Юридический. Водителю о гражданской ответственности

Водителю о гражданской ответственности

 

 

Все больше и больше людей садятся за руль автомобилей и мотоциклов, которые, как каждому известно, представляют собой источник повышенной опасности. Однако не все еще достаточно четко уловили суть этого понятия и в полной мере представляют ответственность, которую на себя взяли, став владельцем этого «источника». Конечно, о том, что виновника дорожно-транспортного происшествия по уголовному кодексу в зависимости от последствий можно наказать до 15 лет лишения свободы, знают все. Значительно хуже люди знакомы с гражданской ответственностью. Судим об этом по объективному факту: в последние годы граждане обращаются в юридические консультации именно по этим вопросам.

Гражданская ответственность за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия здоровью или имуществу людей, регулируется Основами гражданского законодательства СССР и союзных республик, а также их Гражданскими кодексами.

Во всех союзных республиках законом предусмотрено, что владелец источника повышенной опасности (а им является лицо, управляющее транспортным средством по праву собственности или по доверенности) независимо от того, признан он виновным в происшествии или нет, должен возместить потерпевшему ущерб. За исключением двух случаев: если вред наступил от действия непреодолимой силы (молния, ураган, обвал и т. д.) или из-за умысла потерпевшего, скажем, бросившегося под автомобиль с целью самоубийства.

Конечно, при решении вопроса о возмещении вреда суд не просто автоматически относит его на счет владельца автомобиля. Учитывают и все другие обстоятельства дела, которые были точно установлены в ходе дознания или следствия. Так, в соответствии со статьей 458 ГК РСФСР (аналогичные нормы действуют и в других союзных республиках), если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени его вины размер возмещения может быть уменьшен или в нем вообще может быть отказано. Кроме того, суду дано право сократить размер возмещения в зависимости от имущественного положения владельца источника повышенной опасности.

Теперь поясним, из чего складывает ся «ущерб, причиненный здоровью потерпевшего». В него входят оплата больничного листа, если по месту работы он не оплачивался или оплачивался только частично, а также компенсация за утрату трудоспособности, расходов на санаторно-курортное лечение, дополнительное питание, на уход и протезирование в соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы. В случае гибели человека владелец источника повышенной опасности обязан также возместить все затраты на похороны. Если у погибшего были на содержании дети и другие нетрудоспособные родственники, то им компенсируется та часть заработка кормильца, которая приходилась на их долю.

Что касается «возмещения вреда имуществу», причиненного в результате аварии, его составляют расходы на восстановление самого поврежденного транспортного средства, оплата связанной с этим потери его товарного вида, а также стоимости находившихся в автомобиле вещей, испорченных в результате аварии.

Если в дорожно-транспортном происшествии виновен кто-то один из его участников, то он и возмещает все эти расходы в полном объеме. Не так часто, но бывает, что виновного определить невозможно. В этом случае ущерб рассматривается как единый, и участники возмещают его в равных долях. Например, в результате столкновения пострадали два автомобиля. Ущерб, причиненный первому владельцу, составил 500 рублей, второму — 1000 рублей. Значит, каждому придется возместить половину общей суммы — 750 рублей, то есть первый должен доплатить второму 250 рублей.

Несколько сложнее обстоит дело, когда виновными признают обоих водителей. В этом случае ответственность по возмещению вреда распределяется в зависимости от степени вины каждого из них, которую в процентном отношении определяет суд. Так, если в том примере, который мы только что разобрали, будет признано, что первый участник виновен на 20%, а второй на 80%, то простой расчет показывает: второй обязан возместить первому 200 рублей.

По такому же принципу может распределяться вина и обязанность компенсировать ущерб третьим лицам, пострадавшим при столкновении автомобилей.

Стоит, наверное, напомнить, что и при угоне автомобиля, которым в результате кому-нибудь нанесен ущерб, тоже может наступить гражданская ответственность его владельца. Например, в том случае, если он оставил машину открытой, да еще с ключом в замке зажигания, то есть не выполнил требований Правил о принятии необходимых мер, препятствующих использованию транспортного средства в отсутствие владельца.

И. КОРШАКОВ, кандидат технических наук
Л. СТЕРНИК, адвокат

 

1985N01P17

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Сезон на ЯВЕ 638-0-00

Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00 Что отличает новую модель? Обкатка сверх инструкции Электрооборудование, зажигание: дефектов нет Пожелания, исходя из опыта С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации. На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза. При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру. Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в не...

