Мотоцикл в нашей стране традиционно популярен. Свыше 13 миллионов двух- и трехколесных машин находятся в распоряжении индивидуальных владельцев. Интенсивное развитие автомобилестроения в годы девятой и десятой пятилеток в значительной мере способствовало тому, что определенная часть мотоциклистов пересела на легковую машину — это особенно заметно в крупных городах. Однако в небольших городах и, конечно, на селе мотоцикл сохраняет приоритет. Поэтому в десятой пятилетке выпуск и продажа населению мотоциклов, мотороллеров, мопедов продолжали расти. Производство их увеличилось с 1763 тысяч в 1975 году до 2058 тысяч в 1980-м, то есть на 11%.
Тенденция дальнейшего количественного роста сохранится и в одиннадцатой пятилетке. В ходе ее намечено выпустить 9 418 тысяч мотоциклов и мопедов, в том числе мотоциклов класса с боковым прицепом — 2 504 тысячи, одиночек среднего и легкого классов — 2 844 тысячи, мопедов и мотовелосипедов — 3570 тысяч, мотороллеров — 500 тысяч. Общий объем производства превысит уровень десятой пятилетки на 8%. Этот рост дифференцирован с учетом потребности в машинах того или иного класса. Так, выпуск мотоциклов тяжелого класса с боковым прицепом, наиболее популярных, увеличится на 32%, легкого же класса — на 13%. Производство мопедов и легких мопедов, спрос на которые практически удовлетворен, останется на уровне десятой пятилетки.
Количественный рост сопровождается качественным. Речь идет прежде всего о новых, более совершенных моделях. Научно-исследовательские и конструкторские работы, проведенные заводами и ВНИИмотопромом за последние годы, обеспечили определенный задел, позволяющий перейти к производству машин, отличающихся более высокими потребительскими качествами и технологичностью.
Как показал анализ сбыта мотоциклов и мотороллеров, почти половина машин, поступающих в торговую сеть, реализуется в сельской местности. Иными словами, туда, где очень сложно наладить снабжение запасными частями, где нет станций и пунктов ремонта и обслуживания мотоциклетной техники, где основная часть дорог — проселочные, а из эксплуатационных материалов имеется главным образом бензин А-76 и масла «автомобильного» типа. При разработке новых, усовершенствованных моделей также приходится ориентироваться на эти конкретные условия. Это нашло отражение в конструкции мотоциклов, которые будут выпускаться в одиннадцатой пятилетке.
Высокая ремонтопригодность, широкая унификация и взаимозаменяемость важнейших деталей между прежними и новыми моделями, неприхотливость к качеству эксплуатационных материалов, невысокая форсировка двигателей (с учетом использования низкооктанового топлива), хорошая проходимость — вот традиционные особенности машин, которые применительно к реальным условиям эксплуатации воплощает в своих моделях советское мотоциклостроение. Это реалистический подход.
В то же время запросы потребителей, прогресс техники выдвигают новые задачи, вносят свои коррективы в планы создания новых машин. Так появилась, в частности, перспективная модель с четырехтактным двигателем класса 500 см, над которой сейчас работает коллектив ижевцев.
В нынешней пятилетке в центре внимания пользующиеся наибольшим спросом на селе тяжелые мотоциклы с боковым прицепом. Так, ирбитский мотоциклетный завод освоит «Урал-ИМЗ—8.103». По сравнению с известным «Уралом» М67—36 вырастут надежность и потребительские качества мотоцикла при одновременном снижении металлоемкости. Новый «Урал» получит передачу заднего хода, переднюю вилку с прогрессивной характеристикой, стояночный тормоз. Иные бензобак, щиток переднего колеса, а главное, полностью новый боковой прицеп существенно изменят внешний облик и комфортабельность мотоцикла. Будет предложен потребителю и другой, грузопассажирский вариант бокового прицепа.
Киевский мотоциклетный завод освоит производство модели «Днепр—16» с дифференциальным приводом на колесо бокового прицепа. По двигателю, сцеплению и коробке передач эта модель унифицирована с «Днепром» МТ10—36.
