можно ли на раму «Ява-250» установить двигатель рабочим объемом 350 см3 ?
Да, можно при условии замены ряда деталей: левой и правой выпускной труб, воздухоочистителя с корпусом, соединительного патрубка карбюратора и воздухоочистителя, облицовки. Кроме того, необходимо установить вторую катушку зажигания.
Л. ЗАГЕР (г. Москва)
На скорости 80 км/час появляется вибрация двигателя. Отчего это происходит?
Иногда работающий двигатель «входит в резонанс», то есть совпадают частота его колебаний и колебаний рамы. При изменении режима работы двигателя вибрация прекращается.
1966N09P28-29
В мартовском номере журнала за 1975 год в материале о редакционном тесте мотоцикла Ява 634 отмечалось. что при изгибе защитные кожухи цепи из-за большей, чем нужно, длины быстро перетираются. Рис. 1. Так укорачивается чехол. Пунктирной линией показана удаляемая часть. Чтобы избежать этой неприятности, следует заранее укоротить чехлы, как показано на рис. 1. Для этого сначала намечаем на переднем конце чехла линию. отстоящую от края на 16—17 мм. и острым ножом разрезаем по ней чехол. Снимаем обе части с кожуха, обильно смазываем цепь графитовой смазкой и надеваем чехол так. чтобы его внутренняя канавка села на буртик кожуха. Сверху закрепляем чехол хомутом, сделанным согласно рис. 2. Рис. 2. Хомут. Если в чехлах из-за касания цепи уже образовались отверстия, то их можно заклеить резиной при помощи клея №88 или БФ-2. Л. ГЕРАСИМОВ 332440,Запорожская область, г. Бердянск,ул. Восстания. 14. кв. 28 1975N10P19
Читать далее >>С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...
Читать далее >>Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2 Сотни голубых ИЖей сходят ежедневно с заводского конвейера. Этому мотоциклу тоже недолго ждать. Еще несколько усилий, и машина оживет. Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Выпускает их наш завод с 1961 — 1962 годов. И с того же времени непрерывно идет работа над их улучшением. Намного повысилась надежность машин, и благодаря этому на 20 процентов увеличен гарантийный пробег мотоциклов. Заводские конструкторы работают не только над устранением выявленных в процессе эксплуатации изъянов, совершенствованием модели, стоящей на конвейере. Наше КБ готовило и новые, модернизированные модели мотоциклов, особое внимание уделяя таким качествам, как надежность и долговечность. Сейчас осе работы по созданию и испытанию новых машин закончены. «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» готовы к старту.Чем же они отличаются от своих широко известных предшественников? Первое, что бро...
Читать далее >>Отзыв владельца Если говорить о причинах, по которым мой выбор пал на «Планету-4», то их просто не было: купил то, что оказалось в продаже. Но теперь, после 25 тысяч километров пробега я уже уверенно говорю, что не ошибся. Что же касается критических замечаний и пожеланий в адрес завода-изготовителя, то они продиктованы только заботой о деле, которое считаю общим. Прежде всего несколько слов о боковом прицепе ВМЗ-9.203. Несомненно, он очень практичен. Даже владельцы ЯВ и «уралов» завидуют нам, «ижатникам». И это имеет под собой почву. Приходилось возить и мебель, и мешки с цементом, не раз спал в прицепе — при росте 180 см неудобств почти не испытываешь. Правда, мешают ребра жесткости, которые с внутренней стороны днища хорошо бы перенести на внешнюю. Пока же, создавая постель в прицепе, без надувного матраца не обойтись. Очень удобны для посадки, погрузки и выгрузки подъемные капоты. К тому же их полный демонтаж занимает несколько минут...
Читать далее >>Мотолюбитель Я. Манушкин из Ростовской области спрашивает, каким требованиям должны удовлетворять после ремонта клапаны, седла и клапанные пружины на мотоцикле Урал 2 (М-63). После обработки, притирки и тщательной промывки седла и клапана необходимо проверить их прилегание. Для этого на седло наносят тонкий слой краски, вставляют соответствующий клапан и поворачивают его, прижимая головку к седлу. Поясок прилегания на головке клапана должен быть шириной 1,5 — 1,8 мм и располагаться посредине фаски. Толщина цилиндрического пояска — не менее 1 мм. Форма и размеры седла показаны на рисунке. Рис. Форма и размеры седла Герметичность посадки клапанов проверяют керосином. Для этого чисто протирают поверхности прилегания клапана и седла и, прижимая клапан к седлу, заливают во всасывающий (или выпускной) канал керосин. Если в течение минуты керосин по соединению не проникает, прилегание считается удовлетворительным. В клапанных пружинах надо проверить перпендикулярность опорных пло...
Читать далее >>