Мотоциклист на улицах города

На чем следует сосредоточиться, чтобы езда на мотоцикле была безопасной для вас и для окружающих

 

Мотоциклист на улицах города

Итак, исполнилось ваше заветное желание: сданы экзамены в Госавтоинспекции, в кармане лежит новенькая книжечка — удостоверение водителя мотоцикла. Вам известно, как нужно трогать машину с места, как тормозить, где нельзя стоять, а где — даже останавливаться; как надо поворачивать, разворачиваться. Уверенные в своих силах, вы смело направляете послушный мотоцикл по оживленной улице родного города и... сталкиваетесь с первыми трудностями.

На улице вы не один. Это особенно ощущается в тот момент, когда мимо вас, ускоряя и замедляя стремительный ход, маневрируя и останавливаясь, проносится лавина разнообразных машин.

Сразу же выясняется, что одной пары глаз, отпущенных вам природой, явно мало, что от вашего внимания не должно ускользать очень много различных явлений, а вся обстановка не имеет ничего общего с изъезженной вдоль и поперек учебной площадкой, где вам хорошо знакома каждая щербинка на асфальте.

Как же быть? На чем следует сосредоточиться, чтобы езда на мотоцикле была безопасной для вас и для окружающих?

Давайте проедемся вместе по городу. Вы — за рулем, я — на пассажирском седле.

Вы, конечно, прежде чем выехать на трассу, внимательно проверили техническое состояние машины, обратив особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, а также на состояние шин. Номерной знак у вас чистый, документы в кармане, а в ящике лежит комплект инструмента. Кажется, все? Нет. Раз вы едете с пассажиром, обязаны проинструктировать его. Пассажир должен знать, что на виражах и поворотах надо наклонять корпус в ту же сторону, куда наклоняется водитель, а на остановках ставить на землю ту же ногу, которую опускает водитель. Длинное пальто, платье или юбку пассажир должен подобрать, чтобы они случайно не попали в спицы заднего колеса.

Машина заведена. Вы сели сами и затем пригласили пассажира, предупредив, чтобы при посадке он не пользовался подножкой как стременем, а сначала перекинул правую ногу через седло и потом уже, когда мотоцикл тронется, быстро поставил обе ноги на подножки.

Сами же вы перед тем, как тронуться с места, уже выполнили одно из важнейших правил безопасности — посмотрели назад и пропустили быстро едущий транспорт.

На первых порах не следует ехать со скоростью более 35—40 км/час. Вы так и поступаете. Смотрим на спидометр, стрелка его подрагивает на цифре 40. Как будто все в порядке. Но вдруг слева вы видите недовольное лицо обгоняющего вас водителя такси. Левые колеса его «Волги» почти касаются осевой линии. Ясно. Вы уже нарушили одно из главнейших правил безопасности: «Не пользоваться левыми рядами, когда свободны правые ряды», и невольно помешали другим. Никогда в дальнейшем не забывайте об этом!

Однако едем дальше. Впереди большой перекресток. Здесь улица, по которой мы движемся, пересекается с магистралью.

Сразу же внимательно осмотрите перекресток. Во-первых, обратите внимание на тип светофора и его сигналы. Затем ваше внимание должно быть обращено на дорожно-сигнальные знаки и указатели, которые наверняка здесь имеются. Разделительные линии гостеприимно приглашают вас занять нужный вам ряд.

Но что это? Сзади резко скрипнули тормоза автомобиля. Вы невольно оглядываетесь. В опасной близости от вас стоит самосвал. Оказывается, вы забыли подать сигнал — знак перестроения в рядах и чуть не угодили под колеса МАЗа. Вот вторая серьезная ошибка. Учтите!

Почти касаясь линии «Стоп», вы стоите перед перекрестком в ожидании разрешающего движение сигнала. Зеленый свет. Вперед! Пусть скорее останется позади «опасный» перекресток. Уже пересечены обе его границы. Еще газку! Но тут вам самому приходится с силой нажимать на оба тормоза. Хорошо, что инструктор приучил вас пользоваться обоими тормозами. Иначе вы сами, забыв обратить внимание или попросту не заметив сигналов водителя, машина которого перестраивалась в левый ряд, врезались бы в ее задний бампер.

Вот видите, сколько ошибок вы уже сделали. А проехали по городу всего лишь 700—800 метров. И заметьте, что во всех этих случаях аварийную обстановку создавали вы сами, так сказать, без «помощи» других водителей.

А ведь очень часто бывает, что некоторые, еще неопытные водители, подобно вам, тоже создают опасную обстановку на проезжей части.

Вот вы, например, заметили, что У едущей впереди машины замигал правый указатель поворота и она замедлила ход.

Из правил движения вам известно, что нельзя обгонять впереди едущий транспорт, если его водитель подал сигнал остановки или поворота. Но ведь обгон производится с левой стороны, а машина, как об этом свидетельствует указатель, явно собирается повернуть направо. «Обгоню!» — решаете вы и резко увеличиваете скорость, чтобы... сейчас же услышать визг собственных тормозов. Что случилось? Почему вы были вынуждены резко затормозить? А потому, что едущий впереди водитель включил правую мигалку по ошибке.

