В канун Октябрьского праздника коллектив Минского мотоциклетного и велосипедного завода изготовил первую промышленную партию новых дорожных мотоциклов «Минск», получивших обозначение ММВЗ-3.111*, а с первого дня нынешнего года (1974) приступил к их серийному выпуску. ( * Это обозначение. соответствующее принятой ныне классификации, расшифровывается так: ММВЗ — Минский мотоциклетный и велосипедный завод, цифра 3 — класс мотоцикла (125 см3), первая единица — дорожный тип. 11 — порядковый номер модели, выпущенной заводом. )
При разработке новой модели перед конструкторами стояла задача создать мотоцикл современного облика, более надежный и долговечный по сравнению с предшественником — М-106. Думаю, что мотолюбители оценят внешние формы. Скажем только, что выбраны они в результате большой работы, которая была проведена конструкторами "завода совместно со специалистами ВНИИМотопрома, после тщательного изучения современных отечественных и лучших зарубежных образцов. Чтобы мотоцикл выглядел нарядным, художники предложили комбинированную окраску в два цвета — черный и вишневый.
Несмотря на значительные отличия «Минска» от М-106, удалось обеспечить широкую взаимозаменяемость их узлов и деталей, достигающую в процентном выражении величины 83,7. Например, двигатель, переднюю вилку, амортизаторы задней подвески, колеса, седло и некоторые другие узлы можно использовать на наших прежних моделях без всякой переделки. Это удобно для мотоциклистов — легче приобретать запчасти и выгодно для государства — меньше затраты на освоение производства.
А что нового в «Минске»?
Двигатель получил другой цилиндр и крышки картера. Они изменили в лучшую сторону не только его вид, но и придали более современные линии всему мотоциклу. Чтобы обеспечить "легкий доступ к карбюратору и воздушному фильтру, их оставили открытыми, отказавшись от кожухов.
Изменена форма рамы и увеличена толщина стенок наиболее нагруженных ее труб.
Если говорить о подвеске, то надо отметить, что устранена возможность течи жидкости из амортизаторов передней вилки. Это достигнуто применением не торцевого, как на М-106, а радиального уплотнения верхней гайки. Для более надежной герметизации резьбовых соединений корпусов сальников на вилке передней подвески и в амортизаторе задней подвески изменены размеры резиновых колец.
В колесах мотоцикла стальные штампованные ступицы уступили место литым из алюминиевого сплава. Вместе со спицами измененной конструкции они сообщили колесу более высокую жесткость и прочность.
Седло стало удобнее и красивее.
Обивка его имеет тиснения, а заклепки закрыты хромированными накладками.
Инструментальные ящики, расположившиеся по бокам седла, будут полезны водителям, поскольку в них помимо инструмента можно хранить кое-какие запасные части. Форма ящиков, гармонирующая с новым баком и картером двигателя, вместе с ними придает мотоциклу «спортивный» вид.
Система электрооборудования пополнилась очень важным в нынешнее время устройством — указателями поворота. В него входят четыре фонаря (два впереди — у фары, два сзади — под седлом), реле-прерыватель и переключатель. Новая фара с лучшими световыми характеристиками обеспечивает хорошее освещение дороги. В нее встроен спидометр с освещаемой шкалой. В систему введен дроссель, который предотвращает перегорание ламп заднего фонаря и спидометра. В дальнейшем предполагается устанавливать более совершенный задний фонарь.
Гарантийный срок службы нового мотоцикла составляет 10 000 километров пробега, а до капитального ремонта он проходит не менее 20 000 километров. Как и предыдущие наши модели, «Минск» пригоден для эксплуатации на плохих дорогах и в условиях бездорожья.
Техническая характеристика мотоцикла ММВЗ-3.111 Минск
(в скобках приведены отличающиеся параметры прежней модели М-106)
Общие данные | |
база, мм | 1230 — 1275 |
дорожный просвет, мм | 135 |
длина, мм | 2100 |
ширина, мм | 660 |
высота, мм | 1000 |
максимальная скорость, км/час | 90 (85) |
вес сухой, кг | 100 |
максимальная нагрузка, кг | 150 |
средний эксплуатационный расход топлива, л/100 км | 3,5 — 4,0 |
Двигатель | |
тип | двухтактный, одноцилиндровый воздушного охлаждения |
диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 52/58 |
рабочий объем, см3 | 123 |
степень сжатия | 8,2 — 8,8 |
максимальная мощность, л. с. | 9,5 (9,0) |
число об/мин | 5000—5200 |
карбюратор | К-36С |
бензин | А-72 или А-76 |
Трансмиссия | |
коробка передач | четырехступенчатая |
передаточные числа на передачах: | |
первой | 2,924 |
второй | 1,966 |
третьей | 1,331 |
четвертой | 1,000 |
Ходовая часть | |
передняя вилка | телескопическая |
колеса | взаимозаменяемые |
тормоза | барабанные диаметром 125 мм |
размер шин: | |
в миллиметрах | 64 — 484 |
в дюймах | 2,50—19 |
Электрооборудование | |
генератор переменного тока | Г-421 (Г-411) |
катушка зажигания | Б-302 (Б-300) |
дроссель | ДР-100 |
фара | ФГ-133 (ФГ-138) |
задний фонарь | ФП-246 (ФП-230) |
спидометр | СП-131 (СП-115В) |
свеча зажигания | А7, 5УС или А6БС |
фонари указателей поворота | УП-208 |
реле указателей поворота | РС-421 |