Колесо, спицы и биение. Как отрегулировать колесо

Как отрегулировать колесо

«Хочу заменить поврежденные спицы на колесе мотоцикла. Расскажите, пожалуйста, как после этого «отрегулировать» колесо», — просит А. Колтунов из Новочеркасска.

С. Юзовского из Львова интересует, почему его мотоцикл после ремонта колес потерял устойчивость на большой скорости и как этот недостаток устранить.

Отвечает на вопросы мотоциклистов инженер Э. КОНОП.

Заметное биение колес — одна из возможных причин ухудшения устойчивости, раскачивания и «рыскания» мотоцикла, появления значительных вибраций. Оно возникает в одних случаях из-за деформации обода как следствие «энергичного» наезда на препятствие, в других — из-за ослабления или обрыва спиц под воздействием вибраций и переменных нагрузок (особенно при езде по плохим дорогам).

Сильно деформированный обод восстановить очень трудно, поэтому его обычно заменяют новым, а имеющий небольшие повреждения исправляют рихтовкой.

Рис. 1. Перед разборкой колеса надоизмерить расстояние «а».

Рис. 1. Перед разборкой колеса надоизмерить расстояние «а».

Для этого поврежденное колесо разбирают, предварительно измерив расстояние «а» (рис. 1), чтобы после сборки плоскость симметрии обода совпала с осью симметрии мотоцикла. В противном случае колеса окажутся лежащими в разных плоскостях, что приведет к появлению неустойчивости.

Если ниппель спицы из-за коррозии не отворачивается, надо смочить место соединения его со спицей керосином.

После рихтовки поврежденного обода приступают к сборке. Прежде всего устанавливают спицы в гнезда тормозного барабана. Ниппели (гайки) вначале навинчивают от руки. Если они идут с трудом, резьбу необходимо откалибровать метчиком. «Тугой» ниппель затруднит сборку колеса. Сильно поврежденные коррозией спицы надо заменить, так как они утратили большую часть первоначальной прочности.

С самого начала и до завершения сборки и работы по устранению биения колеса необходимо периодически контролировать расстояние «а».

 

Рис. 2. Определение осевого биения обода: 1 — 4 — спицы.

Рис. 2. Определение осевого биения обода: 1 — 4 — спицы.

 

Чтобы проверить биение, вставляют в подшипники колеса ось и зажимают ее в тисках через два деревянных бруска. Постепенно затягивая ниппели и вращая колесо, мелом или карандашом (имеющими неподвижную опору) отмечают точку наибольшего осевого биения обода (рис. 2). Вблизи этой точки несколько увеличивают длину группы спиц 1 и подтягивают группу спиц 2. В диаметрально противоположном месте подтягивают спицы 3 и ослабляют спицы 4. Периодически вращая колесо и каждый раз отмечая «выступающую» точку, постепенно добиваются минимального осевого биения.

 

Рис. 3. Определение радиального биения обода: 1 — 4 — спицы.

Рис. 3. Определение радиального биения обода: 1 — 4 — спицы.

 

Подобным образом устраняют и радиальное биение обода (рис. 3). Но в этом случае около «выступающей» точки следует укоротить (натянуть) обе группы спиц — 1 и 2, а в диаметрально противоположном месте — ослабить спицы групп 3 и 4.

Следует помнить, что натяжение спиц влияет на оба вида биения одновременно, поэтому, добившись минимального осевого биения и устраняя только радиальное, группы спиц 1 и 2 натягивают, а группы спиц 3 и 4 ослабляют в равной степени (на одно и то же число оборотов ниппеля). Иначе за уменьшение радиального биения можно поплатиться повышением осевого. Все это делают внимательно и вдумчиво. Поспешность здесь всегда приводит к увеличению затрачиваемых усилий и лишь отдаляет удачное завершение кропотливой работы.

Новый, не имеющий деформации обод удается, как правило, смонтировать с биением не более 0,5 мм. Для старого же обода можно считать допустимым биение до 2 мм.

Завершая работу, остается проверить, одинаково ли натянуты спицы. Это легко оценить по высоте звука, который издает спица, когда по ней постукивают ключом. Звучание всех спиц должно быть одного тона. Выступающие из ниппеля концы спиц спиливают во избежание прокола камеры.

Кроме биения обода, нередко можно встретить биение шины колеса из-за ее неправильного монтажа. В эксплуатации такая покрышка неравномерно изнашивается и деформируется — в результате устранить ее биение уже не удастся.

 

Рис. 4. Шина со смещенными половинами

Рис. 4. Шина со смещенными половинами

 

Иногда новые шины, установленные на колесо без заметного биения, все-таки приводят к неприятному вилянию, «рысканью» мотоцикла на малых скоростях (20—30 км/час). Наиболее частой причиной оказывается дефект покрышки, схематически показанный на рис. 4. В этом случае при движении мотоцикла «пятно» контакта шины с дорогой при каждом обороте колеса совершает колебание между крайними левым и правым положениями, что приводит к раскачиванию мотоцикла. На малых скоростях, особенно если сильно загружен багажник, наступает резонанс поперечных колебаний мотоцикла, тогда «рысканье» становится сильным. Поэтому, покупая новую покрышку, посмотрите, нет ли у нее этого дефекта. Некоторые опытные мотоциклисты подобную шину вначале ставят на заднее колесо, где она сравнительно быстро «обрабатывается», принимая правильную форму.

