Более семи лет выпускает киевский мотоциклетный завод верхнеклапанные четырехтактные двигатели рабочим объемом 650 см3 для мотоциклов «Днепр». За это время их конструкция непрерывно совершенствовалась. На смену первому мотору — МТ8 пришел МТ9 с коробкой передач, снабженной передачей заднего хода, а затем МТ10 с более совершенным генератором Г424 переменного тока,напряжением 12 вольт.
Постоянную заботу проявляли конструкторы и производственники об увеличении надежности и долговечности узлов и деталей, об улучшении эксплуатационных качеств мотоцикла.
С этой целью была утолщена стенка поршневого пальца (с 2,5 до 3,5 мм), в верхнюю канавку поршня стали устанавливать более долговечное хромированное кольцо, в коромыслах привода клапанов — монтировать бронзовую втулку, исключающую их заедание при длительной работе с большой нагрузкой.
Одна из основных особенностей двигателей «днепров» — это тонкостенные автомобильные (от «Москвича—407») вкладыши вместо традиционных роликовых подшипников в нижних головках шатунов. Они дают выигрыш в весе, позволяют уменьшить размер головки шатуна, повышают долговечность, но требуют более интенсивной смазки.
Системе смазки мы уделяем особое внимание. Ее редукционный клапан плунжерного типа уступил место более совершенному шариковому. Для облегчения доступа изменено его расположение (вертикальное вместо горизонтального). Теперь для очистки клапана при засорении, признаком чего является мгновенное падение давления в системе (об этом сигнализирует контрольная лампа), достаточно снять поддон картера.
Здесь уместно напомнить владельцам наших мотоциклов, что недопустимо давать двигателю большие обороты сразу после пуска, особенно при отрицательной температуре. Дело в том, что холодное масло, обладающее большой вязкостью, с трудом проходит по каналам, а насос, рассчитанный на большую производительность, гонит в них масло под. значительным давлением. В результате может выдавиться прокладка центрифуги, из-за чего масло не поступит к шатунным подшипникам, а это грозит их выплавлением. Повышать обороты двигателя можно лишь после его прогрева, об окончании которого свидетельствует устойчивая работа на холостом ходу.
Опыт эксплуатации мотоциклов с генератором Г424 показывает, что некоторые их владельцы, пренебрегая требованием инструкции регулировать зазор между зубьями шестерен генератора и распределительного вала, поплатились дорогим прибором. Этот зазор, как и крепление самого генератора, необходимо проверять после первых 500 километров пробега, а затем при каждом очередном техническом обслуживании, рекомендованном инструкцией. Проверяют зазор щупом, сняв переднюю крышку генератора. При повороте шестерен на каждые 90° зазор должен быть в пределах от 0,01 до 0,1 мм. Ориентировочно, а с приобретением опыта и более точно, его можно определить, покачивая из стороны в сторону крыльчатку, которая, как и шестерня, жестко соединена с валом. Отсутствие зазора может привести к поломке генератора, чрезмерный зазор вызывает повышенный шум и при изменении числа оборотов создает ударную нагрузку на зубья.
Регулируют зазор поворотом генератора при ослаблении гаек его крепления. Ныне на двигателях мотоциклов «Днепр» устанавливается прерыватель с автоматом опережения зажигания ПМ302 вместо ПМ05.
Таким должно быть углубление на днище поршня под впускным клапаном.
В течение прошлого года завод провел большую работу по модернизации двигателя Днепр МТ10, основным результатом которой явилось повышение его мощности до 36 л. с. Оно достигнуто увеличением диаметра головки впускного клапана до 40 мм и применением распределительного вала с новым профилем кулачка. В связи с этим изменена форма углубления под клапаны на днище поршня.
Новые поршни можно устанавливать на все ранее выпущенные двигатели мотоциклов К-650 «Днепр»; МТ8, МТ9 и МТ10.
При установке новых головок цилиндров (имеющих неодинаковые впускные и выпускные клапаны) на ранее выпущенные двигатели необходимо обеспечить зазор не менее 1,5 мм между тарелкой впускного клапана и поршнем. Для этого можно сделать углубление в поршне под впускной клапан по размерам, указанным на рисунке, или взять новые поршни (производимые с 1976 года).
В модернизированном двигателе применены карбюраторы К301Д, отличающиеся от прежних — К301Б диаметром диффузора и увеличенной пропускной способностью главного жиклера.
