вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Форма регистрации пользователей:

  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления

 

 

Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро.

Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего.

Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка такая же, и рабочий объем двигателей обычный — 250 и 350 см3. Всех интриговала небольшая четкая надпись «automatic» на левой крышке картера. Обе машины были оснащены автоматическим центробежным механизмом включения сцепления.

Введение этого механизма свело до минимума действия водителя, связанные с работой сцепления. Для достижения нужной скорости после включения передачи достаточно поворачивать рукоятку управления дроссельным золотником. С увеличением оборотов мотоцикл плавно набирает скорость и достигает максимального разгона при полностью открытом дросселе. Такое сцепление особенно ценно для езды в городе, где постоянно меняется ритм движения.

Попытки создания подобных устройств делались и раньше, однако все конструкции страдали одним серьезным «недугом». Поскольку автомат должен помещаться на ведущей части сцепления, постоянно связанной с двигателем, то оно не позволяло пускать двигатель с хода или тормозить им. Конструкторы искали различные решения, либо дублирующие в таких случаях весь механизм, либо блокирующие центробежный автомат, все это усложняло и удорожало мотоцикл настолько, что подобные приспособления не нашли широкого применения. Заводу «Ява» удалось создать простой и эффективный механизм, который лишен недостатков, свойственных прежним конструкциям.

 

Конструкция сцепления

Рис. 1. Конструкция сцепления

 

Рассмотрим конструкцию автоматического сцепления «Ява» (рис. 1) более подробно. Оно состоит из наружного барабана 1, свободно вращающегося на первичном валу коробки передач и соединенного со звездочкой. На ее ступице установлены храповая шестерня пускового механизма и храповая пластина. В барабане шарнирно установлены три рычага с грузиками 3, соединенными между собой пружинами 2. Отклоняясь при вращении, они перемещают перед собой нажимной диск 7. Движение грузиков ограничено с двух сторон. С внутренней они опираются на диск звездочки, с наружной — на выступы нажимного диска.

Нажимной диск 7 сцепления, перемещаясь, сжимает пакет ведущих 11 и ведомых 10 дисков, ведущие — стальные — входят своими выступами в пазы барабана 1, а ведомые — фрикционные — в пазы ведомого барабана 8. Пакет заключает опорный диск 13 с отверстиями для стаканчиков пружин 14. С другой стороны пружины упираются в диск 15. Расстояние между дисками 13 и 15 регулируется болтами 17, зафиксированными при помощи проволоки. Оба диска вращаются вместе с наружным барабаном 1, связанные с ним своими выступами. Заканчивается сцепление запорным пружинным кольцом 16.

Разъемный, состоящий из двух половин поводок 9, соединенный с первичным валом коробки передач, имеет три выступа, которые входят в сегментные пазы внутреннего барабана 8. Таким образом, внутренний барабан может поворачиваться относительно первичного вала на длину сегментного паза. Чтобы смягчить жесткие удары в сегментных пазах, на выступы поводка надевают резиновые пальцы.

Для передачи крутящего момента в противоположном направлении сцепление снабжено кулачковой втулкой, состоящей из двух частей, с косыми плоскостями на торцах выступов и пазах. Одна часть 4 втулки жестко соединена с первичным валом через распорные втулки при помощи гайки, а другая — 5 — свободно насажена на втулку и от проворачивания относительно этой втулки фиксируется пружинной защелкой 6, насаженной на штифт нажимного диска 7.

Сцепление выключается ручным рычагом или педалью, передвигающей шток 12 с упором внутри первичного вала коробки передач. Упор посредством шарикоподшипника действует на опорный диск 13. Другой шарикоподшипник расположен между частью 4 кулачковой втулки и шайбой, запрессованной в звездочке.

Как работает автоматическое сцепление?

 

Схема работы сцепления: а) холостой ход; б) движение; в) выключение сцепления в движении; г) пуск двигателя с хода и торможение двигателем; д) выключение сцепления при пуске двигателя с хода и торможении двигателем

Рис. 2. Схема работы сцепления: а) холостой ход; б) движение; в) выключение сцепления в движении; г) пуск двигателя с хода и торможение двигателем; д) выключение сцепления при пуске двигателя с хода и торможении двигателем

 

Холостой ход (рис. 2, а). Грузики 3 (см. рис. 1) под действием пружин 2 оттянуты к внутреннему упору. Между нажимным диском 7, находящимся в состоянии покоя, и пакетом дисков образуется зазор V. Головки регулировочных болтов 17 опираются на диск 15, удерживая тем самым в основном положении опорный диск 13 и препятствуя его воздействию на пакет дисков. Ведомая часть сцепления не вращается и не передает крутящего момента.

Движение (рис. 2, б). С увеличением числа оборотов грузики 3 (см. рис. 1) под действием центробежных сил преодолевают сопротивление пружин 2 и двигают перед собой нажимной диск 7. После того как зазор V ликвидируется, пакет дисков сжимается. Ведущая часть сцепления захватывает ведомую, тем самым передавая крутящий момент, и мотоцикл начинает плавное движение. Пакет сжимается полностью, как только грузики дойдут до наружного упора. В то же время опорный диск 13 переместится на расстояние S, сжав пружинами 14 сцепления диски: этим обеспечивается передача максимального крутящего момента двигателя.

Выключение сцепления во время движения (рис. 2, в). Если у водителя возникла такая необходимость, делает он это при помощи рычага или педали. При этом перемещается шток переключения 12 с упором (см. рис. 1). Действуя на шарикоподшипник, он отжимает опорный диск 13. Образуется зазор V, диски получают свободу. Нажимной диск 7 не отжимается, так как грузики 3 опираются на наружный упор.

