вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Форма регистрации пользователей:

  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения

Юридический. Процессуальные права водителя при расследовании дел по ДТП. Свидетель, подозреваемый, обвиняемый

Ведется следствие

 

В отличие от множества других профессий, работа водителя регламентирована весьма строгими правилами. Это и понятно: в руках у шофера — источник повышенной опасности, которая становится грозной для окружающих при малейшей с его стороны недисциплинированности и беспечности. Но и образцовый шофер может попасть в аварию не по своей вине. Если происшествие вызвало тяжелые последствия, возбуждается уголовное дело. И тут многое будет зависеть от самого водителя, от того, насколько правильно и полно он поможет установить истину. Как свидетель, подозреваемый, обвиняемый водитель не только обременен обязанностями, но и имеет определенные весьма существенные права. Пользуясь ими, он может дополнить картину происшествия, направить расследование по верному пути, подчеркнуть оправдывающие его факты и обстоятельства, осуществить свое право на защиту. Обо всем этом и пойдет речь.

Итак, случилось дорожно-транспортное происшествие. Закон обязывает органы дознания и следствия немедленно приступить к выяснению причин, из-за которых оно произошло: неожиданно возникшей технической неисправности машины, нарушения правил движения, непредвиденного случая... Все это требует тщательной проверки, и в соответствии с ее результатами по-разному будет решаться судьба водителя и других участников происшествия.

В зависимости от тяжести повреждений, причиненных здоровью пострадавших, и от размеров ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия Закон устанавливает две формы разбирательства. Первая — это административная проверка, осуществляемая обычно работниками ГАИ в случаях, если не было причинено существенного вреда потерпевшим, транспорту и грузу. В противном случае возбуждается уголовное дело и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, ведется предварительное расследование, выясняются обстоятельства, повлекшие происшествие.

Расследование — составная часть уголовного судопроизводства. Строго регламентированная Законом деятельность органов предварительного следствия направлена на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, на обеспечение правильного применения Закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Исходя из этой задачи, Закон четко определяет права и обязанности участников уголовного процесса.

Объем прав и обязанностей зависит от того, в качестве кого выступает в процессе данное лицо: судьи, следователя, подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей. Это целиком относится и к делам об автодорожных преступлениях, ничем перед Законом не отличающимся от других дел.

Свидетель

На начальной стадии расследования дорожного происшествия, когда органы предварительного расследования обычно еще не располагают достаточными объективными данными для предъявления обвинения или для задержания водителя в качестве подозреваемого, его допрашивают в качестве свидетеля, и он не является участником процесса. Как свидетель он обязан являться по вызову к работнику органа дознания (ГАИ), к следователю, к прокурору и давать правдивые показания: сообщать все известное ему по делу и отвечать на поставленные вопросы. В случае неявки без уважительной причины он может быть подвергнут приводу. Обязанности у него такие же, как и у потерпевшего, однако права другие. Свидетель имеет право знакомиться со своими показаниями после окончания допроса — читать протокол, требовать правильной записи показаний, а в случае их искажения может требовать устранения неправильности, внесения необходимых дополнений. Водитель вправе также обратить внимание следователя на те или иные неточности, допущенные при оформлении подписываемых им документов об осмотре транспорта, места происшествия и других следственных действий, в производстве которых принимал участие. Все показания он имеет право давать на своем родном языке. По просьбе свидетеля следователь должен предоставить ему возможность изложить показания собственноручно.

Показания свидетеля и других участников процесса могут быть записаны следователем на магнитофонной пленке. В таких случаях допрашиваемое лицо об этом предупреждается в начале допроса, а по его окончании звукозапись должна быть воспроизведена и удостоверена соответствующим протоколом. Если следователь нарушит перечисленные выше права или станет понуждать к заведомо ложным показаниям, свидетель вправе обратиться с жалобой к прокурору, которого Закон обязывает

рассмотреть ее в течение трех суток и уведомить о результатах заявителя. Водитель, вызванный для проведения следственных действий в качестве свидетеля, имеет право на возмещение расходов, связанных с явкой в следственные органы и в суд, например стоимости проезда в оба конца, на оплату гостиницы, суточные. За ним также сохраняется средний заработок по месту работы.

