Мотоциклы давних лет. ТИЗ-АМ600, ИЖ-1, ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9, ИЖ-12, М-72, Л-300, ПМЗ-А750, ТИЗ-7

ТИЗ-АМ600, ИЖ-1, ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9, ИЖ-12, М-72, Л-300, ПМЗ-А750, ТИЗ-7

 


Хороший повод заглянуть в наше мотоциклетное прошлое дают две юбилейные даты, приходящиеся на август: 90-летие первого всероссийского рекорда скорости на мотоцикле и 60-летие мотоциклов ижевской марки.

Первыми мотоциклами, появившимися в нашей стране, стали немецкие «Гильденбрандт и Вольфмюллер» и французские трициклы «Клеман». Петербуржец Лундберг в августе 1899 года достиг на трицикле скорости 37,07 км/ч, установив первый всероссийский рекорд скорости. В те годы мотоциклы мы покупали за рубежом. Так, их импорт в 1903 году составил 53, а в 1909 году - 526 машин. И как только появился спрос на одноколейный моторизованный транспорт, так и наши «Россия» и «Дукс» . стали делать отечественные машины. Правда, моторы на них оставались еще иностранными.

С тех пор какие только мотоциклы не встречались на дорогах нашей страны: «харлеи» и «индианы», БСА и «нортоны», «вандереры» и «деррады», «чатерли» и «мотогуцци». Они приходили разными путями, и весь этот разномарочный парк, голодавший по запчастям и квалифицированному обслуживанию, кое-как выполнял свои функции. Немало этих машин сохранили музеи, а также члены клубов автомотостарины. И некоторые из мотоциклов прежних лет представлены на вкладке снимками Истомина.

Ровно шестьдесят лет назад в августе 1929 года на «Ижстальзаводе» была закончена сборка пяти разных по конструкции экспериментальных мотоциклов марки «ИЖ». Спроектировала их группа энтузиастов под руководством П.В.Можарова. В сентябре они ушли в большой испытательный пробег длиной 3224 километра. Его маршрут прошел через Ижевск, Нижний Новгород, Москву, Псков, Витебск, Смоленск, Орел, Курск, Белгород, Тулу и снова Москву. Испытания первых пяти советских мотоциклов принесли их конструкторам опыт, и в начале 1930 года группа Можарова начала интенсивную работу в Ленинграде, где трестом «Тремасс» создавался мотоцикл Л-300. Первые 25 машин были готовы в сентябре 1930 года и подверглись всесторонним испытаниям. Впоследствии эта модель с 1931 по 1939 год
сериино выпускалась ленинградскими заводами «Промет» (входившим в «Тремасс») и «Красный Октябрь».

А Можарова в 1931 году откомандировали в Москву, где в НАТИ (ныне НАМИ) начала работать конструкторская группа по мотоциклостроению. Там в конце 1931 года началось проектирование тяжелого мотоцикла. Его завершили в мае 1932 года, а в апреле 1933 года экспериментальный цех «Иж-стальзавода» закончил сборку четырех опытных образцов НАМИ-А750 конструкции Можарова. После доводки эту модель (она стала называться ПМЗ-А750) выпускал с марта 1935 года подольский механический завод. Но Можаров не смог увидеть эти мотоциклы - его не стало в марте 1934 года, когда и в Ижевске, и в Ленинграде уже шло изготовление мотоциклов ИЖ-7 и Л-300. За ними последовали ТИЗ-АМ600, ИЖ-9, ИЖ- 12, М-72, ИЖ-49 и другие модели. Сегодня, как и 60 лет назад, лидерами в советском мотоциклостроении остаются ижевцы, которые до наших дней сберегли первый ИЖ-1, созданный П. В. Мо-жаровым.

Первые ИЖи, Л-300, НАТИ-А750 несли на себе печать руки Можарова. Штампованные детали рамы и передней вилки, повышенные, применительно к нашим дорожным условиям, запасы прочности, глубокая посадка водителя - отличительные черты сконструированных им моделей.

ИЖ-1 сохранился до наших дней в одном из заводских музеев Ижевска. Мотоцикл Л-300, изготовленный еще «Тремассом», и ПМЗ-А750 стоят в экспозиции Политехнического музея в Москве. Один из четырех опытных НАТИ-А750 восстановил московский энтузиаст Я. Зузик.

Мы встречаем на столь популярных в наши дни парадах автомотостарины ровесников можаровских конструкций «Дер-Рад», «Рудж», НСУ, более поздние «цюндаппы», «санбимы» или БМВ, попадаются и отечественные ИЖ-8 или даже ТИЗ-7. Но всего дороже образцы Л-300 (один из них представлен на вкладке) и ПМЗ - А750 - прямые наследники ИЖ-1 шестидесятилетней давности.