Эту возможность учли составители правил, запретив в подобных случаях обгон до полного выяснения намерений обгоняемого водителя, а вы — не учли...

Еще пример. Вы едете в свободном правом ряду и вдруг у впереди едущей машины, находящейся в левом от вас ряду, загорается стоп-сигнал. Здесь надо немедленно тормозить, так как не исключено, что машина сразу метнется вправо к тротуару, лишь на мгновение сверкнув указателем поворота. У грузовиков некоторых марок указателей поворота нет вообще. Необходимо помнить, что их водители сигнализируют о поворотах и остановках рукой или открыванием дверцы кабины.

Многие мотоциклисты делают и такую ошибку. На большой скорости «протискиваются» между автомобилями, стоящими у перекрестка, чтобы очутиться как можно ближе к стоп-линии. Ну, а что, если в этот момент, в силу тех или иных причин, откроется дверца у одного из стоящих автомобилей? Правила движения рекомендуют оставлять между машинами интервал не менее метра и в движении, и на остановках.

Во время первых поездок не следует без крайней необходимости выезжать за пунктирную осевую линию при обгоне или объезде, хотя правила и разрешают это. Не надо также обгонять крупногабаритный транспорт: троллейбус, автобус или большой самосвал. Следует с предельной осторожностью проезжать мимо стоящих автобусов и троллейбусов, заглядывая при этом под кузов: не видны ли ноги идущего человека.

Если мостовая суха и протектор шин не изношен, даже малоопытный водитель может довольно быстро остановить мотоцикл. Иное дело, когда дорожное покрытие увлажнено или (еще хуже!) покрыто ледяной коркой.

В этих случаях торможение с выключением сцепления нередко приводит к боковому скольжению заднего колеса— заносу. Чтобы его избежать, останавливайте свой мотоцикл, нажимая на оба тормоза с обязательным опережением на тормоз заднего колеса и не выключайте муфты сцепления.

Если занос все же начался, немедленно прекращайте торможение и слегка поверните руль в сторону заноса. И лишь когда машина снова пойдет прямо, — тормозите опять.

Вообще на скользких дорогах надо особенно осторожно пользоваться и тормозами, и ручкой газа. Гораздо надежнее правильно рассчитывать расстояние и уменьшать скорость при приближении к местам остановки, повороту и т. п.

Однако для первой поездки довольно: над городом сгущаются сумерки. Теперь от вас потребуется особая осторожность, в особенности, если ваш путь пролегает по незнакомым и недостаточно освещенным улицам. В ряде городов пользование дальним светом запрещено, а ближний свет освещает дорогу впереди на сравнительно небольшое расстояние (30—40 метров). Следовательно, видимость сильно ухудшается.

Вообще ночью, даже на хорошо освещенных улицах, не следует развивать скорость, которой обычно пользуются в дневное время, и производить обгон без крайней к тому необходимости.

Самое лучшее — принять за правило при езде ночью сокращение скорости на 25—30 процентов против дневного времени. Лучше выбирать маршруты, проходящие по хорошо изученным улицам: это хоть и дольше, но безопаснее. Ночью избегайте подозрительных пятен на мостовой, наезд на масляное пятно может вызвать падение, а люк открытого колодца приведет к тяжелой аварии.

Если вас ослепит встречный транспорт, немедленно подайте знак перестроения правой рукой и осторожно приблизьтесь к тротуару. Заглушите двигатель и немного подождите, пока не отдохнут глаза. Вообще при появлении усталости глаз продолжать движение не следует. Защитные очки необходимы водителю мотоцикла всегда, но особенно нужны они при езде в непогоду. Не пренебрегайте очками!

Несколько слов о вождении мотоцикла с боковой коляской. У таких машин отсутствует маневренность, которая присуща одиночкам. Поэтому особую осторожность надо проявлять на поворотах и главным образом на поворотах в сторону коляски, так как на таком повороте, проходимом с большой скоростью, коляска может оторваться от земли, опрокидываясь вместе с мотоциклом.

В заключение хочется сказать, что можно и нужно уметь управлять всякими мотоциклами, но делать это надо с полной и высокой ответственностью перед самим собой и перед вашими пассажирами, доверившими вам свою жизнь.

Твердое знание правил уличного движения и неуклонное их соблюдение, точная и быстрая оценка складывающейся в каждый отдельный момент уличной обстановки, основательное знакомство со своей машиной и тщательный уход за ней — вот те три пункта, которые смогут гарантировать вам безопасность в пользовании таким прекрасным транспортным средством, как современный мотоцикл.

bezopasnaya-ezda-na-motocikle

 

Д. АБЕЗЬЯНИН, преподаватель, спортсмен 1-го разряда.