Иногда можно слышать, что если возбуждено уголовное дело в отношении конкретного лица, конкретного водителя, то с этого момента он находится «под следствием» (отсюда выражение — «подследственный») и приобретает процессуальные права. Такое мнение ошибочно. Советское уголовно-процессуальное законодательство не знает понятия «подследственный». Употребление этого выражения свидетельствует просто о недостаточной юридической грамотности. Несмотря на то, что уголовное дело возбуждено против конкретного водителя (например, «о наезде водителя Иванова на автобус»), само по себе это не делает его участником процесса и не наделяет соответствующими процессуальными правами. Допрашивают его вначале все-таки в качестве свидетеля, с предупреждением об ответственности за ложные показания.

А когда же водитель приобретает процессуальные права, в том числе право на защиту? Ответ напрашивается сам собой. Тогда, когда для него возникнет необходимость защищаться. Если же водитель является свидетелем — значит его ни в чем не обвиняют и нет необходимости в предоставлении ему прав на защиту от обвинения. Это право закон предоставляет с момента, когда он становится подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим.

Подозреваемый

Когда это происходит? Не тогда, когда водителя заподозрят в совершении наезда или аварии, что во многих случаях для следователя бывает ясно сразу же по прибытии на место происшествия. Происходит это, если следователь в случаях и по основаниям, определенным в Законе (ст. 122 УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК союзных республик), задержит водителя, иначе говоря, на короткое время лишит его свободы (не более чем на трое суток) или вынесет постановление об избрании меры пресечения (заключение под стражу, подписка о невыезде, поручительство, залог, а для военнослужащих — наблюдение командования воинской части) до предъявления обвинения.

Подозреваемый — это уже активный участник процесса. Ему предоставлено право на защиту от подозрения. Закон обязывает следователя в случае задержания подозреваемого или избрания в отношении его меры пресечения в виде содержания под стражей немедленно его допросить. При этом следователь должен объявить, в совершении какого преступления водитель подозревается. Перед допросом подозреваемому должны быть разъяснены его права, которые, согласно статье 52 УПК РСФСР, заключаются в следующем.

Подозреваемый, в нашем случае водитель, вправе давать свои объяснения по поводу обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, послуживших основанием для его задержания, приводить доводы и доказательства, свидетельствующие о его причастности или непричастности к этому событию. Ему предоставляется право обращаться к следователю с различными ходатайствами, относящимися к данному делу, в частности о проведении следственных действий, например, дополнительного осмотра транспорта или места происшествия с его участием или с участием специалиста, о допросе кого-либо из свидетелей, показания которых, по мнению подозреваемого, могут опровергнуть подозрение, о назначении автотехнической, трассологической или другой экспертизы. Согласно ст. 131 УПК РСФСР, следователь не вправе отказать ему или его защитнику в удовлетворении таких ходатайств, если обстоятельства, об установлении которых ставится вопрос, могут иметь значение для дела. О результатах рассмотрения ходатайства следователь должен уведомить заявителей, а в случае отказа — вынести мотивированное постановление с изложением доводов, объясняющих принятие такого решения.

Подозреваемый вправе обжаловать это решение следователя, а также иные его действия, действия работника ГАИ или прокурора. Мало того, в случае, если подозреваемый считает, что следователь или эксперт по каким-то причинам заинтересованы в исходе дела или эксперт некомпетентен, то он может заявить им отвод.

Правильное использование подозреваемым права на защиту может содействовать объективному следствию и исключить судебную ошибку — привлечение к уголовной ответственности невиновного.

Вот пример. Водитель Королев был задержан по подозрению в грубом нарушении правил движения и наезде на женщину, приведшем к ее гибели. На допросе в качестве подозреваемого Королев сообщил, что наезд совершен принадлежащим ему автомобилем, но управлял им угнавший его неизвестный похититель, который после наезда бросил машину и скрылся. Королев заявил ходатайство о допросе свидетелей, которые могли бы подтвердить, что в момент происшествия он был в другом месте и отсутствие машины обнаружил незадолго до случившегося. В результате допроса этих свидетелей заявление Королева подтвердилось, его освободили из-под стражи, а вскоре был задержан настоящий виновник.

Если при заключении подозреваемого под стражу остаются без присмотра его несовершеннолетние дети, Закон обязывает следователя (прокурора и суд) передать их на попечение родственников, либо других лиц, или учреждений, а при наличии остающегося без надзора имущества или жилища — принять необходимые меры к организации их охраны, уведомив обо всем этом заключенного под стражу.

Таким образом, подозреваемый в уголовном процессе обладает широкими правами, предоставляющими реальную возможность защищаться от выдвинутого подозрения. Надо знать также, что подозреваемым участник уголовного процесса может оставаться не более 10 дней.