П.В.Можаров (справа) около опытного образца ИЖ-1 перед пробегом в сентябре 1929 года. Слева, в шлеме - заводской испытатель И. Шадрин.

 

Мотоцикл ИЖ-1

Мотоцикл ИЖ-1: число цилиндров - 2, рабочий объем - 1200 см3, мощность - 24 л. с. при 3000 об/мин, число передач - 3, база - 1400 мм, шины - 27X4, масса в снаряженном состоянии - 300 кг, наибольшая скорость - 65 км/ч.



 

1989N08P9

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 680 Триал ( 250 кубов )

Jawa-680 250 кубов для триала   Среди поклонников мотоциклетного спорта все больше становится людей, увлекающихся триалом. Соответственно растет доля машин для триала в мировом производстве спортивных мотоциклов. Сейчас их делают такие заводы, как итальянские «Априлиа», «Бета», «Гарелли», японский «Хонда», «Симсон» — в ГДР, ЧЗ и ЯВА — в Чехословакии. Один из крупнейших производителей спортивных мотоциклов, итальянская фирма «Фантик», выпускает ежегодно 5000 машин, специально сконструированных для подобных соревнований. В масштабах Западной Европы это довольно внушительная цифра. ЯВА-680 — специальный мотоцикл модели 1987 года. Мотор рабочим объемом 246 см3 с диаметром цилиндра 70 мм и ходом поршня 64 мм — дальнейшая модификация двигателя ЯВА-125. При его создании преследовалась цель обеспечить минимальные внешние размеры и массу. Цилиндр — из сплава легких металлов, смесь в нем р...

Читать далее >>

Чезет 350 модель 472.3

Возвращение Чезета ( CZ 472 3) Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоц...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Как на испытаниях

Как на испытаниях   Осенью прошлого года мы перегоняли новый мотоцикл «ИЖ-Юпитер—4» с коляской из Ташкента в Пермь. Расстояние около 3 500 километров прошли за шесть дней. Практически больше половины пути пришлось на обкатку, поэтому допускаемые заводом скорости старались не превышать, и ограничитель сняли только после 3000 километров. Но вот обеспечить рекомендуемые инструкцией легкие дорожные условия оказалось не в наших силах. Правда, загрузка мотоцикла была невелика — только водитель (второй ехал в автомобиле), зато среднеазиатская жара, затяжные подъемы, каменистая дорога, а в конце пути размытый дождями Сибирский тракт потребовали от машины высокой надежности. В общем, суровое испытание, которым по сути оказалась поездка, «Юпитер—4», к нашей радости и, признаться, некоторому удивлению, выдержал с честью. Судите сами. Предсказание ташкентских мотоциклистов о неизбежности перегрева двигателя окончательно рассеялось на перевале между Х...

Читать далее >>

Ремонт ступицы на мотоциклах Днепр

Ремонтируем ступицу На мотоцинлах киевского завода применяются литые из алюминиевого сплава ступицы колес. Они легки, удобны, но вот отверстия для спиц со временем становятся эллипсными, и тогда приходит ся очень часто подтягивать спицы, чтобы они не рвались. Мотоциклисты, которые много ездят по плохим дорогам иногда даже заменяют все спицы сплошным диском. Это, конечно, не лучшее решение.Предлагаю владельцам киевских мотоциклов сравнительно простой, проверенный на практике способ ремонта ступицы. Сначала удаляем четыре — шесть спиц, гнезда для которых подлежат ремонту. 8-миллиметровым сверлом (или лучше пальчиковой торцевой фрезой) рассверливаем поврежденные отверстия. Нарезаем из медной трубки наружным диаметром 8 мм и внутренним 6 мм отрезки длиной 12 — 14 мм. Развальцовываем один конец отрезков при помощи оправки, изготовленной хотя бы из бородка или кернера. Получившиеся втулки помещаем в отверстия ступицы и развальцовываем второй их конец, как показано на рисунке...

Читать далее >>

Днепр 12

Трехколесный вездеход  Схема трансмиссии: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; главная передача; 5 — редуктор; 6 — дифференциал; 7 — ведущее колесо. Известно, каким большим спросом на селе пользуются у нас «Днепр» и «Урал» — тяжелые мотоциклы с коляской. И груз на таком можно везти, н проходимость у него неплохая. Но все же эти машины, обладая солидной мощностью (32 — 36 л. с.), не могут использовать полностью ее на мягком грунте из-за недостаточного сцепления с ним единственного из трех, ведущего колеса. Находящееся сбоку колесо коляски не только создает большое сопротивление движению, поскольку идет по собственной колее, но и стремится повернуть мотоцикл в свою сторону, еще более затрудняя движение. Поэтому для трехколесной машины самым эффективным способом повышения проходимости является передача крутящего момента и на колесо коляски. По такой схеме был выполнен мотоцикл МВ—750, вып...

Читать далее >>