1961N05P22-23

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Лодка-коляска. Мотоцикл с коляской лодкой

Для охотников и лыболовов     Наверное, среди мотолюбителей немало людей, увлекающихся охотой или рыбной ловлей, или, скажем, наоборот: среди охотников и рыболовов — владельцев двух- и трехколесного транспорта. Сочетание это удобно с чисто практической точки зрения. Мотоцикл доставляет своего хозяина до леса или водоема, а дальше он идет пешком или плывет на лодке. А нельзя ли для плавания по воде приспособить мотоцикл? Оригинальную попытку решить такую задачу предприняли конструкторы Киевского мотоциклетного завода. На верхнем фото вы видите серийный мотоцикл К-750 производства КМЗ. Он отличается от обычного лишь формой и видом коляски. У нее легко убирающийся ветровой щиток и обтекаемые формы, но без привычного выреза справа, а сзади находится выступ, напоминающий киль шлюпки. Нажим рычага, расположенного на раме коляски справа от водителя, — и лодочка легко отделяется от шасси, превращаясь в одноместный челнок. А вот он уже плавно покачивается на волнах (фото в...

Читать далее >>

Кик-стартер и новый фильтр мотороллера Тула

Как устроены и работают   За последние годы в конструкцию мотороллера «Тула-200» внесены существенные изменения. В двигатель введен дополнительный механизм — кик-стартер, установлен воздушный фильтр с масляной ванной, повышена герметичность сальников амортизаторов, применен плавкий предохранитель в электроцепи (на участке династартер— реле-регулятор) и т. д.Многих мотолюбителей интересует, как устроены и работают кик-стартер и новый воздушный фильтр, можно ли установить их на машинах первых выпусков)   Рис. 1. Кик-стартер: 1— вал; 2 — рычаг; 3 — каркас сальника; 4 — сальник; 5 — пружина рычага; 6 — опорная шайба; 7 — стопорное кольцо; 8 — держатель пружины; 9 — пружина храповика; 10 — храповик; 11— шестерня; 12 — опорная шайба; 13 — заглушка; 14 — стопорная шайба; 15 — упор.   Рис. 2. Воздушный фильтр с масляной ванной. Кик-стартер обеспечивает пуск двига...

Читать далее >>

Два новых Балкана. Мопед Балкан 50 и мотоцикл Балкан 175

Два новых Балкана     Болгарские конструкторы подготовили к производству две новых модели: мопед «Балкан-50» и мотоцикл «Балкан-175».   Мопед Балкан 50 Мопед (вы его видите на снимке) имеет двигатель рабочим объемом 50 см3, способный развивать 2,3 л. с. при 5500 об/мни. Диаметр цилиндра 40 мм. ход поршня — 39 мм. Степень сжатия 7 Охлаждение воздушное. Зажигание от магнето. Сцепление многодисковое, в масляной ванне. Коробка передач трехступенчатая. Трубчатая рама, заменившая штампованную, значительно повысила устойчивость мопеда и позволила, кроме того, установить небольшой багажник. Одной заправки 10-лнтрового топливного бака хватает на 500 км пути. Максимальная скорость, которую может развить мопед — 60 км/час. Вес его 56 кг.   Мотоцикл Балкан 175 Мотоцикл «Балкан-175» разработан на базе «Балкан-250». Мощность нового 175-кубового двухтактного двигателя достигает 10.5 л. с. при 4800 об/мин. Охлаждение воз...

Читать далее >>

Латка на поршне, или ответ мстителю

Было дело, я навьючил на свою 638 с коляской столько груза, что мотоцикла не было видно, и отправился в дальнюю дорогу. Мотоцикл терпел это издевательство довольно долго, но месть пришла неотвратимо: машина замерла. Когда снял головки цилиндров, в правом поршне увидел маленькое аккуратное отверстие. До человеческого жилья было так далеко, что даже помышлять о том, чтобы докатить до него мотоцикл, не имело смысла. Ответ мстителю был достойным. Я аккуратно расковырял отверстие до такого размера, чтобы в него вошел болт М8. Подложил под головку болта и под гайку шайбы так, как это показано на рисунке, и затянул этот "бутерброд". Подтолкнув мотоцикл с горки, я завел его и, представьте себе, благополучно добрался до цели путешествия. Мотоцикл, видимо, сообразил, что со мною ссориться - себе дороже, и рабо-тал так хорошо, что я потом еще полгода ездил с леченым поршнем.

Читать далее >>

Техническая характеристика МЦ ТС250/1 ( MZ TS250/1 )

Новинка из Цшопау Мотоциклы MZ из ГДР, название которых говорит о месте их рождения (Мотозавод в Цшопау), известны широко за пределами своей страны. Знают эту марку и наши мотолюбители. В 1957 году МЦ поставлялись в СССР и быстро завоевали признание. До сих пор многие из них надежно служат своим владельцам, демонстрируя пример «мотодолголетия». Известны они и спортсменам: мотоциклы модели МЦ-ГС для многодневных соревнований имеют некоторые наши нлубы. Успешные выступления на международной арене помогли конструкторам создать новую дорожную модель МЦ ТС-250/1, к выпуску которой завод приступил в конце 1976 года («За рулем», 1977, № 4). Закономерный интерес советских мотолюбителей к машинам, выпускаемым в братских социалистических странах, редакция «За рулем» стремится удовлетворить, проводя кратковременные тесты, позволяющие ближе познакомиться с их конструкцией и эксплуатационными качествами. По сложившейся традиции завод МЦ летом нынешнего год...

Читать далее >>