На улицах городов и дорогах страны сейчас нередко встретишь мотоциклы и мотороллеры с указателями поворотов. Эта забота мотолюбителей о безопасности движения вполне понятна: дорожные происшествия чаще всего происходят во время обгона, поворота и разворота, то есть в тех случаях, когда нужно подать сигнал о маневрировании.
Наши мотозаводы пока что не оборудуют машины указателями поворотов, поэтому водители мотоциклов и мотороллеров делают это сами.
Редакция получила много предложений по установке таких указателей. Одно из них, рекомендованное Научно-исследовательским институтом автомобильного электрооборудования и приборов, публикуется.
Рис. 1. Передний указатель поворота на ветровом стекле мотоцикла: 1 — фонарь правого указателя; 2 — переключатель.
Пунктиром показано подключение контрольных лампочек к различным типам реле.
Мотоцикл или мотороллер должен иметь два передних и два задних указателя. Передние сигналы размещают на руле или на ветровом стекле (рис. 1). Задние фонари на мотоциклах можно вмонтировать в откидные подножки для пассажира (рис. 2). На мотороллерах их лучше разместить по бокам корпуса. Но в любом случае световые сигналы желательно располагать на расстоянии не менее чем 400 мм от земли. Включатель указателей поворота надо установить на руле около ручки газа.
Рис. 2. Задний фонарь указателей поворота, смонтированный в откидной подножке для пассажира.
Следует помнить, что сигналы должны быть хорошо видны на большом расстоянии (до 100—150 м) и при прямом солнечном освещении. Для этого лампочки мощностью не менее 21 вт целесообразно снабдить отражателями, а фонари — козырьками. Стекла передних указателей могут быть белые или оранжевые, а задних — красные или оранжевые.
Указатели поворотов на коляске удобно совместить с ее габаритными фонарями, установив там двухнитевые лампочки.
В соответствии с существующими требованиями указатели должны быть мигающими. Для этого в схему вводят шестивольтовое тепловое реле типа РС-56, помещая его в фару.
Владельцам мотороллеров «Тула-200» следует применять двенадцативольтовое реле РС-55 или же РС-57 (рис. 3), которое, предварительно отрегулировав, можно использовать и на мотоциклах с шестивольтовым электрооборудованием.
Рис. 3. Реле РС-57: 1 — винт; 2 — тепловой элемент.
Провод от замка зажигания подсоединяют к клемме Б на реле. Клемму СЛ соединяют с переключателем, а затем с лампочками. Осторожно вращая регулировочный винт, добиваются такого положения, при котором реле включает лампы с нужными интервалами. Завертывая этот винт, увеличивают натяжение теплового элемента, вывертывая — ослабляют.
Может оказаться, что при включении цепи лампочки загораются, но не мигают. В этом случае следует осторожно натянуть тепловой элемент, медленно ввертывая регулировочный винт до тех пор, пока они не начнут мигать примерно 50—120 раз в минуту.
Бывает и так, что лампочки не загораются вообще. Тогда нужно ослабить натяжение теплового элемента, для чего медленно вывертывают регулировочный винт до включения ламп.
Если передние указатели не видны с места водителя, целесообразно установить контрольную лампочку мощностью 1 вт. Ее укрепляют на задней части фары или на руле мотоцикла так, чтобы даже при наличии ветрового щитка, она была хорошо видна.
При использовании реле РС-56 к клемме параллельно подсоединяют провода от патрона контрольной лампочки (его необходимо предварительно изолировать от массы). В реле РС-57 для этой цели предусмотрена специальная клемма, имеющая обозначение КЛ. Один провод от контрольной лампочки подключают к этой клемме, другой — к массе (рис. 4).
Рис. 4. Схема включения ламп указателей поворота: 1 — замок зажигания; 2— реле; 3 — переключатель; 4 — лампы левых указателей; 5 — лампы правых указателей.
Приведенные здесь рекомендации проверены на практике.
Инженер В. ВОЛЖСКИЙ,
Ленинград
1962N08P33
Слово водителям Яв Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст...
Читать далее >>«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...
Читать далее >>Уроки Юпитера 4 Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...
Читать далее >>В предыдущем номере (февраль 1976) журнала была опубликована статья о редакционных испытаниях нового мотоцикла. В ней упоминалось, что он был принят редакцией в январе минувшего года. А в августе из Ижевска пришло сообщение, что вместо него можно получить на заводе другую машину, уже с раздельной смазкой. Один из авторов этой статьи, Б. ДЕМЧЕНКО отправился на старом мотоцикле в Ижевск, а вернулся оттуда на другом, с раздельной смазкой. Ниже мы публикуем путевые заметки об этой поездке, которая входила в программу редакционных испытаний, и материал инженеров Э. КОНОПА и Л. ОВСИЕВИЧА, основанный на дальнейшей эксплуатации мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт». 5августа. От Москвы до Казани 800 километров отличной дороги. Они пройдены без единой задержки. Жара — около 28 градусов. Мотор работает чисто, спокойно. Но на скоростях выше 110 км/час появляется детонация, а при выключении зажигания наблюдаются калильные вспышки. Однако перегрева, потери мощности нет.6ав...
Читать далее >>Как увеличить мощность Закончилась Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. Мотолюбителей, приобщившихся к спорту, интересуют способы увеличения мощности двигателя. В № 10 нашего журнала за 1965 год заводские конструкторы рассказали о форсировке двигателей мопеда «Рига-1», мотоциклов «Ковровец-175» и М-103. Теперь мы попросили ведущего конструктора ЦКЭБ мотоциклостроения К. В. Стаценко ознакомить мотолюбителей с форсировкой мотоцикла ИЖ-Планета. Метод, предлагаемый им, был разработан для серийных машин Ижевского машиностроительного завода. Отличается он тем, что моторесурс двигателя при этом способе не снижается, и работает он в самых благоприятных условиях. Вы можете увеличить мощность двигателя мотоцикла ИЖ Планета с 13 до 18 л. с. Для этого надо несколько изменить поршень, головку цилиндра, цилиндр, карбюратор, воздухоочиститель и выпускные трубы, а кроме того, изготовить заново патрубок карбюратора и глушители. Рис. 1....
Читать далее >>