Среди других задач, которые предстоит решить киевлянам в пятилетке, — повышение качества и улучшение внешнего вида машин. Яркая окраска в сочетании с хромированными ободами колес и современной светотехнической аппаратурой сделает «Днепр» привлекательнее. Завод последовательно работает и над снижением массы всех моделей.
Продолжит обновление выпускаемых моделей «Ижмаш». Вслед за «Юпитером—4» он должен освоить «Планету—4». Эти машины получат совершенную 12-вольтовую систему электрооборудования, станут комфортабельнее и надежнее. Как уже говорилось, завод работает и над перспективной моделью класса 500 см с четырехтактным двухцилиндровым двигателем и карданной передачей.
Ковровский завод имени Дегтярева в нынешнем году приступает к производству мотоцикла «Восход—3-турист». У него улучшенная отделка, дуги безопасности и вместительные дорожные сумки. На очереди — «Восход—3М». В соответствии с современными тенденциями у этой машины будет 12-вольто-вое электрооборудование, мощная светотехника, модернизированная электронная система зажигания.
На минском мотоциклетном и велосипедном заводе в одиннадцатой пятилетке основной моделью останется ММВЗ—3.112 («За рулем», 1980, № 8). На 1984 год там планируется освоение модернизированной модели ММВЗ—3.112.1 с 12-вольтовой системой электрооборудования, 100-ваттным генератором и Светотехническими приборами, соответствующими новейшим требованиям. Предстоит выпустить также опытную партию машин с новым карбюратором, более совершенной электронной системой зажигания, лепестковым клапаном на впуске, обеспечивающими снижение расхода топлива и токсичности. Эти и другие конструкторско-технологические мероприятия должны позволить на перспективной модели перейти к применению двухпроцентной (1:50) смеси масла с топливом, что существенно сократит расход масла.
Совершенствуются конструкции мопедов (точнее, мокиков, поскольку большая их часть пускается кик-стартером). Они стали очень популярны у молодежи, и ее вкусы и запросы специалисты заводов учли при разработке новых конструкций. На львовском мотозаводе освоен мокик ЛМЗ—2.160 «Карпаты» («За рулем», 1982, № 9). На рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне» с весны 1981 года выпускается «Рига—22» («За рулем», 1981, № 10), а в нынешнем год(у осваивается легкий мопед «Рига—13» (на смену «Риге—11»). У него новый двигатель Д—8.
Для обоих заводов характерно также последовательное улучшение внешнего вида и качества изготовления, направленное в первую очередь на удовлетворение требований безопасности. В частности, предусматривается возможность установки указателей поворота и всей необходимой для этого коммутационной аппаратуры. Внедрение стоп-сигналов сделало мопеды заметнее в уплотненном потоке транспорта. Введена также тиристорная система зажигания, обеспечивающая улучшение процесса сгорания в самых неблагоприятных условиях эксплуатации, и новая фара с лампой 15X25 Вт.
Намеченная модернизация двигателя Ш—62, выпускаемого шяуляйским велосипедно-моторным заводом «Вайрас», позволит эксплуатировать его на 2-процентной топливно-масляной смеси. Установка на часть выпускаемых мопедов электрооборудования с аккумулятором означает возможность оснащения их фонарем стояночного света, ярким стоп-сигналом, более эффективным звуковым сигналом.
Производство мотороллеров, пожалуй, наиболее сильно ощутило колебания спроса. В результате пришлось свернуть выпуск этих машин на вятско-полянском машиностроительном заводе. Прежние производственные мощности его переведены на изготовление боковых прицепов к ижевским мотоциклам. Таким образом, тульский машиностроительный завод имени Рябикова стал единственным в стране поставщиком мотороллеров. Читатели знакомы с его последней новинкой — двухместным вариантом «Муравья» («За рулем», 1981, № 12). Производство этой машины, предназначенной для индивидуальных владельцев, намечено последовательно наращивать, а работа по модернизации «Муравья» будет продолжена в целях повышения экономичности, снижения металлоемкости, улучшения внешнего вида.
