Агитплакат художника С. Лапицкого
Начался сезон у мотоциклистов.
Для многих — первый сезон.
Новичка, только что получившего удостоверение мотоциклиста, можно сравнить с человеком, научившимся более или менее сносно держаться на поверхности воды — до настоящего пловца ему еще очень далеко. Конечно, опыт — вещь сугубо индивидуальная. Но существует и много общих положений, которые каждый мотоциклист должен знать как свои пять пальцев.
Начнем с техники, ибо если для безопасной езды на автомобиле достаточно порой безупречного состояния рулевого управления и тормозов, то у мотоцикла важно все, любая его неисправность может стать катастрофической.
Об опасности разрыва или разъединения замкового звена ведущей цепи уже писали в журнале. Добавим, что иногда кожух срывает и неповрежденная цепь. Скажем, на «Яве», когда цепь сильно провисает или нет резиновых вкладышей, гасящих ее колебания. В этом случае она захватывает выступающими заклепками боковые поверхности в передней части нижнего кожуха. В целях профилактики после первой же разборки следует слегка разогнуть плоскогубцами края кожуха в обе стороны от цепи.
С такой же тщательностью надо следить за исправностью тормозов, смазкой колес, состоянием шин.
Если лопнет или ослабнет стяжная пружина тормозных колодок переднего колеса, может произойти его заклинивание. Тросы тормозов нужно тщательно смазывать и вовремя менять. Причем на мотоцикле обязательно должны быть исправны и передний и задний тормоза.
Помните, что при частых торможениях на горных дорогах или когда, как говорят, «затирают» колодки, тормозные барабаны сильно нагреваются и смазка вытекает из подшипников. От быстрой езды «сухие» подшипники перегреваются и могут привариться к оси, что влечет за собой заклинивание колеса. Поэтому не забывайте проверять смазку колес, особенно переднего.
Причиной почти неизбежного падения бывает мгновенный разрыв шины от прокола или даже от перекачки. Недопустимо ставить ненадежную шину или камеру на переднее колесо.
Известны и случаи падения мотоциклиста на больших скоростях вследствие заклинивания поршня в цилиндре при перегреве необкатанного двигателя или неправильной установке цилиндра, когда замок кольца не совпадает со стопорным штифтом на поршне. Правда, здесь можно спасти положение, быстро выжав сцепление. Тогда заднее колесо не заклинит.
Вот мы незаметно подошли к технике вождения, умению ездить безопасно по любым дорогам и в любых условиях. Мотоцикл чаще, чем автомобиль, движется в стороне от дорог с усовершенствованным покрытием. А езда по грунтовой да еще пыльной дороге намного сложнее и опаснее, чем по асфальту. Не превышайте здесь 40 км/час. Особенно опасно наезжать передним колесом на «борта» грунтовой дороги, покрытые толстым слоем пыли или крошкой из сухого грунта.
Когда вас в пути застанет дождь, то скорость даже на асфальте не должна превышать 50—60 км/час, так как на мокром покрытии не видны пятна масла или дизельного топлива, которые с водой образуют скользкую эмульсию. На таком участке дороги движение с высокой скоростью невозможно, происходит немедленная «подсечка» мотоцикла. Такая опасность грозит в дождь и на пересечениях с грунтовыми дорогами. Выезжающие на асфальт тракторы и автомобили несут на своих колесах грязь. Скользким бывает даже чистый асфальт, когда дождь только начинается и смачивает поверхностный слой пыли. Поэтому лучше немного переждать и двигаться дальше после того, как дождь хорошо промоет асфальт.
Не висите на хвосте у впереди идущих машин. Правильную дистанцию (в метрах) подскажет спидометр: половина числа, указывающего скорость.
Если вы находитесь в автомобильном потоке, не выбирайте особый, свой режим движения, старайтесь попасть в общий ритм, идти в ногу со всеми. Но это еще не вся наука. Надо находиться с другими водителями в постоянном контакте, хотя бы зрительном. Поэтому не прячьтесь «за спину», выбирайте такую траекторию движения, чтобы водители, следующие впереди, сбоку или навстречу, видели вас. Этим вы предупредите их неожиданные маневры.
В заключение скажу, что основным в искусстве безопасного вождения является способность мотоциклиста своевременно предугадывать опасную ситуацию, а значит, и избегать ее. Это умение придет не сразу. Но придет обязательно, если вы приучите себя к постоянному наблюдению за меняющейся на дороге обстановкой, постоянному анализу действий других водителей и, конечно, своих собственных.
