Уже несколько лет отечественные мопеды (мокики) и легкие мотоциклы ковровского и минского заводов оборудуются бесконтактной электронной системой зажигания (БЭСЗ), которая была подробно описана в октябрьском номере «За рулем» за 1978 год. Она обеспечивает более надежный по сравнению с обычной системой пуск двигателя, менее чувствительна к нагару на свече, практически не требует обслуживания.
Эти качества по достоинству оценены мотолюбителями. Однако специфичность БЭСЗ для многих из них становится камнем преткновения, как только возникает необходимость устранить какую-нибудь неисправность, сказывающуюся на работе двигателя. Как правило, в этих случаях мотолюбитель покупает и последовательно заменяет приборы системы, пока не обнаружит отказавший. Разумеете такой путь ведет к лишним затратам и неоправданному расходу запасных частей.
Между тем, обладая элементарными электротехническими навыками и зная порядок проверки узлов системы, можно в большинстве случаев самостоятельно определить и отремонтировать неисправный прибор. О том, как это сделать, рассказывает специалист ВНИИмотопрома А. СИНЯЕВ.
Прежде чем заняться системой зажигания, надо обязательно убедиться, что неполадки в работе двигателя вызваны именно ею. Поэтому сначала проверяют регулировку карбюратора, состояние воздушного фильтра, выпускной системы, правильность установки момента зажигания.
Неисправность системы зажигания в конечном счете проявляется в том, что на свече нет искры, или она очень слаба, или возникает в произвольный момент.
Поиски начинают со свечи. Вывертывают ее из цилиндра, надевают наконечник и прикладывают к двигателю («массе»). Включив зажигание, поворачивают коленчатый вал кик-стартером, как при пуске двигателя. Если искра возникает между электродами, можно предположить, что свеча исправна; когда электрический разряд идет через корпус свечи на «массу», свеча подлежит замене.
Оценивая качество искры на свече, надо иметь в виду, что мощность ее будет достаточна для поджигания смеси, если разряд образуется между «массой» и высоковольтным проводом (без наконечника), отнесенным от нее на 5—7 мм.
А вот когда искры вообще нет или она появляется только при зазоре 1— 2 мм между корпусом свечи и «массой», следует заменить высоковольтный провод вместе с наконечником. Если эта замена не восстановит нормальное искрообразование, приступают к проверке электрических параметров приборов зажигания, показанных на фото 1 и 2. Контролируемые величины указаны в таблице. Для измерений удобнее всего универсальный или автомобильный тестер. Один провод его соединяем с указанной в таблице клеммой, другой — с клеммой М («массой»).
Следующий этап — проверка зазора между ротором и статором датчика, который должен быть в пределах 0,3— 0,5 мм, и наличия электрического сигнала на нем. Для этого подсоединяем тестер, настроенный на предел измерения 2,5 В, к клемме Д генератора и «массе». Поворачиваем кик-стартером коленчатый вал, наблюдая за показанием прибора. Его стрелка должна кратковременно отклониться до величины 0,5—0,6 В. Если сигнала нет, проверяем надежность контакта между выводом и катушкой датчика (нарушение его довольно часто встречается на мин-
ских мотоциклах). Настроив тестер на предел измерения 10 В, таким же образом определяем наличие напряжения на клемме 3 генератора, которое должно составлять 1—2 В. При отсутствии его проверяем контакт между выводами и обмотками зажигания генератора и попутно смотрим, не замыкают ли они на «массу». В таких местах обычно видны черные следы обгорания. Если здесь все в порядке, проверяем следующие участки цепи, определяя сигнал непосредственно на клеммах Д и Г коммутатора КЭТ-1А или клеммах Д и 3 блока БКС. При исправной электропроводке величины напряжения должны быть такими же, как на генераторе. Здесь же надо удостовериться в надежности контакта коммутатора с «массой», отсутствие которого вызывает перебои в работе двигателя.
Наконец, проверяем катушку зажигания Б300Б, измеряя тестером сопротивления ее первичной и вторичной обмоток. Они должны быть равны 0,9— 1,2 Ом и 5,8—6,2 кОм соответственно.
Параметры выходного сигнала на клеммах К коммутаторов КЭТ-1А и БКС 251.3734 можно измерить только при помощи специального стенда, поэтому в случае, когда все предыдущие проверки показали исправность генератора, датчика и катушки, остается заменить коммутатор. Однако стоит иметь в виду, что дефекты в этом приборе встречаются крайне редко, если он, конечно, не был поврежден механически. Кстати, следует оберегать от ударов и другие приборы, особенно датчик.
