Каждый год десятки тысяч новичков становятся владельцами легких мотоциклов М-105. С первых же дней у них возникают вопросы, связанные с эксплуатацией. Но еще больше всяких «почему» и «отчего», когда мотоцикл начинает стареть. На вопросы, встречающиеся наиболее часто, отвечает начальник бюро двигателей Минского мотоциклетного и велосипедного завода Ю. В. Урусов.
Почему мотоцикл не развивает максимальную скорость, указанную в технических условиях? Чем это объяснить?
Основные причины снижения скорости одинаковы для всех мотоциклов с двухтактным двигателем. Это отложение нагара в выпускной системе и неподходящее калильное число свечи, неправильная установка зажигания и регулировка карбюратора, чрезмерное натяжение цепи и недостаточное давление в шинах, неплотное соединение половин картера или карбюратора с цилиндром. Кроме того, на М-105 нужно контролировать зазор между грибком и крышкой воздушного фильтра — он должен быть в пределах 7—8 мм.
Для очистки выпускной системы снимают цилиндр двигателя, трубу и глушитель. Нагар из каналов цилиндра удаляют скребками, из трубы — металлическим ершом. Глушитель и его решетку обычно прожигают.
Признаками негерметичности кривошипной камеры служат потеки масла на стыке половин картера, разжижение и увеличение объема масла в коробке передач. В первом случае необходимо разобрать двигатель и заменить прокладку, смазав ее бакелитовым лаком или нитрокраской, во втором — заменить сальник - на левой цапфе коленчатого вала.
Карбюратор перед регулировкой очищают от грязи и промывают ацетоном, чтобы удалить из топливных каналов смолистые отложения. Нужное качество смеси подбирают перестановкой иглы. Испытания проводят на шоссе, проезжая 1,5—2 км на максимальной скорости. При нормальном составе смеси юбка изолятора свечи имеет светло-коричневый цвет.
Наиболее подходящую величину опережения зажигания выбирают в пределах 3,4—3,9 мм до верхней мертвой точки поршня. Максимальный зазор между контактами должен быть 0,35—0,40 мм.
Если калильное число свечи ниже, чем требуется, то после пробега 2—3 км скорость мотоцикла снижается, а после остывания двигателя — снова увеличивается. В этом случае свечу надо сменить. Дело в том, что калильное число многих свечей, имеющих одинаковое обозначение, значительно различается.
Почему скорость мотоцикла периодически (через одну-полторы минуты) то увеличивается, то падает?
Причина — неравномерная подача топлива. Нарушения возникают при засорении дренажных отверстий в пробке бензобака или поплавковой камере карбюратора, а также засорении топливных каналов на пути от бака к карбюратору.
При резком увеличении «газа» двигатель останавливается. Как этого избежать?
Причина — в неправильной регулировке карбюратора — он не обеспечивает минимально устойчивых оборотов холостого хода. Как правильно провести регулировку, подробно рассказывает инструкция.
После какого пробега надо менять компрессионные кольца?
Срок службы колец зависит от условий эксплуатации мотоцикла. Если соблюдать правила ухода за воздушным фильтром, то даже при езде по пыльным дорогам заменять кольца можно после пробега 10—12 тысяч километров. К этому времени зазор в замке колец (вследствие износа) достигает 2 мм, а это предел для двигателя М-105. При большем зазоре резко уменьшается его мощность.
Какие бензин и масло можно применять вместо рекомендованных в инструкции?
Мотоцикл М-105, кроме бензина А-72, хорошо работает на бензине А-76. Как исключение, можно использовать А-66, но в этом случае во избежание детонации следует заменить прокладку под головкой цилиндра самодельной — толщиной 1,5 мм. Разумеется, мощность двигателя при этом несколько снизится. Вместо автола стоит применять более высококачественные масла — авиационные и дизельные,— в тех же пропорциях. Наиболее популярно у мотоциклистов авиационное масло МС-20.
Можно ли карбюратор К-36М заменить другим, например К-36?
Карбюраторы типа К-36 с разными индексами различаются диаметром диффузора и пропускной способностью жиклеров, поэтому замена их приводит к перерасходу топлива, ухудшению работы двигателя, а иногда даже к выходу его из строя.
Отчего может отсутствовать искра в свече зажигания?
Чаще всего из-за обрыва красного провода, идущего от генератора к катушке зажигания, плохого контакта провода высокого напряжения с катушкой или наконечником, неисправности наконечника и, наконец, при отсутствии зазора между контактами прерывателя.
Какие детали двигателей М-104 и М-105 взаимозаменяемы?
Полностью взаимозаменяемы на этих двигателях поршень с пальцем и кольцами, правый сальник (без корпуса) коленчатого вала, ведущие и ведомые диски сцепления, педали переключения передач и кик-стартера, декомпрессор.
