Рис. Я. Бронникова
Столкновение мотоцикла с автомобилем чрезвычайно опасно. А для человека за рулем мотоцикла — смертельно опасно! Видимо, все отчетливо понимают, что мотоциклист уязвим буквально со всех сторон. Водителю автомобиля еще можно надеяться на счастливый исход при аварии, ибо конструкторы за последнее время сделали немало, чтобы защитить и его и пассажиров от тяжелых травм. В современных автомобилях появился целый ряд средств так называемой пассивной безопасности, то есть устройств, которые в нужный момент срабатывают помимо воли водителя. Скажем, ремни безопасности, (небьющиеся стекла, утапливающиеся рули, мягкая обивка панелей и т. п. У мотоциклиста ничего зтого нет, разве только защитный шлем, которым некоторые, к сожалению, до сих пор еще пренебрегают.
Автор, признаюсь, сам не мотоциклист и на «ИЖе» или «Яве» сидел лишь в качестве пассажира. Он водитель автомобиля. И как раз поэтому решил высказать водителю мотоцикла то, что свой брат-мотоциклист ему скорее всего не скажет. Не скажет уже потому, что смотрит на ту или иную аварийную ситуацию его же глазами. А чтобы ездить безопасно, надо представлять себе, какой она видится и другому водителю, водителю автомобиля. Тут немало технических, физиологических и психологических факторов, не учитывать которые Просто нельзя.
Когда в протокол о дорожном происшествии водитель автомобиля вписывает свое объяснение, слова "не видел" или "не заметил мотоцикл" встречаются довольно чаcто. Конечно, скидок на это никто не делает, и мы не собираемся. Должен был видеть — и все. Но, оказывается, иной (раз дело не в невнимательности водителя, хотя такое, к сожалению, встречается. Давайте разберемся, отчего не всегда это получается, "увидеть".
Мотоцикл летит по шоссе. Скорости у двухколесных машин сейчас приличные — 100—120 км/час. Но и любые препятствия мотоциклисту заметить легче. Можно утверждать наверняка, что обзорность и видимость у него намного лучше, чем у водителя автомобиля. Чуть повернул голову — и все как на ладони. А из кабины как-никак часть разворачивающейся панорамы всегда скрадывается: грязь на стеклах, стойки и крыша кузова существенно ограничивают поле зрения водителя. За левым его плечом неизбежно создается непросматриваемая, как говорят, слепая зона. И если у автомобиля с его внушительными габаритами спрятаться в ней шансов не много, то у мотоциклиста больше чем достаточно. С появлением на крыльях автомобилей зеркал бокового вида положение немного изменилось, но сколько десятков тысяч машин еще живут и будут жить без них. Отсюда должен следовать первый и важный для мотоциклиста вывод: в свои действия надо вносить поправку на то, что автомобилист по объективным причинам видит ситуацию хуже. Мотоциклист перед обгоном, например, оглянулся — и уже знает, есть кто за спиной или нет. Он даже на слух может оценить обстановку и почти не ошибется. У водителя автомобиля так не получится. Мы уж не говорим о том, что в кабине ревущего грузовика и своего-то голоса почти не слышно, а на больших скоростях и в легковом автомобиле внешние шумы почти пропадают.
Теперь о видимости. Даже автомобили, машины довольно крупные, и те не всегда хорошо различимы на серой ленте дороги или на фоне придорожного пейзажа. Автомобили ярких расцветок бросаются в глаза сразу, а вот машины черных, бледных тонов воспринимаются значительно хуже. Мотоциклы же порой просто пропадают на шоссе, заблаговременно заметить их нелегко. Если учесть, что при возросших скоростях движения у водителей на оценку обстановки остаются даже не секунды, а их десятые доли, то легко представить, какую опасность таит «замаскировавшийся», слившийся с дорогой мотоциклист. К сожалению, почему-то не все, и особенно молодые мотоциклисты, об этом помнят. По причинам, вероятно, чисто психологического свойства. Они-то видят автомобиль на дороге отчетливо, вот и полагают, что его водитель находится в таком же положении. Между тем, статистика свидетельствует, что очень многие столкновения мотоциклистов с автомобилями на перекрестках дорог, при обгонах, поворотах и других маневрах, даже тогда, когда преимущество было на их стороне, происходили вовсе не потому, что водители автомобилей не усвоили соответствующих положений правил движения, а только из-за того, что слишком поздно замечали мотоциклиста.
Что же можно предложить? Добиваться определенной перестройки в сознании водителя мотоцикла, и наряду с этим принять самые решительные меры к тому, чтобы сделать мотоциклиста и его машину ярче, заметнее на дороге. Теперь уж неизвестно, кто придумал для мотоциклистов коричневые и черные куртки из кожзаменителя, но ясно, что требованиям безопасности движения они не отвечают. Посмотрите, как стали одевать сейчас, например, дорожников, рабочих, убирающих улицы. В яркие оранжевые жилеты, которые прекрасно выделяют их на проезжей части. Но ведь слившийся с окружающим мотоциклист во много раз опаснее. Рабочий стоит на месте, а мотоцикл несется.
