Как чехословацкие машиностроители учитывают предложения владельцев мотоциклов Ява из СССР

Цель одна - качество

 

В конце 1984 года в наши магазины начали поступать мотоциклы ЯВА-350 модели «638-5-00» (см. «За рулем», 1986, № 3), отличающейся предшественницы — «634.00» в основном двигателем и электрооборудованием (12 вместо 6 В), а также передней вилкой. Владельцы новых машин положительно оценили усовершенствования. В +о же время они высказывали пожелания, касавшиеся изготовления некоторых узлов, особенно деталей двигателя. Чехословацкие специалисты — технологи, конструкторы, проанализировав письма потребителей из СССР, осуществили комплекс мер, которые учитывают их предложения. Эта работа была завершена осенью прошлого года. А недавно в ЧССР побывал научный редактор журнала инженер Б. СИНЕЛЬНИ КОВ, который знакомился с производством мотоциклов на чехословацких заводах.

Вероятно, нет надобности говорить о большой популярности мотоциклов ЯВА и ЧЗ, которые вот уже тридцать лет привлекает наших мотолюбителей своими ходовыми качествами, надёжностью, долговечностью и, не в последнюю очередь, современным обликом. Подтверждением тому служат более полутора миллионов машин этих марок, проданных в нашей стране. И нередко еще рядом с новинкой можно встретить ветерана — ЯВУ-250 или 350 — «накрутившего» многие десятки, а то и сотнй тысяч километров, с которым хозяин не хочет расставаться, умело поддерживая его боевой дух.

Как всегда, появление очередной модели ЯВЫ было встречено с большим интересом. На этот раз он был вызван модернизированным двигателем и новым, более мощным генератором, который устранил слабое место предыдущей модели — недостаточный заряд батареи при малых оборотах. Внешний вид машины остался почти прежний.

«Он будет изменен при втором этапе модернизации, на модели Jawa 638-0-00, намеченной на конец нынешнего года, — говорит заместитель директора завода ЯВА П. Станек, с которым мы осматриваем машину, отличающуюся баком и облицовкой незнакомых очертаний. — Надеемся, что теперь, когда детские болезни «пятерки» нам удалось ликвидировать, ваши мотоциклисты будут довольны мотоциклом Ява».

Болезни, о которых говорил п. Станек, были вызваны, как выяснилось, недостаточно отработанной технологией изготовления цилиндров и некоторых других деталей двигателя. Новые цилиндры состоят из алюминиевой рубашки (ее льют на специализированном металлургическом заводе) и тонкостенной чугунной гильзы. Это более прогрессивная конструкция. Гильза запрессовывается в рубашку, однако при эксплуатации мотоцикла, как показал опыт первого года, иногда возникало коробление гильзы из-за больших внутренних напряжений, остававшихся после изготовления, и она, случалось, смещалась относительно рубашки. В результате двигатель не развивал положенную мощность, работал неустойчиво на малых и средних оборотах, возникали стуки при изменении режима движения. Гораздо реже, но все же встречались и другие дефекты, связанные с коробкой передач и механизмом сцепления.

Весной прошлого года была разработана программа повышения качества мотоциклов ЯВА, выполнение которой было взято под контроль партийными органами и внешнеторговым объединением «Мотоков». Внимательно знакомлюсь с этой программой и нахожу в ней перечень мероприятий по реализации тех замечаний владельцев ЯВЫ-638-5-00, которые записаны и в моем блокноте по сообщениям читателей. О том, как выполнена программа и какие результаты она дала, подробно рассказывает начальник ОТК завода П. Пех, демонстрируя все на машинах, медленно движущихся по конвейеру. В его конце они идут на беговые барабаны, где пускается двигатель, вращаются колеса, включается все, что должно включаться и работать. В сопроводительной документации испытатели, среди которых я узнаю участников «Слетов друзей ЯВЫ», делают отметки о годности машины. Мы уже продолжительное время находимся здесь, как вдруг ухо улавливает необычный звук, характерный для двигателя, где один цилиндр работает с перебоями. Я иду туда и смотрю, как испытатель проверяет зазор между контактами прерывателя, пробует изменить момент зажигания, наконец, меняет свечу. Это не дает результата, и он закатывает машину в расположенный рядом бокс, где ее принимает пожилой механик. Знакомимся — Й. Брабец, в молодости участвовал в шестидневных соревнованиях, а затем вот уже сорок лет работает на ЯВЕ, занимаясь выявлением и устранением дефектов после сборки машин. Спрашиваю, много ли у него работы. Сейчас нет, отвечает он, торопиться не приходится, а вот летом было трудно, очередь в его бокс была длинной. Рядом тогда работали еще два механика с завода ЧЗ, который поставляет двигатели.