Обвиняемый

Как уже говорилось в первой части статьи, подозреваемым участник уголовного процесса может оставаться не более 10 дней. Если следователь за этот период соберет достаточно доказательств, он выносит постановление о привлечении водителя в качестве обвиняемого (в противном случае выносится постановление об отмене меры пресечения).

В этом постановлении должны быть обязательно указаны время, место и обстоятельства дорожного происшествия, названы противозаконные действия водителя со ссылкой на соответствующие пункты Правил дорожного движения, объявлено, по какой статье уголовного кодекса он обвиняется.

Одним из обязательных условий, обеспечивающих обвиняемому право на защиту, является требование Закона об ознакомлении его с этим постановлением, разъяснении сущности обвинения и прав обвиняемого, после чего следователь обязан допросить обвиняемого. При этом задается вопрос, признает ли водитель себя виновным в предъявленном обвинении, а если не признает, то в чем конкретно и почему. Затем ему предоставляете право дать свои объяснения по выдвинутому против него обвинению. Зная, что конкретно вменяется ему в вину, водитель имеет лучшую возможность защищаться, выдвигать доводы, опровергающие обвинение.

Обвинение предъявлено, однако это еще не означает, что обвиняемый уже виновен. По Закону только суд после судебного разбирательства может признать его виновным. Поэтому Закон не только предоставляет право защиты, но и гарантирует его (статья 111 Конституции СССР).

Наряду с уже перечисленными ранее правами подозреваемого Закон предоставляет обвиняемому еще ряд важных процессуальных прав. Он, например, может опровергать выдвинутые против него обвинения полностью или частично, уточнять их, ставить вопрос о смягчении своей ответственности за совершенное преступление, представлять доказательства, оправдывающие его или смягчающие ответственность, ходатайствовать об истребовании таких доказательств и приобщении их к делу, участвовать в исследовании доказательств.

Конкретный характер этих ходатайств зависит от обстоятельств дела. Если, например, водителю вменяется в вину нарушение Правил движения, повлекшее существенный материальный ущерб, он может заявить ходатайство о точном его исчислении.
Вот пример. Ознакомившись с постановлением о предъявлении обвинения по части первой статьи 211 УК РСФСР, водитель Анисимов не удовлетворился расчетными данными автохозяйства о размере ущерба. Он заявил ходатайство о проведении экспертизы. Эксперт проверил расчеты и установил, что работниками автохозяйства не был должным образом учтен износ поврежденного автомобиля. Размер ущерба оказался меньше и уже не был существенным. Уголовное дело было прекращено за отсутствием в действиях Анисимова состава преступления, а поскольку он все-таки допустил нарушение Правил движения, то его привлекли к административной ответственности.

В случае необходимости обвиняемый вправе требовать проведения допроса свидетелей, приобщения к делу соответствующих документов, если они могут оправдывать его или смягчать вину. Например, по делу о дорожном происшествии, случившемся из-за неисправности автомобиля, было установлено, что об этой неисправности знали механик гаража и начальник автотранспортного предприятия. Несмотря на отказ водителя Коновалова выехать в рейс, его заставили это сделать под угрозой увольнения. На следствии Коновалов заявил ходатайство о допросе свидетелей, могущих подтвердить этот факт, а также об истребовании докладной записки, поданной им по этому поводу руководителю предприятия до выезда машины из гаража. Ходатайство было удовлетворено, и это повлияло на исход дела.

Другой пример. Груженный зерном ЗИЛ—130 свернул с полевой дороги на шоссе и стал набирать скорость. Вдруг автомобиль повело вправо. Водитель Храмов пытался действовать рулем, но руль не поддавался. Машина выехала на правую обочину и сбила шедшую по ней женщину. Остановиться удалось лишь в кювете. Вскоре на место происшествия прибыли врачи, сотрудники ГАИ и следователь. После осмотра места наезда и машины работник ГАИ сел в кабину ЗИЛа, пустил двигатель и выехал на шоссе. Руль свободно поворачивался. Видимо, поэтому в ходе следствия водителю Храмову не поверили, что к моменту наезда заклинило руль. Храмов заявил ходатайство об экспертизе. Следователь отказал, сославшись на то, что никаких данных, свидетельствующих о неисправности рулевого механизма, нет. После обжалования прокурор отменил это постановление следователя. Была проведена техническая экспертиза и при разборке установлено повреждение рабочей поверхности червяка рулевого механизма (наличие раковин, явившихся результатом выкрашивания поверхностного слоя), а в картере обнаружено значительное количество металлических частиц, которые могли временно заклинивать руль. В заключении экспертизы сообщалось, что внезапно возникшая неисправность руля, на которую сослался водитель, могла иметь место. Храмов был освобожден от ответственности.