Не стоит, конечно, выбрасывать купленные костюмы, но приобрести или сшить легкие куртки и надевать их поверх всем по силам. Даже белые защитные шлемы и то помогают. Проведите семи несложный эксперимент, и вы увидите, что в одних и тех же условиях мотоциклист в шлеме заметен на расстоянии почти в два раза большем, чем тогда, когда он без шлема. Цвет самого мотоцикла особой роли здесь не играет: слишком уж мало у него открытых металлических поверхностей. Значит, вся надежда на яркий костюм самого водителя.
Есть у рассматриваемого нами явления и другой аспект. Он заключается в том, что водители привыкли ориентироваться на дороге по автомобилям. Во-первых, потому что их в транспортных потоках от 90 до 95 процентов, а во-вторых, чего греха таить, потому что мотоцикл реальной угрозы для них не представляет. К тому же некоторым водителям еще кажется, что двухколесная машина движется медленнее и он всегда успеет завершить маневр.
Поэтому, события часто развиваются так: шофер на подходе к перекрестку дорог глянул вправо — никого не заметил, а точнее, как потом выясняется, его подвела твердая уверенность в том, что автомобилей в непосредственной близости не было. После чего он, разумеется, переключил свое внимание в другую сторону, тем более, если слева действительно есть какие-то помехи, и выехал на шоссе. Вот тут-то он и замечает мчащегося наперерез мотоциклиста! Но время уже безнадежно упущено... Сколько трагедий на дорогах разыгралось именно при подобных обстоятельствах! Для мотоциклистов такие столкновения почти всегда смерть...
Учитывая тот факт, что глаз водителя определенным образом «настроен» и останавливается в первую очередь на габаритах автомобилей, перед перекрестком лучше всего подтянуться и следующим впереди автомобилям с тем, чтобы миновать опасный участок вместе с ними. Если дорога пустынна, в качестве предупредительной меры можно рекомендовать езду с зажженной фарой. Даже днем. Опыты, проведенные за рубежом, показали, что автомобиль или мотоцикл с включенными фарами скорее привлекают внимание водителей.
Или возьмем такой, распространенный маневр, как обгон. Уже из сказанного, думается, ясно, что мотоциклисту надо выходить на обгон заранее. Больше шансов, что водитель автомобиля вовремя его заметит, а у самого мотоциклиста больше уверенности в том, что не произойдет обратное.
К сожалению, мотоциклисты часто обгоняют иначе. Подтянутся к грузовику и выжидают благоприятного момента. Все правильно, вроде бы, но... За автомобилем — слепая зона! И повиснув, как говорят, на хвосте впереди идущего автомобиля, водитель мотоцикла совершает первую серьезную ошибку. Если, не видя его, водитель автомобиля, скажем, при объезде препятствия или выбоины на проезжей части, возьмет влево, столкновения почти не избежать. Но, допустим, ничего этого не было и дорога впереди освободилась. Тут мотоциклист без всякой подготовки выскакивает из-за спины и мгновенно начинает обгон, появляясь в поле зрения обгоняемого совершенно неожиданно и в самый последний момент. На что он при этом надеется? Большей частью на то, что успеет проскочить опасную зону быстро, во всяком случае, быстрее, чем (водитель автомобиля совершит какой-нибудь маневр. Но такие «расчеты» никуда не годятся. Это езда «на авось», которая до добра не доводит. Десять раз проскочите, а на одиннадцатом, двадцатом, сотом...
Другая опасная ошибка — начинать обгон вслед за идущим впереди автомобилем, тем более за большим грузовиком. Дело в том, что обгоняемый водитель, сосредоточие внимание на приближающемся грузовике, мотоциклиста просто не замечает. Ему кажется, что позади больше никого нет, и, пропустив обгоняющий автомобиль, он, уверенный в полной безопасности, начинает поворот... В последний момент замечает опасность, но, как правило, это уже не спасает, потому что оба водителя не были готовы к такому повороту событий. Мы не оправдываем водителя автомобиля и лишь хотим, чтобы мотоциклист предвидел ситуацию и не начинал обгон до тех пор, пока не будет уверенности, что обгоняемый водитель его заметил.
Размышляя о причинах таких в общем-то элементарных просчетов, мы хотели бы высказать в конце следующее, может быть и не бесспорное, соображение.
Мотоциклистом становятся в основном после самостоятельной подготовки. Сводится она, помимо изучения правил движения, к овладению лишь приемами управления машиной. Водительский экзамен автоинспекция, к сожалению, тоже проводит на «пятачке» и нескольких фигурах. Вот и все университеты. Но это, согласитесь, начальная школа, не больше. С таким образованием далеко не уедешь и в прямом и в переносном смысле слова. Жизнь убедительно доказывает, что в нынешних условиях взаимосвязаны и взаимозависимы многие элементы движения, и постичь эту науку по книгам практически невозможно, Остается надеяться лишь на то, что водитель со временем, как говорят, прикатается, наберется опыта. Но расплачиваться порой приходится очень дорогой ценой. Ведь в этой «школе» отметки часто ставятся кровью.
