Объединение «Ижмаш» на протяжении многих лет проводит в жизнь политику широкой унификации выпускаемых машин. Не только параллельной, то есть для изготовляемых одновременно моделей, например «ИЖ-Юпитер-5» и «ИЖ-Планета-5», но и последовательной — преемственность более поздних машин с предшественниками («ИЖ-Планета-5», «ИЖ-Планета-4», «ИЖ-Планета-3» и т. п.). Такая тенденция сохранится и в ближайшее время. Как известно, конструкторы «Ижмаша» предусматривают три перспективных семейства мотоциклов: «Сириус» на смену «Планете», «Сатурн» на смену «Юпитеру» и новое семейство «Орион» (ЗР, 1990, №6). Последнее базируется на японской лицензии, охватывающей четырехтактный одноцилиндровый двигатель, телескопическую переднюю вилку, дисковый тормоз переднего колеса, отлитые из легкого сплава колеса.
Освоение двигателя типа «Ямаха-Икс-Т-550» возможно не ранее 1992 года, хотя назывались и более оптимистические сроки. А выпуск вилки, колес и тормозов, к радости мотоциклистов, уже начат. Естественно, что их конструкция подверглась изменениям, чтобы сделать возможной установку на уже выпускающуюся модель «ИЖ-Планета-5». По мере освоения производства новыми узлами будут оснащаться и «юпитеры», а затем и «ИЖ-Орион». Редакция попросила заместителя главного конструктора «Ижмаша» по мотоциклостроению В. РУДЕНКО рассказать о новых модификациях «Планеты-5».
Мы освоили по лицензии изготовление более современной телескопической передней вилки с увеличенным ходом колеса, а также дискового тормоза переднего колеса и гидравлического привода его, колес, отлитых из алюминиевого сплава.
Пока комплектоваться этими деталями будет лишь часть машин, поскольку, с одной стороны, еще не удается обеспечить ими всю производственную программу, а с другой — потребитель должен иметь определенный выбор мотоциклов, различающихся по конструкции и эксплуатационным качествам. Остановимся подробнее на каждом из узлов.
Колеса отлиты в кокиль из алюминиевого сплава АК9Т. Этот материал допускает некоторые деформации детали, но по сравнению с традиционным колесом, имеющим проволочные спицы, литое заметно жестче (особенно а боковом направлении) и прочнее, что особенно важно, когда применяются дисковые тормоза, которые по сравнению с барабанными создают более высокие нагрузки на спицы. Литые колеса не нуждаются в периодической подтяжке спиц, их легче очищать от засохшей грязи, наконец, у них более привлекательный внешний вид.
«Ижмаш» выпускает литые колеса как для шин размером 3,25—19, так и 3,50—18 дюймов. Их масса соответственно составляет (без шины и камеры) 7,6 и 7,0 кг, в то время как у тангентного (спицованного) колеса традиционной конструкции для шины размером 3,50—18 дюймов масса равна 6,6 кг.
Дисковый тормоз переднего колеса — однопоршневой со скобой плавающего типа, закрепленной двумя болтами на левой трубе телескопической передней вилки. Диск наружным диаметром 300 мм соединен со ступицей колеса шестью болтами.
Для привода служит гидравлическая система. Ее емкость — 200 см3; жидкость «Томь» или «Нева». На правой рукоятке руля установлен главный тормозной цилиндр, объединенный с резервуаром для жидкости. Непосредственно с цилиндром связан рычаг ручного тормоза. Дисковый тормоз при многократных и частых торможениях лучше охлаждается и сохраняет стабильными свои характеристики — немаловажное преимущество по сравнению с традиционным барабанным. Оно особенно заметно при езде по горным дорогам, по магистралям с напряженным потоком движения.
Телескопическая передняя вилка — пружинная, пневмогидравлическая. Она жестче своей предшественницы благодаря увеличенному до 38 мм наружному диаметру рабочего цилиндра. Кроме того, обеспечивает больший ход колеса — до 200 мм. В этой связи можно характеризовать переход к ней как шаг, способствующий повышению безопасности и комфортности езды.
В зависимости от дорожных условий и нагрузки можно изменять характеристики подвески переднего колеса. Пневматическое регулирование производится подкачкой воздуха насосом для шин в полость обоих перьев вилки. При этом важно, чтобы разница давления в правом и левом не превышала 0,1 кгс/см2.
Новая вилка применяется только в сочетании с дисковым тормозом.
С этого года «Ижмаш» выпускает дополнительно к базовой модели «Планета-5» (отраслевое обозначение ИЖ— 7.107) три ее модификации в зависимости от вариантов комплектаций новыми узлами. Вот они.
ИЖ 7.107-014: только литые 18-дюймовые колеса с барабанными тормозами. Сухая масса мотоцикла — 160 кг. На эту модификацию, которая в нынешнем году должна быть изготовлена в количестве 5 тысяч машин, установлена розничная цена 1085 рублей.
