Наши спортсмены-ветераны помнят марку «Восток» на мотоциклах, изготовленных в Серпухове научно-исследовательским институтом мотоциклостроения. Потом на время работы над спортивными мотоциклами были прекращены, и ведущие гонщики выступали на машинах зарубежных фирм — CZ, Jawa, KTM. И вот в 1980 году состоялся старт сборной команды страны на новых советских кроссовых мотоциклах «Восток» (125 см3). В соревнованиях на Кубок дружбы социалистических стран она заняла второе место, вслед за сильной чехословацкой командой.
Путь к этому успеху занял около пяти лет. Для создания современной конкурентноспособной машины нужно было решить серьезные задачи: добиться высокой мощности, подобрать, запрограммировав на ЭВМ параметры двигателя и трассы, передаточные числа трансмиссии, чтобы обеспечить хорошую динамику машины и работу мотора в оптимальном режиме. Немало усилий потребовало создание экипажной части, подбор жесткости подвески, сочетания наивыгоднейших характеристик передней и задней вилок.
Работа над «Востоком» принесла интересные, оригинальные решения. Семь из них выполнены на уровне изобретений и отмечены авторскими свидетельствами.
Соревнования сыграли важную роль в развитии конструкции мотоцикла, выявив наиболее напряженные детали и узлы и подсказав пути их совершенствования. В общей сложности было подготовлено и испытано 26 машин К сезону 1981 года специально для Кубка дружбы разработали более совершенную модель, «Восток-3.223», отличавшуюся высокой мощностью двигателя и хорошими динамическими качестве ми. У нее — практически полностью переработанные рама, задняя подвеска, передняя вилка. Ход колес вырос с 275 до 300—305 мм. Заднюю маятниковую вилку удалось облегчить на 1,2 кг при одновременном увеличении прочности.
Соревнования на Кубок дружбы по мотокроссу в классе 125 см3 проходили в семь этапов на трассах ПНР, ЧССР, ВНР, СРР, ГДР, НРБ и Советского Союза. В составе нашей сборной были молодые спортсмены А. Сикк, Р. Галямов, А. Зорин и А. Авдеев. О напряженности этих соревнований говорит уже тот факт, что исход борьбы решился только на последнем этапе, где наша команда опередила основного соперника — сборную ЧССР. В личном зачете А. Сикк занял второе место за П. Коваржем (ЧССР).
Усилия коллектива, работавшего над «Востоком», и высокое мастерство гонщиков принесли в 1981 году и две золотые медали в чемпионатах страны — по кроссу (А. Ледовской и по многодневке (Г. Кирюхин на специальной модификации «Востока» ).
Последние старты 1981 года наши спортсмены приняли в ноябре на Кубе в традиционном международном мотокроссе. К этим соревнованиям были подготовлены две машины, причем одна имела новый двигатель с водяным охлаждением — более мощный и надежный. На них выступали Р. Галямов и А. Сикк, которые в составе команды СССР завоевали Кубок Кубы. Кроме того, Галямов занял первое место в классе 125 см3.
Оглядываясь на прошедший сезон, можно с удовлетворением отметить, что во всех соревнованиях, в которых участвовали мотоциклы ВНИИМотопрома, на них были завоеваны победы. На международной арене мы сумели опередить мотоциклы ЧЗ, которыми была оснащена сборная ЧССР. Успешные выступления в 1981 году позволяют говорить о возрождении марки «Восток» в новом качестве. Теперь на очереди более сложная задача — создать отечественный мотоцикл, на котором советские спортмены могли бы успешно выступать в соревнованиях ранга чемпионата мира. Как известно, ведущие зарубежные фирмы готовят к этим соревнованиям уникальные машины, которые воплощают в себе последние достижения в области мотоциклостроения. Конкурировать с ними — значит выйти на самый высокий уровень современной техники Здесь предстоят дополнительные нововведения.
Мы уже имеем в портфеле несколько разработок, которые ждут воплощения в кроссовом мотоцикле Во всяком случае, усилия наших специалистов позволили в течение четырех лет настолько отработать конструкцию собственной передней вилки, что сегодня можем сказать: она не уступает признанным узлам итальянских «Чериани» и «Марзокки».
Сейчас нами создана модификация «Восток—3.230» с водяным охлаждением. Ее мощность — 29,5 л. с/21 кВт при 10 200 об/мин. Разработаны поршни, изготовляемые методом жидкой штамповки из алюминиевого сплава, доведена конструкция специального подшипника в нижней головке шатуна, применено оригинальное устройство для изменения фазы выпуска при работающем двигателе.
По нашему мнению, во ВНИИМотопроме есть научные и технические возможности, позволяющие при поддержке ЦК ДОСААФ. «Автоэкспорта», изготовителей комплектующих изделий создать мотоцикл мирового класса. Сейчас мы еще в начале пути, однако достигнутые успехи позволяют надеяться что марка «Восток» вновь станет известна не только в нашей стране, но и за рубежом.
В. КУЗНЕЦОВ, заведующий отделом, кандидат технических наук Ю. ПРОКОФЬЕВ, заведующий сектором г. СерпуховВНИИМотопрома
Общие данные: сухая масса — 89.5 кг; база - 1437 мм, дорожный просвет 355 мм высота седла — 930 мм; угол наклона рулевой колонки — 29°.
