В №8-9 журнала «За рулем» за прошлый год опубликована статья В.Яковлева «На «Туле» из Ленинграда в Тулу», в которой наряду с общей положительной оценкой вездехода ТМЗ-5.951 содержались и критические замечания в адрес его изготовителей.
Публикуем ответ главного конструктора мототехники Тульского машиностроительного завода В.Пудовеева на это «открытое письмо» читателя.
Прежде всего хочу напомнить, что в статье В. Яковлева были перечислены такие недостатки и дефеты, как разрушение подшипника в ступице заднего колеса, небрежная сборка, плохая динамика машины, особенно на высших передачах, неудачная конструкция двухобъемного топливного бака. Постараюсь проанализировать эти замечания в том порядке, как они изложены.
Разрушение подшипника колеса — случай единичный, что подтверждается статистикой наших гарантийных станций. Точно определить его причину сейчас уже трудно. Возможны два варианта: либо владелец мотоцикла бегло прочел инструкцию и не обратил внимания на то, что подшипник надо регулярно смазывать (для этого предусмотрено специальное отверстие в ступице), либо подшипник был неверно установлен при сборке — повернут внутрь той стороной, где сделана проточка под шайбу, а это недопустимо.
Упрек в небрежной сборке вынуждены признать справедливым. Это неизбежное следствие хронических перебоев в снабжении материалами и комплектующими изделиями, которые завод испытывает все в большей степени. Детали и материалы, что должны приходить к нам регулярно, поступают в конце месяца — в результате авралы, а они несовместимы с качеством. Мы уверены, что эта болезнь пройдет, как только в стране поднимется исполнительская дисциплина, станут выполняться договорные обязательства, улучшится работа транспорта.
В то же время мы постоянно работаем над улучшением конструкции мотоцикла. В результате этих усилий родился по сути новый мотоцикл ТМЗ-5.952, который с июля 1990 года пришел на смену модели ТМЗ-5.951. В новой машине ликвидирована большая часть недостатков, отмеченных В. Яковлевым и другими мотоциклистами.
Максимальная скорость увеличилась до 90 км/ч, ресурс возрос на 25 %. Мотоцикл стал легче на 3 кг и экономичнее на 3 % (по контрольному расходу топлива).
Модернизация коснулась почти всех основных узлов. Так, на ТМЗ-5.952 применена новая телескопическая вилка передней подвески, в связи с чем улучшилась устойчивость мотоцикла, повысилась комфортабельность езды.
В коробке передач несколько изменены передаточные числа — это улучшило динамику на всех передачах.
На двигателе установлен новый карбюратор К65 вместо неустраивавшего многих К62. Изменена геометрия поршневых колец, к тому же верхнее стали хромировать. Мощность двигателя поднялась до 13 л.с./9,6 кВт, токсичность снизилась до уровней, соответствующих жестким международным нормам. Изменение конструкции глушителя позволило уменьшить шум до 81,5 дБА против прежних 84, что достаточно заметно.
Упрочнена и несколько изменена по точкам крепления бензобака рама мотоцикла. Бак стал однообъемным с увеличенной по диаметру заправочной горловиной, которая снабжена резьбовой пробкой. Интересно устройство самой пробки: в ней автоматический клапан, перекрывающий дренажное отверстие в случае падения мотоцикла.
Из других изменений стоит отметить более удобные рычаги управления, новые зеркала заднего вида. Устранено отмечавшееся иногда произвольное разъединение штеккерных разъемов: для этого введены специальные держатели.
Новый обтекатель переднего колеса (согласитесь, здесь более уместно это название) лучше защищает водителя от грязи.
Наконец, упомяну и о том, что разработан и рекомендован к производству комплект навесного оборудования: дуги безопасности, наколенные щитки, комбинированный багажник. Но к их изготовлению пока не приступили по причинам, о которых сказано в самом начале.
Мы уверены, что новая машина придется по душе ее владельцам и укрепит репутацию тульского вездехода.