Ю. УРУСОВ, инженер
г. Минск
Владельцам ИЖ Юпитер 4К На мотоцикле ИЖ-Юпитер-4К после двух лет эксплуатации стала ухудшаться работа двигателя: он с трудом пускался, а левый цилиндр временами отказывал. Когда однажды в нем что-то загремело, пришлось добираться до дома на буксире.Разобрав двигатель, я увидел, что отвернулись винты, крепящие крышки кривошипных камер, — на заводе их ненадежно закернили. Я затянул винты и как следует зафиксировал их. После сборки двигатель стал пускаться и работать очень хорошо, даже на самых малых оборотах.Позже подобный дефект возник на машине товарища, и мы устранили его таким же способом. Очевидно заводу надо обратить внимание на этот узел.А. ЖМЫХОВКурганская область, р. п. Варгаши1986N01P33
Читать далее >>Юпитер четвертого поколения Коллектив производственного объединения «Ижмаш» завершил десятую пятилетку двойной трудовой победой: введен в строй новый механосборочный корпус, где освоено производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер—4».«Юпитер—4» отличает удачное сочетание лучших решений, проверенных как на его предыдущих моделях, так и на «Планете-спорт».ДВИГАТЕЛЬ подвергся дальнейшей модернизации. Благодаря улучшению наполнения, изменению конструкции продувочных каналов его максимальная мощность увеличена с 25 до 28 л. с., а крутящий момент — с 3,23 до 3,58 кгс.м. В связи с этим в СЦЕПЛЕНИЕ введена дополнительная пара дисков.РАМА также взаимозаменяема с прежними моделями «Юпитера». Изменения коснулись лишь крепления бензобака, где для уменьшения вибраций применены резиновые амортизаторы. Форма бака стала более современной, по-новому выглядит и заводская эмблема.В ХОДОВОЙ ЧАСТИ благодаря модернизации передней...
Читать далее >>Электронный блок системы зажигания «Электроника», предназначенный для автомобилей, с успехом работает на мотоцикле «Днепр» МТ—10, имеющем 12-вольтовое электрооборудование. Из подобных приборов он самый дешевый, малогабаритный, имеет розетку и выполняет роль противоугонного устройства. Я установил его в багажном отделении коляски и подсоединил следующим образом. Клеммный наконечник № 7 — ц выводу «ЛК» реле-регулятора, что увеличило вторичное напряжение при пуске двигателя, а наконечник № 9 — к «массе». Четыре провода, собранные в пучок, подключил (см. рисунок). Конденсатор отсоединил. Двигатель легко пускается даже зимой, контакты прерывателя практически не изнашиваются, и зазор между ними не требует регулировки. В. ДОНЕЦКраснодарский край, аул Хатукай Подсоединение кабеля блока: 1— кабель;2— провод от замка зажигания ( + 12 В);3— катушка зажигания Б204; 4 — прерыватель.В кружках &...
Читать далее >>Что представляет собой сегодня легкий мотоцикл? Немало мотоциклов за последние годы побывало на испытаниях в редакции: разные модели ЯВЫ, ИЖей, ЧЗ, «Днепр—12». Как правило, это были мощные и скоростные машины, рассчитанные на достаточно взыскательного потребителя. Ну, а что представляет собой сегодня легкий мотоцикл? Для ответа на этот вопрос мы обратились на минский мотовелозавод, который и предоставил для испытаний серийный мотоцикл последней модели ММВЗ— 3.112. Интерес к этому классу появился у нас не случайно. Ежегодно с конвейера сходит около 200 тысяч 125-кубовых машин, что составляет заметную долю общего выпуска мотоциклов в стране. Они популярны среди тех, кому нужно экономное и достаточно скоростное транспортное средство. Невысокая цена и легкость управления — вот те качества, которые делают эти мотоциклы особенно привлекательными для начинающих. У автора, кстати, знакомство с мотоциклетной техникой тоже когда-то началось с подобной машины...
Читать далее >>Два подарка минчан Минские мотоциклы знакомы каждому мотолюбителю. На этих легких 125-кубовых машинах вот уже в течение двух десятков лет обучаются вождению едва ли не все начинающие «мотоциклетную жизнь». Многие сохраняют верность этой марке на долгие годы, ибо нет мотоцикла проще по конструкции и ремонту, обслуживанию и эксплуатации и, наконец, более доступного по цене. За четверть века. прошедшую с начала выпуска мотоциклов на минском заводе, неузнаваемо изменилось само предприятие и. конечно. его продукция. Коллектив на финише девятой пятилетки начал осваивать производство сразу двух новых моделей мотоциклов — ММВЗ—3.111 «Спорт» и ММВЗ—3.115. Так минчане делом откликнулись на решения партии о необходимости постоянного обновления и совершенствования товаров народного потребления. Наш корреспондент встретился с директором завода В. Н. Кленикским и заместителем главного конструктора И. И. Дробышевым и попросил их ответить на ряд вопросов....
Читать далее >>