Учитывая, что суд при определении меры и вида наказания принимает во внимание личность подсудимого, его положительные и отрицательные качества, обвиняемый имеет право выдвинуть ходатайство об истребовании документов, характеризующих его личность, сведения о наградах и поощрениях.

В случае причинения материального ущерба, вреда здоровью другого водителя или пешеходов обвиняемый водитель имеет право ставить вопрос о предоставлении ему возможности возместить полностью или частично причиненный ущерб, что расценивается как признак, свидетельствующий о его раскаянии, как желание загладить вину, и может быть учтено при выборе наказания.

Обвиняемый имеет право обжаловать решение следователя о прекращении дела, например по амнистии, если считает, что он не виновен в данном преступлении, и может требовать тщательного расследования его дела для полной реабилитации, поскольку амнистия — это акт прощения государством виновного в преступлении.

По окончании расследования обвиняемому предоставляется право ознакомиться со всеми материалами следствия. При этом он может делать выписки из показаний, заключений экспертов и других документов, а в случае необходимости — заявить ходатайство о дополнении следствия.

С материалами дела водитель может знакомиться как сам лично, так и с участием защитника. Право иметь защитника — одно из реальных выражений советского Закона. По общему принципу Закон предоставляет его обвиняемому с момента объявления об окончании следствия и предъявления для ознакомления материалов (ст. 47 УПК РСФСР).

Как правило, защитник по делам о дорожно-транспортных происшествиях — это специализирующийся на таких делах адвокат, который может оказать водителю квалифицированную юридическую помощь. Обычно адвокат, имея определенный опыт, лучше разбирается в качестве и полноте собранных следствием доказательств, в правильности разрешения вопросов экспертами-автотехниками. Квалифицированный защитник, ознакомившись с материалами следствия, обратит внимание водителя на те или иные вопросы, нуждающиеся в дополнительном исследовании, заявит перед следователем соответствующее ходатайство.

Водитель «Жигулей» Тюленев был привлечен к ответственности по обвинению в нарушении Правил движения и наезде на пешехода. В постановлении следователя о предъявлении Тюленеву обвинения указывалось, что он избрал скорость, не соответствовавшую дорожной обстановке, и поэтому не смог избежать наезда. В основу обвинения было положено заключение автотехнической экспертизы, указавшей, что при том расстоянии, которое разделяло автомобиль и пешехода с момента его появления на проезжей части, водитель имел техническую возможность остановиться. Погода была ясная, проезжая часть — сухая. Однако сухая ли? Тюленев на следствии заявил, что асфальт был влажным, но следователь не посчитал нужным учесть это. Адвокат заявил ходатайство — он просил тщательно допросить свидетелей о состоянии проезжей части. В результате выяснилось, что действительно незадолго до происшествия по улице проезжала поливальная машина. Установив этот факт, адвокат заявил ходатайство о проведении повторной экспертизы. В повторном заключении эксперты указали, что при мокром асфальте водитель не имел технической возможности предотвратить наезд, несмотря на немедленно принятые им меры к остановке автомобиля. Тюленев был освобожден от ответственности.

В соответствии со статьей 48 УПК РСФСР обвиняемый вправе заявить следователю или суду ходатайство о приглашении в качестве защитника конкретного лица — адвоката, представителя профсоюзов и других общественных организаций. По поручению обвиняемого пригласить защитника могут и его жена или другие родственники. Однако, если участие в деле избранного ими защитника невозможно в течение длительного времени, следователь и суд вправе предложить пригласить другого защитника или могут назначить его через коллегию адвокатов. В некоторых, предусмотренных Законом случаях следователь или суд обязаны обеспечить участие защитника в деле даже тогда, когда его не приглашал обвиняемый.

Закон предоставляет право обвиняемому отказаться от одного защитника и избрать другого или осуществлять защиту самому. Такое решение он может принять в любой момент производства по делу. В то же время адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого.

Таковы основные права и некоторые обязанности водителя на предварительном следствии в качестве свидетеля, подозреваемого и обвиняемого.