Читать далее >>

Карбюратор Явы 638

Прошло уже четыре года с начала производства ЯВЫ-638. Эта модель, как уже не раз отмечалось в журнале, по всем техническим параметрам превосходит прежнюю ЯВУ-634. Новый двигатель мощнее и в то же время не уступает прежнему по экономичности и легкости пуска. И в этом немалая роль принадлежит карбюратору 2928СЕ. Он совершеннее, но в то же время намного сложнее по устройству. Да и в эксплуатации заметно отличается от карбюраторов предшествующих моделей ЯВ. И не удивляет, что многие относятся к новому прибору с недоверием. В ответ на запросы читателей мы предложили нашему постоянному автору В. СЕКРЕТОВУ рассказать об устройстве карбюратора ЯВЫ-638 и особенностях его регулировки. Многие "явисты" задаются вопросом: а зачем надо было менять карбюратор? Почему бы на новую ЯВУ не поставить столь хорошо зарекомендовавший себя от ЯВЫ-634? Дело вот в чем. Чтобы поднять мощность двигателя ЯВЫ, пришлось увеличить диаметр диффузора на 2 мм, и у карбюратора 2928СЕ он составляет 28 мм. Однако обойти...

Читать далее >>

Решение проблемы засорения поплавковой камеры в карбюраторе

Владельцам мотоцикла Ява 634 Чтобы сливное отверстие в поплавковой камере карбюратора на мотоцикле Ява 350 634 не засорялось, я вставил в него изогнутую (см. рисунок) пластмассовую трубку (пригоден использованный стержень от шариковой авторучки). Прямую трубку нагрел в кипятке и остудил на предварительно согнутой проволоке подходящего диаметра — так она сохранит форму и на ней не будет изломов. Установить ее легко если предварительно ослабить крепление крышки поплавковой камеры, а затем затянуть винты, зажав конец трубки в сливном отверстии.М. ИВАНОВ172500, Калининская область, г. Нелидово,ул. Куйбышева, 66, кв. 4 Пластмассовая трубка, предохраняющая сливное отверстие карбюратора от загрязнения: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — трубка; 3 — поплавок. 1980N06P33

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5К 01. Юпитер пятый и последний ?

Юпитер пятый и последний ?К началу зимы, когда я принялся за этот отчет, редакционный «Юпитер-5К-01» стал раскручивать шестнадцатую тысячу километров, Такой пробег еще не позволяет дать исчерпывающую информацию о достоинству и недостатках модели. Тем не менее впечатлений достаточно; специалисты утверждают, что для определения качества блюда не обязательно съедать его целиком. Будем следовать этому принципу.Начну с того, что, несмотря на радикально-красный цвет, никаких революционных изменений в «Юпитере-5» не заметил. По существу это все тот же, хорошо известный «ИЖ-Юпитер» более современного внешнего вида. Безусловно, движение к лучшему в нем есть, но лишь с целью «дотянуть» мотоцикл, в то время когда необходим качественный скачок. Изделие ковалось сугубо для внутреннего потребления, видно, что конкурировать с такими породистыми скакунами, как, например, БМВ, «Хонда» или «Ямаха», «Ижмаш» пока не планир...

Читать далее >>

Бесконтактное зажигание на Урале ИМЗ-8.103-10

Урал примеряет электронику Вторжение электроники в автомобиль было стремительным. Даже самые закоренелые скептики быстро уяснили, что новое зажигание, а именно оно вызывало наибольшие сомнения, резко улучшило пуск, отразилось благоприятно на топливной экономичности.Последнее обстоятельство для тяжелого мотоцикла с четырехтактным двигателем также имеет особую актуальность. И потому мы, начиная с модели «Урала» ИМЗ-8.103-10, стали часть мотоциклов оснащать системой бесконтактного электронного зажигания (БСЗ).Система эта спроектирована таким образом, что взаимозаменяема с существующей классической — это упрощает ее монтаж. В процессе эксплуатации после наладки (установки момента опережения зажигания) она не нуждается в уходе. На режиме холостого хода потребляемый ею ток в два раза, а при неработающем моторе — в 40 раз меньше, чем в классической. Бесперебойное искрообразование БСЗ обеспечивает даже тогда, когда аккумуляторная батарея наполовину разряжена и напряжени...

Читать далее >>