Эту статью Владимир Секретов принес в редакцию в конце минувшей зимы. И тогда же мы договорились, что недели через три он напишет для нас еще и о том, как вел себя зимой редакционный ИЖ Юпитер 5К, в испытаниях которого он принял участие.
Этим планам не суждено было сбыться. Трагический случай на охоте оборвал в расцвете сил жизнь нашего автора, имя которого было хорошо известно читателям «За рулем» по его интересным и серьезным публикациям, посвященным мотоциклетному делу. Он был не только его знатоком, но и энтузиастом, пропагандистом, о чем говорит и эта последняя статья, обращенная к тем, кто хочет сесть за руль мотоцикла.
Одновременно с родившимся желанием купить мотоцикл возникает и резонный вопрос: а какой? И хотя выбор в наших магазинах не так уж велик, тем не менее важно не ошибиться, попасть в точку на той шкале, где умещаются все модели, от мокика до «Урала». И не слушайте тех, кто утверждает, что «макака» лучше мокика, а ЯВА лучше «Восхода». У каждой модели свои достоинства и свои недостатки. И если уж сравнивать разные машины, то надо делать это грамотно — тогда и вывод получите соответствующий. А конечная цель, на мой взгляд, должна быть одна: привести в соответствие технические данные мотоцикла с предстоящими условиями эксплуатации, с возрастом и индивидуальными качествами владельца.
Начнем с мокика. Это самое легкое, самое дешевое и наименее скоростное из транспортных средств подобного рода. Благодаря сумме этих качеств мокиком разрешено управлять, не имея удостоверения, а это существенно раздвигает «возрастные границы» будущих владельцев в обе стороны. Не обязательно и применение мотоциклетных шлемов, это тоже плюс в глазах людей пожилых. Наконец, мокик (и тем более — мини-мокик!) можно без хлопот хранить на веранде и даже на балконе.
Из сказанного с достаточной определенностью следует вывод: мокик стоит приобретать тем, кто еще «не дорос» до мотоциклетных «прав», а также тем, кто физически уже не может успешно эксплуатировать более скоростную (и более тяжелую) машину. К этим категориям водителей я добавил бы еще женщин и начинающих мотоциклистов, ну и, наверно, тех, кто хотел бы иметь дополнительное к имеющемуся транспортное средство для поездок на работу, по личным делам.
Легкие мотоциклы существенно отличаются по техническим характеристикам, особенно по мощности и скорости, но еще вполне доступны по цене. Возьмем мотоцикл минского завода ММВЗ - 3.112. Он стоит 396 рублей, а его максимальная скорость 95 км/ч. Это значит, что со скоростью 70—75 км/ч он может довольно долго двигаться в транспортном потоке, не создавая никому помех. Да и грузоподъемность мотоцикла такова, что он способен перевозить двух человек и еще небольшой багаж. Близки к этим мотоциклам «восходы», имеющие двигатель рабочим объемом 176 см3. Эти две марки роднит и конструкция: электрические схемы у них одинаковы, в силовых агрегатах много общего. Минские и ковровские машины достаточно надежны, экономичны, просты в обслуживании. И потому самые подходящие для начинающих мотоциклистов.
Правда, мне приходилось слышать, как 16-летние с обидой воспринимали такого рода советы: в их представлении только ЯВА или ИЖ-ПС заслуживают внимания. Но эта обида не от здравого смысла, а от подростковых амбиций, свойственных этому возрасту. Любое дело нужно осваивать по принципу «от простого к сложному» — только тогда можно постигнуть все его тонкости и достичь каких-то вершин. К сожалению, статистика несчастных случаев с мотоциклистами безжалостна и объективна. И ее анализ показывает, что чаще всего в ДТП гибнут новички, не накопившие опыта, но уже считавшие себя асами, то есть те, кто переоценивает свои возможности.
Следующая группа мотоциклов с двигателями объемом 200—360 см3 — самая обширная и наиболее популярная. Младшими в ней стоят тульские мотороллеры. Остальное приходится на ИЖи и ЯВЫ всех разновидностей.
В старину про орловских рысаков говорили, что это лошадь «ив подводу, и под воеводу» и тем высшей мерой оценивали их универсальность. Это качество присуще мотоциклам среднего класса. Обладая достаточно высокой мощностью, они позволяют ездить с пассажиром и грузом без потери максимальной скорости, по динамике превосходит легковые автомобиля. Но те же качества требуют от водителя хороших навыков, умения просчитывать ситуацию наперед, понимания законов дороги. Да и в целом эксплуатация их уже не столь проста.
В системе электрооборудования появляются сложные приборы — такие, как аккумуляторная батарея, выпрямитель, регулятор напряжения, реле указателей поворота. Силовой агрегат у большой части мотоциклов среднего класса имеет два цилиндра, а это опять-таки требует более высокой квалификации при регулировке.
И еще одно немаловажное обстоятельство нужно иметь в виду. Мотоциклы ИЖ и ЯВА имеют очень солидную массу в заправленном состоянии — примерно 180 кг. Удержать такой мотоцикл, когда он начинает падать, очень непросто (еще труднее — поднять!), особенно если хозяин не успел загодя накачать мышцы. И совсем туго придется такому «слабачку» на проселке или бездорожье, когда застрявший мотоцикл со всеми его лошадиными силами становится просто мертвым куском железа, который нужно вытащить руками.