На следующий день мне предоставляется возможность познакомиться с мотопроизводством этого известного завода, где делают дорожные и спортивные мотоциклы CZ, моторы для завода ЯВА.

Конвейер сборки двигателей работает в высоком ритме, расположен он в одном помещении со станками и агрегатами, обрабатывающими детали картера и цилиндры. Пока тесновато, но уже в плане строительство нового корпуса. Руководители предприятия озабочены улучшением условий труда рабочих, отчего во многом зависит качество продукции. Мне показывают небольшой цех, где в порядке эксперимента несколько человек полностью собирают двигатели, выполняя последовательно не одну, а ряд операций. Это разнообразит работу, снижает усталость, а в результате повышает качество сборки. Специалисты изучают этот метод, и если он окажется эффективным, то будет внедрен вместе с новым оборудованием в планируемом корпусе.

Рассматривая готовые цилиндры, замечаю, что в нескольких из них не совпадают контуры окон в гильзе и рубашке, из-за чего в местах их соединения образуются заметные ступеньки.

 

Здесь проверяют качество сборки и комплектацию мотоцикла.

Здесь проверяют качество сборки и комплектацию мотоцикла.

 

На вращающихся барабанах мотоцикл будто движется по дороге, включаются все передачи, свет, тормоза...

На вращающихся барабанах мотоцикл будто движется по дороге, включаются все передачи, свет, тормоза...

 

Регулировку натяжения спиц, осевое и радиальное биение обода проверяют при помощи точных приборов.

Регулировку натяжения спиц, осевое и радиальное биение обода проверяют при помощи точных приборов.

 

«Это совершенно не страшно, — говорит А. Земен, в прошлом известный спортсмен-многодневщик; на заводе он давно занимается вопросами технического развития мотопроизводства. — Окна в гильзе выполнены точно по чертежам, а окна в рубашке могут быть на миллиметр-другой больше, как это предусматривает существующая технология литья в кокиль. Влияет ли это на параметры двигателя? Проведенные на заводе и в институте ЯВА испытания двигателей, собранных после выполнения программы повышения качества, с цилиндрами, где окна в рубашке даже на 2 — 2,5 мм больше окон в гильзе, показали, что мощность полностью укладывается в допустимые пределы. А вот смещение гильзы теперь полностью исключено благодаря надежной фиксации деталей во время соединения. Стабильности их размеров в процессе эксплуатации удалось добиться введением операции термической стабилизации литья. В дальнейшем будет внедрен более совершенный способ изготовления цилиндра — заливка гильзы в пресс-форме».

В институте ЯВА, это партнер нашего ВНИИмотопрома, ответы на мои последние вопросы дают заместитель директора В. Безоушка и руководитель отдела Я. Рафл.

«Для уменьшения шума работающего двигателя, уровень которого при звонкой алюминиевой рубашке цилиндра вообще довольно высок, теперь, когда его размеры в эксплуатации не искажаются, стало возможным уменьшить зазор между поршнем и зеркалом цилиндра на 0,01 мм. Если раньше он составлял 0,04—0,05 мм, то теперь — 0,03—0,04 мм. В конце мая прошлого года диаметр поршней всех групп увеличен на эту величину.

Можно ли разделывать окна в гильзе до размеров окон в рубашке? Нет, этого делать нельзя. Окна гильзы имеют максимально допустимую площадь. Увеличение их приведет к ухудшению параметров двигателя.

Что касается нынешнего качества изготовления мотоциклов, то оценку скоро дадут и наши коллеги во ВНИИмотопроме. Там сейчас заканчиваются испытания двух мотоциклов, взятых непосредственно из магазина. По сведениям, полученным нами, двигатели отработали без замечаний положенное количество часов на стенде. Надеемся, что так же будут вести себя и мотоциклы».

Наконец, во время встречи в «Мотокове» меня попросили напомнить нашим мотолюбителям, что именно повысившееся качество Jawa-638-5-00 позволило увеличить гарантийный срок с 6 до 12 месяцев при условии, если пробег будет не более 10 тысяч километров. Так что теперь, даже если мотоцикл куплен осенью и простоял всю зиму, есть возможность после летнего сезона отремонтировать его по гарантии.

Везде — на заводе ЯВА, на заводе CZ, в институте ЯВА — показывали и откровенно рассказывали обо всем, что меня интересовало, и просили передать привет советским мотолюбителям, пожелать им многих тысяч счастливых километров на чехословацких машинах.

Всестороннее сотрудничество социалистических стран расширяется, приобретает новые формы. Тесная связь мото-циклостроителей ЧССР с потребителями их продукции в Советском Союзе один из многочисленных примеров того, как это способствует решению важной задачи социалистической интеграции — повышению качества промышленных изделий.