Величины сопротивлений на разных обмотках генераторов
Проверяемая обмотка | Генератор 26.3701 (рис. 1) | Генератор Г427 (рис. 2) | ||
обозначение клемм * | сопротивление, Ом | обозначение клемм | сопротивление, Ом | |
датчика | Д | 39 | Д | 39 |
зажигания | З | 390 | З | 540 |
освещения | О | 0,34 | О | 0,7 |
указателей поворота | - | - | У | 1,6 |
* Маркировки клемм на генераторе нет
1.Приборы системы зажигания мопедов «Рига—22» и «Верховина — 8»: 1 — генератор 26.3701; 2 — блок коммутатор стабилизатор БКС 251.3734; 3 — катушка зажигания Б300Б; 4— штеккерная колодка проводов генератора (вид снизу); 3. О, Д — выводы натушен соответственно зажигания, освещения, датчика; М — «масса».
2.Приборы системы зажигания ковровских и минских мотоциклов: 1 — генератор Г427; 2 — коммутатор КЭТ-1А; 3 — катушка зажигания Б300Б; З, У, Т, Д, О — выводы катушек соответственно зажигания, указателей поворота, тормоза, датчика, освещения; М — «масса».
1983N07P26
Триал для всех Jawa 250 Trial Конструкция мотоцикла Ява 250 Триал Триал — мотоциклетное соревнование на мастерство вождения по пересеченной местности завоевывает в мире все большую популярность. На конгрессе ФИМ даже обсуждался вопрос сделать триал дисциплиной номер один в международном мотоспортивном календаре и рекомендовать его в программу Олимпийских игр. В массовых соревнованиях по триалу, исключая официальные встречи, проводимые под эгидой ФИМ, используют обычные дорожные мотоциклы. Переделки сводятся к защите двигателя снизу, уменьшению хода вилки и регулировке мотора для достижения максимальной мощности на двух-трех первых передачах (скорость здесь не имеет значения). В то же время ведущие зарубежные мотоциклетные фирмы наладили выпуск специальных машин для триала. Чехословацкий завод ЯВА в Праге тоже приступает к производству таких мотоциклов. В конструкции мотоцикла Jawa 250 Trial учтена специфика, обусловленная трассой соревнований. Шасси обеспечивает мак...
Читать далее >>«Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе. (нажмите на картинке, для увеличения) I— лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II— включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, в...
Читать далее >>Установка футорки в головке Если у мотоциклов «ИЖ-Юпитер—3», «4» или «5» сорвалась резьба под свечу в головке цилиндров, поставьте, как принято, футорку (см. рисунок), но только большей длины, чтобы можно было использовать свечи с длинной (19 мм) резьбовой частью — А17ДВ, А17Д1 и другие, предназначенные для «москвичей» и «жигулей». Футорку изготовляем из латуни и вворачиваем на клее БФ-2.Установка футорки в головке. Многолетняя эксплуатация двигателей с этими свечами показала, что они работают не хуже, чем со штатными. г. Москва,Э. САБО 1988N06P33
Читать далее >>Новый генератор на старые машины При капитальном ремонте двигателя тяжелых мотоциклов с 6-вольтовым электрооборудованием или б случаях, когда выходит из строя "родной" генератор Г414, у владельца машины возникает естественное желание применить более совершенный и мощный 12-вольтовый Г424. С ним надежнее работает электро-оборудование, выше световые характеристики приборов, можно использовать широко распространенные автомобильные лампы. Поскольку по посадочному месту эти генераторы невзаимозаменяемы, совет об установке Г424 на двигатель К750М-01, опубликованный в октябрьском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес читателей и просьбу рассказать подробнее, как это сделать на мотоциклах других марок и моделей.Предоставляем слово специалисту по ремонту тяжелых мотоциклов инженеру А. СМИРНОВУ, которого редакция познакомила с предложениями читателей на эту тему.Прежде всего должен напомнить, что переделка электрооборудования не ограничивается установкой новог...
Читать далее >>Для разборки амортизатора Ремонт амортизатора задней подвески у мотоцикла «Днепр» начинают с демонтажа наружного кожуха. Эта операция возможна только в том случае, если предварительно сжать пружину под кожухом и удалить сухари 5 (см. рисунок). Для этой цели я использую простейшее приспособление из кольцевой обоймы 3, оси 2 и двух болтов 1. Все детали с размерами показаны на рисунке. Из верхней проушины амортизатора удаляем сайлент-блок, на кожух сверху кладем обойму приспособления, вставляем в проушину ось и завинчиваем в нее болты до упора в специальные выемки на обойме. Поочередно заворачивая болты, сжимаем пружину до тех пор, пока сухари 5 не освободятся. Извлекаем сухари из гнезда и, вывинчивая болты из оси, освобождаем кожух и пружину. В.ВАСЬКОВ Костромская область, г. Нея Приспособление для разборки амортизатора задней подвески мотоцикла «Днепр»: 1 — болт М8 (2 шт.); 2 — ось; 3 — обойма; 4 — верхняя проушина аморти...
Читать далее >>