Такие двигатели завод начал серийно выпускать с января 1976 года. Правильная их эксплуатация и систематический уход обеспечивают надежную работу и достаточно долгую службу.
Н. ОВЧАРЕНКО, заместитель главного конструктора
Ф. ШИПОТА, начальник КБ двигателей
г. Киев
1976N10P22-23
Слово водителям Яв Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст...
Читать далее >>Проверьте головку и патрубок Я знаю, некоторые владельцы мотоциклов «ИЖ-Юпитер» отмечают, что после ремонта двигателя из-под головки цилиндра просачиваются газы и в результате падает мощность. Жалоба справедливая. Между головкой и цилиндром не предусмотрена уплотняющая прокладка, поэтому у их стыковочных плоскостей должны быть плотно прилегающие поверхности. По разным причинам (неравномерная затяжка головки, неаккуратное обращение и др.) это условие нарушается, и тогда происходит прорыв газов по стыку. Чтобы восстановить герметичность соединения, следует притереть поверхности. Для этого требуется несложное приспособление. показанное на рисунке. Оно обеспечивает центрирование головки (на цилиндре нет соответствующего буртика).Приспособление сделано из двух деревянных планок, собранных крестом. Оно плотно вставляется в цилиндр так. что верхняя закругленная часть выступает на 7 мм. На плоскость цилиндра наносим притирочную пасту (абразивный порошок, разве...
Читать далее >>В вопросах и ответах В редакцию за последнее время все чаще приходят письма читателей с вопросами но мотоциклу «ИЖ—Планета-спорт». Мы отобрали наиболее характерные из них и обратились на завод-изготовитель. Ответы конструкторов, специалистов — перед вами.Какие изменения претерпел мотоцикл в процессе производства с начала выпуска по настоящее время?Изменений довольно много. Назовем основные из них. В двигателе — новая головка цилиндра. Теперь ее оребрение не «веерное», а обычное, и вместо камеры сгорания типа «жокейский картуз» — камера, образованная концентричными сферами. Увеличено количество винтов, стягивающих половинки картера и крышки, а крепление двигателя к раме мотоцикла усилено. Усовершенствована форма глушителя, благодаря чему исключено соприкосновение его с дорогой при наклонах машины, а также увеличен диаметр выпускной трубы. Импортный карбюратор «Микуни» заменен отечественным К62М, имеющим ф...
Читать далее >>Новинка от ММВЗ Вот уже на протяжении двух с лишним лет Минский мотовелозавод выпускает мотоциклы М-103, которые завоевали популярность среди мотолюбителей. Благодаря небольшому весу, прочности и достаточной мощности двигателя они стали надежным средством передвижения на селе. Теперь завод освоил производство и начал выпуск нового мотоцикла—М-104. Он имеет ряд отличий от M103. Прежде всего, это облицовка рамы и карбюратора, которой не было на М-103. Облицовка улучшает внешний вид машины и облегчает ее обслуживание. Чтобы снять облицовку карбюратора, достаточно отвернуть один винт. Снимать облицовку рамы при эксплуатации практически не придется, но сделать это довольно легко: она крепится к раме только тремя болтами. Двигатель мотоцикла М-104 развивает мощность 5,5 л. с. при 5000—5200 об/мин. Увеличение мощности достигнуто небольшим изменением фаз газораспределения в цилиндре, а также подборкой системы выпуска. Расход топлива при этом не увеличился. М-104 расходует 2...
Читать далее >>Карбюраторы из Индии С мая 1989 года на часть мотоциклов Минского мотовелозавода (ММВЗ) устанавливают карбюраторы «Миккарб» VM-24SH и «Пакко» P-47R, изготовленные в Индии. Разработаны они японской фирмой «Микуни» довольно давно. По конструкторскому замыслу отечественный прибор К62 более совершенен и современен. Однако делают его настолько плохо, что стали массовыми жалобы потребителей: невозможно добиться приемлемой работы двигателя, отрегулировать карбюратор. Мотоциклисты охотно меняют его на старый — типа К36, давно снятый с производства. Кроме низкого качества изготовления, сказываются и ошибочно выбранные для нашего двигателя параметры К62 — скажем, велик диаметр диффузора. На предложения ММВЗ и жалобы потребителей Ленинградский карбюраторный завод не реагирует, модернизация откладывается год за годом. В этой ситуации на мотовелозаводе не нашли иного выхода, кроме импорта карбюраторов из Индии.Статья конструктора ММВЗ Г. ПИЛЮКЕВИ...
Читать далее >>