Днепр 12. Испытания

Мотоцикл для любых дорог

 

На «Днепре —12» можно ездить не только по грунтовым дорогам, но и там, где их нет.

На «Днепре —12» можно ездить не только по грунтовым дорогам, но и там, где их нет.

 

Привод колеса коляски обеспечивают редуктор и карданный вал, которые обладают достаточным запасом прочности и высокой надежностью.

Привод колеса коляски обеспечивают редуктор и карданный вал, которые обладают достаточным запасом прочности и высокой надежностью.

 

Два года назад киевский мотоциклетный завод порадовал жителей села началом производства мотоциклов повышенной проходимости «Днепр—12» (см. «За рулем», 1977, № 11). Это новое свойство машина приобрела благодаря двум ведущим колесам — заднему и коляски. У нее появился ряд оригинальных узлов, требующих определенных навыков и знаний для грамотной эксплуатации.

Чтобы лучше познакомиться с новым мотоциклом и рассказать о нем читателям, летом прошлого года один из нас (А. Соколов, от чьего имени будет вестись первая часть теста) отправился на завод. Пробег предоставленной нам машины был равен всего 4 километрам. Таким образом, редакционные испытания начались с обкатки, и 1000-километровый без малого путь до Москвы создавал для этого почти идеальные условия. По нашей просьбе агрегаты мотоцикла на заводе заправили удобными для круглогодичной эксплуатации маслами: двигатель — всесезонным М-63/10Г1, коробку передач, дифференциал и редуктор — ТАД-17.

Первые дорожные километры. Не совсем привычным кажется управление «Днепром—12». Его не тянет в сторону ни при начале движения, ни при торможении двигателем. Мотоцикл в эти моменты несколько напоминает автомобиль. Управлять им в движении по трассе довольно легко.

Перед выездом из Киева бак заправили из 20-литровой канистры, чтобы замерить расход топлива. Через 181 километр пробега мотор начинает давать перебои, сигнализируя о недостатке топлива. Не останавливаясь, переключаю краник бака на резерв и продолжаю движение. Все топливо выработалось ровно на 190-м километре пути. Расход — около 10 л/100 км. По паспортным данным, контрольный расход топлива при движении по асфальтовому или бетонному шоссе со скоростью 65 км/ч при полной нагрузке мотоцикла составляет 9 л/100 км. Литр перерасхода отношу на счет того, что машина еще только обкатывалась. На ней был ветровой щит, и пришлось довольно много пользоваться низшими передачами на подъемах. Хочется отметить, что резерв (у нашего мотоцикла — это приблизительно литр бензина) очень мал, его хватает всего на 9 километров.

У читателя может возникнуть вопрос: чем вызван столь значительный расход? Прежде всего большими затратами мощности в трансмиссии, так как к ее узлам прибавились дифференциал, поперечный карданный вал и редуктор колеса (которые, кстати, увеличили массу машины на 20 кг). На расходе топлива отражается и невысокая удельная (литровая) мощность двигателя, обусловленная соответствующей степенью сжатия, нижнеклапанной конструкцией газораспределительного механизма и другими особенностями мотора, которые заданы назначением мотоцикла. Кроме того, на скользкой дороге (с низким коэффициентом сцепления) «Днепр—12», по нашим наблюдениям, может расходовать лишнее топливо вследствие заметной пробуксовки менее нагруженного колеса коляски, что порой несколько ухудшает управляемость.

Зимой топливо дополнительно тратится на прогрев двигателя перед поездкой из-за увеличения тепловых потерь, высокого сопротивления качению колес в результате переохлаждения шин, большой вязкости масла в агрегатах трансмиссии и т. д. В эту пору владелец «Днепра—12» не должен удивляться аппетиту мотоцикла, требующего 11—12 литров на каждые 100 километров пути.

Вообще же все мотоциклы с коляской отличаются сравнительно низкой экономичностью. Дело здесь в некоторых особенностях трехколесных экипажей. В первую очередь это несовершенная аэродинамическая форма, характеризуемая высоким коэффициентом сопротивления. У мотоцикла с коляской, особенно нагруженного рослым водителем и пассажиром, лобовая площадь оказывается практически такой же, как у легкового автомобиля. Уже при скорости 70— 80 км/ч аэродинамическое сопротивление съедает немалую долю мощности мотоциклетного мотора. Заметим, что чем больше коэффициент сопротивления, тем быстрее оно нарастает с повышением скорости. Поэтому езда с высокой скоростью на мотоцикле с коляской явно невыгодна.