Л. ЮЖАКОВ, старший советник юстиции


1975N02P26-27

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Чтобы вилка не стучала

Как устранить люфт стержня передней вилки в верхнем мостике  На некоторых мотоциклах ЯВА после 30 — 50 тысяч километров пробега износ приводит к люфту стержня передней вилки в верхнем мостике. Он обнаруживает себя неприятными стуками при движении по плохой дороге. Применение фольги для уменьшения зазора малоэффективно, а затяжка гайки ничего не дает. Устранить люфт удалось при помощи специальной гайки и конусного кольца (рис. 1). Они изготовлены из инструментальной стали (можно, например, использовать 40Х) с закалкой до твердости 45 — 50 HRC. Новые детали ставим вместо круглой гайки, как показано на рис. 2. При затягивании верхней гайки разрезное кольцо разжимается и плотно фиксирует стержень вилки в верхнем мостике. Стопорную шайбу в этом случае можно не ставить. Рис. 1. Гайка (слева) и кольцо. Рис. 2. Узел крепления верхнего мостика: 1 — рулевая колонка рамы; 2 — конусная гайка: 3 — мостик: 4 — разрезное кольцо; 5 — гайка;...

Читать далее >>

Об эксплуатации мотоциклов ИЖ. Ответы на вопросы владельцев (1965 г.)

Ответы на вопросы владельцев     Сейчас мотоциклетный сезон о разгаре. У владельцев ИЖей — самых популярных в нашей стране мотоциклов — накопилось немало вопросов. Об этом пишут в редакцию наши читатели В. Метревели (г. Батуми), В. Коненко (г. Харьков), Ю. Некрасов (г. Москва), Э. Эльяшов (г. Одесса), А. Демченко (г. Тбилиси) и многие другие.На вопросы владельцев мотоциклов ИЖ отвечают инженеры Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян и В. Рожнов.   НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИНОГДА НЕРАВНОМЕРНО РАБОТАЮТ ЦИЛИНДРЫ. УСТРАНИМ ЛИ ЭТОТ ДЕФЕКТ И В ЧЕМ ЕГО ПРИЧИНЫ? ПОМОЖЕТ ЛИ УСТАНОВКА ОДНОГО ПРЕРЫВАТЕЛЯ И ДВУХИСКРОВОЙ КАТУШКИ?   Да, действительно, у некоторых мотоциклов цилиндры работают неравномерно. Специальными исследованиями» проведенными на заводе, было установлено, что создают эту неравномерность в основном два дефекта. Первый — выступы между сопловой камерой и корпусом карбюратора (рис. 1), поставляемого Лен...

Читать далее >>

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Планета Спорт

 «Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе. (нажмите на картинке, для увеличения)  I— лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II— включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, в...

Читать далее >>

Днепр 12

Трехколесный вездеход  Схема трансмиссии: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; главная передача; 5 — редуктор; 6 — дифференциал; 7 — ведущее колесо. Известно, каким большим спросом на селе пользуются у нас «Днепр» и «Урал» — тяжелые мотоциклы с коляской. И груз на таком можно везти, н проходимость у него неплохая. Но все же эти машины, обладая солидной мощностью (32 — 36 л. с.), не могут использовать полностью ее на мягком грунте из-за недостаточного сцепления с ним единственного из трех, ведущего колеса. Находящееся сбоку колесо коляски не только создает большое сопротивление движению, поскольку идет по собственной колее, но и стремится повернуть мотоцикл в свою сторону, еще более затрудняя движение. Поэтому для трехколесной машины самым эффективным способом повышения проходимости является передача крутящего момента и на колесо коляски. По такой схеме был выполнен мотоцикл МВ—750, вып...

Читать далее >>

Днепр-11 и Днепр-16. Новинки

Мотоцикл с маркой "Днепр"   Мотоцикл «Днепр—11». Модель «Днепр—16» с приводом на колесо коляски легко отличить от показанного на снимке по раздельным седлам.     Киевский мотоциклетный завод приступил к серийному выпуску новых машин «Днепр—11» и «Днепр—16». Первая заменила дорожную модель «Днепр» МТ10—36, вторая — мотоцикл повышенной проходимости «Днепр—12». При их разработке учтены последние требования стандартов по активной и пассивной безопасности, а также пожелания мотоциклистов. Вначале — о новых узлах, которые являются общими для обеих моделей. Это тормоз колеса коляски, стояночный тормоз, фонари и комбинированные переключатели. Усовершенствования относятся к конструктивным факторам, повышающим безопасность движения. Тормозной путь со скорости 60 км/ч стал на 5 метров короче. Стояночный тормоз с механическим приводом надежно действует...

Читать далее >>