Двигатель: рабочий объем — 123,5 см3; диаметр цилиндра и ход поршня — 54 мм; степень сжатия — 14, мощность28 л. с./23 кВт при 9200 — 9600 об/мин; рабочий диапазон — 4200— 9600 об/мин; карбюратор — К—68 с диффузором диаметром 34 мм; система зажигания — электронная бесконтактная.
Трансмиссия: передняя передача — шестеренная (3.36); сцепление — многодисковое в масляной ванне: коробка передач — шестиступенчатая (I — 2.45, II — 1.85, III — 1.47, IV — 1.23; V — 1,08; VI — 0,95); задняя передача — цепная, варианты передаточных чисел: 4.75; 4.38, 4.07.
Ходовая часть: рама — дуплексная; передняя вилка — телескопическая, пружинно гидропневматическая; ход колеса — 300 мм, подвеска заднего колеса — маятниковая, с пружинно гидравлическими амортизаторами; ход колеса 305 мм; тормоза — барабанные, диаметром 150 мм впереди и сзади: размер шин переднего колеса — 3,0—21, заднего — 4.5—18.
1982N07P10-11
Электрооборудование Jawa 634 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35+35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4— лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В, 2 Вт); б — лампа освещения спидометра (6 В, 2 Вт); 7 — центральный переключатель; 8 — реле-прерыватель указателя поворота; 9 — звуковой сигнал; 10 — переключатель ближнего—дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 11 — включатель указателя поворота; 12 — конденсаторы; 13 и 14 — контакты прерывателя зажигания левого и правого цилиндров; 15 и 16 — свечи зажигания; 17 — катушки зажигания; 18 — включатель стоп-сигнала; 19 — реле-регулятор напряжения; 20 — аккумуляторная батарея (6 В, 14 А-ч); 21 — генератор (6 В, 75 Вт); 22 — предохранитель (15 А); 23 — лампа стоп...
Читать далее >>Jawa 350 634-01 Новая модель Ява 634 01 Редакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖИХ, главный конструктор Я. КРЖИВКА и директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоцикло-строителей, о достижениях мотоциклетной промышленности ЧССР» перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным у нас мотоциклов Ява-250 и Ява-350. Мотоцикл Ява 350 634-01 с новым боковым прицепом Велорекс Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы. С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной ...
Читать далее >>Четыре года назад и нам поступили первые дорожные мотоциклы CZ-350 типа 472. В редакционном тесте модели 472.3 («За рулем», 1977, № 4) мы, в общем положительно оценив машину, высказали ряд замечаний и пожеланий,. которые позже поддержали владельцы CZ. Завод оперативно откликнулся на них и уже год спустя произвел отдельные конструктивные изменения, с которыми предстала следующая модель 472.4 («За рулем», 1979, №3). Продолжая совершенствовать машину, чехословацкие мотоциклостроители в нынешнем году приступили к серийному выпуску еще одной новой модели — 472.5. Один из опытных образцов завод и внешнеторговое объединение «Мотоков» передали в прошлом году в распоряжение редакции. 8000 километров самых разных дорог, пройденных на этом мотоцикле, позволили нам -познакомиться с нововведениями, оценить их достоинства. 1. Новый топливный бак большой емкости, черная вилка с резиновыми чехлами преобразили привычный вид CZ Что нового в новой мо...
Читать далее >>Комфортабельнее, мощнее, безопаснее С конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» в нынешнем году сошла пятимиллионная машина. Коллектив мотоциклостроителей отметил это событие переходом на выпуск модернизированных моделей «ИЖ—Планета-3-01» и «ИЖ—Юпитер-3-01». Что нового в них, чем они отличаются? Мы провели модернизацию по трем основным направлениям: усиление активной и пассивной безопасности, улучшение удобства езды, повышение мощности.Начнем с безопасности. На обеих моделях введены защитные дуги, смонтированное на руле зеркало заднего вида, удлиненные кронштейны указателей поворота. Наши мотоциклы теперь будут оснащены откидывающимися подножками для пассажира, которые предотвращают травмы ног. На рычагах управления сцеплением и передним тормозом предусмотрены 20-миллиметровые резиновые шарики. В случае падения машины мотоциклист не рискует теперь получить травму острым концом рычага. Модификация «ИЖ&m...
Читать далее >>Днепры хороши, если ... Эксплуатировать тяжелые мотоциклы намного труднее, чем легкие и средние. Довольно сложный четырехтактный двигатель, трансмиссия с карданной передачей требуют квалифицированного обслуживания и, тем более, ремонта. Опыт в этом деле имеет первостепенное значение. Вот почему владельцы таких машин просят больше рассказывать о них.Предлагаем заметки нашего читателя Ю. ПОЛИЩУКА из г. Владимира-Волынского Волынской области об эксплуатации машин киевского завода.С 1973 года я ездил на мотоцикле «Днепр» МТ9, а в 1980 году купил МТ10—36. В общем, я доволен этими машинами — ездить на исправных «днепрах» одно удовольствие. Чувствуется постоянная забота завода о совершенствовании машин.По сравнению с МТ9 «Днепр» МТ10—36 мощнее, быстрее, комфортабельнее. После модернизации двигателя максимальный крутящий момент переместился в зону более высоких оборотов, благодаря чему он стал более устойчиво и без вибраций раб...
Читать далее >>