Еще одна причина высокого расхода топлива — несовершенство топливной системы, та самая пресловутая простота, которую любят многие мотоциклисты. Довольно примитивный мотоциклетный карбюратор не способен обеспечить выгодный состав смеси на всевозможных режимах движения. При такой конструкции либо получаешь хорошую приемистость ценой общего перерасхода топлива, либо немного улучшаешь «экономику», заведомо распрощавшись со скоростью и приемистостью.

Вернемся, однако, на шоссе Киев — Москва. В первый день пройдено 450 километров. В конце пятой сотни перестал работать спидометр. Проверяю гибкий вал (тросик) — вращается. Значит, неисправен механизм спидометра. Оказалось, что вышла из зацепления червячная пара: ослаб регулировочный винт. Осматриваю весь мотоцикл и пробую подтянуть крепеж. Заметно ослабло крепление генератора. Из-под него подтекает масло и попадает на правый цилиндр. Устраняю эту мелкую неисправность и провожу ТО-1, как предписывает инструкция. Меняю масла в двигателе и коробке передач, в дифференциале и редукторе. Нахожу, что зазоры клапанов несколько увеличены. Промываю воздушный фильтр и вновь заливаю в него масло. Пробую отрегулировать карбюраторы и убеждаюсь, как нелегко это сделать.

Здесь мне вспомнились жалобы владельцев «днепров» на плохую работу и трудную регулировку карбюраторов К—302 и К—301. На личном опыте убеждаюсь, что каждый из них поддается регулировке, но синхронизировать их работу как хотелось бы практически невозможно. Первая тысяча километров закончилась тем, что разрушилась пайка наконечника троса в приводе опережения зажигания. Одновременно пришлось заменить бегунок распределителя — он оказался с трещиной. Эти дефекты устраняли в темноте, и как кстати оказалась переносная лампа, прилагаемая к машине! Тогда же выяснилось, что вполнакала горит сигнальная лампочка генератора: виновны были контакты реле-регулятора РР302, и после их чистки все наладилось.

Выявление тех или иных частных дефектов в период обкатки — дело естественное, но должен заметить, что даже с учетом этого в нашем «Днепре» их было многовато и свидетельствовали они в основном об огрехах сборки.

Дальнейшая обкатка мотоцикла проходила на улицах Москвы и пригородных шоссе. С одной стороны, потому что мы старались не перегружать машину багажом и плохими дорогами (именно этого требует инструкция). А с другой — интересно было выяснить, как ведет себя «сельский вездеход» в большом городе, поскольку и такие поездки приходится нередко совершать его владельцу.

В современном плотном транспортном потоке, преобладающем на большей части городских улиц, «Днепр—12» чувствует себя неважно, двигатель нередко перегревается. Нелегко и водителю. Управлять тяжелой и довольно медлительной машиной, находясь бок о бок с грузовиками и динамичными легковыми автомобилями, — занятие не из приятных. Благо еще, что у «Днепра» конструкторы предусмотрели автомат выключения сцепления, связанный с рычагом переключения передач, который очень помогает в моментально меняющихся ситуациях городского движения, когда надо быстро переключить передачу. Все-таки, оберегая коробку передач, мы старались чаще пользоваться ручным рычагом выключения сцепления.

Приятно отметить легкость и четкость переключения передач на «Днепре». В то же время неудобно в городе ручное, посредством манетки, управление опережением зажигания. При интенсивном движении, когда постоянно нужно менять обороты, иной раз просто не успеваешь двигать манетку. Что же касается переключателя указателей поворота, который постоянно в работе, то он не очень удобен и надежен (плохо фиксируется в среднем положении). Стоит также отметить несоответствие эффективности тормозов мотоцикла ритму движения большого города. В этих условиях был бы очень полезен тормоз на колесе коляски.

После 2500 километров пробега было проведено ТО-2. Надо отдать должное, существенных изменений в регулируемых зазорах распределителя зажигания и газораспределительного механизма (это главное) не произошло. Порадовало состояние спиц на колесах. По письмам некоторых владельцев киевских мотоциклов у нас создалось впечатление, что на заднем, особенно нагруженном, колесе они часто выходят из строя. У нашего «Днепра» спицы не нуждались даже в подтяжке, все было в норме. Видимо, сказывается ведущее колесо коляски, снимающее часть нагрузки с заднего.

В период обкатки мы не один раз замеряли расход топлива. Он не изменился и составлял около 10 литров на 100 километров. Приятно отметить тот факт, что наша машина практически не расходовала масла, во всяком случае это было настолько мало, что не поддавалось измерению.