Ну, теперь можно и резюмировать? Учитывая все сказанное плюс довольно высокую цену, настоятельно советовал бы покупать мотоцикл среднего класса только людям крепким, достаточно рослым (хотя бы не ниже 170 см) и имеющим уже стаж вождения не меньше трех лет, опыт езды по разным дорогам.
Тяжелых мотоциклов у нас только два — «Урал» и «Днепр». Правда, и ирбитский и киевский мотозаводы выпускают по несколько моделей, но существо дела от того не меняется, поскольку модели похожи как близнецы. Мотоциклы этого класса начинающим почти недоступны, ибо чрезвычайно дефицитны и еще более дороги. Дефицитность же объясняется тем, что в сельской местности тяжелые мотоциклы используются и в качестве личного транспорта, и в качестве мини-грузовиков, поскольку все они выпускаются только с боковым прицепом и способны перевозить трех человек, а порой и до 300—400 кг груза. Достаются они» как правило, людям уже достаточно взрослым, имевшим прежде какой-то транспорт и знающим, что они хотят, а потому тут и объяснять ничего не нужно.
Перечитывая написанное, я понял, что слишком скупо сказал о мотороллерах. Сейчас есть возможность исправить этот пробел, коль уж мы заговорили о селе. Необыкновенной популярностью у сельских жителей пользуется грузовой мотороллер «Муравей-2», имеющий добротную платформу очень высокой грузоподъемности (315 кг) и выпускаемый в двух вариантах — одноместным и двухместным. К нему относится почти все, что сказано о тяжелых мотоциклах (в том смысле, что мальчишки его не покупают), но у него есть и один характерный недостаток: единственный среди наших транспортных средств «Муравей» имеет три колеи — а это заставляет быть особенно строгим в управлении.
Пассажирский мотороллер «Тулица» выгодно отличается от всех мотоциклов тем, что очень хорошо защищает водителя от грязи, и потому на нем можно ездить даже в обычном костюме — тут ведь и посадка-то особая, как на стуле. Но за это удобство приходится платить. Как в натуральном виде, при покупке, так и увеличением массы (170 кг) и соответственно потерей скорости и динамики. Такова жизнь: за все надо платить. То обстоятельство, что «Тулицу» покупают, убеждает в ее привлекательности, причем чаще для людей в возрасте, спокойных, уравновешенных по натуре.
Итак, решение принято, выбор сделан. Не знаю, повлиял ли я на этот процесс хоть частично, но теперь уже поздно что-либо менять, потому что в магазин привезли именно то, что вам нужно, и вы горите нетерпением отправиться туда. Но все же примите последние напутствия.
Поезжайте вдвоем с человеком, который уже знает в этом толк, и на его мотоцикле. Так вы по крайней мере решите проблему первой заправки. Да и, что бы ни говорили о предпродажной подготовке, опытный глаз никогда не помешает: он заметит и трещину в фонаре, и перегоревшую лампочку, и проколотое колесо и... мало ли что еще можно заметить в новом мотоцикле! Не забудьте свое водительское удостоверение, шлем с очками и мотоциклетные перчатки.
Когда получите ящик с мотоциклом, то... Впрочем это уже тема другой статьи. А я с вами прощаюсь и желаю не ошибиться в выборе.
1989N07P5-6
В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...
Читать далее >>Знакомьтесь: новая Ява В этом году на смену популярным в СССР мотоциклам ЯВА-250 и ЯВА-350 моделей «559-07» и «360-00» приходит Ява 350 модели 634-01. Мотолюбители уже знают об этом новом мотоцикле из статей, публиковавшихся в журналах «За рулем» (1973, № 12) и «Чехословацкое мотор-ревю».Чем же этот мотоцикл отличается от своих предшественников) Об этом мы попросили рассказать представителя внешнеторгового объединения «Мотоков» Яна БУЗЕКА.Новая машина разрабатывалась с учетом огромного опыта, накопленного при эксплуатации мотоциклов ЯВА, которых в СССР к настоящему времени поставлено почти миллион. Следует отметить, что эти мотоциклы предназначались, главным образом, для работы на дорогах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, благодаря прежде всего исключительной надежности двигателей мотоциклы ЯВА забрались и в такие районы вашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны: это ...
Читать далее >>Надежное крепление У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски. г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ 1987N09P33
Читать далее >>«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...
Читать далее >>Новинка В четвертом квартале 1983 года с конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» сошла первая партия новых дорожных мотоциклов «ИЖ-Планета — 4». Сохраняя преемственность с «планетами» предыдущих моделей, «четвертая» вобрала в себя немало конструктивных изменений, направленных на повышение надежности работы, безопасности и комфортабельности езды, а также на улучшение внешнего вида, динамических и других эксплуатационных качеств.Бросается в глаза общность внешнего облика новой «Планеты» и «Юпитера— 4», который уже хорошо знаком мотоциклистам. Это естественно: колеса и их щитки, руль и топливный бак, подвеска и тормоза, детали облицовки и глушители у них унифицированы, причем внедрение новых узлов на «Планете» осуществлялось постепенно. Новый мотоцикл оснащен таким же одноцилиндровым двухтактным двигателем, как «ИЖ-Планета —3 02». Но, в отличие от пр...
Читать далее >>