В. ВИЛЬЧЕНКОВ, мотолюбитель, шофер 1-го класса г. Ростов-на-Дону
Первое мотоциклетное лето
1973N05P25
В мартовском номере журнала за 1975 год в материале о редакционном тесте мотоцикла Ява 634 отмечалось. что при изгибе защитные кожухи цепи из-за большей, чем нужно, длины быстро перетираются. Рис. 1. Так укорачивается чехол. Пунктирной линией показана удаляемая часть. Чтобы избежать этой неприятности, следует заранее укоротить чехлы, как показано на рис. 1. Для этого сначала намечаем на переднем конце чехла линию. отстоящую от края на 16—17 мм. и острым ножом разрезаем по ней чехол. Снимаем обе части с кожуха, обильно смазываем цепь графитовой смазкой и надеваем чехол так. чтобы его внутренняя канавка села на буртик кожуха. Сверху закрепляем чехол хомутом, сделанным согласно рис. 2. Рис. 2. Хомут. Если в чехлах из-за касания цепи уже образовались отверстия, то их можно заклеить резиной при помощи клея №88 или БФ-2. Л. ГЕРАСИМОВ 332440,Запорожская область, г. Бердянск,ул. Восстания. 14. кв. 28 1975N10P19
Читать далее >>В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...
Читать далее >>Пятый старт Юпитера С конвейера объединения «Ижмаш» начали сходить новые мотоциклы «ИЖ-Юпитер—5» и «ИЖ-Юпитер—5К» (их индексы по отраслевой нормали — ИЖ—6.113 и ИЖ—6.114). При разработке этих мотоциклов конструкторы стремились максимально учесть замечания и пожелания, высказанные владельцами «юпитеров» четвертого поколения. Они касались главным образом электрооборудования, экономичности, приспособляемости двигателя к изменению условий движения. «ИЖ-Юпитер—5» получил двигатель с более «тяговитой» характеристикой и улучшенное электрооборудование. У «Юпитера—5» — основательно модернизированный двигатель. Подбором наивыгоднейших фаз газораспределения, улучшением продувки цилиндра повышены тягово-динамические качества машины. Отраднее всего, что возрос так называемый коэффициент приспособляемости, который характеризует способность двигателя сохр...
Читать далее >>В первом материале о редакционных испытаниях мотоцикла «ИЖ-Юпитер—4» с коляской («За рулем», 1981, №11) было рассказано о том, что отличает эту модель от предыдущих, и о начале обкатки. Теперь мотоцикл прошел около 7000 километров, и появилась возможность оценить его ходовые качества, конструкцию некоторых узлов. Когда на счетчике спидометра было чуть больше 6000 километров и двигатель работал прекрасно, нас стал беспокоить шум, источник которого находился где-то под левой крышкой картера. Шум не звонкий, но достаточно сильный неприятный (заметим, что, к сожалению, этот звук хорошо знаком многим поклонникам «Юпитера»). Возникло предположение, что неисправность надо искать в моторной цепной передаче. Когда на СТО в Загорске была снята крышка картера, диагноз подтвердился: цепь моторной передачи оказалась сильно вытянутой. Волей-неволей пришлось ее заменить новой. Этот факт, естественно, не может не огорчать, так как пробег мотоцикла, ска...
Читать далее >>Двигатель мотоцикла ИЖ ПС Производство мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 300—350 см3 имеет в Ижевске почти сорокалетнюю традицию. Если мы проследим родословную дорожных моделей за минувшие четыре десятилетия, то увидим, что последняя конструкция завода, «ИЖ—Планета-спорт», являясь в известной мере носителем традиций, воплотила в себе немало разработок, впервые испытанных на спортивных машинах марки «ИЖ».Двигатель мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт» — короткоходный (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 75 мм, рабочий объем — 340 см3), с трехканальной продувкой и шестеренчатой моторной передачей — сохранил целый ряд важных черт, общих с экспериментальными моторами ИЖ, предназначенными для кроссов и многоборья. В 1961—1967 годах в Ижевске были созданы двигатели для спортивных машин ИЖ—349, ИЖ—65М, ИЖ—10М, которые при рабочем объеме 340 см3 развив...
Читать далее >>