Требовательный мотолюбитель обращает внимание также на балансировку колес. Даже простейшее уравновешивание их при помощи свинцовой ленты, наматываемой на спицы в «легком» месте, существенно уменьшает вибрации ходовой части и подвесок мотоцикла и, следовательно, улучшает управление им. Одновременно уменьшается износ ходовой части, а также подшипников и шин. Сбалансированное колесо при свободном вращении останавливается в любом положении.



1973N03P38

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Условия и порядок возврата

На весь приобретаемый товар, представленный в нашем магазине, распространяются гарантийные обязательства завода-изготовителя, при условии соблюдения Покупателем инструкции по эксплуатации.  При получении мото-запчастей Вам необходимо проверить товар на наличие видимых дефектов, в противном случае претензии к внешнему виду товара, которые обнаружатся позднее — не принимаются. При возврате или обмене товара Покупатель должен иметь при себе квитанцию об оплате, подтверждающую факт приобретения товара. Товар должен сохранять свой товарный вид, оригинальную упаковку и потребительские свойства. Покупатель по электронной почте или по телефону должен уведомить продавца о намерении поменять или вернуть товар. Не принимаются к возврату автозапчасти без коробок, без крепежа (болты или гайки, центровочные кольца), если он был в комплекте, в зависимости от комплектации. Гарантированные обязательства...

Читать далее >>

Карбюратор Явы 638

Прошло уже четыре года с начала производства ЯВЫ-638. Эта модель, как уже не раз отмечалось в журнале, по всем техническим параметрам превосходит прежнюю ЯВУ-634. Новый двигатель мощнее и в то же время не уступает прежнему по экономичности и легкости пуска. И в этом немалая роль принадлежит карбюратору 2928СЕ. Он совершеннее, но в то же время намного сложнее по устройству. Да и в эксплуатации заметно отличается от карбюраторов предшествующих моделей ЯВ. И не удивляет, что многие относятся к новому прибору с недоверием. В ответ на запросы читателей мы предложили нашему постоянному автору В. СЕКРЕТОВУ рассказать об устройстве карбюратора ЯВЫ-638 и особенностях его регулировки. Многие "явисты" задаются вопросом: а зачем надо было менять карбюратор? Почему бы на новую ЯВУ не поставить столь хорошо зарекомендовавший себя от ЯВЫ-634? Дело вот в чем. Чтобы поднять мощность двигателя ЯВЫ, пришлось увеличить диаметр диффузора на 2 мм, и у карбюратора 2928СЕ он составляет 28 мм. Однако обойти...

Читать далее >>

Энергоснабжение Явы

Читать далее >>

Электроника на ИЖевских машинах. Основные неисправности, методы обнаружения и устранения

Основные неисправности электроники, методы обнаружения и устранения.  Все ижевские мотоциклы последних лет выпуска оборудованы электронными прерывателями указателей поворота, а те из них, у которых 12-вольтовое оборудование, — еще и выпрямительными блоками.Характеристики и надежность этих приборов выше, чем механических, но и с ними случаются неполадки. Как правило, отказавший прибор заменяют новым, что влечет дополнительные затраты и расход запасных частей. Между тем, если знать схему прибора и методику ремонта, в большинстве случаев его можно восстановить. Это доступно многим мотоциклистам, знакомым с электро- или радиотехникой. Предлагаем им рекомендации, подготовленные инженерами-конструкторами из Ижевска В. АРДАШЕВЫМ и В. МЕЗРИНЫМ. Тема этой первой статьи — описание конструкции, проверка и ремонт прерывателя.На мотоциклах ИЖ П3-02, ИЖ Ю3-02, ИЖ ПС, ИЖ Ю4 с 1980 года ставят универсальный электронный прерыватель указателей поворота ИЖ РП 2СМ-10. Он полностью заменяе...

Читать далее >>

12В на мотоцикле ИЖ Планета 3. Переходник для установки генератора

Переходник для генератора     Многие владельцы мотоциклов ИЖ старых моделей с 6-вольтовым электрооборудованием хотят переделать его на более совершенное — 12-вольтовое, применяемое ныне. Может быть им поможет мой опыт.   Переходник для генератора  Для установки на («Планету—3» генератора переменного тока 28 3701 мощностью 100 Вт я выточил переходник, показанный на рисунке, из днища отслужившего алюминиевого поршня. На генераторе снял 5 мм с торцевой поверхности, прилегающей к двигателю. Дополнительно применил блок БПВ14-10 (регулятор—выпрямитель), а катушку зажигания оставил старую (когда она выйдет из строя, поставлю 12-вольтовую от «Планеты-спорт»). Аккумуляторная батарея, разумеется, 12-вольтовая, 6МТС-9 Мотоцикл прошел уже 15 тысяч километров, и электрооборудование работает без замечаний. С. БУЛЬДА Полтавская область, г. Пирятин   1987N08P33

Читать далее >>