Речь идет об организации самой серьезной учебы и выдаче водительских прав только после окончания мотошколы или специальных курсов. Конечно, деле не должно свестись к тому, что в положении о порядке присвоения квалификации водителя появится запись об обязательном курсовом обучении. Главное, чтобы приемы безопасного вождения действительно преподавали, чтобы им уделяли внимание учебные программы, чтобы на эту тему было больше учебных кинофильмов, специально разработанных тестов, чтобы были мотодромы, тренажеры и т. д. Может быть, и не обязательно курсовое обучение, но какой-то техминимум, по основам безаварийного вождения машин перед экзаменами на получение водительских прав совершенно необходим. Лучше на специальном мотодроме, а на крайний случай — в кинозале. Кстати, кинематографическими приемами — замедленной съемкой, стоп-кадром, мультипликацией и другими — можно достичь того, что никогда не удастся воспроизвести на дороге или полигоне. К сожалению, таких фильмов, которые учили бы, как предвидеть опасные ситуации и выходить из них, у нас до обидного мало.
Сказанным, разумеется, не исчерпаны многочисленные проблемы безопасности движения. Такую цель эти заметки и не преследовали. Вместе с тем, автор не хотел бы, чтобы они были поняты кем «отпущение грехов» водителям автомобилей. Просто это разговор об отдельных причинах дорожных происшествий, которые сами мотоциклисты даже при просчетах других водителей в состояние устранить, если в складывающейся порой на дороге обстановке не будут полагаться на удачу.
Г. ЗИНГЕР
1971N10P22-23
Найденная мощность Журнал уже много рассказывал об эксплуатации мотоцикла — об уходе за электрооборудованием, балансировке колес, о расходе топлива.Эта статья посвящена доводке двухтактного мотоциклетного мотораМногие мотолюбители полагают, что для восстановления былой мощности двигателя достаточно заменить изношенные детали новыми и аккуратно обкатать машину. Обычно так и бывает, но нередко, завершив ремонт, с недоумением констатируют его малую эффективность и, безуспешно испытав различные варианты регулировок, делают вывод, что нельзя получить от этого двигателя большего. На самом же деле, если все другие системы исправны, очень часто можно заметно повысить основные параметры (мощность, приемистость, экономичность) такого мотора доводкой, а точнее, взаимной подгонкой некоторых его деталей.Дело в том, что, в силу требований массового производства, каким является мотоциклостроение, некоторые размеры деталей, особенно получаемых литьем, имеют довольно значительный разброс. Ес...
Читать далее >>Слово водителям Яв Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст...
Читать далее >>Мотоциклы категории «Эндуро» (по-испански — выноcливый) сегодня завоевали широкую популярность. Они предназначены для туристских поездок по проселку, лесным, каменистым. заснеженным' дорогам и отличаются от обычных дорожных моделей малым весом, высоко поднятыми глушителями и щитками колес, шинами с развитыми грунто-зацепами, отсутствием декоративных деталей и меньшим, точнее минимальным, комфортом. Эти спартанские по характеру мотоциклы можно назвать чем-то средним между дорожными и кроссовыми. На первый взгляд «Эндуро» легко отличить от кроссовой машины по наличию фары. Модель «988» типа «Эндуро» включило в свою производственную программу известное чехословацкое предприятие "ЧЗ". По существу, это модификация кроссового мотоцикла ЧЗ. но с менее форсированным двигателем (ниже степень сжатия и мощность), повышенными надежностью и долговечностью, полным электрооборудованием. в том числе фарой, указателями поворота, генера...
Читать далее >>«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...
Читать далее >>В предыдущем номере (февраль 1976) журнала была опубликована статья о редакционных испытаниях нового мотоцикла. В ней упоминалось, что он был принят редакцией в январе минувшего года. А в августе из Ижевска пришло сообщение, что вместо него можно получить на заводе другую машину, уже с раздельной смазкой. Один из авторов этой статьи, Б. ДЕМЧЕНКО отправился на старом мотоцикле в Ижевск, а вернулся оттуда на другом, с раздельной смазкой. Ниже мы публикуем путевые заметки об этой поездке, которая входила в программу редакционных испытаний, и материал инженеров Э. КОНОПА и Л. ОВСИЕВИЧА, основанный на дальнейшей эксплуатации мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт». 5августа. От Москвы до Казани 800 километров отличной дороги. Они пройдены без единой задержки. Жара — около 28 градусов. Мотор работает чисто, спокойно. Но на скоростях выше 110 км/час появляется детонация, а при выключении зажигания наблюдаются калильные вспышки. Однако перегрева, потери мощности нет.6ав...
Читать далее >>