Таковы вкратце перспективы развития производства дорожных машин. Следует признать, что обстоятельства производственного характера (ограниченность площадей, сырьевых и трудовых ресурсов) вынуждают подчас пересматривать первоначальные планы. По этим причинам, например, отложен выпуск одним из заводов дорожного мотоцикла класса 250 см3.
Важной стороной деятельности наших заводов является конструирование и производство спортивных мотоциклов. За последние годы их усилиями создан довольно широкий ассортимент моделей во многих классах для наиболее распространенных у нас видов соревнований — кольцевых гонок, многодневки, кросса. Что нового получат спортсмены от отечественной промышленности в ближайшие годы?
Ирбитский завод по заказу ЦК ДОСААФ СССР продолжит ежегодный выпуск партий
машин ИМЗ—8.201 с коляской, предназначенных для внутрисоюзных соревнований по кроссу. Двигатель у них максимально унифицирован с мотором дорожного ИМЗ—8.103.
Киевский завод увеличит выпуск мотоциклов с коляской для внутрисоюзных соревнований по кольцевым гонкам. Подготовленная для этого машина оснащена двухтактным двухцилиндровым двигателем (500 см3, 95 л.с./70 кВт). Она развивает скорость около 250 км/ч и оборудована дисковыми тормозами с двух-контурной гидравлической системой привода.
Немало интересного готовит для спортсменов и ижевский завод. Дальнейшей модернизации будут подвергнуты кроссовый ИЖ—15К и ИЖ—15М для многодневки (они получат соответственно индексы ИЖ—6.216 и ИЖ—6.216Н). Производство этих мотоциклов возрастет к концу пятилетия до 6 тысяч в год. Будет обновлена и конструкция кольцевого ИЖ—Ш12. В 1983 году завод должен приступить к изготовлению малыми партиями мотоцикла класса 350 см3 для гонок по льду.
Завод имени Дегтярева основное внимание уделяет совершенствованию кроссового «Восхода-СКУ—5» класса 250 см3 («За рулем», 1981, № 8). Поставлена задача обеспечить выступление на таких машинах сборной СССР в Кубке дружбы социалистических стран. Будет коренным образом улучшено качество выпускаемых мотоциклов для многодневки, кольцевых гонок.
На минском заводе предстоит освоить новую модель для кольцевых гонок — ММВЗ—3.227 с двигателем мощностью 24 л.с./18 кВт. У нее лучшие аэродинамические формы, дисковые тормоза с гидроприводом. В целом технический уровень новой машины по сравнению с нынешней ММВЗ—3.216 значительно выше.
Будет выпущен и новый мотоцикл класса 125 см3 для кросса конструкции ВНИИМотопрома, разработанный на базе моделей ММВЗ— 3.222, ММВЗ—3.223 и «Восток—3.230» («За рулем», 1982, № 7).
Львовский мотозавод готовит новую модель мотоцикла с двигателем 125 см3 для спидвея вместо ЛМЗ—3.752.
«Саркана Звайгзне» станет изготовлять кроссовую «Ригу—16-Ю» для юношеского спорта. Она получит двигатель Ш—62С с улучшенной характеристикой, пружинно-гидравлические амортизаторы задней подвески, улучшающие устойчивость и управляемость. Завод продолжит также выпуск партий мотоциклов «Рига—17С» с модернизированным двигателем ШК—50-78 производства ВНИИ мотопрома для кольцевых гонок; ведется работа по модернизации этой машины.
В создании спортивных машин за последние годы достигнуты некоторые успехи. Но все же отечественные мотоциклы для спорта пока продолжают уступать лучшим зарубежным. Дело чести мотоциклостроителей — в кратчайшие сроки преодолеть это отставание, чтобы советские спортсмены на отечественных машинах смогли успешно конкурировать в соревнованиях европейского и мирового ранга.
Как видим, прогресс коснется буквально всего типажа мотоциклов — от миниатюрных 50-кубовых до самых тяжелых, превосходящих по мощности легковые автомобили. Важно отметить, что рост технического уровня, потребительских качеств (в первую очередь дорожных машин) идет параллельно со снижением трудоемкости и расхода
материалов. Это достигается внедрением на заводах современной технологии: точного литья по выплавляемым моделям, горячей штамповки на автоматах, прогрессивных методов прокатки, холодного глубокого выдавливания и высадки. Расширяется применение деталей, изготовляемых методом порошковой металлургии, установок для ионно-вакуумного покрытия металлорежущего инструмента. На заводах будет продолжена автоматизация процессов сварки и сборки, организация участков и станков с ЧПУ (числовым программным управлением), управляемых ЭВМ.