ИЖ 7.107-015: новая телескопическая вилка, дисковый тормоз переднего колеса с гидроприводом, литые колеса: впереди — 19-дюймовое, сзади — 18-дюймовое (см. фото). Сухая масса — 160 кг. В такой комплектации в 1990 году будет выпущено 20 тысяч мотоциклов. Розничная цена — 1150 рублей. Кстати, это первая в истории отечественного мотоциклостроения серийная модель с дисковыми тормозами и литыми колесами.
ИЖ 7.107-016: новая телескопическая вилка, барабанные тормоза, тангентные колеса. Сухая масса — 160 кг. Цена модификации — 1060 рублей, объем выпуска в 1990 году — 5 тысяч машин.
Остальные узлы и двигатель трех .модификаций — такие же, как у базовой модели «ИЖ-Планета-5» (см. ЗР, 1987, № 3 — ред.). Первые две модификации предназначены для эксплуатации без бокового прицепа.
1990N10P6
Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00 Что отличает новую модель? Обкатка сверх инструкции Электрооборудование, зажигание: дефектов нет Пожелания, исходя из опыта С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации. На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза. При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру. Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в не...
Читать далее >>Правила дорожного движения требуют: в светлое время суток у мотоцикла должен быть включен ближний свет фар. Чтобы при этом бесполезно не горели другие лампы, нагружая аккумуляторную батарею и генератор, целесообразно ввести переключатель «День-Ночь». На ИЖ Юпитер 5 с этой целью я дополнительно поставил такой же переключатель, как для указателей поворота, введя его в разрыв черного провода, идущего от вывода 6 замка зажигания, как показано на рисунке.В положении «День» (переключатель выключен) горит только ближний свет фары, в положении «Ночь» (переключатель включен) система освещения действует как обычно.Б. БОБКОВМосковская область, п. Лопатино Схема подсоединенияпереключателя «День—Ночь»: 1 — замок зажигания; 2 — дополнительный переключатель. 1988N07P33
Читать далее >>Читатель А. Устинов из Кемерова спрашивает, какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах «ИЖ — Планета» и «ИЖ — Юпитер», и просит сообщить их номера.Коленчатый вал мотоцикла «Планета» (всех моделей) опирается на два роликовых подшипника 2505К и на один шариковый подшипник 304 (слева). Его цапфы уплотняются сальником, имеющим обозначение ИЖ-49 сб. 1-30-1 с крышкой (справа) и сальником ИЖ-49 сб. 1-40-3 (слева).Коленчатый вал «Юпитера» (тоже всех моделей) устанавливается на трех шарикоподшипниках 205 и на шарикоподшипниках 304 (слева). Сальники такие: правый — ИЖ-49 сб 1-30-3 с крышкой, левый — ИЖ-Ю сб. 1-50 и по одному сальнику ИЖ-Ю сб. 1-14-1 в каждой из двух крышек кривошипных камер.Вторичный вал коробки передач и у о Планеты» и у «Юпитера» опирается на роликоподшипник 192906 К1М и уплотняется сальником ИЖ-49 сб. 1-28-1.Первичный вал у всех мотоциклов слева опирается на шарикоподшип...
Читать далее >>Урал примеряет электронику Вторжение электроники в автомобиль было стремительным. Даже самые закоренелые скептики быстро уяснили, что новое зажигание, а именно оно вызывало наибольшие сомнения, резко улучшило пуск, отразилось благоприятно на топливной экономичности.Последнее обстоятельство для тяжелого мотоцикла с четырехтактным двигателем также имеет особую актуальность. И потому мы, начиная с модели «Урала» ИМЗ-8.103-10, стали часть мотоциклов оснащать системой бесконтактного электронного зажигания (БСЗ).Система эта спроектирована таким образом, что взаимозаменяема с существующей классической — это упрощает ее монтаж. В процессе эксплуатации после наладки (установки момента опережения зажигания) она не нуждается в уходе. На режиме холостого хода потребляемый ею ток в два раза, а при неработающем моторе — в 40 раз меньше, чем в классической. Бесперебойное искрообразование БСЗ обеспечивает даже тогда, когда аккумуляторная батарея наполовину разряжена и напряжени...
Читать далее >>Ирбитский кроссовый Кросс на тяжелых мотоциклах с коляской (класс 750 см3) и последние годы приобретает все большую популярность. С 1971 года Международная мотоциклетная федерация разыгрывает н этом классе машин «Кубок ФИМ». А с 1974 года намерена возвести эти соревнования в ранг чемпионата мира.Пробуя свои силы, ирбитские гонщики выступали в некоторых этапах «Кубка» на мотоциклах «Кросс-750». Несмотря на сравнительно большой вес этих машин и мощность в пределах всего 42 — 44 л. с. спортсменам удалось занять 1-е и 3-е места в Бельгии, 5-е и 6-е — в Голландии и 7-е и 9-е — в Швеции.К нынешнему сезону Ирбитский завод создал новый мотоцикл с коляской — Кросс-1. Проектируя его, конструкторы основное внимание уделили повышению мощности, снижению веса и улучшению работоспособности всех узлов и механизмов на тяжелых кроссовых трассах.Благодаря изменению фаз газораспределения, впускного и выпускного трактов, новым бумажному фильтру и...
Читать далее >>