Пуск двигателя с хода и торможение двигателем (рис. 2, г). Двигатель работает на малых оборотах (или не работает). Грузики 3 (см. рис. 1) опираются на внутренний упор. Крутящий момент передается в этом случае в обратном направлении с ведомой части сцепления на ведущую. Часть 4 кулачковой втулки повернется вместе с валом коробки передач и при помощи косых выступов отодвинет от себя в осевом направлении другую часть 5, которая тормозится защелкой 6, соединенной при помощи нажимного диска 7 с ведущей частью сцепления. В результате этого часть 5 вместе с нажимным диском 7 переместится в осевом направлении и будет передвигать пакет дисков до тех пор, пока переместит опорный диск 13. В результате между диском 15 и головками болтов 17 образуется зазор. Таким образом, сцепление подготовлено к передаче максимального крутящего момента в обратном направлении, то есть от колеса мотоцикла на двигатель при помощи только пружин сцепления.

Если двигатель завелся или торможение им окончилось, то есть если изменилось направление крутящего момента, ведущая часть сцепления повернется по отношению к ведомой на длину сегментных пазов. Этого достаточно для того, чтобы часть кулачковой втулки, переместившись, освободила пакет дисков от сжатия.

Выключение сцепления при пуске двигателя с хода и при торможении двигателем (рис. 2, д). Кулачковая втулка при этом целиком раскрыта, ее часть 4 (см. рис. 1) упирается своими выступами в пазы части 5. Выключен механизм при помощи штока 12, отодвигающего опорный диск 13, образуя между ним и пакетом дисков зазор V. Сцепление не передает крутящий момент.

Итак, мы познакомились с устройством и работой автоматического сцепления. Остается добавить, что подобными механизмами оснащены небольшие серийные партии чешских машин.

В. Тимонин, инженер


 

1966N08P28-29

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 638-1-04

Что новенького в Яве ?   Летом прошлого года редакция получила от ВТО «Мотоков» для испытаний последнюю модификацию ЯВА-350 638-1-04. Красивый мотоцикл, ничего не скажешь! При беглом осмотре мотоцикл показался чуть выше привычной для нас базовой модели. Стали разбираться. Действительно, задние амортизаторы установлены с большим наклоном в результате смещения вперед точек крепления на раме. Сочетание прогрессивно навитых пружин и наклона амортизаторов обеспечило хорошую плавность хода. Уже нет нужды привставать на подножках, когда заднее колесо влетает в небольшую яму или выбоину на дороге. На переднем колесе нашей ЯВЫ шина с характерным шоссейным протектором (ею комплектуют отдельные партии мотоциклов). С такой шиной мотоцикл уверенно чувствует себя при торможении, в повороте. Через какое-то время у водителя возникает ощущение, что он сможет проехать знакомый ему поворот с большим углом наклона и, понятно, на большей скорости. Это до тех пор, пока дорога сухая. Стоит ...

Читать далее >>

Ява Ойлмастер - Jawa Oilmaster

Jawa Oilmaster Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее). Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний. Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух лит...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Планета Спорт. Наиболее частые вопросы и ответы на них

В вопросах и ответах  В редакцию за последнее время все чаще приходят письма читателей с вопросами но мотоциклу «ИЖ—Планета-спорт». Мы отобрали наиболее характерные из них и обратились на завод-изготовитель. Ответы конструкторов, специалистов — перед вами.Какие изменения претерпел мотоцикл в процессе производства с начала выпуска по настоящее время?Изменений довольно много. Назовем основные из них. В двигателе — новая головка цилиндра. Теперь ее оребрение не «веерное», а обычное, и вместо камеры сгорания типа «жокейский картуз» — камера, образованная концентричными сферами. Увеличено количество винтов, стягивающих половинки картера и крышки, а крепление двигателя к раме мотоцикла усилено. Усовершенствована форма глушителя, благодаря чему исключено соприкосновение его с дорогой при наклонах машины, а также увеличен диаметр выпускной трубы. Импортный карбюратор «Микуни» заменен отечественным К62М, имеющим ф...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ. Как избавиться от стука в передней вилке

Как избавиться от стука При поездках по плохим дорогам на мотоциклах ИЖ часто слышен стук в передней вилке. Мотолюбители предлагали несколько вариантов, исключающих это неприятное явление (см. например, «За рулем», 1973, № 10).Мы используем более доступный способ, который дает тоже неплохие результаты: вводим в амортизатор два резиновых кольца, как показано на рисунке.Переделка амортизатора передней вилки: 1 — шток; 2 — наконечник; 3 — верхнее кольцо; 4 — шайба; 5 — клапан; 6 — шпонка; 7 — нижнее кольцо; 8 — поршень; 9 — корпус амортизатора.Верхнее кольцо 3 толщиной 5 мм надевается на шток выше обратного клапана. нижнее — 7 толщиной 2 мм — на шток между обратным клапаном и поршнем (его роль — повысить компрессию). Чтобы верхнее кольцо служило дольше и не разбивалось обратным клапаном, можно между ними надеть дополнительно металлическую шайбу 4 толщиной 2 мм. Резиновые кольца вырубаем гильзой от охо...

Читать далее >>

ИЖи для многодневки. ИЖ М12, ИЖ 64М

Ижевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, ИЖ-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что и у популярного мотоцикла ИЖ Планета 2 , только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями. Рис. ИЖ М12 Более высокими показателями обладает другая модель — ИЖ-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции ИЖ-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 года. Двигатель ИЖ-М12 (одноцилиндровый с двухканальной продувкой) изготовляется в трех модификациях — классов 250, 350 и 500 см3. Они различаются диаметром цилиндра (соответственн...

Читать далее >>