Обновление всего типажа мотоциклов, мопедов и мотороллеров, повышение их качества в нынешней и последующих пятилетках требует надежного задела научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ. Отметим, что наши конструкторы и заводы располагают немалыми потенциальными возможностями и имеют опыт создания современных и оригинальных конструкций. Изготовленные в опытных партиях мотоциклетный роторно-поршневой двигатель РД—515, кроссовый мотоцикл «Восток—3.223», гоночный «Днепр—СШ7» с четырехцилиндровым двигателем — наглядные тому свидетельства.
Работа над перспективными машинами ведется под руководством специалистов ВНИИМотопрома в нескольких направлениях.
Первое — снижение материалоемкости, замена черных металлов более легкими и технологичными, а также литья и поковок — штампованными деталями из листов, применение пластмасс и металлокерамики.
Второе, не менее важное, — улучшение смесеобразования и сгорания в двигателе, создание прогрессивных рабочих процессов, обеспечивающих снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.
Третье включает повышение устойчивости и управляемости мотоциклов и мопедов в плотных транспортных потоках, изучение и разработку дорожно-сцепных характеристик шин для проектируемых моделей мотоциклов, повышение плавности хода применением более современных конструкций подвески колес.
Четвертое — изучение и формирование запросов потребителей, на этой основе — продолжение и расширение работ по созданию современных внешних форм.
Все это, надо рассчитывать, заложит надежный фундамент дальнейшего технического прогресса в нашем мотоциклостроении, будет способствовать лучшему удовлетворению запросов советских людей.
В. БОГУСЛАВСКИЙ, директор ВНИИМотопрома,
В. КУЗНЕЦОВ, заведующий отделом
1982N11P12-13
«Мне никак не удается добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява. Торможение происходит рывками, хотя колодки и тросы исправны. В чем может быть причина?» — спрашивает К. Лобачев им г. Коломны.Рывки при торможении мотоциклов и автомобилей характерны для тех случаев, когда у тормозных барабанов бывает неправильная (овальная, граненая и т. п.) форма рабочей поверхности. Колодки прижимаются к ней неравномерно — сильнее на участках, расположенных ближе к оси барабана, слабее — на удаленных от нее.В мотоциклетных (спицевых) колесах форма барабана нарушается обычно от сильных ударов о различные препятствия или вследствие неравномерного натяжения спиц (чаще всего после переборки колеса).Чтобы устранить деформацию барабана, сначала обязательно регулируют натяжение спиц, а если этого окажется недостаточно, протачивают рабочую поверхность барабана на токарном станке. Лучшие результаты дает обработка барабана в собранном колесе. Если же станок не позв...
Читать далее >>Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...
Читать далее >>Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с. Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности дви...
Читать далее >>Как продлить срок службы двигателя, стоящего на «Днепре» Все мотоциклисты хотят, чтобы главная часть машины — двигатель всегда работала исправно и как можно дольше не требовала ремонта. Многие, однако, забывают, что долговечность его зависит не только от конструкции и технологии изготовления, но и от умения грамотно обслуживать мотор в связи с условиями эксплуатации, а это уже дело самого владельца мотоцикла. В особенности, когда речь идет о тяжелых машинах с колясками, поступающих главным образом труженикам села.Срок службы двигателя, стоящего на «Днепре», в основном определяется износостойкостью стенок цилиндров, поршневых колец и канавок для них в поршне. Эти детали наиболее подвержены действию абразива, который попадает в двигатель в виде пыли, содержащейся в воздухе, топливе и масле. Некоторые исследования показывают, что 1 г пыли в цилиндре снимает с поверхности трущихся деталей приблизительно 1 г металла! Поэтому надо принять все возможные меры...
Читать далее >>