После 3000 километров, когда мотоцикл находился в расцвете сил, было решено начать испытание в тех условиях, для которых он предназначен, то есть в сельской местности. Эту часть теста мы провели в Дмитровском районе Московской области, на землях совхоза «Дубна». Основные дороги там покрыты асфальтом или бетоном. Дороги в совхозе — щебенчато-песчаные. Местные подъезды к полям в основном грунтовые. Погода в конце августа — начале сентября прошлого года была капризной — часто шли дожди, уборочные ма-Тиины двигались с помощью тракторов, а на асфальте образовывалась грязевая кашица.

Здесь мотоцикл трудно было узнать — двигатель перестал перегреваться и уменьшил аппетит до 9 л/100 км. Мы не раз имели возможность оказать помощь водителям разных мотоциклов с коляской, вызволяя их буксировкой из плена бездорожья.

Но особенно выразительно «Днепр— 12» проявил свои лучшие качества на сыпучем песке и жидкой грязи. Он прекрасно, без сильной пробуксовки берет с места (мы не боялись останавливаться даже на небольших подъемах), на ходу его не бросает из стороны в сторону, идет ровно и спокойно. Бывали и критические ситуации, когда мы переоценивали возможности машины. Но в таких случаях выручала задняя передача, а иногда лопата, так уместно закрепленная на коляске. Некоторое неудобство доставлял воздушный фильтр. Он плохо защищен от грязи, летящей из-под колес самого мотоцикла, из-за чего его приходилось промывать почти каждый день.

Испытания мы продолжили зимой. Нынешняя зима в Москве была мягкой — ртутный столбик редко падал ниже 20 градусов. Двигатель при умеренных морозах пускался довольно быстро — сказывалось применение всесезонного масла, но вот прогревание его оказалось не совсем приятной процедурой. Холодный мотор не работал на оборотах холостого хода, и приходилось поддерживать необходимую частоту вращения, либо стоя возле мотоцикла, либо заклинивая чем-нибудь рукоятку «газа» в подходящем положении. Удобного, быстродействующего фиксатора для таких случаев при ней, к сожалению, нет.

Двигатель нагревался, конечно, значительно меньше, чем летом, хотя иногда приходилось пользоваться А-76 вместо А-72 и ездить на пониженных передачах.

Несколько слов о шинах. Зимой мы не раз попадали в сложные ситуации при езде по снегу. Здесь мотоцикл практически утрачивал вездеходность, несмотря на спокойный, нефорсированный двигатель, привод колеса коляски и задний ход — рисунок протектора сводил все эти плюсы к нулю. Универсальные покрышки, выпускаемые не один десяток лет, уже отстали от конструкции ходовой части тяжелых мотоциклов. Очевидно, для «Днепра—12» необходимо выпускать еще и шины повышенной проходимости с развитыми грунтозацепами.

В заключение — об особенностях вождения «Днепра—12». Мы сразу же оценили предупреждение инструкции о том, что нельзя ни в коем случае отрывать ни одного из ведущих колес от полотна дороги. Иначе, поднятое колесо резко ускоряет вращение, и, когда снова касается дороги, возникает очень сильная ударная нагрузка на детали трансмиссии. Поэтому, если вы везете только одного пассажира, посадите его обязательно в коляску. Условие постоянного контакта обоих ведущих колес с дорогой диктует и манеру езды по проселку. На трехколесном «вездеходе» нельзя пользоваться стилем мотоциклетного кросса, где коляска то и дело поднимается. Для него определено плавное движение на пониженной передаче. Не бойтесь застрять или забуксовать. Медленно, но верно объезжая препятствие, «Днепр—12» вас вывезет.

Другая особенность его — повышенная маневренность (поворачиваемость), являющаяся результатом передачи части крутящего момента на ведущее колесо коляски. Вначале к этому пришлось привыкать, особенно на неровной и обледенелой зимней дороге, но в дальнейшем этим качеством мы успешно пользовались. Так, мотоцикл можно развернуть буквально на месте — коляска здесь уже не выполняет роль пассивного сопротивления, напротив, при резком повороте влево она забегает вперед ровно на столько, на сколько необходимо.

Немного хуже даются правые повороты: колесо коляски разгружается и может буксовать. В этом случае мотоцикл словно приобретает «ограничитель» — если вы хотите повернуть еще энергичнее или увеличить при этом скорость, то ни того, ни другого практически сделать не удается. И в этом есть свой плюс. При выполнении поворота направо, наиболее опасного для мотоцикла с «правой» коляской, «Днепр—12» помогает вам обойтись без неприятных последствий.

Вы, конечно, почувствовали, как менялось наше настроение в ходе теста — от первых километров к тысячам, от города к селу. Так что, как выясняется, не надо спешить с оценкой.