 


 

1986N05P17-18

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 250 Триал - Jawa 250 Trial

Триал для всех   Jawa 250 Trial  Конструкция мотоцикла Ява 250 Триал Триал — мотоциклетное соревнование на мастерство вождения по пересеченной местности завоевывает в мире все большую популярность. На конгрессе ФИМ даже обсуждался вопрос сделать триал дисциплиной номер один в международном мотоспортивном календаре и рекомендовать его в программу Олимпийских игр. В массовых соревнованиях по триалу, исключая официальные встречи, проводимые под эгидой ФИМ, используют обычные дорожные мотоциклы. Переделки сводятся к защите двигателя снизу, уменьшению хода вилки и регулировке мотора для достижения максимальной мощности на двух-трех первых передачах (скорость здесь не имеет значения). В то же время ведущие зарубежные мотоциклетные фирмы наладили выпуск специальных машин для триала. Чехословацкий завод ЯВА в Праге тоже приступает к производству таких мотоциклов. В конструкции мотоцикла Jawa 250 Trial учтена специфика, обусловленная трассой соревнований. Шасси обеспечивает мак...

Читать далее >>

Продление срока службы реле РП1С у мотоциклов ИЖ-Планета 3, Юпитер-3

Более надежный способ   У части мотоциклов ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 электронное реле РП1С указателей поворота постоянно включено вместе с зажиганием, что сокращает срок его службы.Чтобы оно работало только при включении указателей поворота, предлагалась (в книжке Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам», изд. ДОСААФ, 1986 и журнале «За рулем») незначительная переделка реле посредством изменения цепей питания и введения двух диодов. Однако они, как оказалось, ухудшают четкость срабатывания реле. С целью исключить этот недостаток я нашел более надежный способ подключения реле с тем же изменением цепей питания, но без дополнительных диодов. Вместо штатного переключателя указателей поворота ставим переключатель света П25 А (он продается во всех автомотомагазинах) и подключаем его, как показано на рисунке (б). Три дополнительных вывода из реле не забудьте загерметизировать наподобие имеющихся. А. КОРОЛЬЧУК Волынская область, с. Милуши     Выходной каскад реле РП1С и...

Читать далее >>

После расточки цилиндра и установки новых поршня и колец в двигателе мотоцикла ИЖ появились стуки

 «. причина которых мне непонятна. В чем может быть дело?» — спрашивает К. Симаков из Хабаровска.Наиболее вероятно, что стук издают кольца при встрече с кромками окон, в которые они немного западают во время движения поршня. Это явление, характерное для двухтактных двигателей, приводит и интенсивному износу цилиндра в месте расположения окон, а иногда и к поломке колец.Чтобы устранить их задевание, демонтируйте цилиндр и кольца. Снимите с нижних и верхних кромок окон при помощи надфиля и шкурки фаски, нак показано на рисунке, и тщательно удалите продукты обработки. Притупите наружные ребра колец на токарном станке (в оправке) или вручную напильником и шкуркой. После сборки двигателя, если работа выполнена правильно, вместо стуков вы должны услышать легкий шелест, издаваемый кольцами при перемещении в канавках поршня и переходе через окна, свидетельствующий о нормальной работе этих деталей.1974N03P18

Читать далее >>

Недостатки 12В системы и пути ее совершенствования

12-вольтовая   12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволила решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет. Но тема нашего сегодняшнего разговора - о недостатках системы, о путях ее совершенствования. И снова, как и в прошлый раз («За рулем», 1988, № 3), речь пойдет, главным образом, о приборах мотоциклов ИЖ, самых массовых. Объект номер один - аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому - не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом...

Читать далее >>

Урал ИМЗ - 8.103-30

В традициях уральской марки   Мотоциклы, выпускаемые ирбитским заводом, пользуются устойчивым спросом, особенно у жителей сельской местности. На проселочных дорогах, в горах «Урал» более подвижен и маневрен, чем автомобиль, а порой превосходит его и в проходимости. Сочетание высокой грузоподъемности, хорошей комфортабельности и скоростных качеств делает его универсальным, пригодным для деловых поездок, туризма, отдыха.   Рис. 1.Мотоцикл ИМЗ—8.103-30 «Урал».  В основе популярности «Урала» — проверенная, надежная конструкция, хорошо согласованная со спецификой эксплуатации. Так, четырехтактный двигатель работает на повсеместно распространенных сортах бензина А-72, А-76. Карданная передача к заднему колесу рассчитана на долгую и безотказную службу. Рис. 2.На щитке приборов установлены спидометр и контрольные лампы.  Маятниковые рычаги в подвесках заднего колеса и колеса прицепа установлены на резиновых сайлент-блок...

Читать далее >>