1991N03P11
Тем, кто ездит на Яве и ЧЗ Многие читатели — владельцы чехословацких мотоциклов ЯВА и ЧЗ сталкиваются с определенными затруднениями, особенно при эксплуатации их в сельской местности. Причины — а собственной неопытности, недостатке специальной литературы, а главным образом в том что эти мотоциклы, предназначенные в основном для дорог с твердым покрытием, нередко эксплуатируются там, где приходится довольно много ездить по грунтовым. Мы подобрали вопросы, наиболее часто встречающиеся в редакционной почте, и попросили ответить на них инженера Э. КОНОПА.Какие детали новой и старой ЯВЫ взаимозаменяемы? Что общего у мотоциклов ЯВА-634 и ЧЗ-472?Полностью перечислить все взаимозаменяемые детали и узлы в статье невозможно. Остановимся на главных. В новом двигателе мотоцикла Ява 634 больше степень сжатия, достигнутая уменьшением высоты цилиндра. Остальные основные размеры — посадочные и межцентровые одинаковы, что дает возможность в старый двигатель установить новый колен...
Читать далее >>Цель одна - качество В конце 1984 года в наши магазины начали поступать мотоциклы ЯВА-350 модели «638-5-00» (см. «За рулем», 1986, № 3), отличающейся предшественницы — «634.00» в основном двигателем и электрооборудованием (12 вместо 6 В), а также передней вилкой. Владельцы новых машин положительно оценили усовершенствования. В +о же время они высказывали пожелания, касавшиеся изготовления некоторых узлов, особенно деталей двигателя. Чехословацкие специалисты — технологи, конструкторы, проанализировав письма потребителей из СССР, осуществили комплекс мер, которые учитывают их предложения. Эта работа была завершена осенью прошлого года. А недавно в ЧССР побывал научный редактор журнала инженер Б. СИНЕЛЬНИ КОВ, который знакомился с производством мотоциклов на чехословацких заводах. Вероятно, нет надобности говорить о большой популярности мотоциклов ЯВА и ЧЗ, которые вот уже тридцать лет привлекает наших мотолюбителей своими ходовыми ка...
Читать далее >>Возвращение Чезета ( CZ 472 3) Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоц...
Читать далее >>Проверьте головку и патрубок Я знаю, некоторые владельцы мотоциклов «ИЖ-Юпитер» отмечают, что после ремонта двигателя из-под головки цилиндра просачиваются газы и в результате падает мощность. Жалоба справедливая. Между головкой и цилиндром не предусмотрена уплотняющая прокладка, поэтому у их стыковочных плоскостей должны быть плотно прилегающие поверхности. По разным причинам (неравномерная затяжка головки, неаккуратное обращение и др.) это условие нарушается, и тогда происходит прорыв газов по стыку. Чтобы восстановить герметичность соединения, следует притереть поверхности. Для этого требуется несложное приспособление. показанное на рисунке. Оно обеспечивает центрирование головки (на цилиндре нет соответствующего буртика).Приспособление сделано из двух деревянных планок, собранных крестом. Оно плотно вставляется в цилиндр так. что верхняя закругленная часть выступает на 7 мм. На плоскость цилиндра наносим притирочную пасту (абразивный порошок, разве...
Читать далее >>На этих мотоциклах последних выпусков для улучшения проходимости задняя часть глушителя приподнята. Теперь, чтобы вынуть ось при демонтаже заднего колеса, приходится отсоединять глушитель. Этого можно избежать, если вставлять ось с правой стороны, для чего достаточно уменьшить вдвое толщину шайбы, устанавливаемой под гайку крепления оси. * * *В журнале «За рулем» сообщалось, что вместо штатного реле-регулятора ИЖ-РР2С, который приобрести довольно трудно, можно использовать реле от автомобиля «Москвич» последних моделей. Еще удобнее применить реле напряжения РР380 от «жигулей». Для его установки не требуется искать другого места, поскольку оно размещается на месте прежнего (в этом и состоит преимущество).Клеммы «15» и «67» реле соединяются соответственно с выводами « + » и «Ш» генератора («минус» реле выведен на «массу»). В. ПАЛАГИН346421, г. Новочеркасск, Ростовское шо...
Читать далее >>