А. СОКОЛОВ, Э. КОНОП, инженеры


 

1980N08P12-13

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Переделка электрооборудования Явы 6В в 12В

Переделка электрооборудования Явы   В нашем журнале не раз шла речь о недостатках электропитания мотоцикла ЯВА-634, выпускавшегося до 1985 года. При малых оборотах коленчатого вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор не вырабатывает энергию, и все потребители в это время питаются от аккумулятора. Если включено освещение и фара, батарея быстро разряжается, что при многократных циклах приводит к выходу ее из строя. Единственная мера, позволяющая избежать этой неприятности, — поддерживать средние обороты даже на плохой дороге или остановках у перекрестков. Ясно, что это доставляет большие неудобства, особенно жителям сельской местности. В выпускаемой ныне ЯВЕ модели «638» применена 12-вольтовая система электрооборудования (ее описание и схема приведены в № 6 за 1987 год), где более совершенный и мощный генератор начинает работать уже при 1000 об/мин.Понятно, что многие владельцы старой модели хотят перейти на новое электрооборудование, но встречают препятствие:...

Читать далее >>

CZ 988 Туристический мотоцикл

Мотоциклы категории «Эндуро» (по-испански — выноcливый) сегодня завоевали широкую популярность. Они предназначены для туристских поездок по проселку, лесным, каменистым. заснеженным' дорогам и отличаются от обычных дорожных моделей малым весом, высоко поднятыми глушителями и щитками колес, шинами с развитыми грунто-зацепами, отсутствием декоративных деталей и меньшим, точнее минимальным, комфортом. Эти спартанские по характеру мотоциклы можно назвать чем-то средним между дорожными и кроссовыми. На первый взгляд «Эндуро» легко отличить от кроссовой машины по наличию фары. Модель «988» типа «Эндуро» включило в свою производственную программу известное чехословацкое предприятие "ЧЗ". По существу, это модификация кроссового мотоцикла ЧЗ. но с менее форсированным двигателем (ниже степень сжатия и мощность), повышенными надежностью и долговечностью, полным электрооборудованием. в том числе фарой, указателями поворота, генера...

Читать далее >>

Ремонт центральной подставки на мотоцикле ИЖ

 На мотоциклах ИЖ в результате износа упоров, приваренных к раме, центральная подставка скручивается и ломает упоры. Приваривать их снова не стоит. так как это довольно сложно и небезвредно для рамы. Установка упоров на подставку: 1 подставка; 2 — упоры. Я, а затем еще несколько владельцев ИЖей приварили упоры (пластины, вырезанные из стального листа толщиной 5 мм) к самой подставке, как показано на рисунке. Уже несколько лет переделанные подставки не доставляют нам никаких хлопот. Н. МЕЛАНКО 330067, г. Запорожье, ул. Учительская, 17а 1976N01P38

Читать далее >>

Если сорвалась резьба под свечу в головке цилиндров ИЖ-Юпитер-3, 4 или 5

Установка футорки в головке Если у мотоциклов «ИЖ-Юпитер—3», «4» или «5» сорвалась резьба под свечу в головке цилиндров, поставьте, как принято, футорку (см. рисунок), но только большей длины, чтобы можно было использовать свечи с длинной (19 мм) резьбовой частью — А17ДВ, А17Д1 и другие, предназначенные для «москвичей» и «жигулей». Футорку изготовляем из латуни и вворачиваем на клее БФ-2.Установка футорки в головке. Многолетняя эксплуатация двигателей с этими свечами показала, что они работают не хуже, чем со штатными. г. Москва,Э. САБО  1988N06P33

Читать далее >>

Форсировка двигателя Минск М-106

Форсируем двигатель Каждый год армия мотоспортсменов пополняется новичками. Но не всем желающим и не сразу удается сесть на спортивную машину — их часто не хватает в клубах. Выход между тем есть — переделка дорожных мотоциклов. Так поступают многие. Реконструкция ходовой части обычно не вызывает затруднений. Сложнее с двигателем, в который приходится вносить изменения, требующие определенной квалификации. В помощь молодым спортсменам мы публикуем сегодня материалы о форсировке дорожных моторов для машин — 125 см3. Они рассчитаны не только на мотоциклистов, но и на картингистов. Следует иметь в виду, что ресурс двигателя после переделки уменьшается почти пропорционально степени форсировки.  Девять лошадиных сил!Еще недавно эта мощность для 125-кубового минского мотора М-105 была почти предельной, а ныне ею обладают новые серийные двигатели М-106 устанавливаемые на дорожные мотоциклы. Благодаря значительному увеличению количества и площади ребер на цилиндре и голов...

Читать далее >>